Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Дошкольной педагогике".
8.Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.
Педагогические требования к игрушке:
1.Игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства
2.Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки. Содействовать развитию дошкольника может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям
3.Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре.
4.Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус.
Гигиенические требования к игрушкам:
1.Игрушки должны быть изготовлены из высококачественного нетоксичного материала.
2.Воспитатель должен следить за состоянием игрушек и своевременно устранить появившиеся дефекты. Особое внимание следует обращать на незаделанные края металлических и деревянных частей, плохо укрепленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т. д
3.В ДУ игрушки должны быть соответствующим образом размещены, что требует использования определенного игрового оборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т.д
44.История развития дошкольной дидактики.
Дидактика – раздел педагогики, который изучает теорию обучения и образования.
Дошкольная дидактика – раздел дидактики, в котором содержится теоретическое обоснование цели обучения, представлено содержание, формы, методы, средства, обеспечивающие целостное развитие личности ребенка и подготовку к школе.
Впервые идея последовательного обучения детей дошк. возраста была предложена Я.А.Каменским. Цель обучения он видел в нравственном развитии ребенка, в ознакомлении с окружающим миром и в подготовке ребенка к школе.
Весомый вклад внес Ф.Фребель. Он разработал свою систему обучения, основу которой составляла детально – разработанная программа, включающая в себя знания и способы деятельности, а также обучение в форме последовательно усложняющихся занятий.
Проблемой обучения детей от 4 до 10 лет занимался Одоевский. Цель обучения он видел в том, чтобы научить детей учиться, не стремясь при этом к обилию знаний. В основу обучения он положил упражнения, направленные на формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, называть предметы и определять их назначение.
Ушинский видел цель обучения в развитии умственных способностей и речи ребенка. Его работы «Детский мир» и «Родное слово» не утратили своей актуальности до настоящего времени.
На развитие дидактики оказало влияние деятельность Лесговта, Тихеевой, Флериной и др. Цель обучения дошк-в они видели в ознакомлении с окружающим миром и природой. В качестве средств обучения они хредлагали игры, народные сказки, поговорки, пословицы, самост. худ. деятельность детей.
В 50-е гг 20 столетия было организовано экспериментальное исследование по определению форм, методов, средств обучения, возглавила которое А.П.Усова. В результате этого исследования было введено в 1953г. бязательное систематическое обучение в д/с и основной формой обучения признано занятие. Введение систематического обучения на занятиях потребовало разработки специальных методик:
1.Методика муз. воспитания- Ветлугина. 2.Методика обучения родному языку – Соловьева. 3.Методика развития основных движений – Быкова.
4.Методика изо деятельности - Сакулина 5.Методика формирования элементарных математических представлений – Леушина.
Значительное влияние на развитие
дошкольной дидактики оказали психолого-
45.Основные дидактические принципы и специфика их применения в ДУ.
Принципы обучения – основные положения, которыми руководствуется педагог в своей работе.
В дошкольной педагогике применяются следующие принципы:
1.Принцип воспитывающего обучения. Толстой писал: «Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно»
2.Принцип развивающего обучения. Идея развивающего обучения было предложена Выготским: «Обучение должно идти впереди развития и вести его за собой». Он выделил 2 зоны ближайшего развития и актуального развития.
3.Принцип систематичности и последовательности. Я.А.Каменский писал: «От простого к сложному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному».
4.Принцип доступности.
5.Принцип наглядности. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь 5-и словам и он будет долго мучиться над ними. Освежите такие слова с наглядностью и он усвоит их налету».
6.Принцип научности. Предусматривает что мы даем научные знания доступные для детей, постепенно их усложняем.
7.Принцип сознательности и активности. Знания будут прочными, если они осознанны.
8.Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.
46.Методы обучения детей дошкольного возраста.
Метод – способ совместной деятельности педагога и ребенка, направленный на решение обозначенных задач.
В дошк. педагогике получила распространение классификация обучения по источнику получения знаний:
1.Наглядные. К ним относятся: наблюдение, рассматривание картин и предметов, демонстрация видеофильмов.
2.Словестные. К ним относятся: беседа, рассказывание, чтение худ. литературы.
3.Практические: упражнение, моделирование, опыты, эксперименты.
- Упражнение - многократное повторение умственных или практических действий заданного содержания. Различают: подражательные, конструктивные, творческие.
- Моделирование. Модель – предметное или графическое изображение чего-либо. Процесс создания модели называется моделирующей деятельностью.
В дошк. педагогике для обучения детей звуковому анализу слова разработаны модели Журовой. Для обучения детей конструированию разработан материал Парамоновой. По экологическому образованию разработаны модели Николаевой, Рыжовой и др.
В настоящее время широкое
1.Обьяснительно –
2. Репродуктивные
3.Проблемного изложения
4.Частично поисковые
5.Исследовательские.
47.Современные подходы к организации обучения в ДУ.
