Шпаргалка по "Педагогическому мастерству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:40, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на все вопросы по курсу "Педагогическое мастерство".

Вложенные файлы: 1 файл

пед. мастерство.docx

— 104.78 Кб (Скачать файл)

21. Педагогические  приемы расположения к себе  учеников в общении.

Школа и все, что с ней  связано во многом определяет, в  каком направлении пойдет развитие личности: в активном, позитивном или наоборот окажется цепью срывов и неудач. Опыт активности, самостоятельности, ответственности определяет жизненную позицию и стратегию молодых людей. При умелом воспитании активности и ответственности в школе складываются отношения не на принуждении, а на сотрудничестве. Учитель должен быть «не пастухом, а товарищем». Существуют правила при общении: 1. Быть вежливым всегда и со всеми; 2. Регулировать эмоции и уметь адекватно их выражать» 3. Не судить других; 4. Честно и искренне высказывать одобрение, оценивать положительные стороны других людей; 5. Говорить с людьми о том, что приятно и важно для них; 6. Чаще называть человека по имени. Выражение лица учителя, манера одеваться, вести себя – являются фактором расположения к себе. Хмурые и неулыбчивые лица отталкивают, вызывают настороженность. Спокойное, доброжелательное выражение лица, жесты, которые могут быть и спокойными и театральными, но не суетливыми – являются портретом приятного человека. Эрик Берн выделил 4 основные позиции, которые занимают люди в общении: 1. «я – плохой, ты – хороший» - взрослый человек, сохранивший такую позицию живет с чувством неполноценности, отрицательном отношении к себе, он полагается на милость окружающих, испытывает огромную потребность в похвале, если такая позиция есть у учителя, то он не в состоянии оценить сам, что делает хорошо, а что неудачно, постоянно стремится угодить другим и обижается, если его за это не ценят; 2. «я – плохой, ты – плохой» -  взрослый человек с такой позицией не верит в интерес к себе со стороны других, становится замкнутым, недоверчивым; 3. «я – хороший, ты - плохой» - Т. Харрис пишет, что такая позиция свойственна преступникам, маленький ребенок, лишенный достаточного внимания взрослых, начинает хвалить себя сам, он не сдается и начинает не любить всех, кто плохо к нему относится, повзрослев, он лишается возможности «заглянуть внутрь себя», учителя с такой позицией лишены самокритики, но очень преуспевают в критике окружающих, у таких учителей часто бывают и любимчики, именно такие учителя постоянно ждут подвоха со стороны учеников и находятся в позиции постоянной обороны или нападения. Последователи Берна назвали представителей всех трех типов «лягушками», так как они используют типичные фразы: «Всегда мне достается самый тяжелый класс»; «Разве можно работать в таких условиях». Они живут надеждой на счастливое будущее. В школе их задача – сделать из учеников людей, для чего их надо переделать корректным образом. 4. «я – хороший, ты – хороший» - эта позиция отличается от предыдущих тем, что формируется путем осознанных решений или упражнений, в ней отражены потенциальные возможности человека, понятие, характеризующее человека в этой позиции – это автономность. Какими характеристиками обладает автономный человек? – 1. Вычленение себя из мира окружающих людей; 2. Стремление реализовать возможности в практических действиях, иметь глубокие знания и навыки хотя бы в одной области; 3. Накопление опыта; 4. Умение прогнозировать свой личностный и профессиональный рост, инициатива и изобретательность в реализации возможностей, собственная активность; 5. Уровень реализма в принятии решений и уровень компромисса, на который способен пойти человек. Подобных людей с такой позицией в противовес «лягушкам». Они не все гениальны, не боятся задумываться о себе и анализировать себя. Они знают, что они умеют и не боятся признаться другим, если чего-то не знают, могут ошибаться и терпеть поражение, но не теряют самоуважения и уверенности в себе.

 

 

