Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:06, шпаргалка

Краткое описание

1. Педагогика как наука. Предмет и методы исследования в педагогике.
2. Личность и факторы влияющие на становление личности.
3. Движущие силы развития личности.
4. Дидактика как теория обучения.
5. Основные элементы содержания образования.
6. Формирование творческой деятельности как третьего элемента содержания образования.
7. Методы обучения в педагогике (основные классификации).
8. Формы организации обучения.
9. Особенности психологического анализа урока.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 55.32 Кб (Скачать файл)

Технология воспитания, также  как и обучения, имеет следующие  специфические черты:

постановка диагностических  целей обучения, т.е. выдвижение таких  целей, в которых описаны действия и отношения ученика (знает, понимает, применяет и т.д.). В соответствии с целями идет разделение учебного материала на звенья, составляющие логическую цепочку;

возможность воспроизведения  обучающего цикла, который может  состоять из следующих компонентов: постановка целей обучения;предварительная оценка уровня обученности или воспитанности;обучение или организованное воспитывающее влияние; совокупность процедур и корректировка согласно результатам обратной связи; итоговая оценка результатов и постановка новых целей;

обратная связь и объективный  контроль знаний и умений и на их основе своевременная коррекция  любого этапа обучения или воспитания. Эта черта тесно связана с  первой, так как диагностическая  цель создает возможности для  более объективной оценки и контроля, что повышает качество обратной связи.

  Воспитание - сложный  процесс, рассматриваемый как  специально организованная деятельность  педагогов и воспитанников по  реализации целей образования  в условиях педагогического процесса. Как уже отмечалось, успех воспитания  зависит от множества факторов, где не последнюю роль играют  отношения между воспитанником  и педагогом.

Исходя из этого воспитательные технологии можно определить как продуманную во всех деталях модель совместной деятельности, содержащую систему научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанниками, при которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели.

Эффективность воспитательных технологий в значительной степени  зависит от педагогических условий, в которых они осуществляются. По мнению Н. Е. Щурковой, эти условия определяют успешность воспитательной технологии в такой же степени, в какой и созданная педагогическая технология. К педагогическим условиям, определяющим успешность воспитательных технологий, прежде всего можно отнести индивидуальные особенности педагога. Это - эрудиция, неординарность личности педагога, его культура, интересы и увлечения, и т.п. Большое значение имеет отношение к воспитанникам, выражающееся в педагогическом такте и оптимизме, в мажорном тоне. Не менее значим профессионализм педагога, проявляющийся в глубоких знаниях закономерностей воспитательного процесса и детской психологии, владении методами диагностики и т.д

 Материальные условия,  включающие обстановку в классе, наличие современного оборудования, вряд ли можно отнести к  определяющим, но в успешности воспитательной технологии и они играют не последнюю роль. Характер воспитательной технологии зависит от отношения к ребенку. Им определяется тип технологии: сотрудничества, свободного воспитания, авторитарная или личностно - ориентированная (Г. К. Селевко).

Как уже известно, постановка диагностируемой цели является одной  из важнейших составляющих создания педагогической технологии. При создании воспитательных технологий, как и  в обучающих технологиях, ставится цель, в которой четко сформулированы ожидаемые конкретные конечные результаты.

 Содержательный компонент  воспитательной технологии так  же значим для ее успешности, как и диагностируемая цель, и  от него зависит, будет ли  технология информационной или  развивающей, традиционной или  личностно - ориентированной, продуктивной  или малоэффективной. В основном  эффективность технологии воспитания  зависит от того, насколько концептуально  увязаны между собой цели и  содержание деятельности.

 

  1. Закономерности  воспитания

Под закономерностями воспитания следует понимать устойчивые, повторяющиеся  и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет  добиваться эффективных результатов  в развитии и формировании личности.

Закономерности воспитания выступают как основополагающие принципы или требования, на основе которых необходимо осуществлять учебно-воспитательную работу.

