Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:11, шпаргалка
1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИКИ
Несмотря на многочисленные разработки, в трактовке педагогики как науки среди специалистов до сих пор нет единства.
Греческим словом пейдагогос (pais - дитя, ауо - веду) первоначально называли раба, которому аристократы поручали присматривать за детьми, играть с ними, сопровождать их в школу. В последствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки о воспитании - педагогика. Из Древней Греции происходят и многие другие педагогические термины.
Современная дидактика в индустриально развитых странах значительно психологизирована. Зарубежная дидактика последних лет развивается в условиях широкомасштабного пересмотра учебных программ, обновления содержания и стратегии школьного обучения.
В России во 2-й пол. ХIХ в. целостную дидактическую систему создал К.Д.Ушинский. Опираясь на просветительские философские идеи, психологию и физиологию, он показал односторонность формального и материального образования, раскрыл сходство и различие познания и учения, разработал ряд вопросов восприятия, усвоения и закрепления знании, развития мышления в процессе, обучения, формирования мотивов побуждения школьников к учению, проблемы сочетания преподавания и самостоятельной деятельности школьников.
Большой вклад в разработку теории обучения внесла Н.К.Крупская. Ее мысли о содержании и методах обучения, качествах личности учителя создали новое направление педагогических исследований.
Педагогическая деятельность и педагогические взгляды А.С.Макаренко стали основами теории и практики воспитания коллектива и трудового обучения.
Наряду со знаниями и навыками в состав содержания образования включены (70-е гг.) новые компоненты, обеспечивающие усиление развивающей и воспитывающей функций обучения, - опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру и друг и другу Содержательные исследования проведены по проблеме школьного учебника.
Требование активного усвоения знаний учащимися, выдвинутое дидактами прошлого, получило новое обоснование и приобрело характер необходимого условия развития самостоятельности учащихся в их познавательной деятельности. С этим направлением связана разработка дидактами и психологами концепции проблемного обучения (Т.В.Кудрявцев, Лернер, А.М.Матюшкин, М. И.Махмутов и др.). Исследована проблема формирования у учащихся познавательного интереса, потребности в знаниях.
Большое значение для дидактики приобрели работы психологов (Н.А.Менчинская, П.Я.Гальперин. Д.Б.Эльконии, В.В.Давыдов), раскрывшие психологические предпосылки организации усвоения и построения содержания образования. Определённую роль выполняет обобщение передового, в т.ч. новаторского опыта (Ш А.Амонашвили, В.Ф.Шаталов и др.).
30. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
Обучение - целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Оно обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. В процессе обучения учащиеся усваивают определенные стороны общественно-исторического опыта человечества: идеологию, политику, науку, мораль, труд, литературу и искусство, общую и физическую культуру. Обучение закладывает основы всестороннего, гармонического развития личности.
Обучение как совместная деятельность учителя и учащихся подразделяется на два взаимосвязанных процесса: преподавание как деятельность учителя и учение как деятельность ученика. Учитель представляет интересы общества, он как бы несете себе ту часть опыта человечества, которую должен освоить ученик. Преподавание слагается из нескольких сторон: знания учителем своего предмета, умения организовать учебно-воспитательный процесс, знания современных методов обучения, глубокого понимания умственного развития ученика, его познавательных возможностей, знания путей формирования личностных качеств учащихся. Учение - активный познавательный процесс, в котором проявляются и формируются умственные силы ученика, моральные и волевые черты характера, свойства личности и темперамента.
Методологической и философской основой процесса обучения является теория познания диалектического материализма, которая раскрывает диалектику процесса познания, движение мысли от одного этапа к другому. Познание человека проходит ряд этапов:
1) Вначале чувственное познание, которое приводит к многообразию представлений об окружающих ребенка природных и социальных явлениях, событиях, предметах. Чем более систематизированы и обобщены эти чувственные образы, тем более ребенок подготовлен к школе. Его обучаемость с точки зрения возможностей познания выше. Однако в системе чувственного познания ребенок не отражает закономерностей окружающего мира.
