Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на все вопросы по курсу "Педагогическое мастерство".
2) метод противоречия – выявление противоречий в аргументах собеседника и построение на этой основе собственной аргументации;
3) метод извлечения выводов – в ходе аргументации учитель делает промежуточные выводы и на их основе приходит к окончательному выводу;
4) метод сравнения –
применение образного
5) метод «да, но…» - применяется,
когда аргументы собеседника
вскрывают только одну сторону
явления, в этом случае
6) метод частей – речь
собеседника разбивается на
7) метод игнорирования – учитель видит, что собеседник предает большое значение тому, что не очень важно и игнорирует важные детали, он указывает на это, анализирует и приводит веские аргументы в свою пользу;
8) метод опроса – учитель
задает ряд четких и
9) метод видимой поддержки
– в ходе беседы учитель
спрашивает мнение тех
25. Понятие «педагогическая рефлексия».
В начале своей работы многие молодые учителя не имеют ни малейшего понятия о том, как они будут себя вести в проблемной ситуации. Они во всем обвиняют либо себя, либо школьную администрацию, приписывая ей вину за свои неудачи. Один из основных способов скорейшего приобретения опыта работы является педагогическая рефлексия. Рефлексия – это не просто понимание человеком самого себя, своего внутреннего миры, это еще и выяснение того, как он воспринимается и оценивается другими. Ключевыми характеристиками педагогической рефлексии являются: 1) осознание собственного педагогического опыта; 2) выработка критериев успешности собственной педагогической деятельности; 3) анализ изменений, происходящих в современном образовании. По отношению к содержанию образования педагогическая рефлексия проявляется в: 1) планировании образовательного процесса; 2) в выборе стратегий и методов его организации; 3) корректировке целей и способов образовательной деятельности. По отношению к ученику в: 1) умении налаживать адекватную обратную связь в системе учитель-ученик; 2) умении вооружить учащегося методами рефлексии собственной учебной деятельности, то есть способности ученика осмысливать собственный ход учения; 3) способности оценивать успешность собственной деятельности с позиции ученика. Существует несколько основных способов анализа: 1) индивидуальная рефлексия (самостоятельный анализ событий дня, своих поступков, действий и реакций учеников); 2) обращение к помощи наставника, более опытного учителя; 3) рефлексия в группе таких же молодых учителей. В работе учителя рефлексия важна с нескольких позиций: 1) что я думаю о своей работе; 2) что я думаю о детях; 3) каковы мои особенности (личностные, эмоциональные, когнитивные); 4) как я воспринимаю себя в профессии. Высший уровень педагогической рефлексии – это размышление о себе в профессии. Даже, если учитель не извлекает никаких уроков из своего опыта, то он всегда может повторить ситуацию, которая привела его к успеху и избежать той, которая способствовала неудаче. В самом начале своей работы молодым педагогам недостает таких качеств, как: 1) способности четко разграничить для себя урок на несколько частей; 2) умение быстро переходить от одного вида деятельности к другому; 3) умение укладываться во временные рамки; 4) умение отмечать прогресс каждого из учеников. В ходе рефлексии следует соблюдать ряд правил: 1) сосредоточенность – не допускать никаких посторонних мыслей; 2) самоуглубленность – никто и ничто не должно отвлекать; 3) акцент на свои действия и эмоции. Эмоции и чувство – это обязательный элемент рефлексии. Проводится рефлексия, как в одиночку, так и в обсуждении с другими людьми. Результатом рефлексии становится выработка учителем индивидуального стиля работы.
26. Основные параметры
оценки индивидуального
Хекхаузен выделил 3 основных параметра оценки индивидуального действия, то есть действия, которое всецело не определяется условиями ситуаций:
1) степень соответствия
данного действия действиями
других людей (индивидуальное
различие людей). Чем меньше согласуется
действие человека с
2) степень соответствия
личного действия действиям
3) степень соответствия данного действия действиям человека в аналогичных ситуациях в прошлом (стабильность времени). Чем чаще и заметнее человек при повторных ситуациях меняет свое поведение, тем в большей степени оно детерминировано личностными факторами.
К.Д. Ушинский считал, что только личность может воздействовать на личность. При этом великий педагог полагал, что главным признаком педагогического мастерства может быть только творчество учителя. Путь к нему лежит через совершенствование. Отдельные качества личности, определяющие творческую, активность могут быть объединены в 4 критерия: 1) чувство новизны; 2) критичность мышления; 3) способность преобразовывать структуру объекта; 4) направленность на творчество. Необходимо помнить: 1) поскольку индивидуальный стиль деятельности является выражением индивидуальности человека в конкретной работе, то он не может быть ошибочным; 2) индивидуальный стиль вырабатывается под влияниями общей цели деятельности и представлений субъекта об ее успешности; 3) наибольшая успешность деятельности обеспечивается благодаря выработанному индивидуальному стилю деятельности. Предпосылками выработки индивидуального стиля являются: желание человека сделать более успешной, более приятной, а также наличие зоны неопределенности деятельности, благодаря чему одна и та же деятельность может выполняться по-разному; 4) индивидуальный стиль формируется на протяжении длительного времени.
