Советы коллективов периодически
отчитываются о своей работе перед осужденными
на собраниях осужденных. Решения, которые
принимают советы коллективов колоний
и отряд утверждаются собственно начальником
колоний и отрядов.
Советы бригадиров, создаваемые
среди осужденных, назначаются начальником
колонии.
В состав самодеятельных организаций
должны входить осужденные, зарекомендовавшие
себя с положительной стороны
путем примерного поведения и
добросовестного отношения к
труду и обучению. Это важное требование
закона, диктуемое задачами исправления
осужденных.
В тюрьмах и среди осужденных,
содержащихся в помещениях камерного
типа, единых помещениях камерного
типа самодеятельные организации не
создаются. Среди осужденных там
ведется индивидуальная воспитательная
работа.
В настоящее время, как в общей,
так и в пенитенциарной педагогике
начали разрабатываться вопросы
дополнительного образования, которое
рассматривается как составляющая
общего образования. Федеральный Закон
«Об образовании» предусматривает
возможность получения гражданами
Российской Федерации дополнительного
образования, основным содержанием
которого является реализация дополнительных
образовательных программ. К этим
программа можно отнести образовательные
и реабилитационные программы для
осужденных (Ю.К. Александров, Н.А. Андреев,
А.В. Буданов, С.А. Ветошкин, М.Г. Дебольский,
В.М. Исаков, О.Г.Ковалев, АМ.Морозов, В.М.
Морозов, Е.Я. Тищенко, Н.АЛюгаева и др.),
некоторые программы дистанционного обучения
осужденных (В.Т. Волов, М.А. Галагузова,
О.Н. Елагина, В.М. Исаков, Д.Ю. Райчук и др.)[1].
Однако это направление в
образовании осужденных находится
на первоначальном этапе развития.
С одной стороны, дополнительные
образовательные программы в
настоящее время являются продолжением
общеобразовательных программ, а
с другой стороны - носят узкопрагматический
характер. Несмотря на то, что указанные
программы эффективно восполняют пробелы
общего образования осужденных, способствуют
формированию их понятийного мышления
и корректируют определенные аспекты
личностного развития тем не менее, в них
зачастую отсутствует целостный подход
к формированию личности осужденного.
Учитывая вышесказанное, можно
сделать вывод о том, что в
настоящее время интеллектуально-этическое
развитие личности осужденного необходимый
компонент его исправления, что
дополнительное образование в большей
степени позволяет осуществлять
интеллектуально-этическое развитие
личности осужденного к лишению
свободы. Однако данные проблемы (интеллектуально-этическое
развитие личности осужденного и
дополнительное образование в ИУ)
в пенитенциарной педагогике практически
не разработаны.
22 вопрос
Лица, нарушившие установленные
законом в государстве нормы
и правила поведения, подлежат осуждению
и привлечению к отбыванию
наказания в специальных учреждениях.
Перед государством стоит задача
не только наказания человека за совершенное
преступление, но перевоспитание и
возвращение в общество социально-здорового
человека. Решение этих задач возложено
на специальные (пенитенциарные) учреждения.
Термин «пенитенциарный» (от лат. —
poenitentiarius — юридический) означает отношение
к наказанию, преимущественно уголовному.
Пенитенциарное учреждение представляет
собой специальное (преимущественно государственное)
учреждение, предназначенное для выполнения
функций наказания за уголовно-наказуемые
деяния, исправления и перевоспитания
осужденных. Это осуществляется отраслью
социальной педагогики, занимающейся
проблемами воспитания осужденных в условиях
мест отбывания наказания, получила название
пенитенциарной (исправительной) педагогики.
Она представляет собой социальную педагогику,
изучающую возможности исправления нравственной
деформации личности осужденного и осуществляющую
воспитательное воздействие на него с
целью перевоспитания в условиях отбывания
уголовного наказания (особенно лишения
свободы). В специальной литературе встречается
выражение исправительно-трудовая педагогика.