22. Особенности  взаимодействия с учащимися с разным типом характера. Авторы Алексеев и Громов выделяют 5 типов людей по стилю мышления, то есть систему стратегий, приемов и навыков, с которой личность предрасположена в силу индивидуальных особенностей: 1. Синтезатор - внешне выглядит вызывающе, иронично, может казаться невнимательным, часто спорит, но и предлагает альтернативные методы решения, в напряженном состоянии шутит, получает удовольствие от философских интеллектуальных дискуссий. Соц. стереотип – демагог, завзятый спорщик, возмутитель спокойствия. Достоинства – обеспечивает классу дискуссию и творчество, лучше других действует в напряженных ситуациях. Недостатки – может проявить безразличие, стремится к столкновениям и к конфликту. Основные стратегии в мышлении и общении – любит искать или выяснять противоречия, фантазирует в стиле «что, если?». Как на него повлиять? – не злитесь на него и не критикуйте, развлекайтесь, получайте удовольствие от общения с ним. 2. Идеалист – внешне выглядит внимательным, поддерживающая улыбка, часто кивает головой, когда согласен, хорошо поддерживает диалог, не ставит собеседника в неловкую ситуацию, тон располагающий к беседе, не любит разговоров, основанных на «голых» фактах, в напряженной ситуации выглядит обиженным. Соц. стереотип – воспитанный, милый человек. Достоинства – сконцентрирован на процессе, лучше других ориентируется вне структурированных ситуациях. Недостатки – затягивает решение в большом выборе вариантов. Основные стратегии в мышлении и общении - интересуется классом, имеет «дальний прицел», хорошо определяет цели, которых должен достигнуть класс, гуманист. Как повлиять? – чаще просите о помощи, апеллируйте на его идеал. 3. Прагматик – внешне выглядит открытым, общительным, много шутит, быстро соглашается, тон его голоса восторженный, но может казаться лицемерным, в разговоре склонен выражать и предлагать другим несложные идеи. Соц. стереотип – шустрый. Достоинство – обращает внимание на вопросы стратегии, лучше других действует в сложных, развивающихся под воздействием обстоятельств. Недостатки – может проявлять безразличие к делам класса и школы, слишком легко идет на компромисс. Основные стратегии в мышлении и общении – из большого дела выбирает ту часть, которую легче всего достичь. Как повлиять? – научитесь «торговаться» и выслушивать встречные идеи из его позиции, что ничего просто так не бывает, не мешайте ему нравиться. 4. Аналитик – внешне выглядит холодным, замкнутым, трудным для становления контакта, тон – сухой, дисциплинированный, может казаться твердым, в разговоре склонен выражать и предлагать другим общие правила, не любит разговоров, связанных с неуместными шутками, лишенных логики. Соц. стереотип – робот, зануда. Достоинства – сконцентрирован на плане и методе решения проблемы, обращает внимание других на конкретные данные детали. Недостатки – проявляет безразличие к человеческим ценностям и внутреннему миру, планирует и анализирует слишком подробно. Основные стратегии в мышлении и общении – внимателен к деталям, хорошо планирует. Как повлиять? – научитесь говорить «со стеной», так как не проявляет эмоций. 5. Реалист – внешне выглядит прямым, правдивым, убедительным, тон – откровенный, уверенный, позитивный, может казаться высокомерным, в разговоре склонен выражать и предлагать другим мнения, факты, не любит разговоров, которые кажутся слишком сентиментальными, полагается на факты, интересуется исключительно конкретными результатами. Соц. стереотип – лидер. Достоинства – лучше других действует в упрощении ситуации, обеспечивает энергетический заряд. Недостатки – давит на других для достижения согласия. Основные стратегии в мышлении и общении – ищет ответы на вопросы: что, где, когда и почему. Как повлиять? – не ходите в разговорах с ним вокруг до окала.

 

23. Передача учащимся  ответственности за них самих  и дела школы.

Опытные педагоги начинают процесс передачи ответственности  очень рано, как только дети переступают  порог школы. В 7 лет дети в состоянии  без напоминания взрослых могут  полить цветы, соблюдают распорядок дежурства. Роль учителя  в организации и осознании поддержки ученикам в их делах. Уже в начальной школе нужно проводить классные собрания по обсуждению дел школы и класса. У. Глассер пишет о том, что классные собрания способствуют созданию организационного единства класса, когда дети начинают воспринимать себя, как частицу общества. Уже с самого раннего школьного возраста ребенок должен усвоить, что класс – это единая рабочая группа, которая должна решать те или иные проблемы и, где каждый ученик несет, как личную, так и групповую ответственность. Учитель, организующий и проводящий подобные собрания должен идти на них с намерением «наставить на путь истинный». Очень важно, чтобы учитель не навязывал своего мнения детям. Соображения, которые высказывают ученики, как правило, имеют позитивную направленность. Исключение составляют случаи, глубоко задевшие самолюбие. Учителю следует избегать авторитарности. Каждый ребенок должен видеть, что его мнение услышано и с ним считаются. Чем младше дети, тем с большей откровенностью они обсуждают доступные их пониманию проблемы. На собраниях ученики не только получают опыт решения проблем, но и утверждаются во мнении о том, что они несут ответственность за принятие решений. Учитель не должен строго контролировать детей, а должен незаметно, чтобы не вызвать у детей протест. Участие детей в обсуждениях и новый стиль общения с учителями на основе равноправия и доверия способствует развитию автономии детей, то есть их переходу в позицию « я – хороший, ты – ты хороший». Для развития автономии важно научить детей: 1. Жить по принципу «здесь и теперь»; 2. Осознавать, когда человек, с которым они общаются, раздражен и, научить их выслушивать такого человека; 3. Уметь откладывать удовольствия, быть способным любить и быть любимым. Процесс передачи ответственности возможен не только в социальной сфере, но и в учебной. Ответственность учеников за учебу, достижения в ней – это мечта всех учителей. Педагог должен добиться возникновения у ребенка интереса к предмету и предоставить ему возможность поверить в собственные силы и способность достичь успеха. Учитель должен оценить, что известно и, что неизвестно ученику. Передавать детям ответственность – это работа тяжелая для учителя. Многие испытывают сомнения по поводу разумности и боятся, что дети выйдут из-под контроля. Происходит это, потому что учитель стремится быть хорошим педагогом, а хороший в их понимании – это не дающий детям ошибаться. Учителя ответственны и добросовестны, именно поэтому они взваливают на себя ответственность за детей.

