Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:55, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Дошкольной педагогике".

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры ДП.docx

— 126.97 Кб (Скачать файл)

Цель 2 этапа - обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках.

Цель 3-го этапа - формирование представлений об эталонах. Сенсорные эталоны - это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.

Цель 4-го этапа -создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организация собственной деятельности.

На  первом году жизни ребенка задачи сенсорного воспитания успешно решаются в манипулятивной и предметной деятельности. В дальнейшем богатейшие возможности сенсорного развития таят в себе такие виды деятельности, как игровая, трудовая, конструктивная, изобразительная. В каждом из этих видов деятельности - своя сенсорная основа. В изобразительной деятельности - это восприятие и различение цвета, оттенков, формы, величины, пространственного расположения, пропорций, в трудовой деятельности - восприятие и различение особенностей материалов, их пластичности, фактуры, барических свойств и др. Совершенствование любой деятельности зависит от уровня сенсорного развития ребенка. Особенно отчетливо эта зависимость прослеживается в художественных видах деятельности, в которых требуется преимущественное развитие тех или иных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и тонкость дифференцировок.

. Современные исследования  сенсорного воспитания дошкольников

С точки зрения А.В. Запорожца, психическое развитие ребенка может быть научно понято только как процесс самодвижения, возникновения и преодоления  внутренних противоречий. В качестве одного из основных. А.В. Запорожец выделяет противоречие между возросшими физиологическими и психическими возможностями ребенка, с одной стороны, и сложившимися ранее видами взаимоотношений с  окружающими людьми и формами  деятельности — с другой.

Замысел А.В. Запорожца, который он четко обозначил, состоял в том, чтобы рассмотреть  психическое развитие ребенка на протяжении каждого возрастного  периода как формирование целостного уровня регуляции поведения, характеризующегося системой взаимосвязанных и соответствующих  друг другу познавательных и мотивационно-эмоциональных качеств.

Дальнейшее  развитие идей А.В. Запорожца в трудах его последователей: Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова и О.А. Дьяченко

Л.А. Венгер полагал, что детское развитие обусловлено освоением системы средств психической деятельности, которые человечество вырабатывает в процессе своего становления. Заслуга Л.А. Венгера заключается в том, что он теоретически разработал, детально описал и экспериментально исследовал развитие познавательных способностей детей-дошкольников.

Педагогические  идеи А.В. Запорожца развивал и Н.Н. Поддьяков. Первые работы Н.Н. Поддьякова посвящены изучению ориентировочно-исследовательской деятельности дошкольников. Развивая это направление, Н.Н. Поддьяков разработал оригинальную теорию познавательного развития ребенка.

Результаты  исследования позволили Н.Н. Поддьякову с новых позиций подойти к решению проблемы детского развития и саморазвития. Подводя итоги проведенного в этом направлении исследования, ученый сформулировал новый основополагающий принцип построения дошкольных программ - принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития. Этот принцип является основополагающим, на нем базируются все остальные принципы.

Н.Н. Поддьяковым и его сотрудниками в 80-е гг. было разработано фундаментальное направление научных исследований формирования и развития творчества у детей дошкольного возраста.

Существенный  вклад в становление идей В.А. Запорожца и его ученика Л.А. Венгера внесла О.А. Дьяченко — доктор психологических наук, научный руководитель программы «Развитие».

Исследования познавательного  развития дошкольников привели О.М. Дьяченко к созданию оригинальной концепции  творческого воображения. Ею разработаны  многочисленные методы диагностики  познавательных и творческих способностей, методы развивающего обучения, новые  способы активизации творческой деятельности дошкольников.

 

20.Характеристика понятий «нравственное воспитание» и «нравственное развитие». Механизм соц.-нравственного воспитания дошкольников.

Нравственное  воспитание - целенаправленный процесс  приобщения детей к моральным  ценностям человечества и конкретного  общества.

Нравственное развитие д - это процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей.

Механизм нравственного становления личности:  Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка  должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но  знания и чувства порождают потребность  в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания:

(знания  и представления) + (мотивы) + + (чувства  и отношения) + (навыки и привычки) + + (поступки и поведение) = нравственное  качество. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности. Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.

 

21.Задачи и содержание соц.-нравственного воспитания.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.

Каждый  компонент имеет свои особенности  формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние  на другие компоненты.

Воспитание  носит исторический характер, и его  содержание меняется в зависимости  от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы человека.

Вторая  группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

Если  первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая - подвижна. На ее содержание оказывают влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни.

В советский  период задачи нравственного воспитания дошкольников (по второй группе) были сгруппированы в четыре смысловых блока. Надлежало воспитывать: гуманные чувства и отношения; начала патриотизма и интернационализма; трудолюбие, умение и желание трудиться; коллективизм.

На  современном этапе развития нашего общества существенных преобразований в формулировке смысловых блоков, пожалуй, не произошло. Они действительно вбирают в себя все аспекты нравственности. Но конкретное наполнение каждого блока и его значение, конечно, меняются, уточняются.

 

22.Средства и методы соц.-нравственного воспитания.

Группа художественных средств: Худ. литература, изобр. искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Природа: дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, худ. деятельность. Особое место в этой группе средств отводится общению. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений. Атмосфера, в которой живет ребенок. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Б. Т. Лихачев выделяет три группы методов:

методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования);

методы доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации);

методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку).

В. Г. Нечаева выделяет две группы методов:

организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности);

формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.

В.И.Логинова предлагает объединить все методы в три группы:

методы формирования нравственного  поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);

методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа);

методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания).

Новые исследования в области социально-нравственного  воспитания

Современные направления исследований проблемы формирования коллективных взаимоотношений детей дошк-го возраста:

1. изучение  особенностей форм-ия отдельных компонентов коллективных взаимоотношений;

2. роль разных  видов деят-ти;

3. форм-ие детского общества, личностных качеств, обеспечивающих р-ку комфортное развитие в коллективе;

4. развитие  индивидуальности, воспитание черт  коллективизма и умение жить  в коллективе;

5. роль взрослого  в детском коллективе;

6. построение  партнёрских взаимоотношений между  участниками целостного образовательного  процесса в д\с и др.

Направление исследований по проьлеме восп-ия нравственно-волевых качеств: А.В. Суровцева – восп-ие воли у дет дв; Е.Ю. Демурова – восп-ие дисциплин-ти; В.Г. Нечаева – восп-ие организованности; Р.С.Буре – восп-ие нравственно-волевых качеств в труде и на занятиях; Е.А.Ключникова – восп-ие настойчивости; Е.А.Киянченко – восп-ие осознанного отношения к правилам поведения

 

23. Задачи и содержание эстетического воспитания

Под эстетическим воспитанием понимается – организация  жизни и деят-ти детей, способствующая развитию эстетич-их чувств р-ка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

Задачи эстетического  воспитания дошкольников, исходя из его  цели, можно представить двумя  группами.

Первая  группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный результат  лишь при условии их тесной взаимосвязи  в процессе реализации.

На практике эстетическое восп-ие осуществляется посредством обуч-ия детей танцевальным движениям, прослушивания муз-ых произведений, стихов, обучения лепке, рисованию, аппликации, изготовлению поделок.

 

24.Условия и средства эстетического воспитания дошкольников.

Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определенные условия и средства:

1.Эстетика  быта - включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. Эстетика быта - это и внешний вид человека.

2.Природа. Именно в ней можно увидеть гармонию-основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании.

3.Условием и средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности.

4.Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.

Все названные выше средства эстетического  воспитания - быт, природа, искусство, деятельность - эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, на его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индивидуальные особенности развития детей.

Информация о работе Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"