Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 00:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальная педагогика".
Требования к наставникам:
Требования к ним менее жесткие,
чем к патронатным
Права и обязанности наставников:
Взрослые на время нахождения у них
ребенка обязаны выполнять
Дальнейшее устройство ребенка: Наставничество для ребенка может стать ступенькой к другой форме устройства, например, долгосрочному патронату или усыновлению, если статус ребенка это позволяет. Даже если этого не происходит, пребывание в семье, как правило, положительно сказывается на ребенке, ведь для него это возможность некоторое время побыть вне стен детского учреждения, расширить круг общения, приобрести друзей.
16 вопрос
Сиротство - это социальное понятие,
которое отражает положение детей-сирот.
Сиротой считается ребенок, который
временно или постоянно лишен
своего семейного окружения, либо не
может оставаться в таком окружении,
и имеет право на особую защиту
и помощь, предоставляемую государством.
Для оказания адресной помощи Федеральный
закон "О дополнительных гарантиях
по социальной защите детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей" использует несколько
понятий детей-сирот.
Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет,
у которых умерли оба или единственный
родитель (прямые сироты).
Дети, оставшиеся без попечения родителей
- лица в возрасте до 18 лет, которые остались
без попечения единственного или обоих
родителей. К этой категории относят детей,
у которых нет родителей или они лишены
родительских прав. Сюда же относится
ограничение в родительских правах; признание
родителей безвестно отсутствующими,
недееспособными, находящимися в лечебных
учреждениях, отбывающими наказание в
местах лишения свободы. Дети считаются
сиротами в связи с уклонением родителей
от их воспитания или защиты их прав и
интересов, отказом родителей взять своих
детей из воспитательных, лечебных учреждений,
учреждений социальной защиты населения
и других аналогичных учреждений и в иных
случаях признания ребенка оставшимся
без попечения родителей в установленном
законом порядке. Основную по численности
категорию детей - сирот составляют дети,
родители которых в результате антиобщественного
поведения лишены родительских прав (социальное
сиротство).
Последняя группа лиц из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей
- лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых
когда они находились в возрасте до 18 лет,
умерли оба или единственный родитель,
а также те, которые остались без попечения
единственного или обоих родителей.
Причины социального сиротства
Сиротство как социальное явление
можно наблюдать на всем протяжении
существования человеческого
С конца ХХ века Российское общество переживает
становление новой государственности,
реформирование коренных структур жизнеобеспечения
и вместе с этим - глубочайший политический
и экономический кризис, повлекший за
собой падение уровня жизни, увеличение
числа неблагополучных семей, т.е. семей,
где один или оба из родителей пьянствуют,
тунеядствуют, занимаются попрошайничеством,
воровством, проституцией и т.д. В ситуации
кризиса наглядно проявилось подлинное
отношение государства к семье и детям.
Современная семья переживает сложный
этап эволюции, снижается ее социальный
статус, семья стала социальной жертвой
экономических реформ. Негласно подразумевается,
что в ситуации утраты эффективной системы
поддержки семьи с детьми именно семья
должна неукоснительно продолжать выполнять
не только репродуктивную, но и воспитательную
функцию и занимать пространства, оставленные
государством на месте былой детской инфраструктуры,
социального, образовательного, культурного
и медицинского сервиса, не поддающегося
приватизации.
Если богатые и состоятельные семьи еще
способны найти на рынке средства к существованию,
образованию, то бедные и особенно нищие
слои населения (имеющие средств менее
половины существующего прожиточного
минимума) нередко выбрасывают в общество
и криминальную среду целую армию "генералов
песчаных карьеров".
К перечисленным причинам современного
сиротства необходимо добавит следующие:
во-первых, это увеличение масштабов отказничества,
вызванное страхом родителей перед будущим,
недостатков доходов и отсутствие жилья
и занятости, что происходит в легальной
и нелегальной форме (дети - подкидыши,
дети, "забытые" в клиниках или проданные
другим лицам); во-вторых, лишение родительских
прав - 40 тыс. в год; и в-третьих, утрата
родителями вследствие социальных потрясений
или стихийных бедствий, которые вынуждают
население к хаотической миграции.