Под ней понимают отрасль социально-педагогической
науки, изучающей организованную деятельность
по исправлению лиц, совершивших уголовное
преступление и осужденных к различным
видам наказания — как связанным, так
и не связанным с лишением свободы. (Истоки
исправительной (пенитенциарной) педагогической
деятельности уходят в далекое прошлое.
Еще в 1841 г. в первой в России Петербургской
колонии для несовершеннолетних правонарушителей
А.Я. Гердт выдвинул идеи трудового перевоспитания
при уважении к личности человека с опорой
на самоуправление, сотрудничество педагогов
и воспитанников и др. В 1871 г. в Московском
университете впервые введен курс «Тюрьмоведение».
Профессор университета И.Я. Фойницкий
впервые в этом курсе отразил вопросы
обращения сотрудников исправительных
учреждений с преступниками, нравственно-религиозных
средств и методов воздействия на заключенных.
В 1923 г. профессор психоневрологического
института С.В. Познышев в монографии «Основы
пенитенциарной науки» дал определение
пенитенциарной педагогики как деятельности
по исправлению преступников и раскрыл
следующие понятия: юридическое и нравственное
исправление; воспитательные возможности
общеобразовательного обучения, культурно-просветительной
работы, трудового воспитания заключенных.
Система исправительной (пенитенциарной)
педагогической теории и практики сложилась
как самостоятельная отрасль знаний и
педагогической деятельности в начале
60-х годов. Это было связано с существенными
изменениями, происшедшими в этот период
в исправительно-трудовой практике. В
настоящее время можно выделить следующие
основные задачи теории пенитенциарно-педагогической
работы: а) исследование педагогической
системы исправления (перевоспитания)
и возможности ее совершенствования в
условиях пенитенциарных учреждений;
б) выявление и обоснование закономерностей
процесса перевоспитания осужденных;
в) исследование самого процесса перевоспитания,
его содержания, средств, форм и методов
воспитательной работы в условиях пенитенциарного
учреждения; г) прогнозирование развития
педагогической системы в органах, исполняющих
наказания; д) исследование социально-педагогического
назначения уголовного наказания как
метода воздействия на личность осужденного;
е) определение критериев и показателей
степени исправления личности, насыщение
этих понятий конкретным содержанием
для практического применения; ж) исследование
действенности исправительной и перевоспитательной
деятельности пенитенциарных учреждений;
з) разработка и обоснование путей совершенствования
адаптации бывших осужденных после освобождения;
и) социально-педагогические проблемы
предупреждения рецидива; к) изучение
отечественного и зарубежного опыта, возможностей
его применения в наших условиях. Основные
категории исправительно-педагогической
работы: Карательно-воспитательный процесс
— это процесс в рамках исполнения уголовного
наказания, предусматривающий исправление,
перевоспитание осужденного. Исправительно-воспитательный
процесс — это целенаправленный воспитательный
процесс с детьми и подростками в условиях
специального образовательного учреждения,
направленный на их исправление, перевоспитание.
Образовательно-воспитательный процесс
в пенитенциарном учреждении — это процесс
обучения и воспитания (перевоспитания,
исправления) осужденных детей и подростков
в специальных образовательных учреждениях.
Он направлен на то, чтобы предоставить
возможность осужденному получить общее
среднее (полное), а также начальное профессиональное
образование и одновременно добиться
его перевоспитания. Исправительно-трудовое
воздействие — это использование возможностей
организованной трудовой деятельности
в интересах целенаправленного развития,
воспитания человека. Исправление (человека)
— это целенаправленная воспитательная
деятельность, направленная на то, чтобы
привить нравственные ценности, помочь
ему избавиться от каких-либо недостатков,
отрицательных привычек, пороков характера. Перевоспитание — это целенаправленная
воспитательная деятельность, направленная
на исправление предшествующего результата
воспитания человека, воспитание у него
качеств и свойств, компенсирующих недостатки
личности, изжитие социально вредных привычек,
норм и правил поведения, общения и т.д.
