Шпаргалка по "Педагогическому мастерству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:40, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на все вопросы по курсу "Педагогическое мастерство".

Вложенные файлы: 1 файл

пед. мастерство.docx

— 104.78 Кб (Скачать файл)

Педагогическая этика  является самостоятельным разделом этической науки и изучает  особенности педагогический морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием. Перед педагогической этикой стоит целый ряд задач, в числе которых исследование проблем методологического характера, выяснение структуры изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя, Практическая деятельность учителя не всегда соответствует нормам профессиональной этики, что вызвано сложностью и противоречиями педагогической практики.

 

 

 

4. Роль стереотипов  отношения к ученикам в развитии  педагогического такта. Стереотип в переводе с греческого означает «твердый отпечаток», то есть повторное воспроизведение, представляющее собой точную копию оригинала. Любой стереотип несет в себе и положительное и отрицательное начало. Ни один человек не может жить без стереотипов. В процессе воспитания и социализации подрастающий человек осваивает сложный мир взрослых. Это заключается в том, что ребенок сначала усваивает существующие стереотипы, а после этого начинается следующий этап – критический анализ и обдуманное. Те стереотипы, которые люди усвоили в раннем детстве наиболее жесткие, они менее всего осознаются и поддаются анализу и являются самыми мощными, влияющими на многие стороны жизни человека. Отношение учителя к ученикам начинает формироваться с первых минут общения. Иногда достаточно небольшого действия, чтобы учитель сделал вывод об ученике. Известный психолог А.А. Водалев доказал на экспериментальном примере, как меняются стереотипы у детей. Двум группам показали фото одного и того же человека, одной группе сказали, что это герой, другой, что это преступник. Первые описывали его с положительной точки зрения, вторые – с отрицательной. Жесткий стереотип способствует смещению оценок учителя по отношению к учащимся. Учитель, начиная работу с новым классом, имеет целый ряд ожиданий, касающихся поведения, успеваемости. Исходя из этих ожиданий, он условно подразделяет учеников на группы: хорошие и плохие, сильные и слабые, дисциплинированные и нет. С «хорошими» учениками учитель более приветлив, добр и снисходителен. С «плохими» более резок, критичен. Ни один учитель не может все многообразие поведения учеников.

7. Коммуникативное  поведение учителя

 Коммуникативное поведение  учителя - процесс передачи педагогом  информации посредством речи и соответствующего поведения, способствующий установлению контактов с классом, влияющий на его настроение, готовящий к восприятию учебного материала. Успешное К. п. у. во многом зависит от умения мыслить и точно, динамично передавать эти мысли учащимся; осознания учителем пед. задачи; способности учитывать характер взаимоотношений с учениками; авторитета учителя; новизны и выразительности речи; умения понимать психическое состояние ученика по внешним признакам, «читать по лицу», от умений самопрезентации учителя.

 

5. Приемы эффективного  оценивания.

Часто бывает заметно наличие  или отсутствие педагогического  такта у учителя в ситуациях, когда он оценивает знания или  поступки учеников. Не секрет, что причиной многих конфликтов учителей и учеников бывает бестактность учителя. Она может проявляться в грубых замечаниях педагога относительно ума, способностей, знаний, внешнего вида, привычек. Оценка – это один из важных и обязательных элементов обучения, воспитания. Именно при оценивании, тактичности учителя, его уважительности к ученику проявляется особенно остро. Педагогический такт выражается в умении выслушать ученика так, чтобы у него не осталось неприятного осадка. Ошибкой при оценивании является обобщение («как всегда», «этого следовало ожидать»), другая ошибка – произнесение при оценке слов отрицательно характеризующих личность («лентяй», «неряха»), третья ошибка – педагог не умеет контролировать интонацию или сознательно делает противоречие между оценкой и, при этом слова «слабый ученик хорошо подготовил урок», четвертая ошибка - жесткость отрицательных оценок «ты можешь учиться только на 5», пятая ошибка связана с желанием учиться поступать хорошо. Существует особая тактика поощрения и порицания. Поощрение будет эффективным, когда учитель:

1) предупредил ученика  заранее, что он будет его  оценивать (взглядом);

2) хвалит ученика немедленно  после поступка или ответа;

3) говорит ученику, что  конкретно сделано;

4) говорит ученику, как  ему приятно, что он сделал  хорошо, какая польза от него  была (от ученика);

5) делает небольшую паузу  при оценивании;

6) дает ученику понять, что поддерживает его успех.

Порицание будет эффективным, когда учитель:

1) предупредил заранее,  что он будет его оценивать,  предупреждение дает возможность  и учителю и ученику сосредоточиться  и настроиться на процесс оценивания;

2) сделал порицание немедленно  после совершения поступка;

3) говорит, что конкретно  сделано неправильно;

4) говорит, что он лично  чувствует по поводу происшедшего.

