Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 01:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы к экзамену педпгогика.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

5) соблюдение  учителем педагогического такта

3. Организационные  требования к уроку

1) наличие продуманного  плана проведения урока на  основе тематического планирования;

2) организационная  четкость проведения урока (своевременное  начало, максимальное использование  каждой его минуты, оптимальный темп обучения логическая стройность);

3) подготовка и рациональное  использование различных средств  обучения, в том числе и технических  средств обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Типы и структура  уроков

Урок — это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (А. А. Бударный).

Типы  уроков и их характеристика.

Имеется несколько  подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается следующими признаками: 1. Исходя из дидактической  цели; 2. Цели организации занятий, содержания и способа проведения урока; 3. Основных этапов учебного процесса; 4. Дидактических задач, которые решаются на уроке;5. Методов обучения; 6. Способов организации учебной деятельности учащихся; 7. По цели организации, детерминированной общедидактической целью, характером содержания обучаемого материала и уровнем обученности учащихся. Выделяют следующие типы уроков: 1. Уроки изучения нового материала учебного процесса или сообщения (изучения) новых знаний, понимается такой урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение ;

2. Уроки  совершенствования знаний умений  и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков целевого применения усвоенного и др.) На уроках закрепления знаний основным содержанием учебной работы является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их прочного усвоения; 3. Уроки обобщения и систематизации являются такие, на которых систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса.; 4. Комбинированные уроки сочетает сообщение новых знаний с первичным закреплением, повторением ранее изученного; 5. Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков позволяют учителю выявить уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся в определенной области, установить недостатки в овладении учебным материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы..

Организационный этап предполагает постановку целей и обеспечение условий для их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализацию мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление, запоминание материала. На этапе подведения итогов урока фиксируется достижение целей, определяется мера участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Подготовка  учителя к-уроку и её влияние на результат урока.

Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Подготовку учителя к уроку схематично можно представить следующим образом.

1-ый этап –  изучение учебной программы. Эта  часть работы выполняется в  ходе подготовки к учебному году. При этом особое внимание обращают на основные цели и задачи учебного предмета в целом и на задачи, стоящие перед каждой учебной темой.

2-ой этап –  изучение методической литературы. Изучив содержание очередной учебной темы по программе, учитель просматривает соответствующие разделы учебника, методических руководств и статьи в методических журналах, собирает материал для общего плана изучения темы. Тематический план не должен быть громоздким. В нем предусматривается самое главное и существенное.

3-ий этап –  изучение материала конкретного  урока в учебнике. Особенно большое внимание учитель уделяет доступности изложения учебного материала, отмечает то, что в учебнике изложено просто и доступно, с тем чтобы часть материала поручить учащимся для самостоятельного изучения.

4-ый этап –  изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока. Учитель знакомится с имеющимися пособиями, просматривает учебные фильмы. Особое внимание необходимо уделить учебным демонстрационным и л/р.

Определяя цели, непременно надо учитывать четыре возможные цели урока – усвоение знаний, привитие навыков и умений, развитие творческого опыта и воспитание. Цели следует обозначить конкретно в соответствии с темой, в зависимости от типа урока.

5-ый этап –  разработка плана урока. План  урока – это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока. План урока составляется на основе тематического плана с учетом реального продвижения в изучении темы. При разработке плана урока учитывается степень подготовленности учащихся к сознательному усвоению намеченного содержания, к выполнению проектируемых учебных действий. План урока не должен быть громоздким.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Нестандартные  формы организации обучения, их  характеристика.

Эффективность всего учебного процесса зависит  еще от того, насколько удачно учитель сочетает урок с другими формами обучения, которые приобретают конкретную структуру, специфические черты и особенности в зависимости от цели обучения, содержания учебной работы и возраста учащихся. 1) предметные кружки;   2) секции;      3) факультативы и предметы по выбору;      4) экскурсии;  5) олимпиады        6) дополнительные занятия с отстающими в учебе учащимися;        7) выставки и др.

Они являются составной  частью процесса обучения, дополняют, расширяют основные формы учебной  работы и называются внеклассной  или внеурочной формой, так как  проходят в более непринужденной по сравнению с уроком обстановке.

Предметные  кружки  – способствуют развитию творческих способностей и познавательной деятельности учащихся. Их содержание разнообразно:1) конструирование;2) моделирование;3) углубленное изучение отдельных предметов;4) вопросы культуры и искусства и т. д.

Факультативы  и предметы по выбору  имеют цель развития познавательных интересов и способностей учащихся, расширения и углубления знаний, приобретение новых умений и навыков. Их организация обычно согласовывается с родителями учащихся. Содержание факультативных занятий определяется специальными учебными программами, согласованными с программами обязательных предметов.

Экскурсии позволяют учащимся наблюдать изучаемые объекты в их натуральном виде и естественном окружении, что обеспечивает реализацию важного дидактического принципа – связи теории и практики.

Выделяют несколько  типов экскурсий:

1) предварительные;2) вводные;3) текущие;4) заключительные;5) итоговые;6) производственные;7) исторические;8) краеведческие;9) комплексные и т. д.