Исправительно-воспитательный процесс
включает последовательность действий
социального педагога, взаимодействия
воспитателя и воспитуемого, обеспечивающие
достижение определенной социально-педагогической
цели. Он состоит из нескольких этапов
деятельности, обеспечивается субъектами,
направляющими свою деятельность на определенный
объект. Субъекты воспитания — это сотрудники
исправительных учреждений, социальные
педагоги (воспитатели). Они делятся на
две большие группы — аттестованные и
вольнонаемные. В зависимости от своих
функциональных обязанностей сотрудники
и воспитатели по-разному участвуют в
организации и обеспечении воспитательного
процесса. Непосредственно воспитанием
занимаются: начальники отрядов, преподаватели
школ и профессионально-технических училищ,
социальные педагоги (воспитатели); опосредованно:
сотрудники режимно-оперативных, производственных,
медицинских отделов и служб. Объекты,
воспитания, перевоспитания — это люди,
по различным причинам нарушившие закон
и осужденные судом. Они отличаются по
возрасту, полу, социальной опасности,
отношению к отбыванию наказания, религиозности
и пр.
24 вопрос
Формы реализации перевоспитания, исправления
осужденных. Форма (от лат. forma) — наружный
вид, внешнее очертание; устройство, структура
чего-либо, система организации чего-либо.
Следует различать формы: системы исправления,
педагогического (исправительно-педагогического)
процесса, педагогического взаимодействия,
педагогического воздействия. Формы системы
исправления представляют собой организационную
систему в данной колонии или специальном
образовательном учреждении, предназначенную
для решения задач исправления, перевоспитания
правонарушителей. К ним относятся: открытая,
полурежимная, режимная. Формы педагогического
(исправительно-педагогического) процесса
— это содержательно-организационные
основы, обусловливающие педагогический
процесс колонии, исправительного учреждения.
К ним относятся трудовые, учебно-трудовые
лагеря; спецшколы и т.п. Формы педагогического
взаимодействия — это способы организации
конкретного педагогического действия
в пространстве и во времени. Формы педагогического
взаимодействия в процессе перевоспитания
осужденных — это те же формы педагогического
взаимодействия, которые сложились в общей
педагогике, но используемые в специфических
условиях исправительного учреждения.
К ним относятся: совместная деятельность,
сотрудничество, советы, обсуждения и
др. Формы педагогического воздействия
подразделяются: по объекту (индивидуальные,
групповые, массовые); по субъекту (воспитатель,
группа воспитателей, группа осужденных,
коллектив осужденных); по месту проведения
воспитательного мероприятия (аудиторные,
клубные, спортивные и пр.); по использованию
преимущественного метода воспитания
— лекционные, беседы, упражнения, состязательные
и пр.
25 вопрос
Виды средств массовой
информации (СМИ)
СМИ представляют собой учреждения,
созданные для открытой, публичной
передачи с помощью специального
технического инструментария различных
сведений любым лицам (8, стр. 421) - это
относительно самостоятельная система,
характеризующаяся множественностью
составляющих элементов: содержанием,
свойствами, формами, методами и определенными
уровнями организации (в стране, в
регионе, на производстве).
Отличительные черты СМИ:
· это публичность, т.е. неограниченный
круг пользователей;
· наличие специальных
технических приборов, аппаратуры;
· непостоянный объем аудитории,
меняющейся в зависимости от проявленного
интереса к той или иной передаче,
сообщению или статье.
В настоящее время наиболее
популярным средством массовой информации
является телевидение
Последнее десятилетие к
этим “триумвирам” в присоединяется
и активно развивающийся четвертый
тип каналов информации -- всемирная
компьютерная сеть (представленная в
наше время Интернетом), в которой
значительное место (наряду со специальной)
занимает массовая информация. Это электронные
версии и дайджесты газет, т.е. сетевые
газеты и журналы, радио- и теле- “сетевещание”,
сайты («странички») отдельных журналистов,
притом оперативно меняющие содержание
и получаемые в режиме реального времени.
