Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:53, шпаргалка
1. Объект и предмет семейной пед как науки
2.Основные понятия науки семейная педагогика
3.Задачи семейной пед. как науки
4. методы семейной пед. (эмпирический уровень).
5. методы семейной пед. (теоретический уровень).
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения (В.Н.Мясищев).
Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» -личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».
Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д. Пример открытости демонстрирует педагог. Вот, например, после выходных дней, праздников педагог планирует беседы с детьми о том, где они были, что видели. И часто получается скучный «допрос» детей. Педагог может продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своем - интересном, увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. После отпуска педагог приносит фотографии, угощает детей яблоками из своего сада, вовлекает их в беседу о том, как они провели летний отдых, где были с родителями, что делали. Окончив университет, он показывает детям свой диплом, приглашая тем самым разделить с ним радость. Он вводит детей в мир своих переживаний: волнуется перед посещением зубного врача, озабочен болезнью мамы и др. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности.
Личной готовностью открыть самого себя педагог «заражает» детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т.д.
«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей. Мария Васильевна, бабушка Кати, пришла в группу и вместе с желающими детьми «экипировала» кукол: у них появились вязаные шапочки, шарфики, тапочки, обновилась зимняя одежда. Николай Алексеевич, папа Коли, фотокорреспондент, оформил в группе выставку своих снимков, отражающих жизнь, развлечения, игры детей разных стран. Дети помогали размещать фотографии, задавали много вопросов, высказывали свое отношение. Дмитрий Петрович, папа Лизы, - врач, он беседовал с детьми об охране здоровья, о том, как надо беречь слух, зрение, органы дыхания.
59. роль педагога
УДО в формировании педагогичес
В современном обществе возрастает потребность родителей в помощи специалистов при воспитании детей. Семьи зачастую неспособны создать благоприятные условия для социализации ребенка, что, в свою очередь, приводит к появлению различных социальных проблем.
Человечество пришло
к пониманию необходимости
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры – одно из направлений деятельности дошкольного учреждения.
Педагогическая культура – это важный компонент общей культуры человека, в котором находит отражение степень зрелости родителей как воспитателей.
Педагогическая культура
включает несколько компонентов: понимание
и осознание ответственности
за воспитание детей; знания о развитии,
воспитании, обучении детей; практические
умения организации жизни и деятельнос
Содержательный компонент педагогической культуры включает знания о :
- целях, средствах
и методах семейного воспитания
- возрастных и психологических особенностях дошкольников;
- общении с детьми дошкольного возраста;
- авторитете и авторитарности родителей;
- нарушении прав ребенка в семье;
- воспитании у ребенка собственного достоинства;
- здоровом образе жизни семьи;
- специальных вопросах педагогики (страхи, агрессия, онанизм, религиозное чувство и др.).
Таким образом, существует потребность в обогащении родителей знаниями из многих человековедческих наук.
Целью повышения педагогической культуры родителей является гуманизация внутрисемейных отношений; побуждение родителей к самовоспитанию.
При организации работы по повышению педагогической культуры родителей следует развивать самопознание родителями своей воспитательной роли в семье, учить анализировать собственный опыт взаимодействия с ребенком (развивать педагогическую рефлексию); учить родителей понимать собственного ребенка, особенности и тенденции его развития; улучшать взаимодействие между родителями и ребенком, проявлять любовь к своему ребенку; направлять родителей на общение с собственными детьми; обогащать их воспитательными умениями; формировать уверенность в себе как в воспитателе; развивать сотрудничество с другими воспитательными институтами.
60. педагогическое просвещение родителей
Результативность педагогическо
64. условия эффективности взаимодействия детского сада и семьи.
Семья и дошкольное учреждение – два важнейших института социализации детей, каждый из которых имеет специфические задачи, содержание и методы воспитания и обучения детей, свои положительные стороны и недостатки.
Семья – базовый институт воспитания. Ведущая роль в воспитании детей принадлежит именно семье. Этот факт давно признан мировым сообществом и зафиксирован в Конвенции ООН о правах ребенка. Приоритет семейного воспитания начинает утверждаться в нашей стране в деятельности органов власти, органов образования, педагогических коллективах.
Цель педагогического взаимодействия – установление сотруднических отношений, объединение усилий для создания комфортной, радостной, счастливой жизни ребенка и развития его индивидуальности.
Выделяют несколько типов взаимодействия педагогов и семей (индифферентный, соглашение, подавление, опека, диалог, сотрудничество). Высшим уровнем развития взаимодействия является сотрудничество, которое характеризуется следующими показателями: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношения, взаимодействие, взаимовлияние.
К такому уровню взаимодействия, признанию родителей равноправными партнерами зачастую не готовы ни родители, ни педагоги. Во взаимоотношениях между ними отмечается много рационализма, несвободы, жесткой ролевой заданности.
Для того, чтобы достичь сотруднических отношений между родителями и педагогами, необходимо соблюсти ряд условий:
- создание открытого детского сада;
- сформированность установки на сотрудничество у обеих сторон;
- наличие социально-
- обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса;
- гуманистическая ориентация
- интеграция и дифференциация
целей, задач и действий
При взаимодействии с семьей дошкольное учреждение ставит следующие задачи: 1) изучение семьи; 2) психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня их педагогической культуры; 3) привлечение родителей к участию в учебно-воспитательном процессе детского сада.
Реальное участие родителей в воспитании ребенка и делах детского сада зависит от профессиональных и личностных качеств педагога, его стремления к взаимопониманию, от конкретных действий по привлечению родителей к жизни детского сада.
Повышению активности родителей способствует совместная деятельность родителей, детей и педагогов; участие в психолого-педагогическом просвещении; участие родителей в принятии решений; привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса в качестве наблюдателей, волонтеров, оплачиваемых сотрудников; включение родителей в общественную деятельность и т.п.
Можно выделить следующие этапы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи: 1) маркетинг и реклама услуг, оказываемых дошкольным учреждением населению; 2) знакомство семьи с детским садом, адаптация к дошкольному учреждению; 3) изучение семьи, ее социального заказа; 4) выбор форм работы с семьей и их реализация; 5) вовлечение родителей в работу детского сада; 6) коррекционная работа.
Формы взаимодействия педагогов и родителей достаточно разнообразны. Современные дошкольные учреждения отдают предпочтение индивидуальным и минигрупповым формам.
Создание единого пространства развития ребенка предполагает разработку единой программы, которая станет ориентиром для воспитателей и родителей.