Шпаргалка по " Социальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 00:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальная педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

17 вопрос.docx

— 79.45 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20 вопрос

В научной литературе наиболее часто, а иногда и рядом с понятием экстремальный, употребляется термин «трудная ситуация». Он также не имеет  четкого определения. Н.Г. Осухова считает, что базовым, для того чтобы определить жизненную ситуацию как трудную, является нарушение адаптации к жизни. То есть трудная жизненная ситуация (ТЖС) – это такая ситуация, в которой «в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни» (Н.Г. Осухова, 2006).

Человек, находящийся в трудной  ситуации, получает информацию относительно разных ее элементов – о внешних  условиях, о своих внутренних состояниях, о ходе и результатах собственных  действий. Обработка этой информации осуществляется посредством познавательных, оценочных и эмоциональных процессов. Результаты обработки информации в  этих трех аспектах влияют на дальнейшее поведение личности в данной ситуации. Осознание нарушения равновесия между отдельными элементами ситуации означает определенный уровень угрозы для личности. Сигналы угрозы приводят к возрастанию активности, которая  приобретает форму отрицательных  эмоций различного качества и силы. Роль эмоций в психологическом механизме  поведения в трудных ситуациях  может быть разной: 1) как детектор трудности; 2) как оценка значения ситуации для личности; 3) как фактор, приводящий к изменению действий в ситуации (М. Тышкова, 1986).

Личность реагирует на ситуацию субъективно и ведет себя в  ней в зависимости от того, как  она воспринимает данную ситуацию и  каким образом интерпретирует ее значение. Таким образом, трудные  ситуации, даже аналогичные с точки  зрения стороннего наблюдателя, по-разному  воздействуют на разных людей. Способность  совладать с фрустрирующим и стрессогенным воздействием трудных ситуаций в значительной мере зависит от уровня психического развития личности, ее стрессоустойчивости, наличного опыта преодоления трудностей, жизнестойкости и ряда других значимых личностных качеств.

Как видим, трудные ситуации представляют собой особый случай психологических  ситуаций. О трудной ситуации можно  говорить тогда, когда система отношений  личности с ее окружением характеризуется  неуравновешенностью, либо несоответствием  между стремлениями, ценностями, целями и возможностями их реализации, либо качествами личности. Так понимаемая категория трудных ситуаций включает широкий спектр жизненных (бытовых) ситуаций человека и ситуаций, связанных  с его деятельностью. Среди них  можно выделить несколько групп:

1) трудные жизненные ситуации (болезнь, опасность инвалидности или смерти);

2) трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи (затруднения, противодействие, помехи, неудачи);

3) трудные ситуации, связанные с социальным взаимодействием (ситуации «публичного поведения», оценки и критика, конфликты, давление, и т. п.) (М. Тышкова, 1986).

Н.Г. Осухова считает, что трудные ситуации можно дифференцировать исходя из уровня или степени их сложности «…если провести условную прямую линию и на одном полюсе этого континуума поместить ситуации обыденной жизни, на другом – окажутся экстремальные ситуации, т. е. ситуации предельной для человека степени сложности» (Н.Г. Осухова, 2006).

С этой точки зрения, экстремальные (максимально трудные) ситуации, как  причина возникновения кризисных  состояний по критерию происхождения  делятся на природные, техногенные и психологические. Степень критичности каждой из них определяется последствиями для индивида. Человек, находясь в центре каждой из трех типов ситуаций, всегда сталкивается с угрозой жизни или благополучию. Однако роль субъекта в генезисе каждой из этих ситуаций неодинакова.

В экстремальных ситуациях природного происхождения в большей степени  играют роль естественные процессы. Землетрясения, цунами и другие природные явления  выступают теми потенциальными опасностями, которые сопровождают человечество на протяжении всей его истории и  остаются неподвластными управлению. Усиление прогресса, с другой стороны, способствует тому, что человек пытается овладеть силами природы и, в свою очередь, может спровоцировать нарушение  естественных процессов.