 

6. Речь педагога  и ее особенности.

Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот  достигает больших успехов в  профессиональной деятельности. Педагогическая речь как самостоятельно существующее в профессиональной деятельности учителя явление, как условие становления и развития педагогического мастерства имеет свои особенности, то есть такие отличительные свойства и качества, которые определяют ее педагогические сущность и содержание. К ним относятся: 1) публичность, направленность на аудиторию; 2) аудиовизуальность; 3) импровизированность.

Публичной является та речь, которая характеризуется обращенностью к слушателям, она направлена на аудиторию, адресуется конкретным людям. Обращаясь ко всем ученикам в процессе работы с ними, педагог должен видеть каждого в отдельности и индивидуально адресовать ему свои слова. Это обстоятельство требует от учителя владения визуальным контактом, работы «глаза в глаза».

Аудиовизуальность как специфическая особенность педагогической речи означает, что то, о чем говорит учитель, воспринимается учащимися не только на слух, но и видится. На слух воспринимается слово, его значение и интонация. Зрительно в процессе речевой деятельности педагога ученики воспринимают мимику и пантомимику учителя, эмоциональную выразительность его поведения, которые сопровождают высказывание. Эта особенность требует от учителя развития умений контролировать свой внешний вид в процессе речевой деятельности, общения с учащимися, а также адекватно воспринимать реакцию слушателей (умений социальной перцепции).

Как значимая особенность  педагогической речи рассматривается  ее импровизированность. Речь педагога импровизирована, то есть создается непосредственно в конкретной педагогической ситуации, которая не всегда может быть спланирована. Именно эта особенность определяет уровень профессионализма учителя.

Речь педагога должна быть содержательной, грамотной, доступной  и эмоционально-образной. Педагог  должен говорить негромко, внятно, с  интонацией, но так, чтобы каждый мог  его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения. Без логических пауз речь безграмотна.

 

 

8. Педагогическая  и актерская деятельность.

Педагогический труд имеет  много общих признаков с театральным  творчеством как разновидностью художественной деятельности: представители обеих профессий работают с людьми, имеют общую цель - возбудить мысли и чувства аудитории; та и другая деятельность обучает и воспитывает, требует высокого уровня физической, психической и социальной культуры; тот и другой труд подвижен, изменчив; только в актерской и педагогической профессиях мы встречаемся с уникальным совпадением личности творца и инструмента творчества; наконец, тот и другой труд - яркое искусство самовыражения. Основные точки соприкосновения педагогической "техники" с "техникой" актерского искусства и режиссуры - это: во-первых, опора на общие принципы деятельности. Как известно, система К.С. Станиславского состоит из следующих компонентов: принципы эстетики театра, учение об этике актера и актерская техника как владение выразительностью действий. В деятельности учителя также органично сочетаются эстетика-этика-техника. Выполнение учителем своего высокого духовного назначения и гражданского долга неразрывно связано с его нравственностью и поведением, с его бережным отношением к своей душе и душам детей и с его постоянной работой над своей техникой, развитием и совершенствованием; во-вторых, употребление в педагогической сфере терминов из области театрального искусства. В драматургии урока, соединяющей законы педагогики и сцены, постигается смысл "экспозиции", "завязки", "кульминации", "интриги". Если одного из этих составляющих нет, потенциал поля напряжения на уроке падает, а с ним и интерес к уроку, в итоге - к предмету; в-третьих, использование адаптированных к учительской деятельности упражнений из области театральной педагогики для развития способности восприятия и выражения особенностей человеческого поведения и вариативности в общении. Для более четкого представления о том, развитию каких способностей будущих педагогов может помочь изучение основ педагогического артистизма, рассмотрим существенные характеристики деятельности учителя, сближающие ее с актерской, и требования, предъявляемые учителю. Актер может приготовить и сыграть спектакль, лишь гипотетически предполагая реакцию зрителя. Хотя она, конечно, важна, она стимул для работы, источник вдохновения. Урок же невозможно "показать", "сыграть" без совместной "игры" учителя с учениками, на уроке нет зрителей, все - участники действия.

 

 

 

 

 

 

 

9. Сходства и отличия в театральном и педагогическом искусстве.

Различия

 

Актерская деятельность

Педагогическая деятельность

1. Наличие зрителя

Присутствует

Отсутствует

2. Предмет представления

Показывается герой.

