Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:11, шпаргалка
1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИКИ
Несмотря на многочисленные разработки, в трактовке педагогики как науки среди специалистов до сих пор нет единства.
Греческим словом пейдагогос (pais - дитя, ауо - веду) первоначально называли раба, которому аристократы поручали присматривать за детьми, играть с ними, сопровождать их в школу. В последствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки о воспитании - педагогика. Из Древней Греции происходят и многие другие педагогические термины.
1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИКИ
Несмотря на многочисленные разработки, в трактовке педагогики как науки среди специалистов до сих пор нет единства.
Греческим словом пейдагогос (pais - дитя, ауо - веду) первоначально называли раба, которому аристократы поручали присматривать за детьми, играть с ними, сопровождать их в школу. В последствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки о воспитании - педагогика. Из Древней Греции происходят и многие другие педагогические термины.
Термин «педагогика» принят главным образом в немецкоязычных, франкоязычных, скандинавских и восточно-европейских странах. В англоязычной традиции этот термин практически не используется; вместо него употребляется «наука (или науки) об образовании». Во 2-й пол. ХХ в. под влиянием этой традиции обозначение «науки об образовании» проникло в некоторые страны, где термин педагогика давно вошёл в обиход, однако накопленный здесь опыт теоретической разработки образовательной проблематики в категориях педагогики часто не учитывается в англоязычной научной литературе, проблемы соотношения и разграничения основных педагогичесмх категорий изучены мало. В Международной энциклопедии образования нет статьи «Педагогика», как нет и статьи «Образование» (что достаточно красноречиво свидетельствует о трудностях целостной научной характеристики самих этих явлений). Лишь в предисловии к изданию отмечено, что в скандинавских странах и Германии употребляется термин «педагогика», имеющий более узкий смысл, чем английский
«education», а именно: относящихся прежде всего к школьному обучению.
В СССР педагогика разрабатывалась как теория коммунистического воспитания (т.е. именно категории воспитания занимала в педагомке приоритетное положение по отношению к другим). В изданных в 80-90-х гг. учебниках и пособиях для студентов педагогических вузов педагогика чаще всего определяется с помощью категории «воспитание»; при этом авторы стремятся подчеркнуть сложность и многозначность этого явления.
Так, в распространённом учебнике под ред. Ю.К. Бабанского (1983) педагогика определяется как наука о воспитании, поскольку её предметом «является особая функция общества - воспитание». Б.Т. Лихачёв (1993) считает предметом педагогики «объективные законы конкретно-исторического процесса воспитания» и далее отмечает, что «педагогика как наука изучает воспитание, сложное общественное явление, вбирающее в себя многослойные и разнообразные отношения». В.П.Беспалько (1995) понимает педагогику как «одну из многих наук, в которых накоплен богатейший опыт человечества о наиболее совершенных путях и методах воспитания подрастающих поколений». Но интересно, что ниже «образование в целом» определяется как «область интересов науки педагогики». Дискyссионно определение педагогики как совокyпности (комплекса или системы) наук, когда отрасли считаются самостоятельными науками. Так, в интересной и для своего времени содержательной статье «Педагогика» в «Педагогической энциклопедии» в 4 тт. (1964-68) педагогика определена как «совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение».
Российская педагогическая энциклопедия (в двух томах, 1999) определяет педагогику как «отрасль науки, раскрывающую сущность, закономерности образования». Козлова С.А., Куликова Т.А. отмечают два значения термина педагогики: а) область практической деятельности, искусство,ремесло; б) область научного знания, наука. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой педагогика - это наука о воспитании подрастающих поколений и взрослых людей.
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ
Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни в семье, общине.
С развитием культуры, с изменениями в хозяйственно- экономической жизни, вызванными переходом к рабовладельческой формации, возникает потребность в создании специально организованных заведении для обучения и воспитания подрастающего поколения.