Техногенные экстремальные ситуации в гораздо большей степени  определяются человеческим фактором (активностью, либо наоборот, пассивностью человека). Научно-технический прогресс способствует постоянному усложнению машин, как  новой реальности, порождаемой уже  самим человеком. Однако параллельно  с техническим совершенствованием происходит усиление вероятности и  критичности экстремальных ситуаций техногенного характера. Увеличение количества машин повышает вероятность аварий с их участием, усложнение технических  средств повышает возможности их поломки, и т. д. Наоборот, пассивность человека (плохая обученность, невнимательность, низкая трудовая дисциплина и т. п.) способствует накоплению огромного количества изношенных технических средств, что, в свою очередь может явиться причиной техногенной экстремальной ситуации.

Экстремальные ситуации психологического характера возникают в социальном пространстве, а причиной их развития является только человек. Он сам порождает  эти ситуации, переживает их и получает определенный результат. Факторы (причины, силы, особенности), оказывающие психологическое  воздействие на человека, можно условно  разделить на несколько групп:

1. Морально-психологические факторы: нарушение общественного порядка; наблюдаемые человеческие потери, лишения, гибель людей, общая дезорганизация жизни; применение физической силы; большая значимость происходящих событий, понимание личной причастности к ним; сознание ответственности за свои решения, поступки, и т. п.

2. Профессионально-психологические факторы характеризуются общим воздействием на психику, затрудняющим реализацию обычных, отработанных ранее действий, успешно выполнявшихся в относительно спокойных рабочих условиях. К ним можно отнести: новизну, необычность; внезапность, стремительность, дефицит времени; высокие, длительные нагрузки; риск; неопределенность и т. п.

 

23 вопрос

Основные принципы и методы перевоспитания осужденных

Реализация исправительно-воспитательного  процесса требует от администрации  и воспитателей пенитенциарного  учреждения учета специфических  принципов.

Выделяются следующие принципы перевоспитания осужденных[1]:

1. Принцип целенаправленности в  воспитательной деятельности.

Цель определяется как начальная  перспектива с тем, чтобы в  зависимости от достигаемых результатов  перевоспитания можно было бы определить ее более точно, скорректировав на большую  перспективу. Она выступает как  ориентир, позволяющей воспитателю выстроить перед осужденным целую систему «перспективных линий» - от ближней к дальней. В качестве дальней цели может быть определена перспектива окончательного перевоспитания и возвращения бывшего преступника в жизнь общества сознательным, законопослушным членом.

2. Принцип соответствия цели  средствам, формам и методам  перевоспитательной деятельности по отношению к конкретному осужденному. Достижение определенной цели всегда предусматривает определение наиболее оптимального педагогического инструментария, который бы позволил в соответствующих условиях конкретными воспитателями добиться перевоспитания каждого осужденного.

3. Принцип связи процесса перевоспитания  осужденного с жизнью. Сущность  принципа заключается в том,  что процесс перевоспитания направлен  на подготовку осужденного к  жизнедеятельности в той социальной  среде, в которую он попадает  после его выхода на свободу.  В этом одна из наиболее  сложных социальных проблем, стоящих  перед воспитателями, так как  абстрактная цель перевоспитания  может оторвать человека от  реальной жизни. Так как человек  может не найти своего места  в обществе, после освобождения  из заключения. Последствиями такого  рецидива могут стать действия  освобожденного, предусматривающие  вновь применение мер осуждения.

Воспитателям рекомендуется помочь человеку восстановить и наладить социально  полезные связи сообществом, знакомя  их с общественной жизнью вне мест заключения путем прессы, а также  формировать у них положительные  социальные установки. Этому способствует так же вовлечение осужденных в трудовую и общественную деятельность колонии.

4. Принцип активности осужденного  в общественно-полезной деятельности. Данный принцип непосредственно  связан с предыдущим. Сущность  его заключается в том, что  важнейшим источником развития  человека является его собственная  активность.

Общественно-полезная деятельность осужденных – это прежде всего производительный труд. Воспитательная функция труда в процессе формирования личности общеизвестна. К общественно-полезной деятельности в условиях заключения относятся учебная, культурно-досуговая и физкультурно - спортивная деятельность.