 

 

24. Дискуссия –  как способ повышения активности  и ответственности учеников. Дискуссия – это равноправное обсуждение учителями и учениками дел различного характера. Она возникает, когда перед людьми вопрос, на который каждый имеет свой первоначальный опыт. Дискуссия – это относительно новая форма взаимодействия в коллективе, мероприятиях, деятельности. Говоря об относительной новизне, имеются в виду мероприятия дискуссионного характера. Любая дискуссия имеет в своей ряд принципов:

1. Организационные  и содержательные условия:

А) изначально должно быть несколько  точек зрения на предмет обучения;

Б) правдивость;

В) дискутанты должны вступать в дискуссию с желанием слышать и понять другие доводы, поддержать иные точки зрения, а не только высказать свои;

Г) знание и понимание  предмета разговора учениками и  учителями в ходе дискуссии должно развиваться;

Д) выдвигаемые аргументы  должны быть обоснованы;

Е) решение принимается  с учетом перспективы развития группы;

Ж) все участники несут  равную ответственность за выбранные  решения.

2. Условия  открытости:

А) предмет обсуждения должен быть открыт для дискуссии;

Б) мышление и восприятие участников должно быть открыто для  воздействия и понимания;

В) дискуссия открыта для  всех аргументов данных точек зрения;

Г) дискуссия открыта для  всех учеников и учителей;

Д) время для дискуссии  неограниченно;

Е) результат дискуссии  открыт.

Нельзя заранее предположить выводы и сложить к ним обсуждения, нельзя заранее предсказать, что  результатом должно быть одно решение, их может быть несколько, а может  и не быть.

3. Условия  общения:

А) учителя и ученики должны говорить друг с другом, они должны слушать друг друга, должны отвечать друг другу;

Б) миролюбие – это  тот принцип и правило, когда  в одно и то же время говорит только 1 человек, не прерывает друг друга;

В) дружелюбие – люди не должны бояться высказывать открыто  свое мнение;

Г) равенство – это, когда  каждый из участников имеет равные высказывания;

Д) уважение – участники  должны высказывать уважение и заботу каждому;

Е) скептицизм – когда  уважается только суть высказывания, а не авторитет;

Ж) участники дискуссии  свободны в своем обращении.

Если учитель хочет  изменить взаимоотношения с классом  и добиться понимания, единственная рекомендация – это «пробуйте проводить дискуссии и не останавливаться при неудачах». Через дискуссии учителя и ученики достигают понимания того, как они мыслят, действуют и обретут взаимное расположение.

 

 1. Мастерство и педагогическое мастерство.

Мастерство – это высокое  и постоянно совершенствуемое искусство  в воспитании и обучении, доступные каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог – это мастер своего дела, это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания. В педагогической  теории исторически сложились 2 подхода к пониманию учительского мастерства: 1) связан с пониманием методов педагогического труда; 2) базируется на утверждении, что личности педагога, а не методу принадлежит ведущая роль в воспитании. Существует мнение, что подлинным мастером, учителем может стать лишь талантливый человек, учителем надо родиться. Есть и другие утверждения: массовая профессия не может стать привилегией особенно одаренных, почти все люди наделены самой природой, качествами воспитателей, задача состоит в том, чтобы научиться педагогическому мастерству. Мастерство учителя выражается, прежде всего, в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже неблагоприятных условиях, добиваться нужного уровня воспитанности, развития знаний учащихся. Искусство учителя особенно проявляется в умении учить на уроках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке. Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам относятся: гуманистическая направленность деятельности преподавателя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника. Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям  и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Чтобы стать мастером, творцом учителю необходимо овладеть закономерностями, механизмами педагогического процесса, это позволит ему педагогически мыслить и действовать, то есть самостоятельно анализировать педагогические явления, правильно диагностировать явления, находить основную педагогическую проблему и способы ее оптимального решения. Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владение педагогической технологией в то же время выражает и личность педагога, его опыт, а мастерство учителя – это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющих высокую эффективность педагогического процесса.

