Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на все вопросы по курсу "Педагогическое мастерство".
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогический морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием. Перед педагогической этикой стоит целый ряд задач, в числе которых исследование проблем методологического характера, выяснение структуры изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя, Практическая деятельность учителя не всегда соответствует нормам профессиональной этики, что вызвано сложностью и противоречиями педагогической практики.
4. Роль стереотипов
отношения к ученикам в
7. Коммуникативное поведение учителя
Коммуникативное поведение учителя - процесс передачи педагогом информации посредством речи и соответствующего поведения, способствующий установлению контактов с классом, влияющий на его настроение, готовящий к восприятию учебного материала. Успешное К. п. у. во многом зависит от умения мыслить и точно, динамично передавать эти мысли учащимся; осознания учителем пед. задачи; способности учитывать характер взаимоотношений с учениками; авторитета учителя; новизны и выразительности речи; умения понимать психическое состояние ученика по внешним признакам, «читать по лицу», от умений самопрезентации учителя.
5. Приемы эффективного оценивания.
Часто бывает заметно наличие или отсутствие педагогического такта у учителя в ситуациях, когда он оценивает знания или поступки учеников. Не секрет, что причиной многих конфликтов учителей и учеников бывает бестактность учителя. Она может проявляться в грубых замечаниях педагога относительно ума, способностей, знаний, внешнего вида, привычек. Оценка – это один из важных и обязательных элементов обучения, воспитания. Именно при оценивании, тактичности учителя, его уважительности к ученику проявляется особенно остро. Педагогический такт выражается в умении выслушать ученика так, чтобы у него не осталось неприятного осадка. Ошибкой при оценивании является обобщение («как всегда», «этого следовало ожидать»), другая ошибка – произнесение при оценке слов отрицательно характеризующих личность («лентяй», «неряха»), третья ошибка – педагог не умеет контролировать интонацию или сознательно делает противоречие между оценкой и, при этом слова «слабый ученик хорошо подготовил урок», четвертая ошибка - жесткость отрицательных оценок «ты можешь учиться только на 5», пятая ошибка связана с желанием учиться поступать хорошо. Существует особая тактика поощрения и порицания. Поощрение будет эффективным, когда учитель:
1) предупредил ученика заранее, что он будет его оценивать (взглядом);
2) хвалит ученика немедленно после поступка или ответа;
3) говорит ученику, что конкретно сделано;
4) говорит ученику, как ему приятно, что он сделал хорошо, какая польза от него была (от ученика);
5) делает небольшую паузу при оценивании;
6) дает ученику понять, что поддерживает его успех.
Порицание будет эффективным, когда учитель:
1) предупредил заранее,
что он будет его оценивать,
предупреждение дает
2) сделал порицание немедленно после совершения поступка;
3) говорит, что конкретно сделано неправильно;
4) говорит, что он лично чувствует по поводу происшедшего.
6. Речь педагога и ее особенности.
Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности. Педагогическая речь как самостоятельно существующее в профессиональной деятельности учителя явление, как условие становления и развития педагогического мастерства имеет свои особенности, то есть такие отличительные свойства и качества, которые определяют ее педагогические сущность и содержание. К ним относятся: 1) публичность, направленность на аудиторию; 2) аудиовизуальность; 3) импровизированность.
Публичной является та речь,
которая характеризуется
Аудиовизуальность как специфическая особенность педагогической речи означает, что то, о чем говорит учитель, воспринимается учащимися не только на слух, но и видится. На слух воспринимается слово, его значение и интонация. Зрительно в процессе речевой деятельности педагога ученики воспринимают мимику и пантомимику учителя, эмоциональную выразительность его поведения, которые сопровождают высказывание. Эта особенность требует от учителя развития умений контролировать свой внешний вид в процессе речевой деятельности, общения с учащимися, а также адекватно воспринимать реакцию слушателей (умений социальной перцепции).
Как значимая особенность педагогической речи рассматривается ее импровизированность. Речь педагога импровизирована, то есть создается непосредственно в конкретной педагогической ситуации, которая не всегда может быть спланирована. Именно эта особенность определяет уровень профессионализма учителя.
Речь педагога должна быть содержательной, грамотной, доступной и эмоционально-образной. Педагог должен говорить негромко, внятно, с интонацией, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения. Без логических пауз речь безграмотна.
8. Педагогическая и актерская деятельность.
Педагогический труд имеет
много общих признаков с
9. Сходства и отличия в театральном и педагогическом искусстве.