Последствия государственного воспитания
детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети, оставшиеся без попечения родителей,
подлежат передаче на воспитание в семью
(на усыновление \ удочерение, под опеку
\ попечительство или в приемную семью),
а при отсутствии такой возможности - в
соответствующее учреждение для детей-сирот
или детей, оставшихся без попечения родителей.
Не смотря на то, что в области государственных
учреждений для детей-сирот происходят
заметные позитивные изменения (дифференциация
детских домов, развитие социальных приютов
и социально - реабилитационных центров
для несовершеннолетних, центров помощи,
т.е. так называемых "социозащитных
учреждений социального обслуживания
семьи и детей" (11 с.18), число которых
только в Свердловской области достигло
75), проблема формирования личности ребенка
в условиях закрытого учреждения остается
весьма острой и актуальной. Исследования
показывают, что лишение материнской заботы
ведет к задержке развития ребенка и может
проявляться симптомами психических и
физических заболеваний. Изоляция ребенка
от матери от 0 до 3 лет обычно приводит
к тяжелым последствиям для интеллекта
и личностных функций, которые не подлежат
исправлению. Постоянная смена микросоциальной
среды (дом ребенка - дошкольный детский
дом - детский дом для детей школьного
возраста) наносят существенный ущерб
психике ребенка, ухудшается его здоровье.
Дети, воспитывающие в интернатных учреждениях
в своем большинстве отстают от сверстников
в психо-физическом развитии. Они позже
начинают ходить и говорить, чаще болеют,
хуже учатся. Только 20% воспитанников сиротских
учреждений могут учиться по программе
массовых школ.
Полное государственное обеспечение,
получение всего в "готовом" виде
не способствуют формированию навыков
самостоятельной жизни. Нередко выпускники
интернатных учреждений не имеют элементарных
бытовых навыков: приготовить поесть,
купить что - либо, организовать свободное
время.
"Программа обучения профессиональных
родителей", разработанная в рамках
проекта "Поддержка детей группы риска
в г. Екатеринбурге и Свердловской области",
называет дополнительно следующие последствия
содержания детей в государственных учреждениях:
Недостаток доверия;
Отсутствие взаимодействия;
Агрессивность, гиперактивность, трудное
поведение;
Не дискриминированная любовь;
Недостаток самопознания;
Трудности в общении с другими людьми;
Они не пользуются популярностью у сверстников
и проявляют агрессивность по отношению
к ним.
"Эти трудности могут продолжаться
в течение всей жизни человека, прошедшего
через этот опыт, но проведенные исследования
показывают, что эти трудности, в общем,
преодолимы", утверждают разработчики
программы.
Значение семьи для социализации развития
ребенка (приоритет семейных форм в социальной
политике)
Даже в самом замечательном благоустроенном
интернате или детском доме ребенку никогда
не получить всего того, что дает семья
и в чем так нуждается любой человек - искусство
создавать семью, вести домашнее хозяйство,
растить своих детей в любви и ласке. Не
испытав этого на себе, они не научаются
этого делать, жители интернатов коверкают
свои жизни, заселяют торговые площади,
свалки и вокзалы. Именно поэтому "из
ста тысяч детей, ежегодно остающихся
в России без попечения родителей, 70% передаются
на воспитание в семьи и только 30% - в детские
интернатные учреждения. Из 34 тыс. детей
усыновленных в 1995г., зарегистрировано
лишь 253 неудачных случая, когда семья
отказывалась от ребенка; в 1996г. из 30 тыс.
усыновлений - 418 отказов. В 1996 г. переданы
под опеку и попечительство 77304 ребенка,
в семьи - 69 995 детей. В 1997г. соответственно
- 78 566 и 72 850 детей". (9 с.5)
Именно семья может поддержать ребенка,
помочь преодолеть жизненные препятствия.
