Шпаргалка по " Социальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 00:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальная педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

17 вопрос.docx

— 79.45 Кб (Скачать файл)

Требования к наставникам: Требования к ним менее жесткие, чем к патронатным воспитателям. Тем не менее, они должны пройти специальную  подготовку, а также быть готовыми к сотрудничеству со специалистами, к обсуждению возникающих проблем.

Права и обязанности наставников: Взрослые на время нахождения у них  ребенка обязаны выполнять разработанный  специалистами план по защите его  прав.

Дальнейшее устройство ребенка: Наставничество для ребенка может  стать ступенькой к другой форме  устройства, например, долгосрочному  патронату или усыновлению, если статус ребенка это позволяет. Даже если этого не происходит, пребывание в семье, как правило, положительно сказывается на ребенке, ведь для  него это возможность некоторое  время побыть вне стен детского учреждения, расширить круг общения, приобрести друзей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16 вопрос

Сиротство - это социальное понятие, которое отражает положение детей-сирот. Сиротой считается ребенок, который  временно или постоянно лишен  своего семейного окружения, либо не может оставаться в таком окружении, и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством. Для оказания адресной помощи Федеральный  закон "О дополнительных гарантиях  по социальной защите детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей" использует несколько  понятий детей-сирот. 
Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель (прямые сироты). 
Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей. К этой категории относят детей, у которых нет родителей или они лишены родительских прав. Сюда же относится ограничение в родительских правах; признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, отбывающими наказание в местах лишения свободы. Дети считаются сиротами в связи с уклонением родителей от их воспитания или защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Основную по численности категорию детей - сирот составляют дети, родители которых в результате антиобщественного поведения лишены родительских прав (социальное сиротство). 
Последняя группа лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также те, которые остались без попечения единственного или обоих родителей. 
Причины социального сиротства