31. Педагогическая
деятельность А.С. Макаренко в
коммуне имени Ф.Э.
33. Вклад Сухомлинского
в процесс поисков путей
Неоценимый вклад в развитие теории и практики формирования педагогического коллектива внес В.А. Сухомлинский. Будучи сам на протяжении многих лет руководителем школы, он пришел к выводу об определяющей роли педагогического сотрудничества в достижении тех целей, которые стоят перед школой. Исследуя влияние педагогического коллектива на коллектив воспитанников, В.А. Сухомлинский установил следующую закономерность: чем богаче духовные ценности, накопленные и заботливо охраняемые в педагогическом коллективе, тем отчетливее коллектив воспитанников выступает как активная, действенная сила, как участник воспитательного процесса, как воспитатель. В. А. Сухомлинскому принадлежит мысль, которая, надо полагать, и в настоящее время еще не до конца осознана руководителями школ и органов образования: если нет педагогического коллектива, то нет и коллектива ученического. На вопрос, как же и благодаря чему создается педагогический коллектив, В. А. Сухомлинский отвечал однозначно — его творят коллективная мысль, идея, творчество.
Гуманистические идеи педагогической системы В. А. Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего поколения. Например, мы можем видеть их развитие в личностно-ориентированном подходе в образовании, который получил развитие в 80-90-х гг. XX столетия. Педагоги этого направления выступили против авторитарной педагогики и школы, они предложили свой подход для преобразования отечественной школы. Авторитарная педагогика провозглашала принципы: педагог должен выполнить задачу, возложенную на него обществом, а ребенок (ученик) должен соответствовать той идеальной модели, которая также запрограммирована обществом. Личностно-ориентированный подход ставит принципиально другие задачи. Он основывается на признании права каждого из участников образовательного процесса быть личностью, способной к самоопределению, свободному выбору своего жизненного пути, причем личностью, умеющей воспользоваться правом на реализацию собственных мотивов и ценностей, правом на формирование собственного уникального отношения к себе и другим, к окружающей действительности.
Эпоха советской педагогики представлена довольно разнообразным спектром педагогических идей, она пережила свою революцию. Как бы сейчас не воспринимались отдельные ее положения в целом можно говорить о том, что опыт советской педагогики, в том числе и педагогическая система В. А. Сухомлинского, должны быть оценены с современных позиций и, можно не сомневаться, он предоставит множество идей для будущего развития образования.
37. Требования Макаренко ко внешнему виду учителя.
В начале XX века А.С. Макаренко утверждал, что учащиеся воспринимают воздействие педагога через его внешний вид. «Я должен быть эстетически выразительным, поэтому я ни разу не вышел с непочищенными сапогами или без пояса. Я тоже должен иметь какой-то блеск, по силе и возможности, конечно». Эстетику А.С. Макаренко рассматривал как фактор сам по себе воспитывающий, и считал, что «эстетика костюма имеет нисколько не меньшее значение, чем эстетика поведения». В книге «Коллектив и воспитание личности» он писал: «Я не допускал к уроку учителя, неряшливо одетого. Поэтому, у нас вошло в обыкновение ходить на работу в лучшем костюме. И я сам выходил на работу в лучшем своём костюме, который у меня был». По мнению А.С. Макаренко, «в костюме, в какой-то пуговице, в какой-то выпушке, в каком-то покрое должна быть игра». Таким «мелочам» он уделял большое внимание и считал, что «эти принципиальные мелочи должны быть не только доведены до конца, но должны быть строго продуманы и сгармонированы с какими-то общими принципами». «Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас в душе, а потому, что видит вас, слушает вас»,- говорил А. С. Макаренко. Внешний облик, соответствующий имиджу «плохой учитель» связан с представлениями о его недоверчивости, агрессивности, угрюмости, скупости, придирчивости и неприятности. Также педагогу следует помнить одно правило: если он хочет, чтобы в его квалификации не сомневались, то ему необходимо ориентироваться в одежде на шаблоны восприятия, в том числе и коллег и родителей, как они представляют себе людей данной профессии. Если педагог на работу оденется не стереотипно, ему начнут приписывать разные личные свойства, как правило, подрывающие доверие к нему, как к профессионалу. Правильно созданный имидж педагога делает его более привлекательным для учащихся не только с внешней стороны, но и раскрывает его индивидуальность, повышает авторитет педагога и престиж педагогического труда.
Информация о работе Шпаргалка по "Педагогическому мастерству"