Различия
Актерская деятельность |
Педагогическая деятельность | |
1. Наличие зрителя |
Присутствует |
Отсутствует |
2. Предмет представления |
Показывается герой. Происходит перевоплощение в другую личность |
Показывается личность учителя; образ, о котором идет речь; отношение к ситуации, диктуемое ролевой позицией педагога |
3. Границы сферы деятельности |
Деятельная жизнь на сцене происходит в ином слое бытия по сравнению с обычной жизнью |
Деятельность происходит в границах реально существующего |
4. Особенности чувственной сферы деятеля |
Чувство деятеля не возникает в результате реального раздражителя. Деятель должен быть "настроен" на эмоциональную волну героя |
Чувство деятеля рождается реальными обстоятельствами. Деятель более "открыт" в выявлении чувств |
5. Специфика общения в деятельности |
Если есть актер, рядом мыслится публика, ожидающая маски, маскировки. Общение тяготеет к монологу |
Ожидается реальный человек с реальными чувствами, Общение тяготеет к диалогу |
6. Продолжительность деятельности |
В 5-6 раз меньше, чем у учителя |
В 5-6 раз больше, чем у актера |
7. Возможность импровизации в деятельности |
Допустима в момент подготовки к спектаклю, концерту и в малой степени во время самой деятельности |
Не только допустима, но необходима. Границы творчества шире |
8. Особенность программы деятельности |
В один день репертуар, как правило, представлен одной ролью, одним спектаклем |
В один день может быть разной |
9. Зависимость от "черного зала" (зрителей, учеников) |
Чем меньше присутствует в воображении деятеля, тем лучше, правдивее, органичнее результат деятельности. Хорошие актеры во время игры "забывают" о зрителе, сосредоточиваются на общении с партнером по сцене |
Чем больше присутствует в воображении деятеля, тем лучше результат деятельности, ибо важна организация сотрудничества |
10. Наличие помощников в деятельности |
Присутствуют (драматург, режиссер, гример, костюмер, суфлер и др.). Театральные средства воздействия сложны: планшет сцены, цветовое оформление, декорации, голоса за сценой, костюмы |
Отсутствуют, хотя объективно учитель не одиночка, а участник ансамбля педагогов школы. Школьно-классный реквизит достаточно прост: стол, стул, доска, наглядные пособия, ТСО |
11. Ответственность за результат деятельности |
Коллективная |
Личная. Последствия ошибок более драматичны, чем результаты актерских неудач |
Общие черты
1. Содержательный признак - коммуникативность, ибо общей основой является взаимодействие, живое сотрудничество разных индивидуальностей.
2. Инструментальный признак
- личность творца и его
3. Целевой признак - воздействие человека на человека и вызов определенного переживания у партнера.
4. Процессуальные характеристики:
творчество осуществляется в
обстановке публичности,
5. Структурный признак - анализ материала; определение проблем, противоречий; рождение замысла, разрешающего противоречия; воплощение; анализ результата; корректировка. Работа над уроком и ролью происходит в трех периодах: Репетиционный - у актера, доурочный - у учителя. Это период, когда в воображении, в мыслях, в ощущениях деятеля создается образ. Образ героя - у актера, образ урока - у учителя. Технический. Период, когда разумно, расчетливо выверяется материал и подчиняется собственному творческому заказу деятеля. Закрепляется, "обкатывается" на репетициях роль актера, у учителя "репетируется" урок, уточняется его замысел, фиксируется его ход, составляется план. Период воплощения творческого замысла. Работа актера на спектакле, учителя - в классе.
6. Концептуальные признаки: наличие элементов работы, не поддающихся автоматизации, самостоятельного и свободного творчества; осуществление социальной функции - функции воспитания; присутствие интуиции, чутья, вдохновения; специфические профессиональные эмоции; необходимость непрерывной внутренней работы (тренировочной и "над предметом").
7. Требования к личности творца.
На известное сходство актерских и педагогических способностей указывал в свое время А.С. Макаренко, а также исследователи В.Н. Гоноболин, Ю.П. Азаров, Н.В. Кузьмина, Ю.Л. Львова, В.А. Кан-Калик и др. На эту же особенность указывал К.С. Станиславский. Основные способности, необходимые и для творчества актера, и для продуктивного творчества педагога таковы: развитое воображение, внимание, эмпатия, рефлексия, подвижность, заразительность, выразительные способности, обаяние.
10. Элементы режиссерского мастерства в педагогической деятельности.
Режиссерское искусство
учителя заключается в
Информация о работе Шпаргалка по "Педагогическому мастерству"