Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 11:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Дошкольной педагогике"
- сюжетно-дидактические игры: дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин» и др.
- Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения.
2. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение.
3.Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.
Структура дидактической игры:
1. Дидактическая задача
- подчеркивает обучающий
2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.
3. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях.
4. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.
. В разных возрастных группах педагогическое руководство играющими детьми имеет свою специфику в соответствии с их психофизиологическими особенностями, но есть общие правила, которые воспитатель должен учитывать:
1.Необходимо создавать
2.Следует заботиться о
3.В поле зрения педагога всегда должны быть задачи развития у детей самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре.
4.Учитывая своеобразие
дидактической игры как
5.Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей
54.Виды игрушек. Педагогические и гигиенические требования к современной игрушке.
Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются:
1.Сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.
Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).
2.Игрушки - забавы: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.
3.Спортивные или Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки
4.Музыкальные игрушки: бубен, рояль, металлофон, гармошки, барабаны.
5.Театральные игрушки: декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности
6.Технические игрушки: транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.
7.Строительные и конструктивные материалы: наборы геометрических тел, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки; смешаный строительный материал.
8.Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.
Педагогические требования к игрушке:
1.Игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства
2.Особое требование
3.Игрушка должна быть динамичн
4.Игрушка нуждается в
привлекательном, красочном оформлении,
чтобы вызывать у ребенка
Гигиенические требования к игрушкам:
1.Игрушки должны быть
изготовлены из
2.Воспитатель должен
следить за состоянием игрушек
и своевременно устранить
3.В ДУ игрушки должны быть соответствующим образом размещены, что требует использования определенного игрового оборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т.д
55.История развития
Дидактика – раздел педагогики, который изучает теорию обучения и образования.
Дошкольная дидактика – раздел дидактики, в котором содержится теоретическое обоснование цели обучения, представлено содержание, формы, методы, средства, обеспечивающие целостное развитие личности ребенка и подготовку к школе.
Впервые идея последовательного обучения детей дошк. возраста была предложена Я.А.Каменским. Цель обучения он видел в нравственном развитии ребенка, в ознакомлении с окружающим миром и в подготовке ребенка к школе.
Весомый вклад внес Ф.Фребель. Он разработал свою систему обучения, основу которой составляла детально – разработанная программа, включающая в себя знания и способы деятельности, а также обучение в форме последовательно усложняющихся занятий.
Проблемой обучения детей от 4 до 10 лет занимался Одоевский. Цель обучения он видел в том, чтобы научить детей учиться, не стремясь при этом к обилию знаний. В основу обучения он положил упражнения, направленные на формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, называть предметы и определять их назначение.
Ушинский видел цель обучения в развитии умственных способностей и речи ребенка. Его работы «Детский мир» и «Родное слово» не утратили своей актуальности до настоящего времени.
На развитие дидактики оказало влияние деятельность Лесговта, Тихеевой, Флериной и др. Цель обучения дошк-в они видели в ознакомлении с окружающим миром и природой. В качестве средств обучения они хредлагали игры, народные сказки, поговорки, пословицы, самост. худ. деятельность детей.
В 50-е гг 20 столетия было организовано экспериментальное исследование по определению форм, методов, средств обучения, возглавила которое А.П.Усова. В результате этого исследования было введено в 1953г. бязательное систематическое обучение в д/с и основной формой обучения признано занятие. Введение систематического обучения на занятиях потребовало разработки специальных методик:
1.Методика муз. воспитания- Ветлугина. 2.Методика обучения родному языку – Соловьева. 3.Методика развития основных движений – Быкова.
4.Методика изо деятельности
- Сакулина 5.Методика формирования
элементарных математических
Значительное влияние на развитие дошкольной дидактики оказали психолого-педагогические исследования возрастных возможностей усвоения знаний.(Поддьяков, Зопоржец, Эльконин, Венгер).
56.Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошк. возраста.
Обучение – специально-организованный процесс взаимодействия педагога и ребенка, направленный на передачу информации, ее переработку и получение новой информации.
Учебная деятельность – активная деятельность ребенка по усвоению материала в процессе обучения и различных способов деятельности.
Современные ученые утверждают, формирование предпосылок к учебной деятельности начинается с мл. дошк. возраста:
1.В возрасте 3-х лет
формируем у ребенка
2.К 4-м годам учим овладению
различных способов
3.К 5-ти годам формирует у ребенка умение слушать, не мешать другим и выполнять задания.
4.На 6-м году формируем способность определения цели и достижения ее.
На основе анализа учебной деятельности, проведенного Элькониным и Давыдовым, были определены ее структурные компоненты: учебная задача, учебные действия, контроль, оценка.