Однако понадобилось 10 лет, чтобы это идея,
заложенная в Конвенции о правах ребенка,
начала осуществляться в нашей стране.
Разнообразные формы передачи детей в
семьи граждан (опекунские, приемные, патронатные)
базируется на психологии не формального,
ответственного отношения друг к другу
в семье, на погружение ребенка в более
привычную для воспитания сферу чувств,
привязанности, что приводит к самоидентификации
ребенка, формированию ответственного
отношения к себе и другим. Жизнь в семье
дает возможность адекватной социализации
(переживание различных ролей в семье),
наблюдение за образцами детско-родительских,
супружеских отношений и т.д., и конечно,
чувство "тыла" в самостоятельной
жизни.
Проведенные исследования показывают,
что помещение ребенка в замещающую семью,
как всякое изменение условий жизни, приводит
в период адаптации к регрессу в его развитии,
а затем при благоприятном развитии событий
может стать причиной интенсивного развития
ребенка.
Сегодня семейные формы устройства сирот
все чаще получают государственную поддержку.
Местные законы о приемных семьях принятые
в Мурманской, Новгородской, Новосибирской,
Самарской, Челябинской, Саратовской,
Ростовской и других областях. К примеру,
"В Самарской области, где действует
комплексная целевая программа "Дети
Самарской области", за 6 лет в приемные
семьи передано 1 769 детей из домов ребенка,
детских домов и интернатов, а всего создана
1 231 приемная семья. К тому же за это время
в области не открыли ни одного нового
детского дома". (9 с.6).
В Екатеринбурге за 3 года с ноября 2000 по
сентябрь 2003г.79% детей, оставшихся без
попечения родителей, переданы на воспитание
в семью и 21% - в учреждения государственного
воспитания, здравоохранения, образования
и социального обслуживания населения.
На сентябрь 2003г. усыновлено 4 882 ребенка,
в семьях опекунов проживают 2 144 ребенка.
Созданы 32 приемные семьи, которые воспитывают
61 ребенка. Кроме того в семейных воспитательных
группах при социально - реабилитационных
центрах для несовершеннолетних, в 2000
г. воспитывалось 49 детей, 2001 - 141, 2002 - 139,
в сентябре 2003г. в 68 семейных группах центров
воспитывалось 92 ребенка. Таким образом,
право ребенка жить и воспитываться в
семье, определенно как приоритетное направление
деятельности Екатеринбургской Концепции
Семейной политики.
15 вопрос
ФАКТОРЫ УЛИЦЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ
НА ФОРМИРУЕМУЮ
ЛИЧНОСТЬ
Воспитательная роль улицы известна с
древнейших времен. Многие педагоги и
родители, давая характеристику ребенку,
нередко отмечали влияние улицы на его
воспитание. В то же время улица часто
является своего рода «домом» для многих
детей и их основным воспитателем. Причинами
активного влияния улицы на формируемую
личность ребенка является индивидуально-психологические
особенности детского возраста.
В современных условиях значительная
часть детей является продуктами улицы,
ее воспитанниками. Их называют «детьми
улицы», беспризорными и безнадзорными.
«Дети улицы» - это дети(ребенок), не достигшие
18 лет., результат воспитания которых определен
улицей; дети (ребенок), живущие(живущий)
на улице и для которых(которого) она является
родным домом .
1.1 ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИЧНОСТЕЙ «ДЕТИ УЛИЦЫ»
Основными причинами формирования таких
личностей является:
· потеря родителей в результате несчастного
случая, когда ребенку своевременно не
была оказана помощь службами опеки и
попечительства;
· если ребенок брошен родителями;
· родители, лишенные или находятся в процессе
лишения родительских прав;
· жестокое обращение с ребенком в семье;
· агрессивная обстановка в семье, создающая
для ребенка дискомфорт и побуждающая
его искать более благоприятные условия
для самовыражения;
· одиночество ребенка, отсутствие внимания
к нему, когда родители отстраняются по
разным причинам от его воспитания;
· материальное благополучие семьи, когда
социальные интересы ребенка остаются
вне внимания родителей;
· творческая активность ребенка, постоянно
ищущая новое, неординарное и не находящая
возможности к самореализации;
· недостатки воспитания и быта, конфликтные
отношения и другие факторы, вынуждающие
воспитанников покидать детские дома
и интернатские учреждения;
· психологические отклонения, побуждающие
ребенка к бродяжничеству;
· субкультура детской среды, в которой
ребенок получает социальное удовлетворение
и которая определяет его отношение к
ней как к доминирующей, и другие причины.