1. Единство целей, содержания  и методов воспитания.

2. Неразрывное единство  обучения и воспитания (в узком  смысле) в целостном педагогическом  процессе.

3. Воспитание личности  происходит только в процессе  включения ее в деятельность. Чтобы человек овладевал знаниями, ему необходимо осуществлять  познавательную деятельность. Нельзя  воспитать трудолюбие, коллективизм, не вовлекая воспитанника в  трудовую деятельность, в межличностные  отношения и решение коллективных  проблем. Исходя из этого С.Т. Шацкий и А.С. Макаренко с полным основанием определяли воспитание как содержательную организацию жизни и деятельности воспитанников.

 

4. Воспитание  есть стимулирование активности  формируемой личности в организуемой  деятельности. Данная закономерность  обусловливается тем, что эффективное  развитие и формирование личности  происходит только при условии,  если она проявляет высокую  активность в организуемой деятельности.

 

Первопричиной активности человека являются те внутренние противоречия между достигнутым  и необходимым уровнем развития, которые он переживает в различных  жизненных обстоятельствах и  которые побуждают его к деятельности и к работе над собой.

 

Искусство воспитания в этом случае состоит в том, чтобы  учитель умел создавать педагогические ситуации для возбуждения у учащихся подобных внутренних противоречий и  таким образом стимулировал их активность в различных видах деятельности.

 

Развивая  потребностно-мотивационную сферу личности и создавая необходимые условия для формирования у нее здоровых потребностей, интересов и мотивов деятельности (поведения), представляется возможным стимулировать ее активность и добиваться надлежащего воспитательного эффекта.

 

6. В процессе  воспитания необходимо проявлять  гуманность и уважение к личности  в сочетании с высокой требовательностью.  Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога и воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии.

 

7. В процессе  воспитания необходимо открывать  перед учащимися перспективы  их роста, помогать им добиваться радости успехов.

 

8. В процессе  воспитания необходимо выявлять  положительные качества учащихся  и опираться на них.

 

9. В воспитании  необходимо учитывать возрастные  и индивидуальные особенности  учащихся.

 

10. Воспитание  должно осуществляться в коллективе  и через коллектив.

 

11. В процессе  воспитания необходимо добиваться  единства и согласованности педагогических  усилий учителей, семьи и общественных  организаций.

 

12. В процессе  воспитания необходимо побудить  ребенка к осуществлению самовоспитания.

11 СРЕДСТВА  И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

 

В сложном  и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти – со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый  результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог  должен профессионально владеть  методами воспитания.

 

Под методами воспитания следует понимать способы  профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения  образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

 

Метод воспитания распадается на составляющие его  элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению  к методу приемы носят частный, подчиненный  характер. Они не имеют самостоятельной  педагогической задачи, а подчиняются  той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах.

 

Процесс воспитания характеризуется разносторонностью  содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных  форм. Есть методы, отражающие содержание и специфику воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные  на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и  общие методы воспитания в системе  образования. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс.

 

Исходя из вышесказанного предлагаем систему  общих методов воспитания: методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция); методы организации  деятельности и формирования опыта  общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих  ситуаций, педагогическое требование); методы стимулирования и мотивации  деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

 

Под средствами воспитания понимаются способы организованного  и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди воздействуют на других с целью выработать у  них определенные психологические  качества и формы поведения, т. е. это действия, направленные на изменение  личности воспитуемого. Средства воспитания могут быть: прямыми – непосредственные личные воздействия на человека; косвенными – воздействия, организуемые с помощью либо средств (книги, мнения других и т. п.); осознанными – воспитатель сознательно ставит определенные цели, а воспитанники принимают их; неосознанными – осуществляются без преднамеренного воздействия; эмоциональными – с использованием определенных аффективных состояний; когнитивными – нацеленными на систему знаний человека и ее преобразование; поведенческими – направленными непосредственно на поступки человека.