Таким образом, компьютерные сети соединяют
в себе возможности всех типов СМИ, правда,
печатные тексты могут читаться лишь с
монитора (и при необходимости распечатываться
на собственном принтере). Важно учесть
также, что наибольшая часть информации
передается на иностранных языках, что
затрудняет для многих полноценное освоение
информации даже при наличии в компьютере
программы-переводчика. Более того, нынешняя
информационная среда Сети перегружена
чисто компьютерной информацией, равно
как и сильно политизированной информацией
в социальных областях. С другой стороны,
ситуация медленно меняется в том смысле,
что вся информация становится коммерческой.
На многих сайтах невозможно увидеть полной
структуры новостей, поскольку преобладают,
так называемые, “горячие” темы, сенсации
дня, пользователю предлагается лишь краткий
обзор наиболее важных событий. Сложно
сказать, является ли Интернет средством
массовой информации. Скорее всего пока
не является, но ситуация развивается
таким образом, что Интернет как источник
информации становится более структурированным,
подборка новостей начинает осуществляться
менее хаотично, многие новости распространяются
официальными источниками.
В скором времени, вероятно,
Интернет станет полноценным средством
массовой информации.
Функции СМИ
Вообще у СМИ огромное
количество функций в совершенно
разных сферах.
Например, Е.П. Прохоров (7, стр.
48-72), считая журналистику полифункциональной
системой, выделяет следующие шесть
функций журналистики:
· коммуникативную - функцию
общения, налаживания контакта, которую
автор называет исходной функцией журналистики;
· непосредственно-организаторскую,
в которой наиболее наглядно проявляется
роль журналистики как «четвертой власти»
в обществе;
· идеологическую (социально-ориентирующую),
связанную со стремлением оказать
глубокое влияние на мировоззренческие
основы и ценностные ориентации аудитории,
на самосознание людей, их идеалы и стремления,
включая мотивацию поведенческих актов;
· культурно-образовательную,
заключающуюся, по мнению автора, в
том, чтобы, будучи одним из институтов
культуры общества, участвовать в
пропаганде и распространении в
жизни общества высоких культурных
ценностей, воспитывать людей на
образцах общемировой культуры, тем
самым способствуя всестороннему
развитию человека;
· рекламно-справочную, связанную
с удовлетворением утилитарных
запросов в связи с миром увлечений
разных слоев аудитории (сад, огород,
туризм, коллекционирование, шахматы
и т.д. и т.п.)";
· рекреативную (развлечения,
снятия напряжения, получение удовольствия).
4 и 5 вопрос
Социа́льная девиа́ция
— социальное поведение, отклоняющееся
от принятого, социально приемлемого поведения
в определенном обществе. Бывает как негативным
(алкоголизм), так и позитивным. Негативное
девиантное поведение приводит к применению
обществом определенных формальных и
неформальных санкций (изоляция, лечение,
исправление или наказание нарушителя).
Виды социальных
отклонений.
- Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры.
- Индивидуальные и групповые отклонения.
- индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;
- групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре
- Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.
- Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе:
- сверхинтеллектуальность.
- сверхмотивация.
- Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.
- Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры.
Причины возникновения
девиантного поведения
- Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм.
- В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности.
- отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным.
- 6 вопрос
- Факторы, влияющие на девиантное поведение подростка
- Девиантным человек становится постепенно. Основными этапами становления девиантного поведения являются:
- возникновение противоречия между социальными нормами и личностью;
- проявление несогласия, отрицание социальных требований ребенком;
- проявление противопоказанных действий (мелкое хулиганство, обман, кражи и т.п.);
- рецидивы противозаконных действий;
- накопление опыта асоциального поведения (насилие, хулиганство, проституция и т.д.);
- включение в группу с асоциальным поведением;
- нарушение законов;
- совершение преступления.