Сиротство как социальное явление  можно наблюдать на всем протяжении существования человеческого общества. Во все времена войны, эпидемии, стихийные  бедствия и другие причины приводили  к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения  родителей в силу не желания или  невозможности последними осуществлять родительские обязанности, в результате чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания. В Библии и других литературных источниках древностей имеются упоминания об отказах родителей от своих детей, о подкидышах, воспитывающихся в чужих семьях. Однако только с середины ХХ века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы. 
С конца ХХ века Российское общество переживает становление новой государственности, реформирование коренных структур жизнеобеспечения и вместе с этим - глубочайший политический и экономический кризис, повлекший за собой падение уровня жизни, увеличение числа неблагополучных семей, т.е. семей, где один или оба из родителей пьянствуют, тунеядствуют, занимаются попрошайничеством, воровством, проституцией и т.д. В ситуации кризиса наглядно проявилось подлинное отношение государства к семье и детям. Современная семья переживает сложный этап эволюции, снижается ее социальный статус, семья стала социальной жертвой экономических реформ. Негласно подразумевается, что в ситуации утраты эффективной системы поддержки семьи с детьми именно семья должна неукоснительно продолжать выполнять не только репродуктивную, но и воспитательную функцию и занимать пространства, оставленные государством на месте былой детской инфраструктуры, социального, образовательного, культурного и медицинского сервиса, не поддающегося приватизации. 
Если богатые и состоятельные семьи еще способны найти на рынке средства к существованию, образованию, то бедные и особенно нищие слои населения (имеющие средств менее половины существующего прожиточного минимума) нередко выбрасывают в общество и криминальную среду целую армию "генералов песчаных карьеров". 
К перечисленным причинам современного сиротства необходимо добавит следующие: во-первых, это увеличение масштабов отказничества, вызванное страхом родителей перед будущим, недостатков доходов и отсутствие жилья и занятости, что происходит в легальной и нелегальной форме (дети - подкидыши, дети, "забытые" в клиниках или проданные другим лицам); во-вторых, лишение родительских прав - 40 тыс. в год; и в-третьих, утрата родителями вследствие социальных потрясений или стихийных бедствий, которые вынуждают население к хаотической миграции. 
Последствия государственного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. 
Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление \ удочерение, под опеку \ попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в соответствующее учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Не смотря на то, что в области государственных учреждений для детей-сирот происходят заметные позитивные изменения (дифференциация детских домов, развитие социальных приютов и социально - реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи, т.е. так называемых "социозащитных учреждений социального обслуживания семьи и детей" (11 с.18), число которых только в Свердловской области достигло 75), проблема формирования личности ребенка в условиях закрытого учреждения остается весьма острой и актуальной. Исследования показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний. Изоляция ребенка от матери от 0 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не подлежат исправлению. Постоянная смена микросоциальной среды (дом ребенка - дошкольный детский дом - детский дом для детей школьного возраста) наносят существенный ущерб психике ребенка, ухудшается его здоровье. Дети, воспитывающие в интернатных учреждениях в своем большинстве отстают от сверстников в психо-физическом развитии. Они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Только 20% воспитанников сиротских учреждений могут учиться по программе массовых школ. 
Полное государственное обеспечение, получение всего в "готовом" виде не способствуют формированию навыков самостоятельной жизни. Нередко выпускники интернатных учреждений не имеют элементарных бытовых навыков: приготовить поесть, купить что - либо, организовать свободное время. 
"Программа обучения профессиональных родителей", разработанная в рамках проекта "Поддержка детей группы риска в г. Екатеринбурге и Свердловской области", называет дополнительно следующие последствия содержания детей в государственных учреждениях: 
Недостаток доверия; 
Отсутствие взаимодействия; 
Агрессивность, гиперактивность, трудное поведение; 
Не дискриминированная любовь; 
Недостаток самопознания; 
Трудности в общении с другими людьми; 
Они не пользуются популярностью у сверстников и проявляют агрессивность по отношению к ним. 
"Эти трудности могут продолжаться в течение всей жизни человека, прошедшего через этот опыт, но проведенные исследования показывают, что эти трудности, в общем, преодолимы", утверждают разработчики программы. 
Значение семьи для социализации развития ребенка (приоритет семейных форм в социальной политике) 
Даже в самом замечательном благоустроенном интернате или детском доме ребенку никогда не получить всего того, что дает семья и в чем так нуждается любой человек - искусство создавать семью, вести домашнее хозяйство, растить своих детей в любви и ласке. Не испытав этого на себе, они не научаются этого делать, жители интернатов коверкают свои жизни, заселяют торговые площади, свалки и вокзалы. Именно поэтому "из ста тысяч детей, ежегодно остающихся в России без попечения родителей, 70% передаются на воспитание в семьи и только 30% - в детские интернатные учреждения. Из 34 тыс. детей усыновленных в 1995г., зарегистрировано лишь 253 неудачных случая, когда семья отказывалась от ребенка; в 1996г. из 30 тыс. усыновлений - 418 отказов. В 1996 г. переданы под опеку и попечительство 77304 ребенка, в семьи - 69 995 детей. В 1997г. соответственно - 78 566 и 72 850 детей". (9 с.5) 
Именно семья может поддержать ребенка, помочь преодолеть жизненные препятствия. Однако понадобилось 10 лет, чтобы это идея, заложенная в Конвенции о правах ребенка, начала осуществляться в нашей стране. 
Разнообразные формы передачи детей в семьи граждан (опекунские, приемные, патронатные) базируется на психологии не формального, ответственного отношения друг к другу в семье, на погружение ребенка в более привычную для воспитания сферу чувств, привязанности, что приводит к самоидентификации ребенка, формированию ответственного отношения к себе и другим. Жизнь в семье дает возможность адекватной социализации (переживание различных ролей в семье), наблюдение за образцами детско-родительских, супружеских отношений и т.д., и конечно, чувство "тыла" в самостоятельной жизни. 
Проведенные исследования показывают, что помещение ребенка в замещающую семью, как всякое изменение условий жизни, приводит в период адаптации к регрессу в его развитии, а затем при благоприятном развитии событий может стать причиной интенсивного развития ребенка. 
Сегодня семейные формы устройства сирот все чаще получают государственную поддержку. Местные законы о приемных семьях принятые в Мурманской, Новгородской, Новосибирской, Самарской, Челябинской, Саратовской, Ростовской и других областях. К примеру, "В Самарской области, где действует комплексная целевая программа "Дети Самарской области", за 6 лет в приемные семьи передано 1 769 детей из домов ребенка, детских домов и интернатов, а всего создана 1 231 приемная семья. К тому же за это время в области не открыли ни одного нового детского дома". (9 с.6). 
В Екатеринбурге за 3 года с ноября 2000 по сентябрь 2003г.79% детей, оставшихся без попечения родителей, переданы на воспитание в семью и 21% - в учреждения государственного воспитания, здравоохранения, образования и социального обслуживания населения. На сентябрь 2003г. усыновлено 4 882 ребенка, в семьях опекунов проживают 2 144 ребенка. Созданы 32 приемные семьи, которые воспитывают 61 ребенка. Кроме того в семейных воспитательных группах при социально - реабилитационных центрах для несовершеннолетних, в 2000 г. воспитывалось 49 детей, 2001 - 141, 2002 - 139, в сентябре 2003г. в 68 семейных группах центров воспитывалось 92 ребенка. Таким образом, право ребенка жить и воспитываться в семье, определенно как приоритетное направление деятельности Екатеринбургской Концепции Семейной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 вопрос 