Первые школы открывали служители культа при храмах, монастырях, поскольку религия была носитепьницеи идеалов воспитания. Затем создаются школы различного типа, которые отличались целями, содержанием и методикой обучения. Содержание обучения в древних школах было представлено широко: грамота, математика, музыка, этика, ритуальные церемонии, физические упражнения, поэтика, логика и др. Характер и объем обучения определялись социальной принадлежностью учеников.
В историю педагогики вошли две воспитательные системы, сложившиеся в античные времена (VI-IV вв. до н. э.) в Древней Греции: спартанская и афинская.
Спарта в течение трех столетий была военным государством. Поэтому в основе спартанской системы лежала идея воспитания юноши, сильного духом, физически развитого, сведущего в военном деле. Воспитание лиц мужского пола находилось в ведении государства, строго регламентировалось.
Общественное воспитание начиналось с первых дней жизни. Новорожденных осматривали старейшины, слабых и уродливых детей кидали в пропасть, а крепких отдавали кормилице. Кормилицы были первыми профессиональными воспитательницами в Греции. Они приучали ребенка к жизни в суровых условиях: не бояться темноты, проявлять умеренность в еде, не кричать и не плакать от боли, холода и т.п. Государственное обучение, рассчитанное на 12 лет, начиналось с 7-летнего возраста. Оно состояло из системы военной подготовки и включало физические упражнения, гимнастику, соревнования, учебные походы, примерные сражения и т.д. Интеллектуальное развитие сводилось к минимуму: начаткам чтения и письма.
В демократических Афинах сложилась иная система воспитания, направленная на развитие ума, нравственных качеств, тела. Детей обучали чтению, письму, счету, игре на музыкальных инструментах (кифаре, лире).
Особое значение придавалось приобщению ребёнка к искусству, кульуре. В программе органически сочетались поэзия, танцы, музыка, чтение классической литературы (сочинения Гомера, Эзопа, Софокпа и др.). Воспитанию тела и духа способствовали занятия гимнастикой, бегом, борьбой, метание диска, копья, а также участие в спортивных состязаниях.
Средневековье вошло в историю засильем церкви, отходам от античных идеалов воспитания во всех областях духовной жизни, в том числе в образовании и воспитании. Однако средние века - огромный исторический пласт, охватывающий более двенадцати столетий, на протяжении которых было много ценного в педагогическом опыте. Именно в средние века появились университеты, которые выполняли роль центров образования, культуры. Возникновение университетов было как бы ответом на новые требования общества к интеллектуально-духовному развитию личности.
Период от древних веков до XVII е. вошел в историю педагогики как время донаучного педагогического творчества, эмпирической (основанной на опыте) педагогической практики.
Как особая наука педагогика из системы философских знаний была выделена английским естествоиспытателем Ф.Бэконом (1561-1626). Я.А.Коменский (1592-1670) фундаментальными теоретическими трудами существенно упрочил ее научный статус. Он развивал сформировавшиеся в эпоху Возрождения идеи гуманизации воспитания и уважительного отношения к детям; выступал за всеобщее образование и единую для всех учащихся школу; разрабатывал принципы природосообразности воспитания.
Английский философ и педагог Джон Локк (1632-1704) сосредоточип главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде «Мысли о воспитаниии» он излагает взгляды на воспитание джентльмена - человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью убеждений.
Сочинения по педагогике оставили видные французские материалисты и просветители XVIII века Д. Дидро (1713-1784),
К. Гельвеций (1715-1771), П. Гольбах(1723-1789) и особенно Ж. Ж. Руссо (1712-1778).
Г. Песталоцци одним из первых в педагогике сочетал теоретическую деятельность с практической воспитательной работой в детских воспитательных учреждениях.
Большую роль в развитии педагогической теории сыграл И.Гербарт. Он впервые обосновал необходимость воспитывающего обучения, важное значение придавал нравственному воспитанию.
3. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Значительное развитие получила педагогическая мысль в России. В XVII в. Епифаний Славинецкий создал труд «Гражданство обычаев детских».