 

 

 

 

 

 

2. Условия и способы формирования педагогического мастерства.

В процессе обучения в ВУЗе студенты получают самые разнообразные  знания, в том числе и по педагогическому мастерству. С самых первых дней работы они в состоянии применить их на практике. Очень часто начинающие преподаватели чувствуют себя брошенными на произвол судьбы и испытывают шок от столкновения с реальностью. Облегчить вхождение профессии может собственная активная позиция педагога. Чем быстрее он установит контакт и найдет общий язык с другими учителями, активнее будет участвовать в делах школы, тем быстрее сформирует широкий набор своих профессиональных действий. Исследования показывают, что существует 10 основных проблем, с которыми сталкиваются молодые учителя:

1) содержание преподавания  предметов (начав работать, молодые учителя очень скоро понимают, что не могут сразу приспособить имеющиеся у них аналитические знания к школьному уровню, но процесс облегчается в том случае, если учитель обладает глубокими знаниями по своим предметам, имеет общий широкий кругозор и стремится найти индивидуальный подход к каждому ученику);

2) дисциплина в классе (исследования показывают, что множество начинающих учителей не умеют установить должную дисциплину в классе, не в состоянии поддержать рабочую обстановку, не знают как поступить с теми, кто пытается сорвать урок);

3) мотивация учеников;

4) оценивание работы учащихся;

5) работа с родителями;

6) работа с классом (это едва ли не самая сложная часть учительской профессии, поскольку в этой ситуации учитель оказывается один на один с 25-35 учениками и должен найти занятие для каждого в соответствии с их индивидуальными особенностями);

7) работа с одаренными  детьми (зачастую в первые месяцы работы начинающие учителя не видят каждого ребенка в отдельности, для них класс – это шумная группа непослушных детей);

8) работа с отстающими  детьми;

9) развитие учителя, как  личности в процессе работы (молодым учителям приходиться учиться воспринимать себя в новой роли, роли – учителя и следовательно учиться развивать нужные для этой роли профессиональные и личностные качества);

10) адаптация в школьном  окружении.

Молодого учителя ожидают: новые обязанности, специфическая  школьная среда (обычаи), ожидания, возложенные  администрацией школы и коллегами, совмещение роли учителя и ученика. Выделяют некоторые пути адаптации  молодого учителя: простое принятие системы традиций и правил, целенаправленное изучение школьного образа жизни.

3. Понятие «педагогический такт» и «педагогическая этика».

Педагогический такт –  это характерная профессиональная особенность учителя. В любой профессии есть нечто особенное, что отличает ее от других профессий. Проявляться это может и в привычках человека, в его речи, во внешнем виде. Особенность профессии учителя, прежде всего, проявляется в его педагогическом такте. Само слово «такт» с латинского означает «прикосновение» - это форма человеческих взаимоотношений. Тактичный человек старается себя вести в коллективе так, чтобы ни своим внешним видом, ни неосторожным словом не испортить настроение окружающих. Педагогический такт необходим и в обучении и в воспитании, но в воспитании его роль особенная. У бестактного учителя ученики еще сумеют чему-то научиться. Нравственные убеждения, интересы, вкусы нельзя формировать насильственно. Тактичного человека характеризуют такие черты характера, как вежливость, приветливость, сообразительность, уважение к чужому мнению, уравновешенность, чувство юмора. Педагогический такт – это профессиональное качество учителя. Он приобретается вместе с педагогическим образованием и педагогический практикой. Уважение к ученикам, бережное отношение к их личности лежит в основе педагогического такта. Однозначного определения педагогического такта не существует. Одни педагоги считают, что педагогический такт – это естественная способность учителя влиять на учащихся, другие считают, что это составная часть общей культуры учителя, третьи - владение своим предметом и методикой его преподавания. Педагогический такт связан со всеми остальными качествами учителя, но имеет и свою специфику. Он правильно определяется, как чувство.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогическому мастерству"