ФАКТОРЫ УЛИЦЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ  НА ФОРМИРУЕМУЮ  
ЛИЧНОСТЬ  
Воспитательная роль улицы известна с древнейших времен. Многие педагоги и родители, давая характеристику ребенку, нередко отмечали влияние улицы на его воспитание. В то же время улица часто является своего рода «домом» для многих детей и их основным воспитателем. Причинами активного влияния улицы на формируемую личность ребенка является индивидуально-психологические особенности детского возраста.  
В современных условиях значительная часть детей является продуктами улицы, ее воспитанниками. Их называют «детьми улицы», беспризорными и безнадзорными.  
«Дети улицы» - это дети(ребенок), не достигшие 18 лет., результат воспитания которых определен улицей; дети (ребенок), живущие(живущий) на улице и для которых(которого) она является родным домом .  
1.1 ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТЕЙ «ДЕТИ УЛИЦЫ»  
Основными причинами формирования таких личностей является:  
·        потеря родителей в результате несчастного случая, когда ребенку своевременно не была оказана помощь службами опеки и попечительства;  
·        если ребенок брошен родителями;  
·        родители, лишенные или находятся в процессе лишения родительских прав;  
·        жестокое обращение с ребенком в семье;  
·        агрессивная обстановка в семье, создающая для ребенка дискомфорт и побуждающая его искать более благоприятные условия для самовыражения;  
·        одиночество ребенка, отсутствие внимания к нему, когда родители отстраняются по разным причинам от его воспитания;  
·        материальное благополучие семьи, когда социальные интересы ребенка остаются вне внимания родителей;  
·        творческая активность ребенка, постоянно ищущая новое, неординарное и не находящая возможности к самореализации;  
·        недостатки воспитания и быта, конфликтные отношения и другие факторы, вынуждающие воспитанников покидать детские дома и интернатские учреждения;  
·        психологические отклонения, побуждающие ребенка к бродяжничеству;  
·        субкультура детской среды, в которой ребенок получает социальное удовлетворение и которая определяет его отношение к ней как к доминирующей, и другие причины.  
«Дети улицы», при живых родителях по стечению обстоятельств оказавшихся без их попечения, нередко называют социальными сиротами.  
К ним относят оставшихся без единственного или обоих родителей в связи с :  
·        лишение их родительских прав;  
·        ограничением в родительских правах;  
·        признанием их безвестно отсутствующими;  
·        признанием их недееспособных ( ограниченно дееспособными);  
·         нахождением их в лечебных учреждениях;  
·        объявлением их умирающими;  
·        отбыванием ими наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, нахождением под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;  
·        уклонением от воспитания детей или то защиты их прав и интересов;  
·        отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и др. 

 

