Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 11:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Дошкольной педагогике"
В мл. гр. внимание детей привлекают к растениям и животным. Воспитатель организует наблюдения за животными и при этом старается поддерживать интерес малышей. Вместе со взрослым и под его руководством ребенок ухаживает за живыми объектами.
Результатом этого труда может быть материальный продукт. Это сближает детский труд с производительным трудом взрослых. Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат: посеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение.
Труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу.
Труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.
Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки. Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т. п.
42. Происхождение игры и ее социальный характер.
Еще в начале 20-го века среди ученых не было единого мнения в том, что первично в чел. обществе труд или игра. Многие высказывались что игра возникла раньше труда.
Впервые с противоположной точкой зрения выступил немецкий философ и психолог Вунд, который считал, что игра это дитя труда. Данная точка зрения получила развитие в деятельности Плеханова, что нашло отражение в его работе «Письма без адреса». Изучая историю происхождения искусства, он пришел к выводу, что игра, как и искусство, имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе. Труд предшествовал игре и определял ее содержание.
Плеханов подчеркивал соц. характер игры и отмечал, что в жизни отдельного человека игра предшествует труду, т.к. она служит средством передачи культурных приобретений от одного поколения к другому.
Впервые научное обоснование соц. характера игры было дано Ушинским в его работе «Человек как предмет воспитания».
Эльконин на основе анализа этнографического материала, выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии сюжетно – ролевой игры. Он считал, что на заре существования человеческого общества игры вообще не было. Дети очень рано начинали трудиться, с развитием общества и с усложнением орудий труда дети выполнять трудовые действия не могли, они подражали труду взрослых. Так орудия труда превратились в игрушки. Взрослые способствуют распространению детской игры.
По мнению Эльконина, Леонтьева, Жуковской развитие игры в дошкольном детстве происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых , к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.
40. Формы организации
элементарной трудовой
Выбор формы организации тр-ой деят-ти детей зависит прежде всего от:
1) возрастных и
2) уровня трудового опыта детей;
3) конкретных восп-ых задач.4) содержания труда.
Тр. Поручение – возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников.
Особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача; это наиболее простая форма организации тр. деят-ти дошк-ов. Поручения многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения (индивид-ые или совместные), времени исполнения (кратковр-ые, эпизод-ие, длительные).
Содержание: поручения детям мл-их гр. носят преимущественно инд хар-р: по просьбе восп-ля помочь вынести на участок игрушки и т. д.; В ср. гр. детям дают поручения полить комнатные растения, и др.; в ст. гр. восп-ль привлекает детей к выполнению самых разнообразных поручений, не входящих в обязанности дежурных, особое место занимают поручения – задания, рез-тат которых отсрочен во времени (посеять, посадить, постирать кукольное белье, и др.), даются поручения общественного характера (помочь детям мл-их гр)
Дежурства - такая форма организации труда детей, в которой дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.
Особенности: это более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей, требующая большей самостоятельности. В практике работы ДУ используется несколько видов дежурств, которые вводятся постепенно: по столовой (2-ая мл. гр.), подг. к зан. (ср. гр.), по уг. прир. (ст. гр.).
Коллект-ый тр. – общая тр-ая деят-ть, объединяющая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника).
Условия:
I. Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необх-ый опыт работы в небольшом коллективе.
2. целесообразно делить
их на несколько звеньев (до 4-х),
каждому из которых
3 содержание общей работы включаются виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, 4. Трудом должны быть охвачены все дети.
Способы объединения детей в труде:
Тр. рядом – используется, начиная с мл. гр.; в работе каждый независим, это дает возможность ребенку действовать в ‘инд-ом темпе, а восп-лю – учесть его возможности, установить контакт с каждым ребенком; успешно решаются задачи формирования необходимых навыков, устойчивого внимания к делу, умение доводить его до конца;
Общий тр. – один из видов собственно коллект-ого тр., в котором дети объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участников; Впервые может быть организован в средней группе имеет место во всех видах труда, организуется как общее поручение, дает возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда, Совместный тр., его особенностями являются:
А) наличие ряда послед-ных этапов (каждый ребенок вып-ет не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает рез-тат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети оказываются в зависимости друг от друга;
Б) неодновременное включение детей в процесс деятельности;
в) каждая из предложенных операций имеет некоторую законченность; представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.
43. Зарубежные теории игры.
1.Теория Шиллера –
немецкий поэт и философ. Он
отождествлял игру с
2.Теория Спенсера - английский философ и социолог. Он продолжил теорию Шиллера и она получила название у него «Избыток сил». Он отождествлял игры высших животных с играми детей и считал избыток сил, который не находит в деятельности полезной, находит выражение в игровой.
