Шпаргалка по педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 20:07, шпаргалка

Краткое описание

1. Общая характеристика и особенности педагогической профессии
Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество в процессе развития постепенно осознавало необходимость в передаче накопленного предками опыта.
В древние времена все люди, взрослые и дети на равных позициях принимали участие во всех сферах жизнедеятельности, что объяснялось необходимостью борьбы за выживание. Позже начала оформляться и укореняться новая сфера жизни людей – в определенной степени организованная передача знаний и умений новому поколению.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика динара.doc

— 911.50 Кб (Скачать файл)

Созданная Екатериной в 1782 г. «Комиссия по учреждению народных училищ», призванная работать на повышение общего уровня образования в России, издала в 1786 «Устав народным училищам Российской империи». Согласно этому документу в городах стали открываться малые и главные народные училища. Малые училища являлись школами элементарного базового образования, главные – предлагали изучение наук, в том числе – педагогику.

К концу жизни Екатерину больше стали заботить государственные политические вопросы, жертвами таких приоритетов стали выдающиеся русские просветители Николай Иванович Новиков (1744–1818) и Александр Николаевич Радищев (1749–1802). По этой же причине утратили свои позиции многие учебные заведения.

 

61. Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX в

 

В начале XIX в. формируется национальная секуляризированная система образования. В этот период заметно повышается качество образования. Количественному развитию мешает нарастание общественного кризиса, выражающееся в крепостнических отношениях, сильном сословном расслоении, традиций обучения и воспитания. Вследствие всего этого формируется интеллектуальная элита, состоящая в основном из выходцев университетов. Среди интеллектуальной элиты общества получение образования воспринималось неотъемлемой частью формирования общественно адекватной личности человека.

О переустройстве общества, в том  числе и в образовательной  сфере, заботится возникшая в 1830-х  гг. новая социальная группа – разночинцы. В период с 1830 по 1860 гг. наметилось два направления в развитии образования: официальное, построенное на авторитарности, национализме, клерикализме и демократическое.

Начало XIX века связано в России с правлением Александра I (1801–1825). Этот период начался этапом реформирования школьной системы в духе Просвещения. В 1802 году было создано Министерство народного просвещения. Реформа продолжалась 2 года. Было создано два документа, регламентировавших проведение реформ: Предварительные правила народного просвещения (1803) и Устав учебных заведений, подведомых университетам (1804) Определилось четыре ступени образования: приходские школы, уездные училища, гимназии и университеты. Важным следствием реформации стало появление новых университетов в Казани, Харькове и Петербурге.

Сильную конкуренцию государственным  учебным заведениям составляли частные, создание и развитие которых активно  поддерживали декабристы.

Имели место пансионы, предназначавшиеся  для детей дворян, однако они давали довольно низкий уровень образования и имели слабую организацию. Элита общества по-прежнему предпочитало домашнее обучение. Учителей нанимали из французов-эмигрантов, которые кроме языков обучали основам всех наук. Качество такого образования было ничтожным.

Значительную роль в развитии школьного дела сыграл Александр Николаевич Голицын (1773–1844), с 1812 г. ставший первым главой Русского Библейского общества, а в 1816 году он возглавил министерство образования.

Далее, вплоть до конца первой четверти XIX в. столетия проводилась активная политика против светского образования.

1825–1855 гг. царствования Николая I. Новый царь стремился подчинить образование цели укрепления стабильности общества. Министром образования он назначил графа Ливен, при котором был принят Устав о начальных и средних школах (1828). Согласно уставу, четырехуровневая система образования приобрела сословный характер. Первый уровень учебных заведений предназначался для низших социальных слоев, второй уровень – городскому трудовому населению, третий – высшему сословию. Только четвертая ступень – университеты – была доступна выходцам любых сословий. В 1833 г. министром просвещения становится С. С. Уваров. Его принципы в области преобразования воспитания: православие, самодержавие и народность». Православие и самодержавие – принципы, отвечавшие интересам государственной политики того времени, народность предполагает использование в системе образования европейского опыта, адаптированного к национальным особенностям и учитывающим традиции русского народа. Вторая четверть XIX в. характеризуется стремлением государства установить абсолютный контроль над учебными заведениями всех типов, особенно университетов. Повысилась плата за обучение в университетах, это было сделано с целью пресечения доступа в университет малоимущим слоям населения. И все же число студентов в университетах росло, увеличивалось так же количество учебных заведений всех типов и уровней. Начинает преобладать классическое образование.

Вторая половина XIX в. связана с отменой крепостного права, что содействовало развитию образования и педагогики в России. В этот период возникают и развиваются идеи национального и общечеловеческого воспитания, научности обучения, образование переходит от классического к современному. Возрастает интерес к человеку как отдельной личности. Улучшение быта и окружающей среды рассматривается как необходимое условие повышения качества образования.