18 вопрос 

КЛАССИФИКАЦИЯ «ДЕТЕЙ УЛИЦЫ»  
Существуют классификации «детей сирот»:  
А) в зависимости от времени нахождения ребенка на улице:  
·        дети, воспитание которых не занимаются родители или лица, их замещающие, а лишь те, кто окружает их на улице. Такие дети домой чаще всего возвращаются только ночевать;  
·        дети, периодически уходящие из семьи, на короткое время и возвращающиеся домой;  
·        дети, ушедшие из семьи, но пребывающие на улице сравнительно недолгое время( от нескольких недель до полугода);  
·        дети, живущие на улице длительный срок (год и больше);  
·        дети-воспитанники сиротских учреждений, лишенные попечения родителей и воспитывающихся средой жизнедеятельности;  
·        молодые люди, вышедшие из сиротских учреждений. Формально они имеют жилье, но их за специфики организации жизнедеятельности данных учреждений они не готовы к самостоятельной жизни и тоже оказываются на улице.  
В) в зависимости от социального положения ребенка;  
·        бездомные -дети, которые не имеют постоянного места жительства или проживают в условиях, абсолютно не соответствующих социальным нормам, другими словами, те которым по каким-либо причинам негде жить;  
·        безнадзорные -несовершеннолетние дети, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц.  
Суть этого общественного явления заключается в отсутствии должного наблюдения за детьми(ребенком) со стороны родителей или лиц, их занимающихся. Такие дети могут приходить постоянно или периодически ночевать дома. К ним относят и тех, родители (или лица, их занимающие) которых(которые) используют их в интересах самообогащения: побуждают к нищенству, проституции, воровству и пр. Надзор в таком случае используется в интересах самообогащения. Крайнее проявление безнадзорности - беспризорность;  
·        беспризорные - безнадзорные, не имеющие места жительства и (или) места пребывания. В отличие от бездомных беспризорные могут иметь жилье, но не жить в нем по каким-либо причинам. Их нередко называют бомжами - это несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей и не имеющие определенного места жительства. Такая категория детей может быть как при живых родителях или лицах, их заменяющих, так и без них.  
Значительная часть «детей улицы» нуждается в защите взрослых. Это проблема «ничьих детей». Их фактически некому искать, некуда деть, нечем помочь и защитить. Жизнь на улице побуждает их к преступному поведению. Защитить их - значит спасти от ее негативного влияния, жестокого обращения, насилия над ними, предупредить их преступное поведение, предоставить кров, обеспечить целесообразное воспитания и обучение, помочь в самоопределении в жизни. Этот комплекс проблем должен решать социальный работник, социальный педагог и другие специалисты. Их задача заключается в том, чтобы изъять ребенка с улицы и обустроить его либо в семью, либо под опеку, либо в государственное учреждениие. 

 

 

 

 

19 вопрос

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С «ДЕТЬМИ УЛИЦЫ»  
В процессе социально-педагогической работы с «детьми улицы» предусматривается создание так называемого «реабилитационного пространства» для несовершеннолетних из группы риска. Под ним в теории и практике социальной работы понимается формирование территориальной системы ведомств, служб, учреждений, общественных инициатив, осуществляющих во взаимодействии с населением поиск и реабилитацию несовершеннолетних, входящих в целевую группу безнадзорных. По существу выражение «реабилитационное пространство» включает в себя:  
·        во-первых, выявление несовершеннолетних, относящихся к группе риска- первый шаг в организации деятельности по их социальной защите и налаживанию социально- педагогической работы с ними;  
·        во-вторых, обеспечение взаимодействия между ведомствами одного региона создает наиболее благоприятные условия для выявления лиц группы риска;  
·        в - третьих, реабилитационное пространство предусматривает возможности преодоления негативного влияния факторов среды, способствующего развитию безнадзорности;  
·        в - четвертых , данное определение говорит о создании системы взаимодействия по организации деятельности направленной на защиту прав ребенка, преодоление создавшихся социальных проблем для него.  
2.1 Территориальная система профилактической деятельности по защите прав ребенка  
В настоящее время создаются территориальные системы профилактической деятельности по защите прав ребенка (ТСЗПР -территориальная система защиты прав ребенка).  
Она решает следующие задачи:  
·        выявляет несовершеннолетних лиц группы риска;  
·        обеспечивает защиту прав и свобод каждого ребенка группы риска с момента его выявления;  
·        координирует усилие всех заинтересованных ведомств и лиц по обеспечению социальной защиты нуждающихся детей;  
·        проводит профилактическую должность с несовершеннолетними группы риска по недопущению со стороны их правоправных действий;  
·        направляет детей группы риска в приюты, центры социальной реабилитации с учетом возраста и их социальных проблем.  
Основные функции ТСЗПР:  
·        объединение и координация усилий всех заинтересованных в защите прав несовершеннолетних и социально- педагогической работе с ними на территории ЕСЗПР;  
·        исследовательские, направленные на выявление безнадзорных и социального сиротства, а также причин их возникновения, возможностей профилактической работы по месту жительства и др.;  
·        обеспечение социозащитной деятельности по отношению к несовершеннолетним;  
·        привлечение к социозащитной деятельности по отношению к несовершеннолетним населения района;  
·        социально-педагогическая деятельность по отношению к несовершеннолетним, ставшим ее объектами;  
·        содействие законотворческой инициативе в сфере защиты прав ребенка.  
 
