Шпаргалка по "Семейной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:53, шпаргалка

Краткое описание

1. Объект и предмет семейной пед как науки
2.Основные понятия науки семейная педагогика
3.Задачи семейной пед. как науки
4. методы семейной пед. (эмпирический уровень).
5. методы семейной пед. (теоретический уровень).

Вложенные файлы: 1 файл

семейная педагогика.doc

— 418.00 Кб (Скачать файл)

Большой осторожности требует  метод сепарационных наказаний, когда ребенка лишают части родительской любви, метод запрета.

Ведущим методом семейного  воспитания должен быть метод поощрения, в основе которого лежит любовь и взаимопонимание и который обеспечивает ребенку атмосферу покоя, тепла и сердечности. Средствами, которыми обеспечивается этот метод, являются одобрение, похвала, признание, симпатия, сопереживание, сочувствие, сострадание, улыбка, восхищение, любовь, ласка, терпение, прощение, шутка и пр. Доля гуманных, ненасильственных методов воспитания в семье должна быть хотя бы в 3 раза больше, чем методов наказания (А. Баркан).

 

50. методы наказания  в семье

Наказание – другой наиболее распространенный метод воздействия на ребенка в семье. В педагогике издавна ведется полемика о том, являются ли наказания необходимыми при воспитании детей.

Наказание – компонент  педагогического стимулирования; такое  воздействие на ребенка, которое  выражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащих принятым нормам. (Т.Куликова)

Смысл наказания –  помочь ребенку осознать свой поступок, вызвать чувство раскаяния. Наказание  – это не столько действие со стороны взрослого, сколько то, что  переживает наказываемый ребенок.

С психологической точки  зрения наказание – хорошо известное  каждому человеку неприятное, давящее  чувство стыда и унижения, от которого хочется скорее избавиться и никогда  больше не переживать. Эти чувства  связываются с совершенными проступками и обесценивают их, гасят желание их повторить.

Если ребенок не чувствует  свою вину, не осознает, что он неким  образом нарушил хорошие взаимоотношения  с близкими людьми, наказание будет  восприниматься как акт насилия, вызовет лишь обиду, зависть, злость против того, кто это совершает.

У многих родителей слово  «наказание» ассоциируется с  жестокостью, безжалостностью и  возмездием. Поэтому некоторые родители предпочитают не наказывать своих детей. Но без применения наказания воспитать  невозможно!

Существует три вида наказаний:

  • Психологические
  • Физические
  • Наказание по типу естественных последствий

К приемам  психологического наказания относятся: крик, брань, упрек, угрозы, изменение отношения, лишение чего-либо приятного, ограничение в правах, лишение доверия, выговор, замечание, осуждение, ирония, предание поступка гласности, «бойкот молчанием» и др.

Приемами физического  наказания являются: шлепки, удары руками, пинки, таскание за волосы или уши, удары ремнем или другими предметами, подзатыльники, пощечины, запирание в кладовке или подвале, стояние в углу, лишение еды и питья и др.

Приемом наказания  по типу естественных последствий является исправление допущенного промаха.

Наказание следует расценивать  как насилие, если оно причиняет  ущерб здоровью – физическому или психическому.

 

51.

Традиционное наказание рассматривается как такое воздействие на ребенка, которое выражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания мудро выражен в русской пословице: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом». Наказать - значит помочь ребенку осознать свой поступок, вызвать чувство вины, раскаяния. Под влиянием наказания у ребенка должно укрепиться стремление поступать впредь соответственно с установленными правилами. Итак, наказание - это не столько действие со стороны взрослого, сколько то, что происходит в наказываемом ребенке, то, что он при этом переживает. С психологической точки зрения наказание - хорошо известное каждому человеку неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется скорее избавиться и никогда больше не переживать. Поэтому не следует напоминать ребенку о прошлых наказаниях, упрекать ими.

В практике семейного воспитания неправильное использование наказания проявляется в том, что родители часто наказывают ребенка в состоянии раздражения, усталости, по подозрению, суммируют несколько проступков для наказания. Ребенок не понимает справедливость подобных наказаний, поэтому они порождают новый конфликт в отношениях с родителями. Недопустимы наказания трудом («сломал игрушку - иди убирайся в своей комнате»), наказания, вызывающие страх («сиди один на темной террасе»). Грубая брань, оскорбления, обидные прозвища травмируют психику ребенка, ослабляют его волю, вызывают недобрые чувства к взрослым.