«Дети улицы», при живых родителях по стечению
обстоятельств оказавшихся без их попечения,
нередко называют социальными сиротами.
К ним относят оставшихся без единственного
или обоих родителей в связи с :
· лишение их родительских прав;
· ограничением в родительских правах;
· признанием их безвестно отсутствующими;
· признанием их недееспособных ( ограниченно
дееспособными);
· нахождением их в лечебных учреждениях;
· объявлением их умирающими;
· отбыванием ими наказания в виде лишения
свободы в исправительных учреждениях,
нахождением под стражей в качестве подозреваемых
и обвиняемых в совершении преступлений;
· уклонением от воспитания детей или
то защиты их прав и интересов;
· отказом взять своих детей из воспитательных,
лечебных учреждений, учреждений социальной
защиты населения и др.
18 вопрос
КЛАССИФИКАЦИЯ «ДЕТЕЙ УЛИЦЫ»
Существуют классификации «детей сирот»:
А) в зависимости от времени нахождения
ребенка на улице:
· дети, воспитание которых не занимаются
родители или лица, их замещающие, а лишь
те, кто окружает их на улице. Такие дети
домой чаще всего возвращаются только
ночевать;
· дети, периодически уходящие из семьи,
на короткое время и возвращающиеся домой;
· дети, ушедшие из семьи, но пребывающие
на улице сравнительно недолгое время(
от нескольких недель до полугода);
· дети, живущие на улице длительный срок
(год и больше);
· дети-воспитанники сиротских учреждений,
лишенные попечения родителей и воспитывающихся
средой жизнедеятельности;
· молодые люди, вышедшие из сиротских
учреждений. Формально они имеют жилье,
но их за специфики организации жизнедеятельности
данных учреждений они не готовы к самостоятельной
жизни и тоже оказываются на улице.
В) в зависимости от социального положения
ребенка;
· бездомные -дети, которые не имеют постоянного
места жительства или проживают в условиях,
абсолютно не соответствующих социальным
нормам, другими словами, те которым по
каким-либо причинам негде жить;
· безнадзорные -несовершеннолетние дети,
контроль за поведением которых отсутствует
вследствие неисполнения или ненадлежащего
исполнения обязанностей по их воспитанию,
обучению и (или) содержанию со стороны
родителей или законных представителей,
либо должностных лиц.
Суть этого общественного явления заключается
в отсутствии должного наблюдения за детьми(ребенком)
со стороны родителей или лиц, их занимающихся.
Такие дети могут приходить постоянно
или периодически ночевать дома. К ним
относят и тех, родители (или лица, их занимающие)
которых(которые) используют их в интересах
самообогащения: побуждают к нищенству,
проституции, воровству и пр. Надзор в
таком случае используется в интересах
самообогащения. Крайнее проявление безнадзорности
- беспризорность;
· беспризорные - безнадзорные, не имеющие
места жительства и (или) места пребывания.
В отличие от бездомных беспризорные могут
иметь жилье, но не жить в нем по каким-либо
причинам. Их нередко называют бомжами
- это несовершеннолетние, оставшиеся
без попечения родителей и не имеющие
определенного места жительства. Такая
категория детей может быть как при живых
родителях или лицах, их заменяющих, так
и без них.
Значительная часть «детей улицы» нуждается
в защите взрослых. Это проблема «ничьих
детей». Их фактически некому искать, некуда
деть, нечем помочь и защитить. Жизнь на
улице побуждает их к преступному поведению.