- Чтобы эффективно решать вопросы работы с лицами социально-негативного (девиантного) поведения, необходимо выявить основные факторы, обусловливающие их формирование. (Схема 1.)
8 вопрос
- Негативные факторы среды формирования личности:
- Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи.
- Если в семье подросток чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, а также стремление уйти из дома и значительную часть времени проводить вообще вне дома. В этих условиях формируется категория «детей улицы», детей безнадзорных.
- Девиантному поведению подростка способствует безнравственная и агрессивная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость по отношению к ребенку, длительное невнимание к его интересам, проблемам, переключение родителей на личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в течение длительного времени, недостатки воспитания, отсутствие у ребенка здоровых интересов, увлечений и пр. Это создает негативный пример для подражания, формирует у ребенка отрицательное отношение к дому, семье, родителям, соответствующее мировоззрение
- Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения:
- дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой -- провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи -- одни правила поведения, для общества -- совершенно другие;
- непоследовательный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
- асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями мало мотивированной «семейной жестокости» и насилия.
- Жестокое обращение включает: мучения, физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, повторяющиеся неоправданные наказания или ограничения, влекущие физический ущерб для ребенка и наносящих вред ребенку со стороны людей, которые его опекают или заботятся о нем. Важным представляется то, что большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя.
- Также к факторам, способствующим возникновению девиантного поведения можно отнести проблемы состава семьи: неполные семьи, семьи с одним ребенком, многодетные семьи, дистантные семьи и др., ведет к недостатку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, либо к чрезмерному вниманию и попустительству в процессе воспитания.
- Факторы среды, способствующие формированию асоциального поведения подростков:
- Негативные увлечения в домашней обстановке, непедагогическое использование возможностей игры в развитии ребенка и пр.
- Отрицательное влияние ближайшего окружения и, прежде всего антипедагогическое поведение родителей, взрослых, сверстников и др.
- Негативное влияние средств массовой информации: телевидения, видеотехники, периодических изданий и др.
- Недостатки в воспитании подростка:
- В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка, отстранения ребенка от любых жизненных проблем, от любой активной деятельности, сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность., что способствует формированию инфантильности и неспособности сопереживать человеческому горю, преодолевать жизненные трудности и критические ситуации. Для таких людей характерна примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.
- Негативные нравственные ориентировки воспитания:
- Научение подростка определенным негативным моделям жизни и деятельности. В этих условиях личность начинает идентифицировать себя с героями различных приключений, особенно этому способствует телевидение, кино, которые выступают своего рода «учебниками» различных форм преступной деятельности;
- приобщение подростка к спиртным напиткам, наркотикам, курению, азартным играм и т.п.
- отсутствие единства и согласованности в воспитательной деятельности родителей в семье, во взаимодействии семьи и школы.
- Негативная личностная позиция самого подростка:
- отклонения в самооценке подростка: завышенная - ведет к возникновению чрезмерной амбиции и самомобилизации, которая в сочетании с аморальной способностью самовыражения приводит к правонарушениям; заниженная - рождает неуверенность в себе, сдерживание самовыражения. Из отклонений в самооценке вытекают, как правило, отклонения в личностных притязаниях подростков.
- Безразличие к нравственным ценностям и самосовершенствованию. Часто это связано с отсутствием нравственного примера и несформированностью потребности быть лучше. Эгоцентрическая позиция с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за свое поведение.
- * Социально-экономические и морально-этические факторы
- Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения; ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.
- * Морально-этические факторы проявляются с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой - в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.
- Не удивительно, что следствием равнодушия общества, например, к проблемам детского алкоголизма или проституции, являются пренебрежительное отношение ребенка к государству, безделье, бродяжничество, формирование молодежных банд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков, наркотиков, кражи, драки, убийства, попытки суицида.