3.Теории К.Гросса –
немецкий психолог. Считал игру
как подготовку к жизни, в основе
игры лежат инстинкты, которые
в ней проявляются и
4.Теория Штерна –
он назвал игру зарей
5.Теория Стенли Хола
– американский психолог. По его
мнению, игра по своей форме
и содержанию повторяет
6.Теория З. Фрейда – по его мнению, в основе поведения человека лежат инстинкты. Это находит отражение и в его деятельности, в т.ч. и игровой. По мнению Фрейда, те тайные желания, которые ребенок не реализовал в реальной жизни, он реализует в игре.
Такой же точки зрения придерживался и Адлер.
44.Отечественные педагоги о роли игры в жизни ребенка.
Кроме того, что Ушинский дал научное обоснование соц. характеру игры, он большое значение придавал игровому обучению. Он придавал большое внимание как самостоятельным, так и совместным играм ребенка и их влияние на развитие.
Лесгов рассматривал игру как упражнение для подготовки к жизни. Им разработан система подвижных игр.
Тихеева считала игру как одну из форм организации пед. процесса и как средство воспитания. Ею разработана система дид. игр по развитию речи.
Макаренко в своих лекциях о воспитании в разделе игра, выделил 3 вида руководства игрой:
1.Взрослый не интересуется игрой ребенка и не вникает в ее.
2.Много вмешивается, все показывает и рассказывает.
3.Главное количество игрушек.
Он выделял требования к детской игре:
1.В игре должно развиваться творчество ребенка.
2.Учим детей в игре
доводить начатое дело до
3.Учить ребенка видеть ценность игрушек и бережно относиться к ним.
Усова выделила 2 вида отношений ребенка к игре:
1.Реальные (когда дети договариваются)
2.Ролевые (когда дети играют)
Ею были определены ступени развития детской игры:
1-я ступень. Игры рядом – характерна для детей мл. дошк. возраста.
2-я ступень. Первые игровые объединения – характерна для детей ср. возр.
3-я ступень. Групповые игры – характерна для детей старшего возраста
46.Классификация игр в истории педагогики.
В дошк. педагогике сущ. различные подходы к классификации детских игр. В зависимости от признака, который берется за основу. Первая классификация была предложена Ф.Фребелем по пед. Назначению все делятся: сенсорные, моторные, умственные.
К.Гросс в основу своей классификации положил инстинкты, которые в ней проявляются и совершенствуются. Выделил след. виды игр: экспериментальные, специальные.
Пиаже в основу своей классификации положил возрастную периодизацию: Игры – упражнения характерны для детей раннего возраста; Символические игры характерны для детей дошк. возраста; Игры с правилами характерны для детей 7-го года жизни.
Лесговт за основу взял идею о единстве физического и психического в развитии ребенка. Выделил 2 группы игр: имитационные (подражательные) и игры с правилами.
Крупская также выделила 2 группы игр: 1 – свободные, самостоятельные, творческие; 2- организованные игры с правилами.
В современной дошкольной педагогике за основу классификации игры взяты подходы, предложенные Лесговтом и Крупской. В наст. время все игры делятся:
1.Творческие игры придумывают сами дети: сюжетно–ролевая игра, режиссерские игры, театрализованные игры, строительно-конструктивные.
2. Игры с правилами разработаны взрослыми: дидактические игры, подвижные игры, народные игры.
Новую классификацию игр предложила Новоселова. В основу которой она положила след. признак – по чьей инициативе возникла игра:
1.Игры, возникшие по инициативе детей: игра – экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).
2.Игры, возникшие по инициативе взрослых: Обучающие игры (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные); Досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, празднично-карновальные, театрально-постановочные.)
3.Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).
45.Основные структурные элементы игры. Своеобразие игры как деятельности.
В качестве структурных элементов игры выступают:
1.Мотив – то, что побуждает ребенка к игре.
2.Сюжет – это та сторона действительности, те действия, которые ребенок воспроизводит в игре.
3.Содержание – это то, что ребенок воспроизводит в качестве центрального, характерного момента деятельности.
4.Игровые действия – основное средство реализации сюжета.
5.Роль – игровая позиция ребенка, которую он реализует в соответскии с взятой на себя ролью.
6.Игровые правила – дают ответ во что играть и как играть.
К особенностям детской игры относятся:
1.Свобода и самостоятельность ребенка в игре (сами выбирают игру, распределяют роли, определяют правила, содержание, подбирают партнера, свободно включаются и выходят из игры)
2.Творческий характер игры.
3.Эмоциональная насыщенность игры.
47.Характеристика творческих игр и игр с правилами. Сходство и различие творческих игр и игр с правилами.
К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку,
инициативу, самостоятельность.
Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания
сюжета и содержания игры, поиска путей
реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением.
В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские,
сюжетно-ролевые, театрализованные, игры
со строительным материалом.