Симеон Полоцкий считал, что главным фактором воспитания является пример родителей и учителей, а также окружающая среда. Он выступал против теории «врождённых идей», которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое должно направляться на формирование у них чувств и разума.
Вопросы образования и воспитания разрабатывал М.В.Ломоносов. Он заботился о подготовке учителей и создал такие учебные книги, как «Риторика» и «Российская грамматика».
Немалые заслуги перед российской педагогикой имеет Н.И.Новиков (1744-1818). Он издавал первый в России журнал «Детское чтение для сердца и разума». Новиков считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательное отношение к людям.
Широко известны педагогические труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей В. Г. Белинского (1811-1848),
А. И. Герцена (1812-1870), Н. Г. Чернышевского (1828-1889), Н. А. Добролюбова (1836-1861). Во всем мире признаны педагогические идеи Л. Н. Толстого (1828-1910), изучаются труды Н. И. Пирогова (1810-1881). Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного, преобразования дела народного воспитания. Мировую славу русской педагогике принес Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871). Он совершил переворот в теории, революцию в педагогической практике. В педагогической системе Ушинского ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни», - писал он. Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных.
Русская педагогика после октябрьского периода пошла по пути разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в творческих исканиях новой педагогики принял С.Т. Шацкий (1878-1934), руководивший Первой опытной станцией по народному образованию Наркомпроса РСФСР.
Первыми авторами учебных пособий по педагогике, в которых ставились и решались задачи социалистической школы, были П.П.Блонский (1884-1941), написавший книги «Педагогика» (1922), «Основы педагогики» (1925), и А.П.Пинкевич (1884-1939), «Педагогика» которого вышла в те же годы.
Известность педагогике социалистического периода принесли работы Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского. Теоретические поиски Н.К.Крупской (1869-1939) концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения. А.С. Макаренко (1888-1939) воздвигнул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. ВА.Сухомлинский (1918-1970) исследовал моральные проблемы воспитания молодежи.
В конце 80-х годов в России началось движение за обновление и перестройку школы. Это ярко выразилось в возникновении так называемой педагогики сотрудничества. Среди ее видных представителей сияют имена известных ученых педагогов и самобытных творческих учителей Ш.А. Амонашвили, С.Л.Соловейчика, В.Ф.Шаталова, Н.П.Гузика, Н.Н.Палтышева, В.А.Караковского и др. Всей стране известна книга московской учительницы начальных классов С.Н.Лысенковой «Когда легко учиться», в которой описаны приемы «комментированного управления» деятельностью младших школьников на основе использования схем. опор, карточек, таблиц. С.Н.Лысенкова создала также методику «опережающего обучения».
Руководящая роль принадлежит школе, учителю: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».
Ушинский пересмотрел всю педагогику и требовал полного переустройства системы образования на основе новейших научных достижений.
4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ХХ ВЕКА
В конце ХIХ — начале ХХ в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смещается центр педагогической мысли. Не отягощенные догмами инициативные покорители Нового Света без предубеждений приступили к исследованиям педагогических процессов в современном обществе и быстро достигли ощутимых результатов. Были сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку возможность сравнительно быстро и достаточно успешно достичь запроектированных целей.
Виднейшими представителями американской педагогики являются Джон Дьюи (1659-1952), чьи работы оказали заметное влияние на развитие педагогической мысли во всем западном мире, и Эдвард Торндайк(1874-1949), прославившийся исследованиями процесса обучения, созданием действенных воспитательных технологий.
В нашей стране хорошо известно имя американского педагога и врача Бенджамена Стока. Задав публике, на первый взгляд, второстепенный вопрос: что в воспитании детей должно превалировать — строгость или доброта? — он всколыхнул умы далеко за пределами своей страны. За этим простым вопросом стоит ответ: какой быть педагогике — авторитарной или ryманисгической. Б. Сток ищет его в своих книгах «Ребенок и уход за ним», «Разговор с матерью» и др.