Усова А.П. выделила уровни развития учебной деятельности у дошкольников:
1-й уровень. Высокий – дети слушают указания педагога, выполняют их, действуют осознанно, о непонятном спрашивают. Всегда добиваются результата, могут сравнить свой результат с результатами других.
2-й уровень. Средний –
дети слушают указания
3-й уровень. Низкий – дети слушают, но не слышат. Действуют, но не по указанию, результатов не добиваются. К оценке безразличны.
57.Основные дидактические принципы и специфика их применения в ДУ.
Принципы обучения – основные положения, которыми руководствуется педагог в своей работе.
В дошкольной педагогике применяются следующие принципы:
1.Принцип воспитывающего обучения. Толстой писал: «Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно»
2.Принцип развивающего обучения. Идея развивающего обучения было предложена Выготским: «Обучение должно идти впереди развития и вести его за собой». Он выделил 2 зоны ближайшего развития и актуального развития.
3.Принцип систематичности и последовательности. Я.А.Каменский писал: «От простого к сложному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному».
4.Принцип доступности.
5.Принцип наглядности. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь 5-и словам и он будет долго мучиться над ними. Освежите такие слова с наглядностью и он усвоит их налету».
6.Принцип научности. Предусматривает что мы даем научные знания доступные для детей, постепенно их усложняем.
7.Принцип сознательности и активности. Знания будут прочными, если они осознанны.
8.Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.
58.Методы обучения детей дошкольного возраста.
Метод – способ совместной деятельности педагога и ребенка, направленный на решение обозначенных задач.
В дошк. педагогике получила распространение классификация обучения по источнику получения знаний:
1.Наглядные. К ним относятся: наблюдение, рассматривание картин и предметов, демонстрация видеофильмов.
2.Словестные. К ним относятся: беседа, рассказывание, чтение худ. литературы.
3.Практические: упражнение, моделирование, опыты, эксперименты.
- Упражнение - многократное повторение умственных или практических действий заданного содержания. Различают: подражательные, конструктивные, творческие.
- Моделирование. Модель – предметное или графическое изображение чего-либо. Процесс создания модели называется моделирующей деятельностью.
В дошк. педагогике
для обучения детей звуковому
анализу слова разработаны
В настоящее время широкое признание получила классификация обучения по характеру познавательной деятельности, предложенная Ланером и Скаткиным:
1.Обьяснительно – иллюстративн
2. Репродуктивные
3.Проблемного изложения материала
4.Частично поисковые
5.Исследовательские.
59.Современные подходы к организации обучения в ДУ.
В 90-е годы 20 столетия назрела необходимость пересмотра подходок к организации обучения в ДУ.
Неустраивало и требовало пересмотра:
- учебно–дисциплинарная модель обучения;
- форма организации и методика обучения;
- среда, в условиях которой
организовывалось обучение
В результате исследований, проведенных Коротковой и Михайленко был осуществлен переход к новой образовательной перадигме.
- В основу обучения была положена личностно – ориентированная модель.
- Произошел отказ от фронтальной формы обучения к подгрупповой форме обучения.
- Было сокращено общее количество занятий, остались занятия 3-х циклов: познавательного, эстетического и направленные на подготовку к школе.
Коротковой и Михайленко было определено, что современное обучение должно быть воспитывающим, развивающим, игровым, познавательным, нравственно – действенным.
Основной формой обучения признана игра. Большое внимание в обучении придается самостоятельной деятельности детей.
62. Воспитание детей в
условиях разновозрастной
Организация воспитания и обучения в условиях разновозр-й гр, связана с наличием взаимовлияний, которые оказывают друг на друга дети разного возраста и которые может использовать педагог в качестве эффективного фактора восп-ия. Максимальная наполняемость разновозр-й гр. сост-ет 12 детей, что позволяет реализовать эти и другие преимущества разновозрастных объединений дошк-ов.
Педагогически ценным в разновоз-й гр. является использование межвозрастного взаимодействия детей, которое способствует организации взаимообучения между ними. Целесообразно применять игровые формы обучения: дидактические игры, игры с дидактическим материалом. Взаимодействие и общение в совместной игре оказывает положительное влияние на развитие как младших, так и старших дошкольников.
Преимущества взаимообучения состоят в том, что младший ребёнок реально видит, чем овладел его старший партнёр и чему он может научиться в ближайшем будущем. Старший ребёнок может показать младшему образец действий, объяснить словесно способы выполнения игрового задания, проконтролировать правильность выполнения, оказать ему помощь. Показывая и объясняя младшим партнёрам способы выполнения задания, старшие лучше осознают их сами. Контроль за деятельностью младших является предпосылкой формирования самоконтроля. У старших же детей возникает и развивается чувство ответственности за младших.