Защитить их - значит спасти от ее негативного
влияния, жестокого обращения, насилия
над ними, предупредить их преступное
поведение, предоставить кров, обеспечить
целесообразное воспитания и обучение,
помочь в самоопределении в жизни. Этот
комплекс проблем должен решать социальный
работник, социальный педагог и другие
специалисты. Их задача заключается в
том, чтобы изъять ребенка с улицы и обустроить
его либо в семью, либо под опеку, либо
в государственное учреждениие.
19 вопрос
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
РАБОТА С «ДЕТЬМИ УЛИЦЫ»
В процессе социально-педагогической
работы с «детьми улицы» предусматривается
создание так называемого «реабилитационного
пространства» для несовершеннолетних
из группы риска. Под ним в теории и практике
социальной работы понимается формирование
территориальной системы ведомств, служб,
учреждений, общественных инициатив, осуществляющих
во взаимодействии с населением поиск
и реабилитацию несовершеннолетних, входящих
в целевую группу безнадзорных. По существу
выражение «реабилитационное пространство»
включает в себя:
· во-первых, выявление несовершеннолетних,
относящихся к группе риска- первый шаг
в организации деятельности по их социальной
защите и налаживанию социально- педагогической
работы с ними;
· во-вторых, обеспечение взаимодействия
между ведомствами одного региона создает
наиболее благоприятные условия для выявления
лиц группы риска;
· в - третьих, реабилитационное пространство
предусматривает возможности преодоления
негативного влияния факторов среды, способствующего
развитию безнадзорности;
· в - четвертых , данное определение говорит
о создании системы взаимодействия по
организации деятельности направленной
на защиту прав ребенка, преодоление создавшихся
социальных проблем для него.
2.1 Территориальная система
профилактической деятельности по защите
прав ребенка
В настоящее время создаются территориальные
системы профилактической деятельности
по защите прав ребенка (ТСЗПР -территориальная
система защиты прав ребенка).
Она решает следующие задачи:
· выявляет несовершеннолетних лиц группы
риска;
· обеспечивает защиту прав и свобод каждого
ребенка группы риска с момента его выявления;
· координирует усилие всех заинтересованных
ведомств и лиц по обеспечению социальной
защиты нуждающихся детей;
· проводит профилактическую должность
с несовершеннолетними группы риска по
недопущению со стороны их правоправных
действий;
· направляет детей группы риска в приюты,
центры социальной реабилитации с учетом
возраста и их социальных проблем.
Основные функции ТСЗПР:
· объединение и координация усилий всех
заинтересованных в защите прав несовершеннолетних
и социально- педагогической работе с
ними на территории ЕСЗПР;
· исследовательские, направленные на
выявление безнадзорных и социального
сиротства, а также причин их возникновения,
возможностей профилактической работы
по месту жительства и др.;
· обеспечение социозащитной деятельности
по отношению к несовершеннолетним;
· привлечение к социозащитной деятельности
по отношению к несовершеннолетним населения
района;
· социально-педагогическая деятельность
по отношению к несовершеннолетним, ставшим
ее объектами;
· содействие законотворческой инициативе
в сфере защиты прав ребенка.
2.2 Основные принципы деятельности
социального работника в ТСЗПР
Принципы деятельности социального работника
в ТСЗПР можно разделить на группы в зависимости
от отношения к объекту деятельности специалиста
- ребенку, юноше и от профессионализма
и позиции специалиста в деятельности.
Принципы , обусловленные профессионализмом
специалиста и его деятельностью.
Принцип компетентности. В работу с детьми
и молодежью можно включаться только компетентному
человеку знающему субкультуру молодежи,
умеющему ее понимать и уважать. В противном
случае ему просто будет сложно понять
«детей улицы» их особую субкультуру,
интересы, увлечения, позиции, отношение
к окружающей среде, людям разного возраста
и статуса.
Принцип искренности. С детьми и молодежью
можно строить диалоговые отношения только
тогда, когда между собеседниками складывается
доверительные отношения. Это обязывает
специалиста быть всегда искренним, говорить
только то, что знает сам, в чем уверен.