Возможны наказания в виде лишения развлечений, отстранения от какой-то деятельности («Ссоришься и споришь с детьми - посиди, подумай, кто не прав: ты или твои товарищи»). В отдельных случаях уместен метод естественных последствий: забрызгал зеркало - вытри, насорил - убери. Старшие дети чувствительны к лишению доверия. («Не могу пустить тебя одного во двор, в прошлый раз ты выбегал за мячом на проезжую часть улицы»). Дети тяжело переживают изменение отношения к себе. Поэтому в качестве наказания взрослые могут проявить к ребенку сдержанность, некоторую официальность, холодность. Так, пятилетний ребенок говорит: «Я не люблю, когда папа называет меня Александром: значит, он на меня сердится».

 

52. Недопустимые  формы наказания детей.

Недопустимыми считаются:

  • Физическая агрессия (избиение детей, запирание в темной комнате и т.п.);
  • Вербальная агрессия (крик, брань, оскорбления, нотации, угрозы, обидные прозвища, высмеивание, запугивание);
  • Сепарационные наказания (сепаратизм – стремление к отделению, обособлению) – отвержение, «бойкот молчанием»;
  • Лишения (свободы, пищи, питья, необходимого);
  • Наказание трудом.

Допустимыми наказаниями ученые называют: замечание, выговор, порицание, сдержанно-холодное отношение, лишение удовольствий, лишение доверия, нравоучительную беседу, подшучивание (не унижающее достоинства ребенка) и др.

 

56. проблемы воспитания в семье будущего семьянина

За многовековую историю человечества сложился идеал воспитания. Люди всегда мечтали о совершенном человеке, полноценном члене общества. У такого идеального человека много характеристик, одна из важнейших, причем вневременная, - быть «добропорядочным отцом или матерью семейства» (И.В.Бестужев-Лада). Да, «качество» родителей предопределяет, какова будет семья, а нормальная жизнедеятельность этого удивительно своеобразного и пластичного организма является необходимым условием выживания государств, народов, человечества в целом.

В последние годы проблема подготовки подрастающего поколения к семейно-родительской деятельности актуализировалась в связи с тем, что разрушилась «домашняя школа» (И.В.Бестужев-Лада ), где традиционно начиналось воспитание будущих родителей. В СССР пытались решить эту проблему дважды. Первый раз -путем введения «родительского всеобуча», второй раз - школьным курсом «Этика и психология семейной жизни». Обе попытки закончились неудачей, а проблема осталась нерешенной. Между тем от решения этой проблемы зависит социальное благополучие общества, счастье каждого его члена. Когда начинается воспитание будущего семьянина? В перспективе предполагается вести последовательную подготовку к семейной жизни подрастающего поколения во всех звеньях системы народного образования, начиная с дошкольного учреждения (И.В.Бестужев-Лада, Н.Д.Никандров).

Возможность столь раннего воспитания будущих родителей доказана психологическими исследованиями, в которых установлено, что социальная ориентация детей в общественно-историческом опыте начинается с постижения образа семьи (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Н.Н.Поддьяков). В свое время Е.А.Аркин высказал мысль о том, что в семье дети «не учатся жить, а живут». Тем самым известный отечественный педагог подчеркнул особенность домашнего воспитания, которое осуществляется в ходе повседневного взаимодействия взрослых и маленьких членов семьи, без специальных «уроков» для последних. Но именно семья, являясь для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Всем этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина. Молодожены, создавая свое гнездо, формируя его уклад, стиль семейной жизни, воспитывая первенца, в качестве образца (или антиобразца, если «не повезло» с родителями) берут, как правило, свой родной дом как источник социального, эмоционального, познавательного опыта.

Современные научные данные доказывают, что в первые годы жизни у ребенка, воспитывающегося в семье, формируется ее образ. В семье ребенок включен в поток деятельности (а не только поток сознания, как это бывает в детском саду, школе) и в процессе ее усваивает экстериоризованные в человеческом мире «значения». Это «поле значений» ребенок находит как «вне его существующее» - им воспринимаемое, усваиваемое, как то, что входит в его «образ мира» (А.Н.Леонтьев). В исследованиях подчеркивается, что «образ мира», «картина мира» развивается у ребенка как целое, как абрис мировоззрения (Д.Б.Эльконин, С.Д.Смирнов). Это - многоуровневое образование, включающее в себя представления о природе, человеке, обществе, в том числе о семье, ее членах, семейной родословной, домашних делах и т.д. Все это определяет значимость того образа семьи, который первоначально формируется у ребенка.