2.2 Основные принципы деятельности социального работника в ТСЗПР  
Принципы деятельности социального работника в ТСЗПР можно разделить на группы в зависимости от отношения к объекту деятельности специалиста - ребенку, юноше и от профессионализма и позиции специалиста в деятельности.  
Принципы , обусловленные профессионализмом специалиста и его деятельностью.  
Принцип компетентности. В работу с детьми и молодежью можно включаться только компетентному человеку знающему субкультуру молодежи, умеющему ее понимать и уважать. В противном случае ему просто будет сложно понять «детей улицы» их особую субкультуру, интересы, увлечения, позиции, отношение к окружающей среде, людям разного возраста и статуса.  
Принцип искренности. С детьми и молодежью можно строить диалоговые отношения только тогда, когда между собеседниками складывается доверительные отношения. Это обязывает специалиста быть всегда искренним, говорить только то, что знает сам, в чем уверен. Не следует обещать детям то, во что он сам не верит или в чем сомневается. Если специалист не знает ответа на поставленный ему вопрос, лучше честно признаться. От этого его авторитет не уменьшится, в в то же время возможности для дальнейшего диалога не будут утрачены.  
Принцип естественности в профессиональной деятельности. Социальный работник строит свою деятельности как можно более естественно. Он не играет, а относится к ней с позиции своей компетенции. Он слушает ребят, интересуется их опытом, в меру необходимости учится понимать их.  
Принципы независимости и достаточности, как личности способной привлекать детей, быть для них интересной. Дети тянутся к тому, кто привлекает их внимание своей личностью, авторитетностью, независимостью и силой воли. Социальный работник, решивший работать с детьми улицы, должен чувствовать себя личностью и уметь ее проявлять.  
Принципы, обусловленные отношение специалиста к объекту деятельности и самой деятельности.  
Принцип уважения личного достоинства ребенка. Социальный работник должен подходить к ребенку с учетом того, каков он есть, с его достоинствами и недостатками. Не следует выделять его как «типичного», «нормального. Он оказался в данной жизненной ситуации по различным причинам. Специалист не должен опускаться до унижения ребенка. Он напротив, должен стремиться помочь ему в его жизненной ситуации. С каждым из них он строит свою деятельность, принимая во внимание его индивидуальность.  
Принцип доверия к несовершеннолетнему. В основе деятельности специалиста - доверия к подростку. Оно подразумевает принятие на веру любой информации, которую несовершеннолетний выдает в процессе общения. Это необходимый фактор в установлении доверительных отношений с ним. Как правило, подросток, почувствовав полное доверие со стороны педагога, сам открывает ему секреты и представляет правильную информацию. В дальнейшем социальный работник досконально проверяет ее и пользуется полученными данными исключительно аккуратно.  
Принцип добровольности. Он основан на простой мысли: насильно вернуть ребенка в нормальную жизнь невозможно. Для этого нужно его желание. Это значит: для того чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым из наблюдаемых подростков, социальный работник заключает с ним вербальный контракт, определяющий участие в спасении и реабилитации несовершеннолетнего обеих сторон процесса - социального работника и ребенка(подростка). Реализация требований этого принципа - дело исключительно деликатное. Специалист может вмешаться в ситуацию вопреки воле подростка только тогда, когда существует явная угроза его жизни и здоровью. В то же время каждый день пребывания на улице формирует у него соответствующий социальный опыт, «благополучие», и далеко не всегда этот подросток заинтересован в помощи специалиста. Опасность для его жизни, перспективы криминализации остаются очень большими.  
Принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего. В основе социально-педагогической деятельности лежат интересы детей группы риска, каждого ребенка, подростка. Во всех спорных ситуациях, в которых существует конфликт интересов взрослых граждан и несовершеннолетних, специалист встает на сторону несовершеннолетнего. Проявление ребенка, не соответствующее общественным нормам, воспринимается не как преступление, а как социальная болезнь, не всегда понятная ему самому, но ощущаемая им и окружающим миром в том или ином виде.  
2.3 Этапы социально-педагогической работы с «детьми улицы»  
Социально-педагогическая работа с несовершеннолетними улицы предусматривает определенные этапы:  
1 этап - контакт и мотивирование. Этот этап подразумевает контакт с несовершеннолетним и его мотивирование на ресоциализацию. В этот период:  