Не следует обещать детям то, во что он
сам не верит или в чем сомневается. Если
специалист не знает ответа на поставленный
ему вопрос, лучше честно признаться. От
этого его авторитет не уменьшится, в в
то же время возможности для дальнейшего
диалога не будут утрачены.
Принцип естественности в профессиональной
деятельности. Социальный работник строит
свою деятельности как можно более естественно.
Он не играет, а относится к ней с позиции
своей компетенции. Он слушает ребят, интересуется
их опытом, в меру необходимости учится
понимать их.
Принципы независимости и достаточности,
как личности способной привлекать детей,
быть для них интересной. Дети тянутся
к тому, кто привлекает их внимание своей
личностью, авторитетностью, независимостью
и силой воли. Социальный работник, решивший
работать с детьми улицы, должен чувствовать
себя личностью и уметь ее проявлять.
Принципы, обусловленные отношение специалиста
к объекту деятельности и самой деятельности.
Принцип уважения личного достоинства
ребенка. Социальный работник должен подходить
к ребенку с учетом того, каков он есть,
с его достоинствами и недостатками. Не
следует выделять его как «типичного»,
«нормального. Он оказался в данной жизненной
ситуации по различным причинам. Специалист
не должен опускаться до унижения ребенка.
Он напротив, должен стремиться помочь
ему в его жизненной ситуации. С каждым
из них он строит свою деятельность, принимая
во внимание его индивидуальность.
Принцип доверия к несовершеннолетнему.
В основе деятельности специалиста - доверия
к подростку. Оно подразумевает принятие
на веру любой информации, которую несовершеннолетний
выдает в процессе общения. Это необходимый
фактор в установлении доверительных
отношений с ним. Как правило, подросток,
почувствовав полное доверие со стороны
педагога, сам открывает ему секреты и
представляет правильную информацию.
В дальнейшем социальный работник досконально
проверяет ее и пользуется полученными
данными исключительно аккуратно.
Принцип добровольности. Он основан на
простой мысли: насильно вернуть ребенка
в нормальную жизнь невозможно. Для этого
нужно его желание. Это значит: для того
чтобы приступить к оказанию помощи и
коррекционной работе с каждым из наблюдаемых
подростков, социальный работник заключает
с ним вербальный контракт, определяющий
участие в спасении и реабилитации несовершеннолетнего
обеих сторон процесса - социального работника
и ребенка(подростка). Реализация требований
этого принципа - дело исключительно деликатное.
Специалист может вмешаться в ситуацию
вопреки воле подростка только тогда,
когда существует явная угроза его жизни
и здоровью. В то же время каждый день пребывания
на улице формирует у него соответствующий
социальный опыт, «благополучие», и далеко
не всегда этот подросток заинтересован
в помощи специалиста. Опасность для его
жизни, перспективы криминализации остаются
очень большими.
Принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего.
В основе социально-педагогической деятельности
лежат интересы детей группы риска, каждого
ребенка, подростка. Во всех спорных ситуациях,
в которых существует конфликт интересов
взрослых граждан и несовершеннолетних,
специалист встает на сторону несовершеннолетнего.
Проявление ребенка, не соответствующее
общественным нормам, воспринимается
не как преступление, а как социальная
болезнь, не всегда понятная ему самому,
но ощущаемая им и окружающим миром в том
или ином виде.
2.3 Этапы социально-педагогической
работы с «детьми улицы»
Социально-педагогическая работа с несовершеннолетними
улицы предусматривает определенные этапы:
1 этап - контакт и мотивирование. Этот
этап подразумевает контакт с несовершеннолетним
и его мотивирование на ресоциализацию.
В этот период:
· при необходимости ребенку оказывается
экстренная помощь и предоставляется
необходимая защиты;
· определяются травмирующие факторы
и возможности их преодоления;
· изучается сам ребенок, проводится его
общая диагностика, определяются причины
его попадания на улицу;
· выявляется наличие у него родителей,
возможности и целесообразность его возвращения
в семью (если таковая имеется);
· делается прогноз , где и в каких условиях
этот ребенок мог бы пройти следующий
этап -социально-педагогической работы
- ресоциализацию.
