Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:11, шпаргалка
1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИКИ
Несмотря на многочисленные разработки, в трактовке педагогики как науки среди специалистов до сих пор нет единства.
Греческим словом пейдагогос (pais - дитя, ауо - веду) первоначально называли раба, которому аристократы поручали присматривать за детьми, играть с ними, сопровождать их в школу. В последствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки о воспитании - педагогика. Из Древней Греции происходят и многие другие педагогические термины.
Гуманистическая педагогика - направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в 60-х гг. ХХ в. в США как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Философско-идеологическая ориентация Г. п. близка идеям педоцентризма, нового воспитания и «прогрессивиэма». В центре внимания гуманистической педагогики - уникальная целостная лич-ность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия. нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Гуманизацию учебно-воспитательного процесса понимают как отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и учеником, как переход к личностно ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых. Гуманизировать этот процесс - означает создать такие условия, в которых ученик не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей. не может остаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни.
Гуманистическая педагогика выступает за приспособление школы к ученику. Гуманистическая педагогика требует человеческого отношения к воспитаннику; уважения его прав и свобод; предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; уважения позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; уважения права ребенка быть самим собой; отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний.
Творцы гуманистических педагогических систем - М.Монтессори (идеи свободного природосообразного воспитания), Р.Штайнер (вальфдорская педагогика, учитывающая особенности развития каждого ребенка и предлагающая понять индивидуальность ребенка - его мышление, характер, волю, память), С.Френе (главные признаки педагогической концепции: обязательный учет возрастной психологии и разнообразия способностей и наклонностей детей; целенаправленное стимулирование их интеллектуальной и змоционатьной активности: воспитание в духе высоких моральных и гражданских идеалов).
8. ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И
ЗАДАЧИ
ПЕДАГОГИКИ
Существенным является вопрос о том, что следует считать предметом исследования педагогики. Как и в трактовке педагогики, так и в определении ее предмета среди специалистов до сих пор нет единого мнения. При определении предмета педагогики часто встречается понимание, согласно которому наиболее широкой и ведущей ее категории является воспитание.
В конце ХХ в. именно образование выдвинулось как ведущая категория для характеристики предмета педагогики. Образование целостно охватывает процессы целенаправленного формирования личностных качеств человека в соответствии со сложившимися в обществе идеалами, традициями и нормами. К таким процессам относятся воспитание (как изменение потребностнo-ценностной сферы личности), обучение (изменение норм деятельности) и развитие (изменение способностей). При этом понятие «формирование» не означает, что человек превращается лишь в объект посторонних воздействий, поскольку формирует он себя и сам, в частности, в процессе самообразования, самовоспитания, саморазвития.
Иногда предмет гюедагогики определяют как воспитание, обучение, образование, развитие, формирование личности. А также предметом педагогики является исследование сущности и закономерностей развития человеческой личности и разработка на этой основе теоретическихи методических проблем воспитания как специально организованного педагогического процесса. Не всегда предметом педагоики следует считать воспитание, образование, обучение как деятельность, что принято в нашей педагогической литературе, а процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания.
Педагогика вооружает учителей профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов детей данной возрастной группы, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его
эффективность. Процессы воспитания необходимо постоянно совершенствовать - ведь изменяются условия жизни людей, накапливается информация, усложняются с каждым годом требования к человеку. На эти запросы общества педагоги отвечают созданием новых технологий обучения, образования и воспитания подрастающего поколения.
Функции педагогики: познание законов воспитания, образования и обучения; определение целей и задач, разработка путей достижения поставленных целей.
Задачи педагогической науки подразделяются на постоянные и временные. Постоянные задачи педагогики: вскрытие закономерностей воспитания, образования, обучения и управления этими процессами; изучение, обобщение практики, опыта педагогической деятельности; разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания. управления образовательными структурами; прогнозирование развития образовательных систем на ближайшее и отдаленное будущее; внедрение результатов педагогических исследований в практику; разработка теоретических, методологических основ инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновение исследовательской и практической деятельности (научно-практичесхие центры, лаборатории и объединения).
Временные задачи возникают в ходе удовлетворения текущих потребностей науки и практики и решаются посредством временных творческих коллективов или групп (разработка стандартов, учебников, концепций и программ.
Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские. обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы, технологии воспитания в современных быстроизменяющихся условиях.
9. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ
Педагогика оперирует своими понятиями, выражающими определенные обобщения. Такие обобщения называют педагогическими категориями.
К основным педагогическим категориям относятся: воспитание, обучение и образование.
Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Понятие «воспитание» имеет два основных значения: социальное и педагогическое.