В ноябре 1855 г. были приняты новые правила поступления и обучения в университетах, открывающие возможность обучения более широким массам населения. Университетским уставом 1863 г. были расширены права университетов на автономию. В 1864 г. был принят устав средних школ, устраняющий сословные различия между учениками. Тем же уставом регламентировалось открытие гимназий классического и современного образования. Обучение предполагало 7-ми летний курс обучения. Всего было установлено три типа гимназий: классическая гимназия с двумя древними языками, классическая гимназия с латинским языком, реальная гимназия без древних языков. Возник новый уровень образования – неполное среднее, оно осуществлялось в прогимназиях классического или современного типа за 4 года. Уездные школы согласно уставу предполагалось преобразовать в прогимназии или приходские начальные школы.

Еще один устав, касающийся реформ образования, был принят в июле 1864 года и затрагивал вопросы начального образования. Начальные  школы стали доступны всем слоям  населения, основой обучения объявлялись  религиозные знания. Начальные школы  теперь могли иметь органы самоуправления: уездный школьный совет подчинявшийся губернскому школьному совету. Важным пунктом реформ являлась отмена телесных наказаний. Создается возможность открытия частных учебных заведений. Делаются попытки создания первых народных школ нового типа, соответствующих современным педагогическим принципам и человеческим идеалам.

В 1866 г. реформы социальной сферы и образования были прерваны в связи с неудачным покушением на Александра II. Новым министром стал Д. А. Толстой. Он сократил автономию университетов, стремился к повышению роли государства в управлении и руководстве сферой образования, среднее обучение обязательно должно было включать изучение древних языков. Возросло число высших учебных заведений женского типа.

В 1880–1881 гг. новый министр просвещения А. Сабуров попытался возродить реформы 1860-х гг., но после убийства Александра II пост министра занял единомышленник Толстого И. Д. Делянов, который вплоть до 1899 г. проводил противоположную реформам политику. В его деятельность входило репрессирование студентов, отмена автономии университетов (университетский устав 1882 г.). Студенты активно и организованно протестовали, создавали землячества, стоявшие за демократизацию университетов.

Значительной фигурой в новой  политике относительно учебных заведений был наставник Николая II и Александра III, глава священного синода К. П. Победоносцев. Главным направлением его деятельности была дискриминация низших слоев населения. Плата за обучение в классических гимназиях сильно повысилась, благодаря чему основная масса детей крестьян и трудовых горожан перешли учиться в реальные гимназии.

Возрастает число церковно-приходских школ. Программа обучения в них  отличается скудным содержанием: церковное  пение, чтение религиозных текстов, письменный и устный русский язык, арифметика. Большой вклад в развитие и совершенствование церковно-приходских школ для крестьянских детей внес С. А. Рачинский (1833–1902).

 

 

62. Школа и педагогика в России в конце XIX и начале ХХ вв. (до 1917 г.)

 

Период конца XIX – начала XX вв. характеризуется значительными переменами в педагогике и школьном устройстве России. Планировалось введение обязательного всеобщего начального образования. Политика играла огромную роль в процессах преобразования образовательной системы. Либеральные партии и педагогические организации приложили немало усилий для создания обширной программы демократических реформ школы, которая была принята на съездах по народному образованию в 1908–1913 гг. Согласно этой программе должны были увеличиться ассигнования на школу, усилиться система местного самоуправления, соблюдаться преемственность ступеней образования, осуществляться равенство мужского и женского образования, кроме того, начальное образование должно было стать обязательным и бесплатным. Сходные программы выдвигали и другие партии и общественные организации. Программа РСДРП во главе со своим наиболее влиятельным лидером В. И. Лениным провозглашала независимость школы от церкви, обучение на родном языке, всеобщее бесплатное обязательное образование до 16 лет. В качестве необходимого условия достижения пунктов программы объявлялось свержение самодержавия. Вопрос всеобщего начального обучения впервые был поставлен в 1890 г. В 1895 г. на II съезде по техническому и профессиональному образованию снова обсуждался этот вопрос. В 1900-х гг. Министерство просвещения предлагает проекты организации всеобщего обучения. реформы по этому направлению были прерваны в связи с началом Японской войны и последующих революционных событий.