· Пишется на него социально-педагогическая
характеристика и разрабатываются первичные
рекомендации по социально-педагогической
работе с ним;
· Решается проблема возможности организации
правозащитной и социально-педагогической
работы с конкретным ребенком по месту
жительства;
· Ребенок направляется в центр(учреждение)
социально-педагогической работы (социальной
реабилитации, приют, интернатное или
иное учреждение).
Ориентировочное время первого этапа
- 1-4 недели.
2-ой этап - ресоциализация. На этом этапе
необходимо обеспечить первичную реабилитацию
(ресоциализацию) несовершеннолетнего.
В зависимости от характера социально-педагогической
проблемы такая деятельность может осуществляться
в специальном центре (приюте) или по месту
постоянного жительства ребенка. Содержание
деятельности включает:
- разработку индивидуальной программы
социально-педагогической работы с несовершеннолетним.
Эта программа предусматривает коррекцию
последний различных форм насилия над
ребенком в семейной, школьной или иной
среде, ставшей причиной его ухода на улицу;
определение содержания и способов реализации
культурно- эстетического, интеллектуального
развития и восстановительного образования
ребенка; возможную коррекцию системы
нравственных ценностей, стереотипов
поведения и мировосприятия, коммуникативных
свойств и форм общения и другие социально-педагогические
проблемы;
- адаптацию ребенка в новых(изменяющихся)
условиях.
Это особенно важно, когда ребенок попадает
в специальное учреждение( реабилитационный
центр) В определенной степени он нуждается
в такой адаптации и помощи для снятия
стрессовых явлений из-за нахождения в
новых, непривычных условиях, которые
необходимы ему для смены стереотипов
уличной жизни, установок на выживание
в агрессивных социальных средах на принятие
социальных норм и стереотипов поведения
в новых условиях жизни и воспитания;
· реализацию индивидуальной и групповой
программ социально-педагогической работы
с ребенком. В каждом центе существуют
программы социально-педагогической работы
с группой. Появление нового человека
не требует ее изменения, однако могут
иметь место определенные корректировки,
которые позволяют либо включить его в
воспитательный процесс как соучастника,
либо предусматривать определенное влияние
на него;
· организацию работы с ближайшим окружение
ребенка, с целью создания для него наиболее
благоприятной социально-педагогической
среды;
· вовлечение по возможности в социально-педагогическую
деятельность ближайшего окружения ребенка
лиц, наиболее заинтересованных в его
исправлении( перевоспитании).
К ним относятся: родители, либо лица, их
заменяющие, родственники, в случае из
заинтересованности в решении судьбы
ребенка, учителя и др.
· консультационную деятельность. Она
осуществляется с ребенком, родителями
или заменяющими, воспитателями, осуществляющими
социально-педагогическую работу с ребенком:
· проведение иной деятельности, связанной
с индивидуальными проблемами ребенка.
К ним относятся в зависимости от необходимости:
лечение, психологическая реабилитация,
решение каких либо проблем, где необходимо
участие социального работника(закрепление
права на жилье, защита интересов ребенка
в суде и пр).
Ориентированное время второго этапа
2-4 месяца.
3-й этап -завершающая реабилитация. Это
этап завершения социально-педагогической
(реабилитационной) работы с ребенком
и его окружение. Практически речь идет
о реализации результатов первичной ресоциализации
(приобретения ребенка нового социального
опыта) в повседневной жизни. По тому, как
проходит этот этап, можно судить о степени
достижения социально-педагогической
цели в работе с ребенком и его окружением.
В процессе социально-педагогической
работы с ребенком собирается информация
о том , что сделано и какие получены результаты.
Полученная информация позволяет проследить
ход выполнения программы индивидуальной
работы, дать ей количественную и качественную
оценку, фиксировать промежуточные результаты,
выявить, какое влияние оказала на судьбу
каждого воспитанника.