Шпаргалка по педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 20:07, шпаргалка

Краткое описание

1. Общая характеристика и особенности педагогической профессии
Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество в процессе развития постепенно осознавало необходимость в передаче накопленного предками опыта.
В древние времена все люди, взрослые и дети на равных позициях принимали участие во всех сферах жизнедеятельности, что объяснялось необходимостью борьбы за выживание. Позже начала оформляться и укореняться новая сфера жизни людей – в определенной степени организованная передача знаний и умений новому поколению.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика динара.doc

— 911.50 Кб (Скачать файл)

Большое значение в передаче опыта  играли многочисленные пословицы и поговорки, обряды. Так, например, многие обряды позволяли детям узнавать повадки животных и правильную реакцию охотника на действия животного. Обрядовые танцы были составлены по принципу разыгрывания сцен из наиболее частых и ярких ситуаций из жизни народа. Пословицы и поговорки, будучи короткими и легко запоминаемыми выражениями, позволяли легко усвоить основные наставления предков: «Держись за соху: она кормилица», «Работа да руки – надежные в людях поруки» и т. д. Народный фольклор содержал множество стихов и песен, в которых поэтично говорилось о способах земледелия, описывались приемы ремесленных работ и т. д. Все это было надежным и простым средством накопления и передачи опыта предков новым поколениям.

 

55. Воспитание и образование в эпоху Средневековья в Византии

 

Воспитание в Византии складывалось под влиянием многих культур и  течений. Значительное влияние оказала  греческая культура, в частности, основным языком Византии был греческий, он признавался государством и церковью. Христианская составляющая образования Византии заключалась в православном мировоззрении. Образование в Византии считалось величайшей ценностью и характеризовалось довольно высоким уровнем. Получить образование мог каждый, независимо от социального статуса. Государственные должности могли занимать только образованные люди. Отличительной чертой византийской системы образования является его светскость, церковь не имела влияния на управление и организацию образовательной системы. Однако религия была существенной и неотъемлемой частью содержания образования, уроки в школе начинались с молитвы. Наибольшего развития система византийского образования достигла в период правления

Константина VII Багрянородного (913–953). В это время открывается множество  новых учебных заведений, создается различная научная литература энциклопедического характера.

Роль семьи в раннем воспитании играла ведущую роль. Родители воспитывали  детей по христианским правилам, учили  счету и письму, а наиболее состоятельные  семьи нанимали специальных наставников, которые давали детям книжное образование. В школу дети поступали в 5 – 7-летнем возрасте. Школа первой ступени давала элементарное образование: грамота, счет, а так же церковное пение. Писали на бумаге птичьими перьями. Активно практиковались физические наказания. Существовал еще один вид школы начального уровня, в них преподавали исключительно религиозные предметы, изучали Библию. Приверженцами такого обучения были особо религиозные родители.

Школы следующего уровня – грамматические школы. Они могли иметь разную правовую основу и направленность. В них обучались дети с 10–12 до 16–17 лет. Обучение в школах такого уровня было необязательным и не всегда доступным. Так как основное их средоточие было в Константинополе. Основной массой учеников были дети гражданской и церковной знати.

В начале X в. в школе обычно был один учитель, которому помогали ученики, достигшие наилучших результатов. Затем стали появляться группы преподавателей во главе с прокатеменосом. Обучение было платным, хотя доход учителей был незначительным. Управление образованием и организацией школ исходило от императора.

Обучение было направлено на овладение  «эллинской наукой», которая считалась  подготовкой к изучению высшей философии. Школьные предметы делились на две  четверицы. Основная масса учеников ограничивалась изучением предметов первой четверицы: грамматика, риторика, диалектика, поэтика. Вторая четверица состояла из арифметики, геометрии, музыки и астрономии. Главнейшим источником получения знаний была литература. Экзамены принимали старшие ученики, за неуспеваемость полагались физические наказания.

Последней, высшей ступенью образования  были высшие учебные заведения. Каждое из которых имело свою направленность и специфику обучения и организации. В Константинополе в 425 г. при императоре Феодосии II была создана высшая школа – Аудиториум, позже переименовавшаяся в Магнавру. Это учебное заведение находилось под абсолютным контролем императора, в нем были сосредоточены лучшие преподаватели страны, которых организовал виднейший научный деятель свого времени Лев Математик. (IX в.). В разные периоды обучение производилось то на греческом, то на латинском языках. Школа имела преимущественно юридическую направленность, кроме того, углубленно изучалась философия, в том числе античная. В Магнавре изучались метафизика, богословие, медицина, музыка, история, этика, политика.

