Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 01:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Педагогика".
2. Сознательность и активность. В основе этого принципа лежит закономерность стимулирования обучения – продуктивность обучения зависит от внутренних стимулов – мотивов обучения. Собственная познавательная активность ученика является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения данным материалом.
3. Доступность. Доступным для человека является лишь то, что соответствует его тезаурусу (в переводе с латинского – сокровище), т. е. объему накопленных знаний, умений, способов мышления. Правила: 1) необходимо исходить из уровня подготовленности и развития учащегося, опираясь на их возможности 2) для доступности широко используйте аналогию сравнение, сопоставление, противопоставление:3) четко формулируйте понятия, обучайте образно, избегая монотонности.
4. Научность. Принцип научности требует, чтобы учащимся в процессе обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания: 1) реализуя принцип научности, обучайте на основе новейших достижений педагогики, психологии, методики передового педагогического опыта: 2) разумно используйте логику, не только индуктивное, но дедуктивное обучение, даже в начальной школе смелее вводите абстракции и т. д.
5. Систематичность и последовательность. Человек только тогда обладает действенным знанием, когда у него в мозгу отражается четкая картина действительности внешнего во всей системе взаимосвязанных понятий, когда научные знания последовательны и систематичны.
6. Связь теории с практикой. Эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой.
7. Принцип прочного закрепления знаний. Прочность зависит от формы изложения учебного материала, методов обучения, времени, памяти, мотивации и других факторов. Правила: 1) не заучивать материал, имеющий вспомогательный характер, а пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями; 2) не приступать к изучению нового, не создав интереса и положительное отношение к нему (в состоянии успеха запоминается лучше); 3) важная форма упрочнения знаний – их самостоятельное повторение.
13. Сущность понятий «метод» и «приём» обучения. Классификация методов обучения.
В широком понимании метод – это система действий, направленных на достижение определенных целей. Метод обучения – это способ организации познавательной деятельности учащихся; способ деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на развитие учащихся и их воспитание.
С понятием «метод»
связаны еще два понятия «
Все методы можно разделить по тому, как действует в обучении ученик (активно или пассивно): а) методы активные, если ученик работает сам-но(л/р, практическая работа); б) методы пассивные, если ученик слушает и смотрит(рассказ, лекция, экскурсия).
Классифицируют методы обучения по типу деятельности учителя и учащегося – бинарная классификация: - словесные методы (слово учителя, печатное слово); -демонстрационные методы; - исследовательские методы(сам-ное открытие). В основе этой классификации лежит источник знаний, т. е. откуда учащиеся получают знания.
Еще предлагают в основу классификации положить этапы процесса обучения. Такая классификация называется традиционной. Она соответствует логике усвоения знания, но не учитывает развития познавательной самостоятельности школьников. В соответствии с этапами процесса обучения можно выделить 3группы методов – словесные, наглядные и практические методы.
Словесные методы. Средством метода является слово учителя или печатное слово (книга). Сюда входят: рассказ, беседа, объяснение и т. д. Наглядные методы. Источник знаний для учащихся – наблюдаемые предметы, явления, события, факты и т. д. Эффективность усвоения знаний зависит от применения учителем наглядных пособий, технических средств. Средство метода –наглядные пособия. Наглядные методы опираются на чувственные образы, восприятия. В рез-те этого метода у учащихся формируется познавательный интерес, потребность к знаниям. Практические методы. Основана эта группа методов на практической деятельности ученика по применению знаний. Средством этого метода выступают упражнения – устные, письменные. В рез-те этих методов учащиеся добывают знания, вырабатывают умения. Эффективность метода зависит от дидактических условий использования упражнения. В настоящее время современная дидактика представляет классификацию МО, в основе которой лежит характер познавательной деятельности ученика. В нее включаются: - объяснительно-иллюстративный метод; - репродуктивный метод; -метод проблемного изложения; - частично-поисковый метод; - исследовательскийметод.
14. Методы
организации и осуществления
учебно-познавательной
Фронтальная метод. При такой форме работы коллектив класса выступает как единое целое, а каждый ученик в отдельности участвует в ней как член коллектива, выполняя порученную ему часть общей работы. Эта форма обеспечивает привлечение к работе всех учащихся класса и их общий прогресс в учении. Она способствует установлению особенно близких отношений между учителем и классом, совместной дружной работе учеников, в ходе которой достигается участие в решении образовательных и воспитательных задач. Индивидуальная форма работы. Она характеризуется высоким уровнем самостоятельности учащихся. Ее преимущество в том, что обучение в максимальной степени соответствует уровню развития, способностям и познавательным возможностям каждого ученика. Серьезный недостаток индивидуальной формы организации обучения учащихся на уроке состоит в том, что они практически не общаются друг с другом, приобретенный опыт самостоятельной деятельности не становится достоянием всего коллектива, не обсуждается. Коллективная форма работы (или групповая). Класс делится на несколько групп, выполняющих одинаковые или различные задания. В зависимости от этого различают единую или дифференцированную групповую работу. Оптимальный состав групп – 5–7 человек. Состав этих групп непостоянный, как правило, он определяется учащимися, учитель только корректирует его, учитывая взаимоотношения между учащимися Такая форма работы формирует в сознании учащегося правильные понятия, позволяет освободиться от субъективности.