В 90-е годы 20 столетия назрела необходимость пересмотра подходок к организации обучения в ДУ.
Неустраивало и требовало пересмотра:
- учебно–дисциплинарная модель обучения;
- форма организации и методика обучения;
- среда, в условиях которой
организовывалось обучение
В результате исследований, проведенных Коротковой и Михайленко был осуществлен переход к новой образовательной перадигме.
- В основу обучения была
- Произошел отказ от
- Было сокращено общее
Коротковой и Михайленко было определено, что современное обучение должно быть воспитывающим, развивающим, игровым, познавательным, нравственно – действенным.
Основной формой обучения признана игра. Большое внимание в обучении придается самостоятельной деятельности детей.
48. Особенности воспитания и развития детей раннего возраста
Исследователи, изучавшие ребенка ран возр (В.М.Бехтерев, Н.М.Щелованов, Н.Л.Фигу-рина, Н. М. Аксарина, и многие другие) пришли к мнению, что характерной особенностью этого периода жизни человека является быстрый темп физического и психического развития. Р-к быстро набирает в весе, росте; начинают активно функционировать все жизненно важные системы организма; развиваются движения; укрепляются мышцы; появляются зубы.
Наряду с быстрым темпом физического развития этот период отличается и подверженностью ребенка заболеваниям, нарушениям в костной и мышечной системах, реальной опасностью нарушения сбалансированности организма. При этом последствия от нарушений, от неосторожного использования разного рода «инноваций» и от экспериментирования на ребенке могут проявиться не в раннем и даже не в дошкольном возрасте, а значительно позже.
Особенности развития ребенка в раннем возрасте связана и с тесной взаимосвязью и взаимовлиянием физического и психического развития. Недостатки в развитии движений, например, сказываются на уровне умственного развития малыша, общее ослабление организма (из-за плохого питания, отсутствия закаливания и др.) приводит к снижению умственной активности, невнимание к развитию мелкой моторики пальцев рук влечет за собой замедление в развитии речи. Ограничение, сдерживание движений вредят развитию ребенка.
Ребенок познает мир через ощущения, восприятие, которые способствуют его сенсорному развитию. К концу раннего возраста дети уже способны различать звуки по высоте, тембру, силе. Они различают мелодии по характеру, ладу, тональности; узнают и называют несколько цветов
Важным приобретением раннего возраста является овладение ребенком речью. Через гуканье, гуление, лепет малыш приходит к первым осмысленным словам. Значительно раньше ребенок начинает понимать обращенную к нему речь других людей, а уже к году у него появляется свой активный словарь.
Развитие речи связано с развитием мышления. Мышление в этом возрасте наглядно-действенное, и развивается оно на основе действий с предметами. Многое приходит в опыт ребенка через пробы и ошибки, через конкретные действия.
В раннем возрасте развиваются другие психические процессы - память, внимание. Они обеспечивают ребенку познание мира, в который он пришел. К середине второго года жизни малыш способен делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и действиями, между явлениями. Конечно, помогает ребенку в его развитии взрослый, который показывает, подсказывает, действует вместе с малышом.
Главным видом деятельности в раннем возрасте является предметная деятельность, но она тесно связана с общением и служит предпосылкой для появления самой важной для всего периода детства деятельности - игры.
В раннем возрасте
ребенок приобретает первоначал
Можно выделить некоторые закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста: быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго; приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения; эмоциональность как ведущая характеристика возраста; потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.
49. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста
Физически р-к стал крепче, он стал самостоятельнее, его движения отличаются большей координацией и уверенностью. Физ-ое разв детей в дошк. возр становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. Социальное, развитие набирает высокий темп.
Активно развиваются память, мышление, речь, воображение. Дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям.
Мышление
детей конкретно. Любознательность
стимулирует ребенка к
Среди объектов соц-ого мира, которые познает ребенок, находится и он сам. Дошкольник проявляет интерес к себе, к своему организму, к своему полу, к своим чувствам, переживаниям. Психологи называют это развитием самосознания. К старшему дошк возр р-к уже довольно много знает о себе, умеет управлять собственными чувствами и поведением, что способствует появлению произвольности поведения.
В дошк-ом возрасте у ребенка развивается воображение. Дети активно расширяют собственный запас слов, задумываются над их значением, пытаются объяснять смысл новых для них слов.
Достижением дошк-ого возраста является развитие разных видов деят-ти: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность. Ведущей деятельностью является игра. Игра стала разнообразнее по сюжету, по ролям. Теперь она гораздо длительнее. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения.
Качественно меняется характер развития эмоциональной сферы. Л. С. Выготский отмечал, что к 5 годам происходит «интеллектуализация чувств»: ребенок становится способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека.
Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями.
Развивается чувство собственного достоинства, которое иногда проявляется в повышенной обидчивости и порой служит причиной ссор между детьми.
Дошкольник
осваивает формы выражения