Кроме Магнавры в Константинополе  существовали еще четыре высших школы, тоже находившиеся в ведении императора: юридическая, медицинская, философская, патриаршая.

В Византии имели место особые домашние академии, называвшиеся кружки-салоны. Они, как правило, возникали в домах ведущих деятелей науки, интеллектуалов, философов. Крупнейшими из них были школы Фотия, Михаила Пселла, Андроника II Палеолога.

Монастырские высшие школы – еще один тип учебных заведений Византии. Изучали в таких школах религию, грамматику, философию. Источником изучения была Библия, на основе ее текстов строилось содержание всех дисциплин. Срок обучения в монастырской школе составлял 3 года. Отличительной особенностью их является наличие устава, в котором устанавливались правила обучения и поведения. Создание устава принадлежит Федору Студиту.

В период XIII–XV вв. просвещение и педагогическая мысль, достигшие высокого уровня подверглись упадку и в конечном итоге оказались в глубоком кризисе. Окончательная их гибель наступила в результате падения Византии под натиском турецких завоевателей. Однако, византийская педагогика оказала огромное влияние на развитие образования государств Востока, Западной и Восточной Европы.

 

56. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья

 

Воспитание и обучение в период раннего средневековья характеризуется  совокупностью языческой (варварской), христианской и античной традиций. Основы воспитания дети получали в семье, в более старшем возрасте происходит дифференциация обучаемых по половому признаку. воспитание и обучение девочек не отличается разнообразием, под руководством матери они обучаются ведению хозяйства и устройству быта. Семейное воспитание было пронизано варварскими традициями. Большинство людей ограничивалось именно таким видом воспитания.

Наиболее организованными формами  обучения были ученичество и рыцарское  воспитание. Ученичество преобладало  среди ремесленников. Мальчиков  отдавали на воспитание в семью ремесленника, который брал одновременно 2-3-х подопечных и учил их своему ремеслу. Платой за обучение была работа ученика по хозяйству, а позже и в ремесленном деле. Такое обучение длилось 7–8 лет, после чего ученик переходил в подмастерье, получал за это плату. Овладев ремеслом в достаточной степени, бывший подмастерье открывал свое дело. Грамоте при таком виде обучения учил сам ремесленник, либо разрешал посещать соответствующее учебное заведение.

Дети светских феодалов после окончания  обычной школы, где учили грамоте и счету, отдавались на рыцарское воспитание. Рыцарское воспитание стоилось по программе «семи рыцарских добродетелей», к которым относились владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение стихов собственного сочинения, игра на музыкальном инструменте. Приоритетным направлением рыцарского воспитания было обучение военному делу. Нравственное воспитание основывалось прежде всего на превосходстве рыцарей над низшими сословиями, личной свободе, идеях жертвенности героизма. Завершение рыцарского воспитания сопровождалось посвящением в рыцари, которое происходило по достижении юношей 21-го года. Обряд посвящения заключался в благословлении освященным мечом, и сопровождался физическими испытаниями и рыцарскими турнирами. Учителями были люди из дворовой челяди.

После распада Римской империи  еще некоторое время существовали античные школы грамматики и риторики. Их поддерживали императоры и короли многих западноевропейских государств. К VII в. школы античного типа полностью исчезли, главной причиной этого послужило исчезновение самого античного общества ввиду постоянных войн и все возраставшего количества церковных учебных заведений. Однако, античная культура отразилась практически на всех сторонах жизни населения Западной Европы. Так, новые церковные школы во многом являлись приемниками античного образования, о чем свидетельствует обязательное изучение латыни. Все образованное население Западной Европы активно использовало этот язык для общения и переписки.

V–VII вв. характеризуются сильным упадком в образовании и школьном деле. Существовавшие церковные школы испытывали серьезный недостаток в учениках. Результатом стала безграмотность подавляющего числа людей, в том числе знати.