Между тем обследование дошкольников, направленное на выявление стихийно складывающегося образа семьи, проведенное в диссертационных исследованиях Л.В.Грабаровской, Е.С.Бабу-новой, Т.М.Бариновой и других, свидетельствует о скудной информированности детей о своих близких, о недостаточном интересе к чувствам, поступкам, деятельности членов семьи.

Ученые с тревогой обнаружили, что у многих современных детей складывается деформированный, искаженный образ семьи (И.В.Бестужев-Лада, Н.Н.Поддьяков). Правда, тому есть объективные причины, связанные с тем мировым явлением, которое определяется как кризис семьи. Как свидетельствуют научные данные и мировая статистика, в современной семье изменяются не только отдельные функции, но и деформируются социальные роли членов семьи, прослеживается тенденция разобщенности в межличностных отношениях ее членов. Дефицит эмоционально-личностных контактов родителей с детьми, которые возникают в силу служебной занятости взрослых членов семьи, - причина детского одиночества, несмотря на жизнь его среди родных и близких. Отрицательно сказывается на формировании образа семьи у детей дошкольного и младшего школьного возраста отсутствие отца как члена семьи и воспитателя. По мировой статистике, в таком положении оказывается каждый третий ребенок. Ребенок в разведенной, неполной семье слышит разговоры взрослых, жалобы матери и ее подруг на бывших мужей, что сказывается на развитии у него своих, окрашенных черными красками представлений о семье как источнике несправедливости, предательства, всяческих бед. Это может негативно сказаться на развитии его ожиданий в отношении своей собственной будущей семьи (Х.Фигдор).

Тем не менее следует отметить, что в последние годы собраны экспериментальные данные, свидетельствующие о достаточно высокой ценности семьи в глазах современных детей. Так, большинство опрошенных старших дошкольников изъявили желание, когда станут взрослыми, жить в семье (Н.Н.Ледовская, Т.М.Баринова). Однако ожидания в отношении собственной семьи часто носят эгоистический, гедонистический характер: «Буду всегда делать, что хочу», «Буду целый день смотреть мультики, а жена будет все делать». А это, в свою очередь, еще одно свидетельство искаженности образа семьи у современных детей.

Между тем семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействие и взаимоотношение в диаде «родители-ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей (Л.В.Загик, Т.А.Маркова, В.А.Петровский), что объективно может способствовать формированию у детей «образа семьи». В этом отношении ценно и то, что семья, как правило, состоит из представителей различных возрастных, половых, профессиональных подсистем (А.Г.Харчев). В исследованиях отечественных педагогов выявлена возможность включения детей в жизнь семьи путем приобщения к трудовой деятельности (Р.С.Буре, В.Г.Нечаева, Г.Н.Година, А.Д.Шатова), участия в подготовке семейных праздников, совместном досуге (Т.М.Баринова, Г.Н.Гришина, С.А.Козлова). Ученые подчеркивают необходимость воспитания у детей умения быть внимательными, заботливыми, понимать настроение близких. А воспитание таких качеств - это и есть подготовка детей к жизни в обществе, к выполнению в будущем функций родителей.

Психологи отмечают, что семейная атмосфера способствует развитию у ребенка богатой эмоциональной жизни (сопереживания, сочувствия, сорадости и соогорчения), что представляется важным для становления положительного, «теплого» образа семьи (А.В.За-порожец, М.И.Лисина). Совсем иным будет этот образ и по содержанию, и по эмоциональной окрашенности у ребенка, растущего в неблагоприятной семье, особенно если он подвергается унижениям, истязаниям, насилию.

Оказывается, что формирующийся в детстве образ семьи не будет нейтральным по отношению к будущей семейной жизни, напротив, он во многом определяет установки на нее. Согласно выводам ученых, уравновешенным человеком и «удачным семьянином» становится тот, кто имел в детстве любящих друг друга родителей, был к ним сильно привязан, мог с ними откровенно говорить обо всем, к кому в семье относились благожелательно, уважительно, но требовательно. И наоборот, шансов на позитивное развитие очень мало у того, кто видел в семье конфликты, кого били и унижали.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Но общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста. Линии этого влияния таковы:

формирование у детей полноценных, эмоционально окрашенных представлений о семье;

введение ребенка в азы семейной экономики;

осуществление педагогически грамотного полового воспитания детей.

Рассмотрим эти линии подробнее.

 

57.

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Напомним суть этих понятий.

Информация о работе Шпаргалка по "Семейной педагогике"