Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:06, шпаргалка

Краткое описание

1. Педагогика как наука. Предмет и методы исследования в педагогике.
2. Личность и факторы влияющие на становление личности.
3. Движущие силы развития личности.
4. Дидактика как теория обучения.
5. Основные элементы содержания образования.
6. Формирование творческой деятельности как третьего элемента содержания образования.
7. Методы обучения в педагогике (основные классификации).
8. Формы организации обучения.
9. Особенности психологического анализа урока.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 55.32 Кб (Скачать файл)

1. Педагогика как наука.  Предмет и методы исследования  в педагогике.

2. Личность и факторы влияющие на становление личности.

3. Движущие силы развития  личности.

4. Дидактика как теория  обучения.

5. Основные элементы содержания  образования.

6. Формирование творческой  деятельности как третьего элемента  содержания образования.

7. Методы обучения в  педагогике (основные классификации).

8. Формы организации обучения.

9. Особенности психологического  анализа урока.

10. Теория воспитательного  воздействия и закономерности  воспитания.

11. Общие методы и средства  воспитания.

12. Особенности формирования  воспитания.

Ответы:

  1. Педагогика как наука. Предмет и методы исследования в педагогике.

И педагогика, и психология первоначально существовали как разделы философии, от которой  вначале отпочковалась педагогика, а окончательное выделение педагогики в самостоятельную науку завершилось с выходом трудов выдающегося чешского мыслителя-гуманиста, педагога и писателя Яна Амоса Коменского (1592–1670) и, прежде всего, его основополагающего труда – «Великая дидактика» изданного в 1657  затем и психология.

Именно в этой книге  были разработаны основные вопросы  теории и практики учебной работы с детьми. Я. А. Коменский внес в  педагогику весомый вклад:

– впервые обосновал идею всеобщего обучения;

– создал систему связанных  ступеней обучения;

– внедрил и теоретически обосновал классно-урочную систему  обучения;

– разработал основные принципы обучения (сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность, посильность);

– изложил основные требования к учебнику;

– сформулировал основные требования к учителю. Коменский  противопоставил средневековой  зубрежке новую систему учебной  работы, соответствующую возрастным и психологическим особенностям детей. Дидактические идеи Коменского получили дальнейшее развитие в трудах педагогов XVIII–XIX вв. Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. В настоящее время дидактика  – это самостоятельная отрасль  педагогики, теория образования и  обучения.

Педагогика – это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, т. е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях той или иной педагогической системы.

Объектами педагогики могут быть ученики, воспитанники, учебные коллективы, учителя, воспитатели, педагогические коллективы, а также относящиеся к области воспитания и образования явления, которые обусловливают развитие индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

 

Приоритетными научными задачами педагогики являются:

• нахождение закономерностей  образования, обучения, воспитания;

• изучение и обобщение  практического опыта педагогической деятельности;

• разработка новых  методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

• прогнозирование  развития образовательных систем;

• внедрение результатов  педагогических исследований в практику, расширение связей теории и практики;

• разработка новых  концепций, учебных программ, стандартов, учебников и учебно-методических материалов.

 

Как любая другая наука, педагогика характеризуется своим  набором методов.

Методы педагогики делятся на: методы целостного педагогического процесса; методы обучения; методы воспитания;

 

методы научно-педагогических исследований.

 

С помощью методов  обучения и воспитания осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели, решаются педагогические задачи, а также приобретаются сами знания. Методы научно-педагогических исследований – это способы получения педагогами-исследователями  знаний о своем предмете с целью  установления закономерностей, зависимостей, свойств и построения научных  теорий.

 

Методы научно-педагогических исследований, в свою очередь, подразделяются на эмпирические и методы теоретического исследования. Эмпирические методы исследования направлены на накопление педагогических фактов, их анализ, классификацию, обработку, к ним относятся: наблюдение, опрос, изучение документации и материалов. Методы теоретического исследования таковы: теоретический анализ и синтез материалов по теме исследования, индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному), методы обобщения  полученных данных, работа с научной  литературой (конспектирование, реферирование, цитирование и пр.), математические и статистические методы.

 

  1. Понятие “личность” характеризует социальную сущность человека со стороны его  общественной значимости и общественной деятельности. Оно включает в себя социальные свойства и качества, приобретаемые  человеком в течение всей жизни. Личность— системное качество, при-обретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения . таким свойствам и качествам можно отнести речь, сознание, социальные функции (родителей, учителей, управленцев), позиции личности (отношение к материальным и духовным ценностям, к обществу, к людям, к себе, к обязанностям и степени их осознания), нравственный облик личности, ее социальные установки. Качества личности формируются в конкретных видах деятельности, в складывающихся отношениях с окружающим миром и людьми, в мышлении и сознании, в познавательных процессах.

Несмотря на то, что  личность в основном формируется  в ходе общения с другими людьми, на процесс формирования личности действует  ряд факторов:

 

• В первую очередь  на формирование личности оказывают  влияние генетические особенности  индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой  для формирования личности. Такие  наследственные качества индивида, как  способности или физические качества, накладывают отпечаток на его  характер, способ восприятия окружающего  мира и оценки других людей. Биологическая  наследственность во многом объясняет  индивидуальность личности, ее отличие  от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки  зрения их биологической наследственности.