Воспитание в социальном смысле понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. На это направлены усилия всего социального устройства общества: ребенка готовят к жизни семья, детский сад, школа, средства массовой информации, церковь и др. Подготовка ребенка к жизни определяется и многими другими внешними воздействиями, обстоятельствами и условиями (этнической принадлежностью человека, природным и культурным окружением, местожительством и др.). Воспитание в таком широком социальном смысле, по существу, отождествляется с социализацией.
Воспитание в педагогическом смысле - это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности.
Цель воспитания - развитие личности в целом (целостное воспитание осуществляется в детском саду, школе, семье). В таком случае говорят о воспитании в широком педагогическом смысле. Взрослые могyт целенаправленно воздействовать на ребенка с целью формирования у него определеннью психических и личностных качеств. Тогда имеется в виду воспитание в узком педагогическом смысле.
Воспитание - это общая, вечная и конкретно-историческая категория. Воспитательные воздействия могут быть и внутренними, когда человек сам предъявляет к себе требования, пытается с помощью определенной деятельности воздействовать на себя с целью формирования каких-то качеств. Такая работа над собой называется самовоспитанием. В А.Сухомлинский писал, что истинное воспитание «совершается только тогда, когда есть самовоспитание».
Обучение - целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды.
Оно обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности.
Обучение состоит из двух неразрывно связанных явлений: преподавания; учения.
Под образованием принято понимать процесс овладения системой знаний и умений, выработанных человечеством, формирование на этой основе целостного мировоззрения, познавательных способностей, сознания и поведения.
Термин образование принято употреблять в значении целенаправленной деятельности, связанной с приобщением человека к культуре, к знаниям. Мы говорим о начальном, среднем, высшем образовании, а также образовании общем, профессиональном, имея в виду уровень и профиль образования.
Важную роль в образовании играет самообразование. Оно рассматривается в педагогике как составная часть образования и обучения. Образование и обучение должны быть направлены на формирование у школьников познавательных потребностей и соответствующих умений в познавательной деятельности. Но самообразование рассматривается и как систематическая познавательная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в знаниях, возникших у человека. Такое самообразование может осуществляться на протяжении всей жизни человека.
Воспитание, самовоспитание, образование, обучение и самообразование тесно связаны между собой.
К общенаучным категориям можно отнести такие, как развитие (происходящие в человеке последовательные и закономерные изменения в психике и его биологической природе) и формирование (изменения в развитии личности человека или отдельных его качеств, которые происходят под влиянием совокупности факторов: внутренних и внешних, природных и социальных, объективных и субъективных).
Развитие - это процесс движения, изменения, переход от старого к новому качественному состоянию. В педагогике говорят о развитии возрастном (особенности и закономерности развития, присущие каждому возрасту), индивидуальном (индивидуальные особенности развитие), личностном (возникновение у ребенка личностных качеств, их особенности). Формировать - это организовывать всю жизнедеятельность человека, осуществлять воспитание и обучение, воздействовать на него так, чтобы развить то или иное качество.
10. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Методы исследования в педагогике - приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. Система методов исследования определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентации, целен и задач конкретного исследования. В зависимости от аспекта рассмотрения методов исследования в педагогике подразделяются: на общенаучные, собственно педагогические и методы других наук.
Одним из наиболее распространённых методов педагогического исследования является наблюдение, представляющее собой целенаправленный и планомерный процесс сбора информации. Наблюдение отличается от обычной фиксации явлений систематичностью, опорой на определённую педагогическую концепцию. Различают: полевые наблюдения (в естественных условиях) и лабораторные; формализованные (проводятся по жёсткой программе) и неформализованные; включённые и участвующие (в зависимости от участия наблюдателя в событиях и процессах). По частоте применения выделяют: постоянные, повторные, однократные наблюдения; по объёму: сплошные и выборочные; по способу получения: прямые (непосредственные), косвенные (опосредованные); в зависимости от объекта наблюдения: внешние, объективные, самонаблюдения. Тип наблюдения зависит от характера объекта и поставленных задач.
Изучение опыта - организованная познавательная деятельность, направленная на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых исторических условиях. Данный метод называют еще «историческим». Часто под изучением опыта понимают изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей. Научно-педагогические исследования предполагают анализ школьной документации, отражающей учебно-воспитательный процесс. Источники информации -кпассные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты и стенограммы уроков и т.п.
Изучение продуктов ученического творчества - домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов. Большой интерес представляют и т. н. «продукты свободного времени».
К традиционным методам педагогических исследований относятся беседы. С их помощью учителя выясняют чувства и намерения, оценки и позиции своих учеников. Чтобы повысить надежность результатов беседы, применяются специальные меры. К ним относятся: составление плана беседы; обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях.