Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 13:57, шпаргалка
Зарождение воспитания и школы в первобытном обществе.
Воспитание возникло на заре человеческой истории, около 40 тыс. лет назад. Начало становления воспитания как общественного явления связано с усложнением деятельности по передаче подрастающим покалениям накопленного социального опыта. Эта передача реализовывалась на практике как подготовка молодежи ко взрослой жизни. Еще в доклассовом обществе воспитание стало объективной потребностью общества и важнейшей предпосылкой его развития. В процессе дальнейшего развития социально-экономических отношений усложнялось и воспитание.
В крестьянской семье, как отмечает Л. В. Ракава, существовало неписаное правило: «Дети во всем должны подчиняться родителям» . В большинстве семей распоряжения родителей, особенно отца, не подлежали обсуждению, выполнение их детьми являлось обязательным. Под присмотром и контролем отца дети находились до вступления в брак.
Авторитет бабушек и дедушек был непререкаемым. Они являлись основателями рода, старшими членами семьи, основателями семейных традиций. К мнению бабушек и дедушек прислушивались. К старшему поколению обращались за советом не только дети, но и все члены семьи.
Уважительное отношение к старшему поколению проявляли прежде всего сами родители. Так, отца или мать в старости забирали к себе и досматривали, по традиции это был младший сын или старшие дочка и сын.
Бабушки и дедушки передавали не только свой богатый трудовой опыт, но и учили детей моральным заповедям:
нельзя делать того, что осуждают взрослые,
нельзя не трудиться, если мать и отец трудятся,
нельзя требовать того, что мать и отец дать не в силах.
Традиционным был обряд крещения детей. Для этого выбирали крестных, которые наряду с родителями несли всю ответственность за воспитание детей. Крестные родители, как отмечает С. П. Жлоба, были даже важнее кровных родителей, ибо отвечали перед всем родом за воспитание своего крестника. Крестный брал ребенка с собой в церковь, мастерил игрушки, брал на рыбалку, в лес, на сенокос. В свою очередь дети обязаны во всем слушаться своих крестных .
Каждый ребенок обязательно носил крестик. Детей водили на все религиозные праздники в церковь, а у особо верующих и в другие дни. Если ребенок зевал, то ему крестили рот. Молитвам обучали с 4-6 лет. Вначале это был «Отче наш», а затем и более сложные молитвы.
У белорусов издревле существовал такой обычай: если дети оставались без родителей, их брали на воспитание в свои семьи родственники, соседи, сельчане.
К родителям, бабушкам и дедушкам дети обращались на «вы». Это рассматривалось как знак уважения. Кроме того, описывая традиции воспитания в белорусской деревне, Л. В. Ракава пишет о таких правилах культуры общения для детей:
уступать один другому, если поссорились,
не жаловаться друг на друга («пабіліся - памірыліся»),
в присутствии взрослых разговаривать тихо, не кричать,
не вмешиваться в разговор взрослых,
если возникает необходимость обратиться с вопросом к взрослому, то необходимо дождаться конца разговора,
входя в дом или выходя (у чужих людей) закрывать двери тихо, не стучать,
не размахивать руками во время разговора,
не разговаривать во время еды,
здороваться с каждым, даже незнакомым человеком.
Воспитание детей в труде традиционно для белорусов. Нередко роды проходили прямо в поле и, перерезав пуповину серпом, женщина относила младенца домой прямо в подоле, а затем нередко возвращалась, чтобы подоить корову. Новорожденных брали с собой на работу, подвешивали люльку к дереву, занавесив ее от мошкары, время от времени покачивая.
В народе поощрялось раннее приучение детей к труду, считалось, что все должны трудиться. С 5 лет девочки заботились о младших братьях и сестрах, становились няньками, а мальчики с 7 лет пастушками. С малых лет детей приучали к уходу за животными и растениями. Вначале маленькие дети кормили цыплят, ягнят, а постарше телят, жеребят. Почти в каждом деревенском доме держали кошку, была собака. Все это позволяло развивать у детей чувство человечности, проявлять гуманность к окружающим.
Труд у белорусов рассматривается как первое, главное направление в воспитательной системе, а также основное средство воспитания детей. Для белорусов характерным является культ предков, ибо после смерти они оставались для детей заступниками и жили в доме в образах духов и домовых. Эта традиция находила отражение в следующем:
гордость за дела предшественников,
легенды и воспоминания,
сохранение семейных реликвий (икон, орудий труда - прялки, веретена, предметов быта - ручников и др.),
поминание, существовал обычай в честь умершего посадить дерево или давать его имя новорожденным,
приобщение детей к обряду «Деды», наведывание могил.
Проживая в многопоколенной семье, дети хорошо знали своих предков (место жительства, род занятий, степень родства, чем прославили свой род). Их жизнь была примером для детей.
55.Развитие нормативно-законодательной базы в сфере образования на рубеже ХХ-ХХI вв. в Республике Беларусь
56.Непрерывное образование и самообразование в Республике Беларусь
57.Права ребёнка. Международные акты в защиту детей. Конвенция ООН о правах ребёнка.
58.Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка», принципы, структура, содержание
Правовая основа регулирования прав ребенка
Правовую основу регулирования прав ребенка в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, международные договоры Республики Беларусь, настоящий Закон и иные акты законодательства Республики Беларусь, регламентирующие порядок и условия реализации прав и законных интересов ребенка.
Для целей настоящего Закона под ребенком понимается физическое лицо до достижения им возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме.
Правовое регулирование прав и обязанностей ребенка осуществляется с учетом возраста ребенка и его дееспособности.
Ограничение прав и свобод ребенка допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Статья 2. Сфера применения настоящего Закона
Настоящий Закон определяет принципы государственной политики в отношении ребенка, его правовой статус, обязанности организаций и физических лиц по защите детства.
Статья 3. Государственные органы и иные организации, обеспечивающие защиту прав и законных интересов ребенка. Координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации положений настоящего Закона
Защита прав и законных интересов ребенка обеспечивается комиссиями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, прокуратурой и судом, а также иными организациями, уполномоченными на то законодательством Республики Беларусь, которые в своей деятельности руководствуются приоритетом защиты прав и законных интересов детей.
Государственные органы поддерживают деятельность общественных объединений и иных некоммерческих организаций, содействующих защите и реализации прав и законных интересов ребенка.
Координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации настоящего Закона осуществляется Министерством образования Республики Беларусь.