5. Принцип воспитания в коллективе. Данный принцип вытекает из  социальной обусловленности развития (исправления) личности осужденного.

Здесь играет роль ближайшее окружение  осужденного и особое педагогическое мастерство воспитателей.

6. Принцип сочетания требовательности  к осужденному с гуманным и  справедливым отношением к ним.  В основе принципа лежит гуманное  отношение к человеку.А.С. Макаренко утверждал: « Нужно всегда помнить правило: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему.»[1]

7. Принцип опоры на положительное  в личности, предусматривает усмотрение  положительных качеств осужденного.

8. Принцип дефференцированного подхода в процессе перевоспитания. Принцип дефференцированного подхода требует строить перевоспитание осужденного с учетом своеобразия группы, к которой он относится. Это позволяет наиболее полно учесть особенности каждого. Группы могут быть сформированы:

1) по характеру совершения преступления;

2) по количеству судимостей;

3) по степени криминальной зараженности;

4) по степени общественной опасности;

5) по возрасту;

6) по образованию;

7)по полу;

8) по степени исправления и  т.д.

9. Принцип индивидуального подхода.  Именно через индивидуальный  подход можно реально рассчитывать  на действенность перевоспитания  конкретного человека.

10. Принцип комплексного подхода.  Речь идет об использовании  комплекса мер воспитательного  воздействия, способного обеспечить  разносторонность развития.

Комплексный подход является одним  из важных принципов организации  и практической деятельности по перевоспитанию субъекта.

Определенная роль в выполнении задач воспитательной работы принадлежит  самостоятельным организациям осужденных к лишению свободы, которые создаются  в исправительных учреждениях. Работают они под контролем администрации  учреждений. Несмотря на обширный круг вопросов, которые компетентны решать самодеятельные организации, полномочия их разумно ограничены законом с тем, чтобы не допустить неконтролируемого развития ситуации в местах лишения свободы.

Задачами самодеятельных организации  осужденных являются[1]:

- оказание осужденным помощи  в духовном, профессиональном и  физическом развитии;

- развитие полезной инициативы  осужденных;

- оказание позитивного влияния  на исправление лиц, лишенных  свободы;

- участие в решении вопросов  организации труда, быта и досуга  осужденных;

- оказание содействия администрации  исправительных учреждении в  поддержании дисциплины и порядка,  формировании здоровых отношений  между осужденными;

- социальная помощь осужденным  и их семьям.

Участие в работе самодеятельных организаций  не влечет за собой предоставления осужденным дополнительных льгот. Вместе с тем оно поощряется и учитывается  при определении степени их исправления.

Видами самодеятельных организации  осужденных являются[1]:

- советы коллектива отрядов  осужденных;

- советы коллективов исправительных  учреждений;

- совет бригадиров.

Они оказывают администрации помощь в исправлении осужденных, решении  вопросов производственно-хозяйственной  и иной деятельности мест лишения  свободы, организуют работу в соответствии с планами, одобренными на заседании  совета и утвержденными начальниками учреждений.

Совет коллектива колонии состоит  из семи-двадцати пяти человек. Они  выбираются на общем собрании осужденных колонии или на собрании их представителей открытым голосованием сроком на один год. Состав избранного совета утверждается начальником колонии.

При советах коллективов учреждений, как правило, создаются секции по основным направлениям их деятельности:

1) профилактики правонарушений;

2) производственная;

3) общеобразовательного обучения;

4) профессионального обучения;

5) физкультурно-спортивной работы;

6) культурно-массовой работы;

7) санитарно-бытовая и др.

Совет коллектива отряда состоит из пяти – одиннадцати человек, которые  выбираются на общем собрании осужденных отряда или собрании их представителей открытым голосованием сроком на один год. При совете отряда имеются секции аналогичные секциям совета коллектива колонии. Работу советов коллективов  отряда координируют советы коллективов  колоний.

Информация о работе Шпаргалка по " Социальной педагогике"