Постоянно нарастало несоответствие между требуемым современным обществом и существующим уровнем образованности населения. В 1906 г. I Государственная дума приняла законопроект о введении в течение 10 лет всеобщего начального обучения, который был пресечен Государственным советом. II Государственная дума вновь делала попытки провести проект О введении всеобщего начального обучения в Российской империи, который предполагал дополнительные ассигнования для реализации этого проекта. Однако суммы, выделяемые государством оказались недостаточными. III Государственная дума вновь поднимает этот вопрос в 1909–1911 гг. Принятый в результате Законопроект 1911 года предусматривал разработку учебных программ городов и земств с учетом их региональных особенностей, возрастание влияние органов местного самоуправления, улучшение социального статуса педагогов и оплаты их труда. Этот законопроект встретил сопротивление со стороны религиозных деятелей и сторонников церковно-приходских школ. Последний раз в рассматриваемом периоде проект всеобщего начального обучения выл выдвинут Павлом Николаевичем Игнатьевым в 1916 г. Он предусматривал 4-х летнее обучение в народной школе или 3-х летнее – в гимназии. Осуществление этого проекта было прервано революцией в феврале 1917 г.

На протяжении 1890 – 1900-х гг. система  образования пополнилась большим количеством начальных учебных заведений. Сначала рост церковно-приходских школ происходил наиболее быстрыми темпами, после 1895 года светское образование начинает преобладать. Во многих школах возрастают сроки обучения до 5–6 лет. В 1912 г. появились высшие начальные училища, ставшие следующей ступенью после элементарной школы. Возникала острая потребность в квалифицированных педагогических кадрах. В связи с этим появляются курсы подготовки учителей, учительских институтов и семинарий, неправительственных высших педагогических учебных заведений. Возникают частные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения, являющиеся представителями новой организации начального обучения. Среди них открытый в Москве в 1906 г. «Дом свободного ребенка». Здесь старались создать благоприятную психологическую атмосферу, обучить детей базовым знаниям и основам трудовой и творческой деятельности. Практиковалась совместная работа детей, родителей и педагогов. Существовала система школьного самоуправления.

«Саттльмент» – школа, созданная  А. У. Зеленко и С. Т. Шацким, позже  получившая название «Детский труд и  отдых» имела программу. В которой  важное место занимало трудовое и  общественное воспитание в совокупности с начальным обучением.

Несмотря на заметное улучшение положения в системе российского образования, развитие его происходило низкими темпами, и часть населения оставалась безграмотной.

Не оставалось в стороне от преобразований и среднее обучение. Число учащихся в гимназиях, прогимназиях и реальных училищах возрастало, как и число самих учебных заведений. Среднее образование давали так же кадетские корпуса, частные средние учебные заведения, коммерческие училища и среднетехнические училища для мальчиков.

Классическое среднее образование  вызывало все большее недовольство со стороны властей и общества. В связи с этим была создана комиссия по устранению недостатков среднего образования (1899–1900), которая выдвинула следующие предложения: создать при университетах педагогические курсы по подготовке учителей средней школы; улучшить материальное положение учителей средней школы; сохранить в качестве основных типов средних учебных заведений гимназии и реальные училища; усилить нравственное, национальное и физическое воспитание; сократить объем изучения в гимназии латыни и греческого языка; повысить статус реальных училищ; облегчить возможность перехода из гимназии в реальное училище и наоборот. В действительности были реализованы только некоторые из пунктов. Комиссия по средней школе 1901 г. под началом министра просвещения П. С. Ванновского предусматривала усиление современного образования, слияние гимназии и реального училища, усиление физического, эстетического и трудового воспитания. Большинство из намеченного этой комиссией было осуществлено.

Дальнейшее преобразование среднего обучение происходило под руководством министра просвещения П. Н. Игнатьева в соответствии с Планом реформы средней школы 1916 г. Предполагалось создание единой гимназии с элементами профилирующих направлений и учетом национальности учащихся. План не удался в связи с отстранением Игнатьева с поста министра.

В период с 1908 по 1914 гг. среднее образование подверглось давлению со стороны реакции: было урезано школьное самоуправление, усилен государственный контроль.

В начале XX века возникли экспериментальные учебно-воспитательные заведения по образцу «Западных школ». Они способствовали возрождению образовательной системы среднего уровня. Появлялись пилотные школы среднего образования, вводившие сотрудническую систему обучения, школьное самоуправление. В Москве появились нетрадиционные учебно-воспитательные заведения, где развивались и применялись новые педагогические технологии, заимствованные из западноевропейского опыта. Открывались сельские гимназии, учитывающие в программе обучения необходимость сельскохозяйственной направленности.

Важным нововведением в систему  начального и среднего образования  было профессиональное и техническое  обучение. В начальной школе это  новшество проявилось в форме  уроков ручного труда. В сфере  среднего образования открывались ремесленные и низшие технические училища. Перед началом первой мировой войны профессиональное и техническое обучение плотно укрепилось в системе среднего образования.

Информация о работе Шпаргалка по педагогике