Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 00:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальная педагогика".
20 вопрос
В научной литературе наиболее часто, а иногда и рядом с понятием экстремальный, употребляется термин «трудная ситуация». Он также не имеет четкого определения. Н.Г. Осухова считает, что базовым, для того чтобы определить жизненную ситуацию как трудную, является нарушение адаптации к жизни. То есть трудная жизненная ситуация (ТЖС) – это такая ситуация, в которой «в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни» (Н.Г. Осухова, 2006).
Человек, находящийся в трудной
ситуации, получает информацию относительно
разных ее элементов – о внешних
условиях, о своих внутренних состояниях,
о ходе и результатах собственных
действий. Обработка этой информации
осуществляется посредством познавательных,
оценочных и эмоциональных
Личность реагирует на ситуацию субъективно и ведет себя в ней в зависимости от того, как она воспринимает данную ситуацию и каким образом интерпретирует ее значение. Таким образом, трудные ситуации, даже аналогичные с точки зрения стороннего наблюдателя, по-разному воздействуют на разных людей. Способность совладать с фрустрирующим и стрессогенным воздействием трудных ситуаций в значительной мере зависит от уровня психического развития личности, ее стрессоустойчивости, наличного опыта преодоления трудностей, жизнестойкости и ряда других значимых личностных качеств.
Как видим, трудные ситуации представляют собой особый случай психологических ситуаций. О трудной ситуации можно говорить тогда, когда система отношений личности с ее окружением характеризуется неуравновешенностью, либо несоответствием между стремлениями, ценностями, целями и возможностями их реализации, либо качествами личности. Так понимаемая категория трудных ситуаций включает широкий спектр жизненных (бытовых) ситуаций человека и ситуаций, связанных с его деятельностью. Среди них можно выделить несколько групп:
1) трудные жизненные ситуации (болезнь, опасность инвалидности или смерти);
2) трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи (затруднения, противодействие, помехи, неудачи);
3) трудные ситуации, связанные с социальным взаимодействием (ситуации «публичного поведения», оценки и критика, конфликты, давление, и т. п.) (М. Тышкова, 1986).
Н.Г. Осухова считает, что трудные ситуации можно дифференцировать исходя из уровня или степени их сложности «…если провести условную прямую линию и на одном полюсе этого континуума поместить ситуации обыденной жизни, на другом – окажутся экстремальные ситуации, т. е. ситуации предельной для человека степени сложности» (Н.Г. Осухова, 2006).
С этой точки зрения, экстремальные
(максимально трудные) ситуации, как
причина возникновения
В экстремальных ситуациях
Техногенные экстремальные ситуации
в гораздо большей степени
определяются человеческим фактором (активностью,
либо наоборот, пассивностью человека).
Научно-технический прогресс способствует
постоянному усложнению машин, как
новой реальности, порождаемой уже
самим человеком. Однако параллельно
с техническим
Экстремальные ситуации психологического
характера возникают в
1. Морально-психологические факторы: нарушение общественного порядка; наблюдаемые человеческие потери, лишения, гибель людей, общая дезорганизация жизни; применение физической силы; большая значимость происходящих событий, понимание личной причастности к ним; сознание ответственности за свои решения, поступки, и т. п.
2. Профессионально-
23 вопрос
Основные принципы и методы перевоспитания осужденных
Реализация исправительно-
Выделяются следующие принципы перевоспитания осужденных[1]:
1. Принцип целенаправленности в воспитательной деятельности.
Цель определяется как начальная перспектива с тем, чтобы в зависимости от достигаемых результатов перевоспитания можно было бы определить ее более точно, скорректировав на большую перспективу. Она выступает как ориентир, позволяющей воспитателю выстроить перед осужденным целую систему «перспективных линий» - от ближней к дальней. В качестве дальней цели может быть определена перспектива окончательного перевоспитания и возвращения бывшего преступника в жизнь общества сознательным, законопослушным членом.
2. Принцип соответствия цели средствам, формам и методам перевоспитательной деятельности по отношению к конкретному осужденному. Достижение определенной цели всегда предусматривает определение наиболее оптимального педагогического инструментария, который бы позволил в соответствующих условиях конкретными воспитателями добиться перевоспитания каждого осужденного.
3. Принцип связи процесса
Воспитателям рекомендуется
4. Принцип активности
Общественно-полезная деятельность осужденных – это прежде всего производительный труд. Воспитательная функция труда в процессе формирования личности общеизвестна. К общественно-полезной деятельности в условиях заключения относятся учебная, культурно-досуговая и физкультурно - спортивная деятельность.
5. Принцип воспитания в
Здесь играет роль ближайшее окружение осужденного и особое педагогическое мастерство воспитателей.
6. Принцип сочетания
7. Принцип опоры на
8. Принцип дефференцированного подхода в процессе перевоспитания. Принцип дефференцированного подхода требует строить перевоспитание осужденного с учетом своеобразия группы, к которой он относится. Это позволяет наиболее полно учесть особенности каждого. Группы могут быть сформированы:
1) по характеру совершения
2) по количеству судимостей;
3) по степени криминальной
4) по степени общественной
5) по возрасту;
6) по образованию;
7)по полу;
8) по степени исправления и т.д.
9. Принцип индивидуального
10. Принцип комплексного подхода.
Речь идет об использовании
комплекса мер воспитательного
воздействия, способного
Комплексный подход является одним из важных принципов организации и практической деятельности по перевоспитанию субъекта.
Определенная роль в выполнении
задач воспитательной работы принадлежит
самостоятельным организациям осужденных
к лишению свободы, которые создаются
в исправительных учреждениях. Работают
они под контролем
Задачами самодеятельных организации осужденных являются[1]:
- оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии;
- развитие полезной инициативы осужденных;
- оказание позитивного влияния на исправление лиц, лишенных свободы;
- участие в решении вопросов
организации труда, быта и
- оказание содействия
- социальная помощь осужденным и их семьям.
Участие в работе самодеятельных организаций не влечет за собой предоставления осужденным дополнительных льгот. Вместе с тем оно поощряется и учитывается при определении степени их исправления.
Видами самодеятельных организации осужденных являются[1]:
- советы коллектива отрядов осужденных;
- советы коллективов
- совет бригадиров.
Они оказывают администрации помощь в исправлении осужденных, решении вопросов производственно-хозяйственной и иной деятельности мест лишения свободы, организуют работу в соответствии с планами, одобренными на заседании совета и утвержденными начальниками учреждений.
Совет коллектива колонии состоит из семи-двадцати пяти человек. Они выбираются на общем собрании осужденных колонии или на собрании их представителей открытым голосованием сроком на один год. Состав избранного совета утверждается начальником колонии.
При советах коллективов
1) профилактики правонарушений;
2) производственная;
3) общеобразовательного обучения;
4) профессионального обучения;
5) физкультурно-спортивной
6) культурно-массовой работы;
7) санитарно-бытовая и др.
Совет коллектива отряда состоит из пяти – одиннадцати человек, которые выбираются на общем собрании осужденных отряда или собрании их представителей открытым голосованием сроком на один год. При совете отряда имеются секции аналогичные секциям совета коллектива колонии. Работу советов коллективов отряда координируют советы коллективов колоний.