Для успешного  проведения экскурсии необходимо соблюдение следующих правил:

1) подготовка учителя к экскурсии (предварительное знакомство учителя с объектом);

2) составление плана проведения экскурсии (определение маршрута, круга интересов, времени);

3) определение заданий для учащихся (сбор гербариев и т. п.);

4) инструктаж учащихся (по технике безопасности, о характере выполнения работ и т. д.);

5) обработка собранных материалов и наблюдений (подготовка альбомов, стенгазет, докладов, рефератов).

Особое значение имеют экскурсии, проводимые для детей начальных классов. Они способствуют развитию наблюдательности и приучают школьников подходить к целостному изучению явлений.

Дополнительные  занятия с отстающими в учебе  учащимися  обычно организуются для небольшой группы учеников и представляют собой добровольные или обязательные дополнительные занятия во внеурочное время. Они помогают предупредить отставание и неуспеваемость учащихся, вести индивидуальную воспитательную работу с учеником.

Для эффективности  дополнительных занятий с отстающими необходимо:

1) установить причины отставания каждого ученика;

2) наметить формы и объем работы с учащимся.

Олимпиады  занимают одно их ведущих мест в учебной деятельности школьников. Существует несколько типов олимпиад, взаимосвязанных друг с другом:

1) школьные;2) районные;3) городские;4) областные;5) всероссийские;6) международные.В олимпиадах, которые проводятся по различным предметам, участвуют лучшие ученики школы.

 

22. Виды, формы и методы контроля.

Методы  контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя. Основные методы контроля следующие.

1. Повседневное  наблюдение помогает учителю составить правильное суждение об отношении ученика к занятиям, доступности и посильности для него учебного материала и на этой основе планировать специальную проверку его знаний.

2. Устный  опрос. Предполагается три вида опроса: 1) индивидуальный опрос – вызов ученика к доске для развернутого ответа на оценку; 2) фронтальный опрос – вызов многих учащихся для ответа на вопросы, требующие небольшого по объему ответа: 3) уплотненный (комбинированный) опрос – вызывается для проверки одновременно несколько учеников, из которых один отвечает устно, а остальные по указанию учителя выполняют письменные или практические задания по карточкам, по учебным пособиям.

3. Проверка  письменных работ. Сюда входят проверка тетрадей, проведение контрольных, проверка домашних работ, работа с тетрадями на печатной основе.

4. Зачеты. Это особая форма итогового учета, применяемая в старших классах. Зачетная система позволяет вести тематический учет знаний.

5. Экзамены. Это специальный метод итоговой проверки, который одновременно служит средством государственного контроля за работой каждого учителя и всей школы в целом.

Формы контроля зависят от специфики организационной формы работы. Выделяют пять основных форм контроля.

1. Фронтальная  форма. На вопросы, составленные учителем по сравнительно небольшому объему материала, ученики дают краткие ответы, обычно с места.

2. Групповая  форма. Контроль осуществляется лишь для части класса. Вопрос ставится перед определенной группой учеников, но в его разрешении могут принимать участие и остальные учащиеся.

3. Индивидуальный  контроль. Применяется для основательного знакомства учителя со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся, которые для ответа обычно вызываются к доске.

4. Комбинированная  форма. Это сочетание индивидуального контроля с фронтальным и групповым.

5. Самоконтроль. Он обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения.

Основные  виды контроля за учебной деятельностью – это:

1) текущий  контроль. Он осуществляется учителем в ходе повседневной учебной работы, в основном на уроках;

2) периодический  контроль. Проводится после изучения логически законченной части, раздела программы или в конце учебного периода (четверти или полугодия) с учетом данных текущего контроля.

3) итоговый  контроль. Он осуществляется в конце каждого учебного года, а также по окончании курса обучения в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Домашняя  учебная работа учащихся как  форма контроля знаний.

Самостоятельная домашняя работа как форма обучения имеет целью закрепление полученных на уроке знаний, умений, навыков, а также способствует эффективному усвоению материала. Необходимость домашней работы учащихся обусловлена не столько решением чисто дидактических задач (закрепления знаний, совершенствования умений и навыков и т.п.), сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки школьников к самообразованию. Поэтому утверждения, что в домашних заданиях нет необходимости, поскольку основное должно быть изучено на уроке, несостоятельны. Домашняя работа имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение, формируя чувство ответственности за порученное дело, вырабатывая аккуратность, усидчивость и другие социально ценные качества.

Домашняя учебная  работа учащихся принципиально отличается от классной прежде всего тем, что  протекает без непосредственного  руководства учителя, хотя и по его указаниям. Ученик сам определяет время выполнения задания, выбирает наиболее приемлемый для него ритм и темп работы. Работая самостоятельно в домашних условиях, которые значительно отличаются от классных, ученик лишен тех средств, которые может использовать учитель, чтобы сделать работу более увлекательной; дома нет коллектива, который благотворно влияет на создание рабочего настроения, стимулирует здоровое соперничество. Исходя из дидактических целей, можно выделить три вида домашних заданий: подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы; направленные на закрепление знаний, выработку умений и навыков; требующие применения полученных знаний на практике. Особым видом являются задания творческого характера (написание изложений, сочинений, выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий и т. п.). Могут быть индивидуальные домашние задания и задания отдельным группам учащихся

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"