Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:06, шпаргалка
1. Педагогика как наука. Предмет и методы исследования в педагогике.
2. Личность и факторы влияющие на становление личности.
3. Движущие силы развития личности.
4. Дидактика как теория обучения.
5. Основные элементы содержания образования.
6. Формирование творческой деятельности как третьего элемента содержания образования.
7. Методы обучения в педагогике (основные классификации).
8. Формы организации обучения.
9. Особенности психологического анализа урока.
В отечественной педагогической
науке основы теории воспитания заложил
К. Д. Ушинский в конце XIX в. (см.: Ушинский
К. Д. Человек как предмет
В 20-30-е гг. XX в. стройную теорию воспитания разработал А. С. Макаренко (см.: Макаренко А. С. Цель воспитания; Воспитание в семье и школе; Лекции о воспитании детей; Методика воспитательной работы).
Современная педагогическая
наука включает многочисленные
теории и концепции воспитания,
их различие обусловлено
В частности, современные
концепции воспитания
психоаналитическая теория (А. Гезелл, З. Фрейд, А. Фрейд,Э. Эриксон);
когнитивная теория (Ж. Пиаже, Л. Кольберг, Д. Дьюи);
поведенческая (бихевиористская) теория (Д. Локк, Д. Уотсон,Б. Скиннер);
биологическая (генетическая) теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);
социоэнергетическая (культурно-родовая) теория ( Л. С. Выготский, П. А. Флоренский, Д. Радьяр);
гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс и др.).
Воспитание - основная
категория педагогической
В педагогической литературе
встречается множество
Рассмотрим трактовку
этого понятия в отечественной
теории воспитания. В подходе к
определению понятия "воспитание"
можно четко выявить два
В основе первого
лежит взгляд на ребенка как
на объект педагогического
воспитание - целеустремленное, систематическое управление процессом формирования личности в целом или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества (Н. Е. Ковалев);
воспитание в специальном
педагогическом смысле - процесс и
результат целенаправленного
воспитание - планомерное и целенаправленное воздействие и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду (А. В. Петровский);
воспитание в широком социальном смысле - воздействие на личность общества в целом. Воспитание - целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, воззрений и убеждений (А. В. Мудрик).
Такой взгляд на воспитание как на управление, влияние, воздействие, формирующие личность, характерен для традиционной педагогики, основанной на социоцентрическом подходе, в рамках которого цель развития личности - ее социализация с позиций максимальной общественной полезности. При таком подходе цель воспитания - гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными нормативами. В этом случае учебно-воспитательный педагогический процесс игнорирует фактор саморазвития личности.
Другое направление
в педагогике отражает
Развитие гуманистических
идей способствовало рождению
новой педагогической
Итак, перечислим основные закономерности воспитания:
воспитание детерминировано культурой общества;
воспитание и обучение - два взаимопроникающих, взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания;
эффективность воспитания обусловлена
активностью человека,
эффективность и результативность воспитания зависят от гармоничной связи всех структурных элементов, участвующих в воспитательном процессе: цели, содержания, форм, методов, средств,адекватных ребенку и педагогу.
Системно-структурный
подход позволяет разработать
стройную теорию воспитания, охарактеризовать
все его основные элементы (цель,
содержание, средства, методы), что дает
возможность осознать его
Цель воспитания в гуманистической педагогике - наиболее полное культуроемкое развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Содержанием воспитания
является культура личности: внутренняя
культура, ядром которой является
духовность, и внешняя культура (общения,
поведения, внешнего вида), способности
каждого человека, его самоопределение,
саморазвитие, самореализация. Цель
и содержание воспитания в
гуманистической педагогике
Средства воспитания
- с их помощью осуществляется
воспитание, это богатейший набор
явлений и объектов, предметов
окружающей действительности: достижения
духовной и материальной
"Метод есть упорядоченная, проверенная на практике совокупность приемов, указывающая, как надо действовать, сообразуясь с общей и конкретной целями".
"Российская педагогическая
энциклопедия" (М., 1993) определяет
методы воспитания как "
Н. И. Болдырев, Н.
К. Гончаров, Ф. Ф. Королев выделяют
три группы методов: убеждение,
В. А. Сластенин под методами воспитания понимает способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых. Ученый называет четыре группы таких методов: формирование сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов); организация деятельности, общения, опыта общественного поведения; стимулирование и мотивация деятельности и поведения; контроль, самоконтроль и самооценка деятельности и поведения.
Анализ определений
понятия "метод воспитания"
и различных классификаций
В гуманистической
теории воспитания преобладают
методы, способствующие саморазвитию
и самореализации детей.
Методы воспитания отбираются с учетом общих и конкретных целей воспитания и самовоспитания, их содержания и средств, а также с учетом профессионализма, мастерства, культуры педагога.
Воспитание осуществляется
через воспитательный процесс
- целенаправленный процесс
"Воспитательный процесс
- это целенаправленный процесс
взаимодействия педагогов и
Цель воспитательного процесса - ориентация школьников на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию.
Организация воспитательного
процесса как созидание и
Гуманизация воспитательного процесса возможна при реализации целого комплекса следующих принципов:
безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему;
проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
осознание и признание права личности быть не похожей на других;
предоставление права на свободный выбор;
оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
владение способностью "чувствовать" (эмпатия) каждого конкретного ребенка, умение смотреть на проблему его глазами, с его позиций;
учет индивидуально-
Гуманизация воспитательно-образовательного процесса в школе - задача всего педагогического коллектива, которая решается через формирование гуманистической педагогической позиции и педагогической культуры учителей, через овладение методиками и технологиями воспитательно-образовательного процесса, вовлекающими ребенка в саморазвитие, самовоспитание, самореализацию.
Технологический подход
к воспитанию и обучению как
новое направление,
Педагоги-теоретики не
сразу приняли идеи
Так, в 70-е гг. получила
известность и распространение
методика В. Ф. Шаталова. Опыт
украинского учителя
Внедрение технологий
воспитания и обучения в
На эффективность