Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:59, шпаргалка
22.Новые исследования в области социально-нравственного воспитания
31. Происхождение игры и ее социальный характер.
32. Зарубежные теории игры.
2.Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.
3.Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данномигре персонаже.
Руководство сюжетно-ролевыми играми осуществляется в двух направлениях:
- формирование
игры как деятельности:
- использование игры как средства воспитания ребенка, становления детского коллектива.
38.Сущность режиссерских игр.
Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть воображаемая ситуация.Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников.
Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Естественно, что такое игровое общение для маленького ребенка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, искать с ними общий язык. Малыш исподволь готовится к этому общению, овладевая в режиссерской игре умением «видеть» картину игры, планировать ее, исходя из замысла, который зарождается у него в голове раньше, чем он начнет выполнять игровые действия. Ребенок учится распоряжаться своими силами.
Для развития сюжетно-ролевой игры немаловажное значение имеет умение посмотреть на игровую ситуацию с разных позиций. Именно таким образом глазами разных персонажей ребенок видит событие, отображаемое в режиссерской игре, потому что исполняет не одну роль, а несколько. Овладев режиссерской игрой, он сумеет взаимодействовать и с реальным партнером в сюжетно-ролевой игре.
Режиссерские игры возникают как индивидуальнаядеятельностьи остаются такими в раннем и младшем дошкольном возрасте. Режиссерские игры в одиночку наблюдаются и у старших дошкольников, особенно когда ребенок мало контактирует со сверстниками.
В среднем
и особенно старшем дошкольном возрасте
возникают совместныережиссерскиеигры.Объ
Учитывая
преимущественно индивидуальный характер
режиссерских игр, педагогприбегаеткопосредованно
Подборигровогоматериладлярежис
Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания, наводящего вопроса.Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.
39.Характеристика
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки).Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов.
От детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями.
Передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики), инициативы, самостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями.
В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.
Подготовка к театрализованной игре осуществляется в 3 этапа
1. освоение литературного текста,
который будет
2.этап реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.).
3. сама театрализованная игра, в
которой реализуются ранее
40.Характеристика строительно
Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности.
Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности.
Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов.
Различаются следующие виды строительного материала:
- специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы, конструкторы);
-природный (песок, снег, глина, камни);
-подсобный (доски, ящики, коробки и др.).
Игры
со строительными материалами
Наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности - все это определяет творческий характер игр со строительным материалом. Следует добавить и присущую этим играм работу воображения.
Особенностью игрсо строительными материалами является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение.
В теории и практике дошкольного воспитания сложилось несколько видов конструирования:
1.Конструирование по образцу - При использовании разных способов предъявления образца, а также изменении его характера, этот вид конструирования имеет много положительного: у детей формируются различные умения, они овладевают общими способами действий, усваивают последовательность операций, познают конструктивные возможности строительных материалов.
2.Конструирование по заданной теме подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы еерешения ограничены темой.
3.Конструирование по собственному замыслу - сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно: ставит перед собой цель деятельности, планирует ее, подбирает необходимый материал, реализует замысел.
4.Конструирование по условиям содержит большие развивающие возможности. Проводится после того, как дети научатся строить тот или иной предмет.
5.«Стройка по моделям» - вид конструирования, разработанный А. Р. Лурия. Ребенку предлагается модель постройки, на которой очертания составляющих элементов конструкции скрыты.
41.Виды и структура
Виды дидактических игр:
1.Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы.
- сюжетно-дидактические игры:дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин» и др.
- Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения.
2. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение.
3.Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.
Структура дидактической игры:
1. Дидактическая задача - подчеркивает
обучающий характер игры, направленность
содержания на процесс
2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.
3. Игровые действия - основа игры,
её сюжет, проявление
4. Игровые правила - определяют,
что и как нужно делать в
игре каждому ребенку,
В разных возрастных группах педагогическое руководство играющими детьми имеет свою специфику в соответствии с их психофизиологическими особенностями, но есть общие правила, которые воспитатель должен учитывать:
1.Необходимо создавать условия для игр
2.Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей
3.В поле зрения педагога всегда должны быть задачи развития у детей самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре.
4.Учитывая своеобразие дидактической игры как переходной формы к неигровой, учебной деятельности, следует избегать прямого обучения.
5.Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей
42. Предметно-развивающая среда.
Особенности организации
Разв-ая среда – это система материальных объектов деят-тиреб-ка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.
Предм-ая среда включает ряд базисных компонентов для физического, эстетического, познавательного и соц-ого развития детей.
Требования к построению развивающей среды:
- она должна быть современной, удобной для дет-й деят-ти;
- обеспечивать достижение
- сочетать народные и новые необычные компоненты;
- обладать вариативностью, что
обеспечивается своеобразием
- должна удовлетворять
Принципы построения РС в ДУ.
1. дистанции, позиции при
2. активности;
3. стабильности – динамичности;
4. комплексирования и гибкого зонирования;
5. инд-ой комфортности и эмоц-ого благополучия каждого р-ка;
6. сочетания привычных и
7. уважения к мнению р-ка;
8. учёта половых и возр-ых различий детей;
Динамичности – статичности среды.
Реализация принципов
43.Виды игрушек.
Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются:
1.Сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.
Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).
2.Игрушки - забавы: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.
3.Спортивные или Моторные
4.Музыкальные игрушки: бубен, рояль, металлофон, гармошки, барабаны.
5.Театральные игрушки:
6.Технические игрушки:
7.Строительные и конструктивные материалы: наборы геометрических тел, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки; смешаный строительный материал.
8.Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.