Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 13:57, шпаргалка
Зарождение воспитания и школы в первобытном обществе.
Воспитание возникло на заре человеческой истории, около 40 тыс. лет назад. Начало становления воспитания как общественного явления связано с усложнением деятельности по передаче подрастающим покалениям накопленного социального опыта. Эта передача реализовывалась на практике как подготовка молодежи ко взрослой жизни. Еще в доклассовом обществе воспитание стало объективной потребностью общества и важнейшей предпосылкой его развития. В процессе дальнейшего развития социально-экономических отношений усложнялось и воспитание.
Выбор способа
преодоления препятствий, в свою очередь,
будет зависеть от располагаемых средств
защиты своих интересов, объема располагаемой
власти, эмоциональной устойчивости личности
и многих других факторов. Психологическая защита личности
ученика происходит бессознательно как
система стабилизации личности для предохранения
сферы сознания личности от негативных
психологических воздействий. В результате
конфликта данная система срабатывает
непроизвольно, помимо воли и желания
человека. Необходимость в такой защите
возникает при появлении мыслей и чувств,
представляющих угрозу самоуважению,
сформировавшемуся «Я-образу» ученика,
системе ценностных ориентаций, снижающих
самооценку индивида.
Восприятие ситуации человеком может
быть далеким от реального положения дел,
и в некоторых случаях реакция на ситуацию
будет формироваться исходя из того, что
человеку кажется, и это обстоятельство
существенно затрудняет решение конфликта.
Отрицательные эмоции, которые будут возникать
в результате конфликта, достаточно быстро
могут быть перенесены с конкретной конфликтной
проблемы на личность оппонента, что дополнит
конфликт личностным противодействием.
При усилении конфликта дополнительно
усложнить его решение может неприглядный
образ оппонента. В такой ситуации целесообразно
разорвать появившийся порочный круг,
что необходимо произвести в самом начале
развертывания события, пока ситуация
не вышла из-под контроля.
^ Разрешение конфликта – это частичное
или полное устранение причин, породивших
конфликт, либо изменение целей участников
конфликта. Частичноеразрешение
конфликта может достигаться при прекращении
внешнего конфликтного поведения сторон,
но при сохранении внутреннего, интеллектуального
и эмоционального напряжения, породившего
конфликтное поведение. Так, конфликт
разрешается не полностью, лишь на поведенческом
уровне, когда, например, применяются административные
санкции к обеим (или одной) сторонам конфликта,
а объективная причина конфликта не устраняется. Полноеразрешение
конфликта достигается только тогда, когда
преобразуются оба компонента конфликтной
ситуации – и на внешнем, и на внутреннем
уровне. Такой полный результат достигается,
например, при удовлетворении всех справедливых
требований конфликтующей стороны или
обеих сторон путем изыскания дополнительных
ресурсов.
52.Модернизация системы образования в мире в начале ХХI века
53.Реформа высшего образования в Европе (90-е гг. ХХ в.- 2013 гг.). Болонский процесс
Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация.
Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.
Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путём преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени – наиболее прозрачными и легко сопоставимыми. Это, в свою очередь, напрямую связано с введением в вузах системы перезачёта кредитов, модульной системы обучения и специального Приложения к диплому. Это также находится в тесной связи с реформированием учебных планов.
Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация[1].
Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.
Начало Болонского процесса можно отнести к середине 1970-х годов, когда Советом министров Европейского союза была принята резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования.
В 1998 году министры образования
четырёх европейских стран (Франции, Германии, Великобрит
Цели Сорбонской декларации были подтверждены в 1999 году при подписании Болонской декларации[5], в которой 29 стран выразили свою готовность взять на себя обязательство повысить конкурентоспособность европейского пространства высшего образования, подчёркивая необходимость сохранения независимости и самостоятельности всех высших учебных учреждений. Все положения Болонской декларации были установлены как меры добровольного процесса согласования, а не как жёсткие юридические обязательства.
Основные цели Болонского процесса
Основные цели
Болонского процесса: расширение доступа
к высшему образованию, дальнейшее
повышение качества и привлекательности
европейского высшего образования, расширение
мобильности студентов и препод
Основные положения Болонской декларации
Цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.
Декларация содержит семь ключевых положений:
54.Этнопедагогика. Народная педагогика белорусов
Этнопедагогика — наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов.
Термин “этнопедагогика” в педагогической литературе впервые применил Г.Н. Волков, определив ее как науку “об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, науку о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности и нации. К.Д. Ушинский утверждал, что народная мудрость по силе наблюдательности, точности мысли, идейному содержанию настолько оригинальна, «что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа». Каждый народ богат своей многовековой культурой. И в этом богатстве самое сокровенное народная мудрость, которую передавали из уст в уста.