Происходит перевоплощение в другую личность

Показывается личность учителя; образ, о котором идет речь; отношение к ситуации, диктуемое ролевой позицией педагога

3. Границы сферы деятельности

Деятельная жизнь на сцене  происходит в ином слое бытия по сравнению с обычной жизнью

Деятельность происходит в границах реально существующего

4. Особенности чувственной  сферы деятеля

Чувство деятеля не возникает  в результате реального раздражителя. Деятель должен быть "настроен" на эмоциональную волну героя

Чувство деятеля рождается  реальными обстоятельствами. Деятель  более "открыт" в выявлении чувств

5. Специфика общения в  деятельности

Если есть актер, рядом  мыслится публика, ожидающая маски, маскировки. Общение тяготеет к монологу

Ожидается реальный человек  с реальными чувствами, Общение тяготеет к диалогу

6. Продолжительность деятельности

В 5-6 раз меньше, чем у  учителя

В 5-6 раз больше, чем у  актера

7. Возможность импровизации  в деятельности

Допустима в момент подготовки к спектаклю, концерту и в малой степени во время самой деятельности

Не только допустима, но необходима. Границы творчества шире

8. Особенность программы  деятельности

В один день репертуар, как  правило, представлен одной ролью, одним спектаклем

В один день может быть разной

9. Зависимость от "черного  зала" (зрителей, учеников)

Чем меньше присутствует в  воображении деятеля, тем лучше, правдивее, органичнее результат деятельности. Хорошие актеры во время игры "забывают" о зрителе, сосредоточиваются на общении с партнером по сцене 

Чем больше присутствует в  воображении деятеля, тем лучше  результат деятельности, ибо важна организация сотрудничества

10. Наличие помощников  в деятельности

Присутствуют (драматург, режиссер, гример, костюмер, суфлер и др.). Театральные средства воздействия сложны: планшет сцены, цветовое оформление, декорации, голоса за сценой, костюмы

Отсутствуют, хотя объективно учитель не одиночка, а участник ансамбля педагогов школы. Школьно-классный реквизит достаточно прост: стол, стул, доска, наглядные пособия, ТСО

11. Ответственность за результат деятельности

Коллективная 

Личная. Последствия ошибок более драматичны, чем результаты актерских неудач


Общие черты

1. Содержательный признак  - коммуникативность, ибо общей основой является взаимодействие, живое сотрудничество разных индивидуальностей.

2. Инструментальный признак  - личность творца и его психофизическая  природа как инструмент воздействия.

3. Целевой признак - воздействие  человека на человека и вызов  определенного переживания у партнера.

4. Процессуальные характеристики: творчество осуществляется в  обстановке публичности, регламентировано  во времени; результат творчества  динамичен; наблюдается общность  переживаний актера и зрителя,  актера и режиссера, педагога  и ученика; объект воздействия  является одновременно и субъектом  творчества, сотворцом; творчество носит коллективный характер.

5. Структурный признак - анализ материала; определение проблем, противоречий; рождение замысла, разрешающего противоречия; воплощение; анализ результата; корректировка. Работа над уроком и ролью происходит в трех периодах: Репетиционный - у актера, доурочный - у учителя. Это период, когда в воображении, в мыслях, в ощущениях деятеля создается образ. Образ героя - у актера, образ урока - у учителя. Технический. Период, когда разумно, расчетливо выверяется материал и подчиняется собственному творческому заказу деятеля. Закрепляется, "обкатывается" на репетициях роль актера, у учителя "репетируется" урок, уточняется его замысел, фиксируется его ход, составляется план. Период воплощения творческого замысла. Работа актера на спектакле, учителя - в классе.

6. Концептуальные признаки: наличие элементов работы, не поддающихся автоматизации, самостоятельного и свободного творчества; осуществление социальной функции - функции воспитания; присутствие интуиции, чутья, вдохновения; специфические профессиональные эмоции; необходимость непрерывной внутренней работы (тренировочной и "над предметом").

7. Требования к личности  творца.

На известное сходство актерских и педагогических способностей указывал в свое время А.С. Макаренко, а также исследователи В.Н. Гоноболин, Ю.П. Азаров, Н.В. Кузьмина, Ю.Л. Львова, В.А. Кан-Калик и др. На эту же особенность указывал К.С. Станиславский. Основные способности, необходимые и для творчества актера, и для продуктивного творчества педагога таковы: развитое воображение, внимание, эмпатия, рефлексия, подвижность, заразительность, выразительные способности, обаяние.

 

10. Элементы режиссерского  мастерства в педагогической  деятельности.

Режиссерское искусство  учителя заключается в творческой организации всех элементов урока  с целью создания единого гармонически целостного произведения. Режиссерское мастерство учителя проявляется в умении находить наилучшую форму для выражения содержания обучения и воспитания. Это возможно в том случае, если он достигает в своем сознании абсолютной ясности творческого замысла урока и педагогической деятельности в целом и, прежде всего, целей своей работы, а также эмоционального отношения к происходящему.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогическому мастерству"