Среди способов проверки знаний, умений и навыков тестовый контроль занимает особое место. Его отличает:
1) объективность
результатов проверки: благодаря
наличию эталона каждый
2) возможность
автоматизации проверки и
Тестовый контроль имеет и существенный недостаток: он не способствует развитию устной и письменной речи учащихся. Для правильной разработки теста необходимо быть специалистом в данной науке, обладать знаниями и умениями педагога, психолога, исследователя и редактора. В рейтинговом контроле учитывается каждый выбранный ответ учащегося Этот метод контроля достаточно новый, он позволяет наиболее точно оценить знания. Рейтинговое тестирование помогает оценить широту знаний учащегося предлагая выбрать не один вариант ответа из приведенных, а максимальное количество возможных. Причем каждому ответу соответствует определенный рейтинг, что способствует снижению возможности для учащегося выбрать вариант ответа наобум. Таким образом, рейтинговое тестирование способствует более адекватной оценке знаний учащихся.
15. Методы
стимулирования учебно-
Стимулировать — значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. Применяются разчличные методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются соревнование, познавательная игра, поощрение, наказание и др. Соревнование. Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма. Действенность ребенка существенно повышается при разумном насыщении как учебной, так и внеучебной деятельности вытекающими из самой логики образовательного процесса ситуациями переживания успеха. Сюжетно-ролевые игры, учитывая возраст, широко применяются в начальных классах. Они примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания. Как правило, «участниками педагогического процесса» в этом случае наряду с детьми становятся и широко знакомые им сказочные персонажи. Поощрение — способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Поощрение особенно необходимо детям несмелым, неуверенным. К поощрениям чаще всего приходится прибегать в работе с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. В значительной мере под влиянием теории свободного воспитания в первые годы советской школы наказания вообще были запрещены. Наказание — это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. Средствами метода наказания выступают замечания учителя, предложение встать у парты, вызов для внушения на педагогический совет, исключение из школы и направление в школу для трудновоспитуемых.
16. Дидактические средства обучения, их классификация.
Средства обучения – материальные или идеальные объекты, помещённые между учителем и учащимися и используются для усвоения учащимися знаний, формировании опыта, познавательной, творческой и практической деятельности.
Средства обучения – реальные объекты (например мост). Выбор зависит от цели, содержания, методов образования, умения пользоваться педагога, оснащения школы.
Материальные и идеальные средства, средства преподавания и учения
Основные функции средств образования:
1. Информационная
2. Дидактическая
3. Контрольная
4. Вспомогательная
(помогает воспринимать
5.Поддержание познавательного интереса
6. Доступности материала
7. Обеспечение более точной информацией об изучаемом явлении
8. Делает
более интересной
9. Позволяет
продвигаться учащемуся в
Классификация: 1. Натуральные средства: а)живые объекты, б)неживые натур. объекты, в)гербарии, коллекции, скелеты, чучела, микроперпараты.
2. Изобразительные: таблицы, макеты, схемы, диаграммы, карты, фотограции, макеты.
3. Технич. С помощью кот. можно решить дидактич. задачи: микроскоп, лупа, кодоскоп, компьютер.
4. Средства обуч-я на печатной основе.
5. Аудиовизуальные: видеофильмы, слайды, диафильмы.
6. Дидактич. материалы: демонстрацион. И раздаточный материал.
17. Сущность
понятий «форма обучения» и
«организационная форма
Форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.
Формы организации обучения (организационные формы) - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся (массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения);месту учебы (школьные (уроки, работа в мастерских, в лаборатории), внешкольные (домашняя самостоятельная работа, экскурсии) формы);продолжительности учебных занятий (классический час (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), а также уроки «без звонков» произвольной длительности).
В настоящее время в современной школе применяются следующие формы организации учебной работы: урок, экскурсии, занятия в учебных мастерских, формы трудового и производственного обучения, факультативные занятия, домашняя работа, формы внеклассной учебной работы (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы). В основных направлениях реформы школы указывается на необходимость расширения форм учебной работы. Наряду с уроком надо шире практиковать лекции, семинарские занятия, собеседования, практикумы, консультации.
18. Урок
как основная форма обучения
в школе. Современные
Урок – логически законченный целостный элемент в учебно-воспитательном процессе, в котором в сложном взаимодействии представлены цель, содержание, средства и методы обучения, проявляются личность и мастерство учителя, индивидуальные и возрастные особенности учащихся, происходит реализация целей и задач обучения, воспитания и развития.
Общие требования к уроку можно условно разделить натри группы.
1. Дидактические требования (или образовательные):
1) четкое определение
образовательных задач урока
в целом и его составных
элементов, а также место
2) определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы по предмету и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся, прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированное™ умений и навыков как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах;
3) выбор наиболее
рациональных методов, приемов
и средств обучения, стимулирования
и контроля оптимального
4) осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения, в частности межпредметных связей.
2. Воспитательные требования к уроку
1) постановка воспитательных задач урока
2) формирование у учащихся на основе приобретенных знаний высоких моральных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью;
3) формирование
и развитие у учащихся
4) всестороннее
изучение и учет уровня