 

12Понятие  воспитания не является однозначным.  С одной стороны, воспитанием  можно считать специально организованный, целенаправленный процесс формирования  и развития личности. С другой  стороны, воспитывает и общество, и семья, и окружающая среда  со всеми стихийными событиями,  которые зачастую не прогнозируемы  и не поддаются планированию. Рассматривая воспитательный процесс,  как специально организованную  деятельность в предназначенных  для этого учреждениях, то основной  особенностью его является целенаправленность. В этом случае успешность воспитания  во многом зависит от характера  и степени сотрудничества воспитателя  и воспитанника. Обе стороны должны  понимать конечную цель и иметь  внутренние мотивы к ее достижению. Сложность процесса воспитания  состоит в том, что нельзя  однозначно определить его результаты, как, например, в обучении. Результаты  воспитания не поддаются тестированию, они изменчивы и неоднозначны, а так же, во многом зависят  от индивидуальных особенностей  личности. По сути, процесс воспитания  длится всю жизнь, он динамичен  и непрерывен, так как все многообразие  человеческого окружения неизменно  оказывает влияние на этот  процесс. Организованный процесс  воспитания имеет двусторонний  характер: от воспитателя к воспитаннику  и от воспитанника к воспитателю.  Причем важнее именно обратные  связи, потому что именно они  содержат информацию об индивидуальных  особенностях человека, его реакции  на те или иные действия со стороны педагога. В соответствии с этим и разрабатывается дальнейший план воспитательного процесса, выбираются подходы и методы, наиболее эффективные в данном случае.

 

В современной  педагогике воспитание ставит перед  собой массу задач, важнейшими из которых являются:

 

1) целостное,  гармоничное, всестороннее формирование  личности;

 

2) привитие  социально адаптированных, культурных, общественно адекватных норм  поведения и жизнедеятельности;

 

3) развитие  нравственных и эстетических  сторон личности;

 

4) развитие  волевой и эмоциональной сфер  человеческого характера, его  целеустремленности;

 

5) приобщение  к научным, культурным, историческим  ценностям общества;

 

6) воспитание  патриотизма и патриотической  идеологии в соответствии с  современной политикой государства;

 

7) развитие  индивидуальных способностей, склонностей,  желаний и возможностей человеческой  личности в интеллектуальной, физической  или другой области жизнедеятельности;

 

8) создание  условий для разных видов познавательной  деятельности в целях расширения  кругозора, повышения уровня образования  и культурного опыта;

 

9) развитие  гибкости и способности к быстрой  и адекватной реакции на изменение  внешних факторов со стороны  социальной, политической и культурной  жизни общества.

 

Важным условием выполнения вышеперечисленных и  других задач воспитания является правильное понимание и решение вопроса  о содержании воспитания. Содержание воспитание в целом складывается из системы знаний, навыков, убеждений, качеств и черт личности, поведения, идеологии и взглядов человека, которые  являются конечной целью воспитательного  процесса. Процесс воспитания с точки  зрения современной педагогической науки имеет многогранную структуру, и содержание его меняется в зависимости  от конкретного более узкого направления на каком либо этапе или в рамках какой либо специально организованной деятельности.

 

1. Формирование  основ научного мировоззрения  включает в себя в качестве  содержания взгляды и убеждения,  формирующиеся посредством развитого  мышления и волевой целеустремленности. Таким образом, кроме овладения  научными знаниями в заданной  предметной области, человек обретает  способности к дальнейшему развитию  своего интеллекта, учится анализировать,  рассуждать, систематизировать, исследовать  и т. д. Большое значение  имеет собственная практическая  и теоретическая деятельность  учащихся в формировании мировоззрения,  знания, умения и навыки, приобретенные  таким образом, имеют особую  ценность. Особенно актуальными  сторонами в формировании мировоззрения  современного человека являются  экологическое и экономическое  и политическое воспитание.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"