2) Абстрактное познание, овладение системой понятий. Здесь необходимо школьное обучение. Познавательная деятельность ученика становится односторонней. Он изучает определенные стороны окружающего мира через содержание учебных предметов. Конкретное и абстрактное в познавательной деятельности школьников выступают как противоречивые силы и создают различные тенденции в умственном развитии.
3) Высший этап познания, когда
на основе высокоразвитого
Обучение в школе вводит ребенка в мир научных знаний, понятий, закономерностей. Ученик за короткий промежуток времени узнает то, что в истории человечества познается в течение веков.
Отличие обучения от научного познания в том, что в процессе обучения целью познания является учебный материал, усвоение которого составляет конечный результат учебной деятельности. Смысл научного познания заключается в отражении реальных явлений, предметов, их взаимосвязей, а средством для открытия закономерностей являются знания, зафиксированные в учебных и научных книгах, в опыте человечества.
Обучение включает три функции: образовательную (процесс овладения знаниями, формирования учебных навыков и умений), развивающую (умственное развитие учащихся) и воспитывающую (учебная деятельность воспитывает ученика, у него формируются патриотические, нравственные качества, взгляды, убеждения, идеалы, эстетические чувства, дисциплинированность, трудолюбие).
Реализация образовательной, развивающей и воспитывающей функций обучения обеспечивает комплексный подход к процессу формирования личности школьника.
31. ОВЛАДЕНИЕ ЗНАНИЯМИ
Чтобы научиться руководить учебной познавательной деятельностью учащихся, необходимо хорошо представлять основные этапы овладения учеником знаниями. Основные этапы: восприятие, осмысливание учебного материала, закрепление, применение знаний в практической деятельности.
I этап — восприятие. Из психологии известно, что восприятие — целенаправленный познавательный процесс. Оно носит избирательный характер. Поэтому прежде всего учащимся нужно сообщить тему, т. е. сказать, что они будут изучать. Поставить задачу и разъяснить ее. Нельзя приступать к знакомству с материалом, если учащиеся не осознают учебную задачу.
Затем под руководством учителя учащиеся выполняют подготовительную работу. Идет предварительное знакомство с учебным материалом. Оно состоит в наблюдении реальных или изображенных предметов, явлений, ситуаций, в проведении доступных опытов.
Первый этап заканчивается тогда, когда учащиеся имеют достаточные представления о том, какие явления, события, предметы они будут изучать, и понимают учебную задачу.
II этап — осмысливание учебного материала. Она заключается в выделении и анализе теоретического аспекта в знаниях. Нужно найти главную мысль, выделить понятия, обосновать их признаки, уяснить характер поясняющего материала, изучить совокупность примеров и разъясняющих фактов.
Здесь необходима система в знаниях ученика, чтобы в ней он видел главные, второстепенные, дополнительные, разъясняющие элементы. Чтобы он мог обосновать, доказать изучаемые положения либо репродуктивно, т.е. повторяя, воспроизводя логику объяснения учителя, либо творчески, т.е. внося в рассуждения свои примеры, факты, способы решения.
Этот этап можно считать пройденным, если учащиеся понимают способы решения учебной задачи и осознают систему в знаниях.
III этап - запоминание или закрепление. Задача состоит в том, чтобы сохранить на длительное время полученные знания. Здесь познавательная деятельность носит преимущественно характер упражнений, самостоятельных репродуктивных и творческих работ. Теоретический материал, понятия, правила, доказательства повторяются в разного вида упражнениях. Прочнее закрепляются признаки понятий, лучше запоминаются правила, теоремы, законы.
Учителю нужно очень хорошо следить за тем, чтобы учащиеся осознанно выполняли упражнения. Учитель знает различные приемы запоминания и рекомендует их учащимся.
В итоге третьего этапа учащиеся должны знать теоретический материал и уметь его использовать для выполнения упражнений, решения задач, доказательства теорем и др. У них сформированы учебные умения и навыки.
IV этап заключается в применении знаний, умений и навыков в практической деятельности.
Большие возможности имеет в этом отношении внеклассная и внешкольная работа. Участие детей в кружках юных техников, юных натуралистов, спортивных, художественных секциях и других мероприятиях помогает связи учебных умений и навыков с различными видами практической деятельности.
