Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:59, шпаргалка

Краткое описание

22.Новые исследования в области социально-нравственного воспитания
31. Происхождение игры и ее социальный характер.
32. Зарубежные теории игры.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по дошкольной педагогике.docx

— 129.09 Кб (Скачать файл)

 

Педагогические требования к игрушке:

 

1.Игрушкадолжна  содействоватьразвитиюребенкана каждой возрастной ступеньке дошкольного детства

 

2.Особое требование предъявляется к тематике,содержаниюигрушки.Содействовать развитию дошкольника может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям

 

3.Игрушка должна быть динамичной,побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре.

 

4.Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус.

 

Гигиенические требования к игрушкам:

1.Игрушки должны быть изготовлены из высококачественного нетоксичного материала.

 

2.Воспитатель должен следить за состоянием игрушек и своевременно устранить появившиеся дефекты. Особое внимание следует обращать на незаделанные края металлических и деревянных частей, плохо укрепленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т. д

 

3.В ДУ игрушки должны быть соответствующим образом размещены, что требует использования определенного игрового оборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т.д

 

 

 

 

 

 

44.История развития дошкольной  дидактики.

Дидактика – раздел педагогики, который изучает теорию обучения и образования.

 

Дошкольная дидактика – раздел дидактики, в котором содержится теоретическое обоснование цели обучения, представлено содержание, формы, методы, средства, обеспечивающие целостное развитие личности ребенка и подготовку к школе.

 

Впервые идея последовательного обучения детей дошк. возраста была предложена Я.А.Каменским. Цель обучения он видел в нравственном развитии ребенка, в ознакомлении с окружающим миром и в подготовке ребенка к школе.

 

Весомый вклад внес Ф.Фребель. Он разработал свою систему обучения, основу которой составляла детально – разработанная программа, включающая в себя знания и способы деятельности, а также обучение в форме последовательно усложняющихся занятий.

 

Проблемой обучения детей от 4 до 10 лет занимался Одоевский. Цель обучения он видел в том, чтобы научить  детей учиться, не стремясь при этом к обилию знаний. В основу обучения он положил упражнения, направленные  на формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, называть предметы и определять их назначение.

 

Ушинский видел цель обучения в  развитии умственных способностей и  речи ребенка. Его работы «Детский мир» и «Родное слово» не утратили своей  актуальности до настоящего времени.

 

На развитие дидактики оказало  влияние деятельность Лесговта, Тихеевой, Флериной и др. Цель обучения дошк-в они видели в ознакомлении с окружающим миром и природой. В качестве средств обучения они хредлагали игры, народные сказки, поговорки, пословицы, самост. худ.деятельность детей.

В 50-е гг 20 столетия было организовано экспериментальное исследование по определению форм, методов, средств обучения, возглавила которое А.П.Усова. В результате этого исследования было введено в 1953г. обязательное систематическое обучение в д/с и основной формой обучения признано занятие.

 

Введение систематического обучения на занятиях потребовало разработки специальных методик:

1.Методика муз. воспитания- Ветлугина.

2.Методика обучения родному  языку – Соловьева. 

3.Методика развития основных  движений – Быкова.

4.Методика изо деятельности  - Сакулина

5.Методика формирования элементарных  математических представлений –  Леушина.

 

Значительное влияние на  развитие дошкольной дидактики оказали психолого-педагогические исследования возрастных возможностей усвоения знаний.(Поддьяков, Зопоржец, Эльконин, Венгер).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45.Основные дидактические принципы  и специфика их применения  в ДУ.

Принципы обучения – основные положения, которыми руководствуется педагог  в своей работе.

 

В дошкольной педагогике применяются  следующие принципы:

1.Принцип воспитывающего обучения. Толстой писал: «Нельзя воспитывать,  не передавая знаний, всякое знание  действует воспитательно»

 

2.Принцип развивающего обучения. Идея развивающего обучения было  предложена Выготским: «Обучение  должно идти впереди развития  и вести его за собой». Он  выделил 2 зоны ближайшего развития  и актуального развития.