С давних пор семья рассматривалась как основа воспитания ребенка. Белорусские народные традиции закладывались в крестьянской семье и передавались из поколения в поколение.
Традиционно воспитание белорусских детей осуществлялось в многодетной семье.
Белорусский народ отмечает влияние наследственности в становлении личности ребенка, как в физическом, так и моральном. Забота о выборе физически крепкого жениха и невесты, рождении здорового ребенка проходит красной нитью через всю белорусскую народную педагогику. «Сава не народзіць сокала», «Як добрае семя, дык добрае племя», «Які род, такі плод», «І мой бацька такі маўся, і я ў яго ўдаўся», «Ад добрага кораня - добры парастак».
Традиционно воспитание рассматривается как ведущий фактор развития личности. «Разумным дзіця не родзіцца». «Нягоднік не родзіцца, а робіцца». К перевоспитанию относились весьма скептично. «З лысага цялятка лысы вол будзе», «Сокала не пераробіш у саву».
Благоприятный семейный микроклимат является традиционно важнейшим условием воспитания детей. Все споры и недоразумения решались только между мужем и женой, не на людях, дети при этом не присутствовали. Родственники при детях старались не обсуждать проступки близких им людей, особенно родителей.
Белорусский народ учит, что воспитание не простое дело, это сложный, кропотливый и длительный процесс. Весьма актуальным является традиционный наказ: воспитание детей начинать как можно раньше, с малых лет. Воспитание в белорусских семьях отличалось строгостью и требовательностью к детям. Большинство придерживалось мнения, что детей нельзя «распускаць», «патакаць ім». «З пестуна нічога не выйдзе». Вместе с тем народная мудрость предостерегала от чрезмерной строгости и жестокости в воспитании детей. «Не біце дубцамі - павучайце слаўцамі». «Сілай адабраць можна, а даць - не». Считалось, что ласка, теплота, любовь позволят добиться наилучших результатов в воспитании. Близкие люди относились к детям с большой любовью. В народе говорили: «Ласка душу дастане». У белорусов существовала «школа пестования». Мать, бабушка, нянька (сестра, которой исполнилось пять лет) пели ребенку колыбельные песни, убаюкивая его, развлекали потешками.
Физические наказания использовались как исключительная мера (битье ремней «спряжкой», прутом «березовой кашей»). Чтобы не покалечить ребенка, остерегались бить по голове, по животу, а также тяжелыми предметами. В народе считалось, что «розга - не навука». Использовались такие методы воспитания, как убеждение, внушение. Кроме того, белорусский народ отличается исключительным терпением, особенно в воспитании маленьких детей. «Не той моцны, хто стрымлівае коней, а хто стрымлівае сябе». Если ребенок ударялся о какой-нибудь предмет (стол, стул и др.) и его надо было успокоить, то этот предмет били и ругали до тех пор, пока ребенок не успокаивался. При этом приговаривали, что «стол плохой, потому что обидел нашего Ванечку». Отвлекаясь от боли, ребенок успокаивался.
В белорусских семьях было принято давать ребенку любую игрушку или предмет, который он требует, только бы он не плакал.
Детей не попрекали без необходимости: «Не крычы, а лепш навучы». При чужих людях вообще не осуждали. Наоборот, нередко можно было наблюдать такие ситуации, когда мать в присутствии посторонних, не близких людей, стремилась похвалить своего ребенка.
Характерной была равная любовь ко всем детям. Белорусский народ считает: «Каторага пальца не урэж, то кожны баліць». Родители любили всех своих детей, но с особой нежностью относились к новорожденным- детям до года, пока они не научались говорить и ходить.
Традиционно основным воспитателем ребенка считалась мать. Главной обязанностью матери являлось воспитание детей. С момента рождения дети находились под присмотром матери. Мальчиков она опекала до 14-16 лет, пока они не становились помощниками по хозяйству. С малых лет мать приучала дочку к ведению домашних дел: учила готовить еду, убирать в доме, шить, вязать, ткать и др., тем самым готовила к будущей семейной жизни, выполнению основной функции женщины - материнству.
Сына, как будущего работника, хозяина, главы дома, мать с детства приучала заботиться о других членах семьи, выполнять более тяжелую и сложную работу, принимать самостоятельные решения, проявлять силу духа, физическую крепость.
Вместе с тем, истинным авторитетом в семье по праву являлся отец. Он был главный и полноправный хозяин, главный советчик. Все члены семьи, дети и мать, подчинялись отцу.
Отец относился к дочери со строгостью. Но по традиции в хороших крепких сельских семьях отец заботился о ней, часто в праздники делал подарки. У дочерей отец воспитывал аккуратность, рассудительность, приветливость, сердечность и деликатность.
С малых лет отец воспитывал сыновей как будущих хозяев и работников. Важнейшими качествами, которые воспитывались у мальчиков были трудолюбие, самостоятельность, ответственность.