 

• Вторым фактором, оказывающим  влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная  среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем  с влиянием климата возникновение  цивилизаций, племен, отдельных групп  населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение  горных жителей, жителей степей и  людей, населяющих джунгли. Природа  постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через  изменение своей личностной структуры.

 

• Третьим фактором формирования личности человека принято  считать влияние культуры. Любая  культура обладает определенным набором  социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для  членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители  каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает  понятие модальной личности, воплощающей  в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим  членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится  сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.

 

• Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения  осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом  усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.

 

• Пятым фактором, формирующим личность индивида в  современном обществе, следует считать  индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора 

заключается в том, что каждый человек попадает в разные ситуации, в ходе которых он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и он ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.

  1. Движущие силы развития - Противоречия и иные психологические феномены, подталкивающие индивида к развитию, самосовершенствованию.

Личность развивается  в силу возникновения в ее жизни  внутренних противоречий. Они обусловливаются  ее отношениями к окружающей среде, ее успехами и неудачами, нарушениями  равновесия между индивидом и  обществом. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный  характер (например, конфликты между  ребенком и родителями), сами по себе еще не становятся двигателем развития. Только интериоризуясь, вызывая в самом индивиде противоположные тенденции, вступающие между собой в борьбу, они становятся источником его активности, направленной на разрешение внутреннего противоречия путем выработки новых способов поведения. Противоречия разрешаются посредством деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности. Одни противоречия, преодолеваясь, сменяются другими. Если они не находят своего разрешения, возникают задержки развития, кризисные явления, а в тех случаях, когда они относятся к мотивационной сфере личности, и болезненные ее нарушения, психоневрозы.

Одним из основных внутренних противоречий, по-своему проявляющимся  на различных этапах развития личности, является расхождение между возникающими у нее новыми потребностями и  достигнутым уровнем овладения  средствами, необходимыми для их удовлетворения. В общественных условиях жизни личности первая сторона опережает вторую. В развитии личности постоянно возникают  противоречия между достигнутым  ею уровнем психического развития и  образом ее жизни, занимаемым местом в системе общественных отношений, выполняемыми общественными функциями. Личность перерастает свой образ  жизни, и он отстает от ее возможностей, не удовлетворяет ее. Растущая личность стремится к новому положению, новым  видам общественно значимой деятельности (в школе или вне ее) и в  реализации этих стремлений находит  новые источники своего развития.

Обучение и воспитание содействуют не только успешному  преодолению возникающих в жизни  личности внутренних противоречий, но и их возникновению. Воспитание ставит перед личностью новые цели и  задачи, которые осознаются, принимаются  или отвергаются ею, становятся (или  не становятся) целями и задачами ее собственной деятельности. Возникают  расхождения между ними и сложившимися у личности средствами их достижения, побуждающие ее к самодвижению. Создавая оптимальные меры этих расхождений, обучение и воспитание успешно формируют  новые действия и необходимые для них мотивы, помогают личности находить соответствующие требованиям общества и ее собственным идеалам формы проявления своего стремления к самостоятельности, к самоутверждению.

 

  1.   Слово « дидактика» происходит  от греческого понятия поучающий. Это раздел педагогики; теории воспитания и обучения, призвана раскрыть закономерности усвоения знаний, навыков и умений. Осуществляет формирование убеждений обучаемого. Определяет структуру и содержание образования, обучения и воспитания.

Дидактика как часть педагогического  знания занимается проблемами обучения и воспитания на всех уровнях образовательного процесса.

Дидактика отвечает на такие  вопросы – чему учить и как  это делать.

Дидактика, являясь теорией обучения и образования уходит далеко в древность. Обучение возникло вместе с появлением человека. С течением времени возникала осознанная необходимость передать накопленные знания и умения потомкам, вопрос состоял не только в том, что нужно передать, но и в том как это сделать наиболее доступным способом.

Первым ученым, употребившим этот термин в своих трудах был немецкий педагог фганг Ратк. Он применил его с целью обозначить всеобщее искусство обучения.

Подобным образом дидактику  понимал и Я. А. Коменский, он считал, что дидактика может выступать как искусство обучать всех и каждого всему, что знает человечество.

В начале XIX века известный  немецкий педагог и учитель Иоганн Фридрих Гербарт представил дидактику как теорию воспитывающего обучения и образования.

Отечественная педагогическая школа ориентировалась при понимании  дидактики как раздела общей  педагогики на написанные в конце XIX века труды одного из самых известных  русских педагогов и учителей К. Д. Ушинского и массы его  последователей и учеников. К ним  можно отнести Каптерева Пётра Фёдоровича, Корф Николая Александровича, Острогорского Алексея Николаевича и других.

До современного периода  неизменными остаются такие задачи дидактики:

- как научить человека;

- чему научить человека;

- какого человека научить;

- где человека научить.

Существует как общая  дидактика, так и частная, например, теория обучения математики, химии, психологии.

 

Предметом этой науки можно  считать неразрывную связь между  деятельностью учителя, то есть обучение и деятельностью обучаемого, то есть процесс учения.

Основные задачи дидактики  заключаются:

1. Процесс обучения, его  описание, пояснение и реализация.

2. Разработка и обновление  процессов обучения;

 

  1. Учебный процесс и его организация.

 Образование  – это общественно организуемый  и нормируемый процесс постоянной  передачи предшествующими поколениями  последующим социально значимого  опыта, представляющий собой становление  и социализацию личности.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"