 

3.Принцип систематичности и  последовательности. Я.А.Каменский  писал: «От простого к сложному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному».

 

4.Принцип доступности.

 

5.Принцип наглядности. Ушинский  писал: «Учите ребенка каким-нибудь 5-и словам и он будет долго мучиться над ними. Освежите такие слова с наглядностью и он усвоит их налету».

 

6.Принцип научности. Предусматривает что мы даем научные знания доступные для детей, постепенно их усложняем.

 

7.Принцип сознательности и активности. Знания будут прочными, если они  осознанны.

 

8.Принцип учета возрастных и  индивидуальных особенностей.

 

 

 

 

46.Методы обучения детей дошкольного  возраста.

- Метод – способ совместной деятельности педагога и ребенка, направленный на решение обозначенных задач.

В дошк. педагогике получила распространение классификация обучения по источнику получения знаний:

1.Наглядные. К ним относятся:  наблюдение, рассматривание картин  и предметов, демонстрация видеофильмов.

2.Словестные. К ним относятся:  беседа, рассказывание, чтение худ.литературы.

3.Практические: упражнение, моделирование,  опыты, эксперименты.

 

- Упражнение -  многократное повторение умственных или практических действий заданного содержания. Различают: подражательные, конструктивные, творческие.

 

- Моделирование. Модель – предметное или графическое изображение чего-либо. Процесс создания модели называется моделирующей деятельностью.

 

В дошк. педагогике для обучения детей звуковому анализу слова разработаны модели Журовой. Для обучения детей конструированию разработан материал Парамоновой. По экологическому образованию разработаны модели Николаевой, Рыжовой и др.

 

В настоящее время широкое признание  получила классификация обучения по характеру познавательной деятельности, предложенная Ланером и Скаткиным:

1.Обьяснительно – иллюстративные, или информационно – рецептивные

2. Репродуктивные

3.Проблемного изложения материала

4.Частично поисковые

5.Исследовательские.

 

47.Современные подходы к организации  обучения в ДУ.

В 90-е годы 20 столетия назрела необходимость  пересмотра подходок к организации  обучения в ДУ.

 

Неустраивало и требовало пересмотра:

- учебно–дисциплинарная модель  обучения;

- форма организации и методика  обучения;

- среда, в условиях которой  организовывалось обучение дошкольников.

 

В результате исследований, проведенных  Коротковой и Михайленко был осуществлен  переход к новой образовательной перадигме.

 

В основу обучения была положена личностно – ориентированная модель.

 

Произошел отказ от фронтальной  формы обучения к подгрупповой форме  обучения.

 

Было сокращено общее количество занятий, остались занятия 3-х циклов: познавательного, эстетического и  направленные на подготовку к школе.

 

Коротковой и Михайленко было определено, что современное обучение должно быть воспитывающим, развивающим, игровым, познавательным, нравственно – действенным.

 

Основной формой обучения признана игра. Большое внимание в обучении придается самостоятельной деятельности детей.

 

 

 

 

 

48. Особенности воспитания и  развития детей раннего возраста

Исследователи, изучавшие ребенка  ран возр (В.М.Бехтерев, Н.М.Щелованов, Н.Л.Фигу-рина, Н. М. Аксарина, и многие другие) пришли к мнению, что характерной особенностью этого периода жизни человека является быстрый темп физического и психического развития. Р-к быстро набирает в весе, росте; начинают активно функционировать все жизненно важные системы организма; развиваются движения; укрепляются мышцы; появляются зубы.

Наряду с быстрым темпом физического  развития этот период отличается и  подверженностью ребенка заболеваниям, нарушениям в костной и мышечной системах, реальной опасностью нарушения сбалансированности организма. При этом последствия от нарушений, от неосторожного использования разного рода «инноваций» и от экспериментирования на ребенке могут проявиться не в раннем и даже не в дошкольном возрасте, а значительно позже.

