Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:06, шпаргалка
1. Педагогика как наука. Предмет и методы исследования в педагогике.
2. Личность и факторы влияющие на становление личности.
3. Движущие силы развития личности.
4. Дидактика как теория обучения.
5. Основные элементы содержания образования.
6. Формирование творческой деятельности как третьего элемента содержания образования.
7. Методы обучения в педагогике (основные классификации).
8. Формы организации обучения.
9. Особенности психологического анализа урока.
Технология воспитания, также как и обучения, имеет следующие специфические черты:
постановка диагностических целей обучения, т.е. выдвижение таких целей, в которых описаны действия и отношения ученика (знает, понимает, применяет и т.д.). В соответствии с целями идет разделение учебного материала на звенья, составляющие логическую цепочку;
возможность воспроизведения обучающего цикла, который может состоять из следующих компонентов: постановка целей обучения;предварительная оценка уровня обученности или воспитанности;обучение или организованное воспитывающее влияние; совокупность процедур и корректировка согласно результатам обратной связи; итоговая оценка результатов и постановка новых целей;
обратная связь и объективный контроль знаний и умений и на их основе своевременная коррекция любого этапа обучения или воспитания. Эта черта тесно связана с первой, так как диагностическая цель создает возможности для более объективной оценки и контроля, что повышает качество обратной связи.
Воспитание - сложный
процесс, рассматриваемый как
специально организованная
Исходя из этого воспитательные технологии можно определить как продуманную во всех деталях модель совместной деятельности, содержащую систему научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанниками, при которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели.
Эффективность воспитательных технологий в значительной степени зависит от педагогических условий, в которых они осуществляются. По мнению Н. Е. Щурковой, эти условия определяют успешность воспитательной технологии в такой же степени, в какой и созданная педагогическая технология. К педагогическим условиям, определяющим успешность воспитательных технологий, прежде всего можно отнести индивидуальные особенности педагога. Это - эрудиция, неординарность личности педагога, его культура, интересы и увлечения, и т.п. Большое значение имеет отношение к воспитанникам, выражающееся в педагогическом такте и оптимизме, в мажорном тоне. Не менее значим профессионализм педагога, проявляющийся в глубоких знаниях закономерностей воспитательного процесса и детской психологии, владении методами диагностики и т.д
Материальные условия,
включающие обстановку в
Как уже известно, постановка диагностируемой цели является одной из важнейших составляющих создания педагогической технологии. При создании воспитательных технологий, как и в обучающих технологиях, ставится цель, в которой четко сформулированы ожидаемые конкретные конечные результаты.
Содержательный компонент
воспитательной технологии так
же значим для ее успешности,
как и диагностируемая цель, и
от него зависит, будет ли
технология информационной или
развивающей, традиционной или
личностно - ориентированной, продуктивной
или малоэффективной. В
Под закономерностями воспитания следует понимать устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.
Закономерности воспитания выступают как основополагающие принципы или требования, на основе которых необходимо осуществлять учебно-воспитательную работу.
1. Единство целей, содержания и методов воспитания.
2. Неразрывное единство обучения и воспитания (в узком смысле) в целостном педагогическом процессе.
3. Воспитание личности
происходит только в процессе
включения ее в деятельность.
Чтобы человек овладевал
4. Воспитание
есть стимулирование
Первопричиной
активности человека являются те внутренние
противоречия между достигнутым
и необходимым уровнем
Искусство воспитания
в этом случае состоит в том, чтобы
учитель умел создавать педагогические
ситуации для возбуждения у учащихся
подобных внутренних противоречий и
таким образом стимулировал их активность
в различных видах
Развивая потребностно-мотивационную сферу личности и создавая необходимые условия для формирования у нее здоровых потребностей, интересов и мотивов деятельности (поведения), представляется возможным стимулировать ее активность и добиваться надлежащего воспитательного эффекта.
6. В процессе
воспитания необходимо
7. В процессе
воспитания необходимо
8. В процессе
воспитания необходимо
9. В воспитании
необходимо учитывать
10. Воспитание
должно осуществляться в
11. В процессе
воспитания необходимо
12. В процессе
воспитания необходимо
11 СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
В сложном
и динамичном педагогическом процессе
педагогу приходится решать бесчисленное
множество типовых и
Под методами
воспитания следует понимать способы
профессионального
Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах.
Процесс воспитания
характеризуется
Исходя из
вышесказанного предлагаем систему
общих методов воспитания: методы
формирования сознания личности (рассказ,
беседа, лекция); методы организации
деятельности и формирования опыта
общественного поведения
Под средствами
воспитания понимаются способы организованного
и неорганизованного
12Понятие
воспитания не является
В современной педагогике воспитание ставит перед собой массу задач, важнейшими из которых являются:
1) целостное,
гармоничное, всестороннее
2) привитие социально адаптированных, культурных, общественно адекватных норм поведения и жизнедеятельности;
3) развитие нравственных и эстетических сторон личности;
4) развитие волевой и эмоциональной сфер человеческого характера, его целеустремленности;
5) приобщение к научным, культурным, историческим ценностям общества;
6) воспитание
патриотизма и патриотической
идеологии в соответствии с
современной политикой
7) развитие
индивидуальных способностей, склонностей,
желаний и возможностей
8) создание
условий для разных видов
9) развитие
гибкости и способности к
Важным условием выполнения вышеперечисленных и других задач воспитания является правильное понимание и решение вопроса о содержании воспитания. Содержание воспитание в целом складывается из системы знаний, навыков, убеждений, качеств и черт личности, поведения, идеологии и взглядов человека, которые являются конечной целью воспитательного процесса. Процесс воспитания с точки зрения современной педагогической науки имеет многогранную структуру, и содержание его меняется в зависимости от конкретного более узкого направления на каком либо этапе или в рамках какой либо специально организованной деятельности.
1. Формирование
основ научного мировоззрения
включает в себя в качестве
содержания взгляды и