Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 20:07, шпаргалка
1. Общая характеристика и особенности педагогической профессии
Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество в процессе развития постепенно осознавало необходимость в передаче накопленного предками опыта.
В древние времена все люди, взрослые и дети на равных позициях принимали участие во всех сферах жизнедеятельности, что объяснялось необходимостью борьбы за выживание. Позже начала оформляться и укореняться новая сфера жизни людей – в определенной степени организованная передача знаний и умений новому поколению.
Директор представляет интересы учебного
заведения в различных
Управленческая культура руководителя – это творческая самореализация его личности через все сферы его деятельности, направленной на создание, укрепление, передачу ценностей и технологий в управлении учебным заведением. Управленческая культура состоит из нескольких компонентов.
Аксеологический компонент состоит в системе ценностей, имеющих большое значение при организации управленческой деятельности. Выделяется четыре основных видов ценностей, имеющих место при управлении общеобразовательным учреждением: цели, знания, отношения, качества.
Ценности-цели – это глобальные и локальные цели управленческой деятельности учебного учреждения разного характера, они могут быть связаны с педагогическим коллективом, ученическими коллективами, родителями, всеми людьми, имеющими непосредственное отношение к школе, либо это могут быть цели, касающиеся финансовых вопросов и статуса учебного заведения и т. д.
Ценности-знания подразумевают уровень знаний субъекта управления в этой области, его квалификация, опыт работы, деятельность, направленная на постоянное пополнение собственных знаний в этой области, а так же, способствованию повышения уровня знаний в области управления своих заместителей и всех людей, имеющих отношение к этому виду деятельности.
Ценности-отношения . Здесь подразумеваются все виды отношений, имеющие значение в работе по управлению учебным заведением. Важно не только отношение руководителя к своим обязанностям, но и его отношения с коллегами, учениками и их родителями, отношение к себе. Все это играет роль при формировании авторитета руководителя, необходимого для осуществления полноценной управленческой деятельности, особенно в условиях столь разнообразного состава объекта управления. Руководитель учебного заведения, то есть директор школы, является примером подражания для педагогов и детей, поэтому его отношение к себе, своей личности, вопросам совершенствования личностных качеств и самовоспитания играют большую роль в его профессиональной деятельности.
Ценности-качества вытекают из результатов ценностей отношений в первую очередь к себе, как личности, призванной нести большую ответственность. От качеств директора школы зависит многое, в том числе его успешное сотрудничество с внутришкольными коллективами и органами власти, его умение учитывать интересы педагогов и общества в процессе организации школьной деятельности, способность ставить реальные и значимые цели и разрабатывать программу по их достижению, а так же уметь прогнозировать результаты деятельности своей и своих коллег.
Технологический компонент включает методы, средства и приемы управленческой деятельности. Культура руководителя во многом определяется уровнем знаний и владений им технологией управления в целом и применительно к учебным заведениям. Руководитель должен уметь организовывать, регулировать, контролировать, планировать и анализировать все процессы, протекающие в школе.
Личностно-творческий компонент необходим при управлении коллективами людей, так как общие методы не могут быть применены в чистом теоретическом виде. В задачи руководителя входит адаптация их к конкретным условиям, особенностям коллектива, направлениям школьной деятельности. Директор школы, сам являясь личностью со своими особенностями делает собственные поправки и вносит модификации, на его взгляд наиболее подходящие для конкретной ситуации и наиболее естественные для применения им самим.
49. Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, планирование и контроль
Управление педагогическим процессом складывается из последовательности взаимосвязанных действий педагогического анализа, планирования и контроля. В связи с этим имеет смысл остановиться на их рассмотрении более подробно.
Педагогический анализ содержит три основных направления: параметрический, тематический и итоговый.
Параметрический анализ представляет собой действия директора учебного заведения и его заместителей, направленные на сравнение, обобщение, исследование и поиск причин возникновения различных явлений педагогического процесса. К предметам параметрического анализа относится успеваемость, посещаемость, общая дисциплина как учеников так и педагогов. В рамках педагогического анализа осуществляется так же прогнозирование результатов управленческой деятельности, выявление ее влияния на предметы параметрического анализа, разработка действий по улучшению этих предметов и их реализация.
Тематический анализ содержит деятельность по изучению, анализу, прогнозированию и планированию действий, направленных на управление наиболее устойчивыми элементами педагогического процесса. Такими элементами являются методы и средства учебно-воспитательной работы, их эффективность и актуальность, способы и периодичность организации внеклассной деятельности, организация деятельности педагогов, направленной на повышения уровня квалификации и развитии в направлении своей профессиональной деятельности и т. д. В ходе тематического анализа учитываются данные, полученные в результате параметрического анализа.