Особенности развития ребенка в  раннем возрасте связана и с тесной взаимосвязью и взаимовлиянием физического и психического развития. Недостатки в развитии движений, например, сказываются на уровне умственного развития малыша, общее ослабление организма (из-за плохого питания, отсутствия закаливания и др.) приводит к снижению умственной активности, невнимание к развитию мелкой моторики пальцев рук влечет за собой замедление в развитии речи. Ограничение, сдерживание движений вредят развитию ребенка.

Ребенок познает мир через ощущения, восприятие, которые способствуют его  сенсорному развитию. К концу раннего возраста дети уже способны различать звуки по высоте, тембру, силе. Они различают мелодии по характеру, ладу, тональности; узнают и называют несколько цветов

Важным приобретением раннего  возраста является овладение ребенком речью. Через гуканье, гуление, лепет малыш приходит к первым осмысленным словам. Значительно раньше ребенок начинает понимать обращенную к нему речь других людей, а уже к году у него появляется свой активный словарь.

Развитие речи связано с развитием мышления. Мышление в этом возрасте наглядно-действенное, и развивается оно на основе действий с предметами. Многое приходит в опыт ребенка через пробы и ошибки, через конкретные действия.

В раннем возрасте развиваются другие психические процессы - память, внимание. Они обеспечивают ребенку познание мира, в который он пришел. К середине второго года жизни малыш способен делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и действиями, между явлениями. Конечно, помогает ребенку в его развитии взрослый, который показывает, подсказывает, действует вместе с малышом.

Главным видом деятельности в раннем возрасте является предметная деятельность, но она тесно связана с общением и служит предпосылкой для появления самой важной для всего периода детства деятельности - игры.

В раннем возрасте ребенок приобретает  первоначальный социальный опыт. Ребенок раннего возраста еще долгое время после акта рождения удерживает биологическую связь с матерью. И эта связь помогает сохранять эмоциональную устойчивость, эмоциональный комфорт, без которых нарушается баланс в развитии и не формируется доверие к миру.

Можно выделить некоторые закономерности в развитии детей на этапе раннего  возраста: быстрый темп физического  и психического развития, взаимосвязь  первого и второго; приобретение ребенком первоначального социального  опыта, привычек поведения; эмоциональность  как ведущая характеристика возраста; потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.

 

 

 

 

 

 

49. Воспитание и развитие детей  дошкольного возраста

Физически р-к стал крепче, он стал самостоятельнее, его движения отличаются большей координацией и уверенностью. Физ-оеразв детей в дошк. возр становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. Социальное, развитие набирает высокий темп.

Активно развиваются память, мышление, речь, воображение. Дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям.

 

Мышление детей конкретно. Любознательность стимулирует ребенка к исследовательской  деятельности, экспериментированию, к  обращениям с вопросами к взрослым.

Среди объектов соц-ого мира, которые познает ребенок, находится и он сам. Дошкольник проявляет интерес к себе, к своему организму, к своему полу, к своим чувствам, переживаниям. Психологи называют это развитием самосознания. К старшему дошквозр р-к уже довольно много знает о себе, умеет управлять собственными чувствами и поведением, что способствует появлению произвольности поведения.

 

В дошк-ом возрасте у ребенка развивается воображение. Дети активно расширяют собственный запас слов, задумываются над их значением, пытаются объяснять смысл новых для них слов.

Достижением дошк-ого возраста является развитие разных видов деят-ти: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность. Ведущей деятельностью является игра. Игра стала разнообразнее по сюжету, по ролям. Теперь она гораздо длительнее. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения.

 

Качественно меняется характер развития эмоциональной сферы. Л. С. Выготский  отмечал, что к 5 годам происходит «интеллектуализация чувств»: ребенок  становится способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека.

Существенно изменяются отношения  со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность  вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями.

 

Развивается чувство собственного достоинства, которое иногда проявляется  в повышенной обидчивости и порой  служит причиной ссор между детьми.

Информация о работе Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"