Важно сосредоточить внимание детей на некоторых доступных видах бытового труда, участие в котором закрепляет учебные знания, умения и навыки.
Связь обучения с практической деятельностью учащихся способствует формированию моральных качеств, воспитанию интересов и склонностей, положительной мотивации учения.
32. МОТИВЫ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И
МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ.
Мотивы (франц. motif, от лат. moveo - двигаю) побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленностьмогутего ею ивности. В роли мотивов мот выступать потребности и интересы, влечения и змоции, установки и идеалы. Ребенок приходит в школу, руководствуясь в основном мотивами, связанными с интересом к пребыванию в школе, к активному включению в общественную жизнь. По мере взроспения эти мотивы претерпевают изменения: в одних случаях возникает интерес к получению хорошей отметки, в других - интерес к самому содержанию знаний.
Наиболее адекватные для учебной деятельности - учебно-познавательные мотивы. Мотивы учения школьников во многом определяют направленность личности школьника, его успехи и неудачи. Мотивация учения может быть положительная (стремление к знаниям, желание получить хорошую отметку, заслужить благодарность родителей и учителей, быть уважаемым среди своих сверстников, получить специальность, стремление к труду, желание бить полезным Родине, подражание любимым, героям, т.е. тем, кто является идеалом, примером для школьника), нейтральная (мотивы в личной жизни школьника, которые не оказывают существенного влияния на процесс обучения), негативная (мотивы, которые тормозят учение, отрицательно влияют на процесс усвоения знаний, учебные интересы и отношением школе: отсутствие желания учиться, неумение учиться, неумение организовывать свой учёбный труд, отставание в учебе, недостаточные знания, умения и навыки, недисциплинированность, отрицательное влияние товарищей и семкйной обстановки) или сочетать эти стороны.
Задачи учителя: развивать и укреплять положительные мотивы; знать и воздействовать на нейтральные по отношению к процессу обучения мотивы, стремясь сделать их положительными, помогающими учебе и самой учебной деятельности; сведения негативных мотивов хотя бы до нейтрального уровня, а также воспитание полшкительнын мотиваций учения. Поддержать ученика, помочь ему обрести уверенность в своих силах - главное в работе учителя.
Основой развития и формированив положительных мотивов учения является учебная деятельность развитие познавательных интересов в обучении. Дети еще недостаточно опытны, чтобы руководить собой, перевоспитывать себя.
Формирование проблемных ситуаций придает интерес, занимательность учебному занятию. Значительно способствуют желанию учиться интересные практические занятия, экскурсии, наблюдения. Руководящая роль учителя состоит также в том, чтобы создать систему, гармонию интересов, стремлений и желаний, связанных с обучением.
К основным методам стимулирования относятся; поощрение, наказание, соревнование.
Поощрение - такое педагогическое воздействие на ребенка (или коллектив), когда воспитатель (или коллектив) выражает положительную оценку поступков, поведения отдельного учащегося (или коллектива). Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т.д. Не следует злоупотреблять поощрением, иначе оно может породить зазнайство, самоуспокоенность.
Наказание - метод педагогического воздействия, когда ребенок не выполнил установленных требований и нарушил принятые в обществе нормы и правила поведения. При помощи наказания педагоги и родители помогают ребенку осмыслить неблаговидность того или иного его поступка, почувствовать себя виновным и сформировать психологический барьер для повторного совершения подобных действий. Виды наказания в школе: порицание, выговор перед классом, удаление с урока, оставление после урока для выполнения несделанного задания, вызов родителей, вызов нерадивых учащихся на педсовет, объявление выговора приказом директора, снижение отметки по поведению и т. д. вплоть до отчисления из школы, осуществляемое как исключительная мера наказания. При этом применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам недопустимо.
Соревнование содействует развитию творческих сил и повышению активности учащихся в различных видах деятельности (труде, общественной работе) и предполагает равнение на передовых, помощь отстающим и на этой основе достижение коллективом более высоких показателей своей работы. Соревнование может быть индивидуальным и коллективным. Условие действенности соревнования - умение вызвать у детей желание принимать в нем участие. Действенность соревнования повышается, если его итоги регулярно подводятся.