Итоговый анализ сводится к изучению результатов параметрического и тематического анализов за определенный период времени. Источниками информации итогового анализа являются контрольные работы, экзамены, зачеты, статистические данные по дисциплине и соблюдению правил учебного заведения, отчеты педагогов и руководителей всех уровней. Результатом итогового анализа является оценка общего состояния дел по разным направлениям деятельности учебного заведения, причины получения таких результатов, фиксирование положительно и отрицательно влияющих факторов с целью учета их в будущем.
Педагогическая деятельность целенаправленна. Из этого следует, что любая педагогическая работа начинается с постановки целей и, на их основе, определения задач, требуемых решения в процессе предстоящей работы. Эта функция педагогического управления называется целеполаганием. Цели деятельности учебного заведения определяются на основе требований общества к их членам, а так же с учетом возрастных и психологических особенностей учеников. Таким образом, глобальной целью учебного заведения является формирование полноценных членов современного общества, социально адаптирванных и всесторонне подготовленных, посредством методов учебно-воспитательной работы, применимых в конкретных условиях для конкретных людей.
Планирование в педагогической
деятельности является следующим этапом
после целеполагания и
В управлении педагогическими системами выделяют перспективный план, который составляется по результатам анализа деятельности учебного заведения за истекший период сроком на пять лет. Его структура такова:
1) задачи школы на планируемый срок;
2) перспективы развития контингента учащихся по годам;
3) перспективы обновления учебно-воспитательного процесса, внедрение педагогических инноваций;
4) кадровые перестройки и количество предполагаемых учащихся;
5) повышение уровня профессионализма и квалификации педагогов учебного заведения;
6) обновление оборудования и оснащения учебного заведения;
7) социальная защита педагогов и учащихся, задачи по улучшению их быта, труда и отдыха.
В общеобразовательных
1) изучение нормативов и нововведений в области образования;
2) сбор необходимой информации;
3) анализ полученной информации, выявление и устранение затруднений на пути решения педагогических задач;
4) составление проекта плана и утверждение его советом учебного заведения.
Как правило, временные рамки этапов разработки годового плана совпадают с учебными четвертями и к концу последней учебной четверти план на следующий год оказывается сформированным.
Контроль деятельности учебного заведения имеет несколько видов. Одним из них является тематический контроль. Его сущность заключается в углубленном, детальном изучении какого-либо узко-направленного вопроса, входящего в педагогический процесс.
Фронтальный контроль направлен на исследование деятельности педагогического коллектива в целом, его подгрупп по разным направлениям или одного педагога. При этом изучаются все стороны его жизнедеятельности, как профессиональной, так и вне работы.
В зависимости от объекта контроля принято выделять следующие его виды: персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий и комплексно-обобщающий.
Персональный контроль, как вытекает из самого названия. Направлен на контроль деятельности одного педагога, он может быть как тематическим или фронтальным, так и комплексным, то есть включающим совокупность этих двух форм. Персональный контроль проводится с целью стимулирования деятельности педагога и правильной ориентации в направлении его профессионального развития.
Классно-обобщающий контроль охватывает деятельность педагогов, работающих с одним классом и их деятельность по формированию, развитию и стимулированию ученического коллектива в классе, его классной и внеклассной деятельности, внутриколлективных отношений.
Предметно-обобщающий контроль имеет своим объектом отдельную дисциплину и может рассматриваться с точки зрения преподавания ее в отдельном классе, в параллели классов или в учебном заведении в целом. Такой контроль осуществляется с привлечением компетентных лиц со стороны.
Тематически-обобщающий вид контроля заключается в изучении отдельного направления педагогической деятельности одного или нескольких педагогов, одного или нескольких, сгруппированных по какому-либо признаку классов.
Комплексно-обобщающий контроль направлен
на изучение вопросов преподавания ряда
дисциплин в одном или
50. Роль организации в управлении
Современная система образования во многом опирается на потребности общества в этой области, оставаясь при этом государственно управляемой. В связи с этим, в задачи управления образовательными системами входит организация различных обществ и мероприятий для того, чтобы в процессе решения проблем образования учитывались общественные потребности, мнения и выбор. Таким образом, наряду с органами государственной власти, создаются общественные органы, имеющие полномочия влияния на организацию учебно-воспитательной деятельности, что открывает возможность выбора способов, форм и методов обучения, адаптации их к реальным условиям учебного процесса и ученикам. Педагоги и родители, более глубоко знающие особенности классного коллектива, имеют возможность повлиять на выбор программы обучения, методов учебно-воспитательной работы, составление расписания классной и внеклассной деятельности. Такой подход к управлению системой образования делает ее объектов активными участниками этого процесса, что повышает их заинтересованность в своей деятельности, а так же повышает эффективность обучения и воспитания.
Наиболее ярким и широко распространенным
примером общественного органа управления
является школьный совет. В законодательстве
Российской Федерации существует специальный
документ: «Временное положение о
государственных общеобразовате
Наряду с советом школы в
соответствии с «Временным положением
о государственных