·        при необходимости ребенку оказывается экстренная помощь и предоставляется необходимая защиты;  
·        определяются травмирующие факторы и возможности их преодоления;  
·        изучается сам ребенок, проводится его общая диагностика, определяются причины его попадания на улицу;  
·        выявляется наличие у него родителей, возможности и целесообразность его возвращения в семью (если таковая имеется);  
·        делается прогноз , где и в каких условиях этот ребенок мог бы пройти следующий этап -социально-педагогической работы - ресоциализацию.  
·        Пишется на него социально-педагогическая характеристика и разрабатываются первичные рекомендации по социально-педагогической работе с ним;  
·        Решается проблема возможности организации правозащитной и социально-педагогической работы с конкретным ребенком по месту жительства;  
·        Ребенок направляется в центр(учреждение) социально-педагогической работы (социальной реабилитации, приют, интернатное или иное учреждение).  
Ориентировочное время первого этапа - 1-4 недели.  
2-ой этап - ресоциализация. На этом этапе необходимо обеспечить первичную реабилитацию (ресоциализацию) несовершеннолетнего. В зависимости от характера социально-педагогической проблемы такая деятельность может осуществляться в специальном центре (приюте) или по месту постоянного жительства ребенка. Содержание деятельности включает:  
- разработку индивидуальной программы социально-педагогической работы с несовершеннолетним. Эта программа предусматривает коррекцию последний различных форм насилия над ребенком в семейной, школьной или иной среде, ставшей причиной его ухода на улицу; определение содержания и способов реализации культурно- эстетического, интеллектуального развития и восстановительного образования ребенка; возможную коррекцию системы нравственных ценностей, стереотипов поведения и мировосприятия, коммуникативных свойств и форм общения и другие социально-педагогические проблемы;  
- адаптацию ребенка в новых(изменяющихся) условиях.  
Это особенно важно, когда ребенок попадает в специальное учреждение( реабилитационный центр) В определенной степени он нуждается в такой адаптации и помощи для снятия стрессовых явлений из-за нахождения в новых, непривычных условиях, которые необходимы ему для смены стереотипов уличной жизни, установок на выживание в агрессивных социальных средах на принятие социальных норм и стереотипов поведения в новых условиях жизни и воспитания;  
·        реализацию индивидуальной и групповой программ социально-педагогической работы с ребенком. В каждом центе существуют программы социально-педагогической работы с группой. Появление нового человека не требует ее изменения, однако могут иметь место определенные корректировки, которые позволяют либо включить его в воспитательный процесс как соучастника, либо предусматривать определенное влияние на него;  
·        организацию работы с ближайшим окружение ребенка, с целью создания для него наиболее благоприятной социально-педагогической среды;  
·        вовлечение по возможности в социально-педагогическую деятельность ближайшего окружения ребенка лиц, наиболее заинтересованных в его исправлении( перевоспитании).  
К ним относятся: родители, либо лица, их заменяющие, родственники, в случае из заинтересованности в решении судьбы ребенка, учителя и др.  
·        консультационную деятельность. Она осуществляется с ребенком, родителями или заменяющими, воспитателями, осуществляющими социально-педагогическую работу с ребенком:  
·        проведение иной деятельности, связанной с индивидуальными проблемами ребенка. К ним относятся в зависимости от необходимости: лечение, психологическая реабилитация, решение каких либо проблем, где необходимо участие социального работника(закрепление права на жилье, защита интересов ребенка в суде и пр).  
Ориентированное время второго этапа 2-4 месяца.  
3-й этап -завершающая реабилитация. Это этап завершения социально-педагогической (реабилитационной) работы с ребенком и его окружение. Практически речь идет о реализации результатов первичной ресоциализации (приобретения ребенка нового социального опыта) в повседневной жизни. По тому, как проходит этот этап, можно судить о степени достижения социально-педагогической цели в работе с ребенком и его окружением.  
В процессе социально-педагогической работы с ребенком собирается информация о том , что сделано и какие получены результаты. Полученная информация позволяет проследить ход выполнения программы индивидуальной работы, дать ей количественную и качественную оценку, фиксировать промежуточные результаты, выявить, какое влияние оказала на судьбу каждого воспитанника. 

Информация о работе Шпаргалка по " Социальной педагогике"