Значительную роль в возрождении  образования сыграл создатель обширной империи Карл Великий (742–814), организовавший учебное заведение при дворе, именуемое академией. Учителями школы были монахи, приглашенные из разных стран Европы. Основной резиденцией академии была столица империи Аахен, однако школа постоянно меняла место нахождения, путешествуя вместе с королевским двором. Учениками академии были в основном дети высших сословий. Ученики изучали грамматику, риторику, диалектику, логику, этику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Карл Великий сделал первые попытки введения обязательного и бесплатного образования. Понимая важность образования для государства и его развития, он всячески поощрял создание и развитие церковных школ, стремился сделать образование доступным всем слоям общества. Однако после смерти Карла

Великого, все достигнутое им в  области образования и школьного  дела пришло в упадок, академия перестала  существовать, церковные школы ослабили свои позиции, но все же еще существовали.

В раннесредневековой Европе существовало два типа церковных школ: епископальные (кафедральные) и монастырские. Создателем первых монастырских школ считается Кассиодор – настоятель одного из монастырей. Кроме того, церковные школы делились на внутреннюю, в которой готовились служители культа, и внешнюю, где обучали обычных детей высших сословий. Учиться могли только мальчики и юноши. Малые церковные школы, где обучались дети 7-10 лет давали элементарное образование. Здесь один учитель обучал всем дисциплинам, кроме пения. Церковное пение преподавал кантор – специальный учитель. Большие школы, обучавшие выходцев малой, давали более высокий уровень образованности. Кроме учителей, в большой школе был еще циркатор – специальный человек, следивший за порядком и дисциплиной.

Епископальные школы до IX века считались основными, позже, под влиянием конкуренции со стороны монастырских школ и набегов норманнов, они пришли в упадок. В X веке во Франции снова возникла целая сеть епископальных школ, крупнейшие из них находились в Суассоне, Вердене, Реймсе, Шартре, Париже.

Среди монастырских школ особым влиянием на духовную жизнь и образовательную  систему пользовались монастырские школы бенедиктинцев, основанные орденом  анахоретов. В XIII веке бенидиктинцев  обвинили в безнравственности, в  результате чего школы, находившиеся под их началом, пришли в упадок. Их место заняли орден капуцинов – францисканцев и орден доминиканцев. В период их главенства в церковных школах изучали в основном Библию и богословскую литературу. Физическое воспитание отсутствовало вовсе. Каникул не было, но для детей устраивались дни веселья, а так же выходными были церковные праздники. Методы воспитания были суровыми и жестокими. Физические наказания дополнялись карцером и лишением пищи. Основная масса церковных школ давала элементарное образование. Школы с повышенным уровнем образования были малочисленны, они обучали по программе семи свободных искусств.

В XII–XV вв. появляются городские школы и университеты. В них давалось преимущественно светское образование. Некоторые из них были женскими. Окончив школу, человек получал звание клирика, что давало ему право стать учителем или священнослужителем. Обучали в таких школах грамоте, счету, латыни детей высших сословий.

В XIII веке появляются городские школы, трансформированные из ученических: цеховых и гильдейских, а так же из школ счета для низких социальных слоев общества. Руководителем школы был ректор, который нанимал на работу учителей из духовенства и выпускников университетов на определенный срок. В городских школах начинают изучать кроме основных предметов арифметику, элементы делопроизводства, географию, технику, естественные науки.

В XVI–XV вв. во Франции возникли коллегии – связующее звено между начальным и высшим образованием.

В XI–XII вв. из церковных школ возникают первые университеты: Парижский университет (Сорбонна) (1200), в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже (1231), Лиссабоне (1290). Количество университетов быстро возрастало. Университеты учреждались церковной или светской властью. Получив специальные документы – привилегии, подписанные римскими папами или царствующими особами, они приобретали автономию. Студенты освобождались от военной службы.

Главным предметом в университетах  было богословие, что определялось большим церковным влиянием. Важной особенностью университетов был демократический, наднациональный характер отношений. В университет принимались люди любых сословий. Многие университеты многократно переезжали с места на место, по причине начавшейся войны и быстро распространявшейся болезни. В некоторых университетах образовывались землячества по национальному признаку, позже они переродились в факультеты или колледжи. Главы факультетов и колледжей были правящей верхушкой университетов, они сообща выбирали ректора, который нередко выбирался из числа студентов на некоторое время. Позже ректора стали назначать государственные или церковные власти. Отношения учеников и преподавателей строились по типу ремесленник – подмастерье. Обучение начиналось с 13–14 леи и продолжалось от 3 до 7 лет. Программа обучения строилась по принципу семи свободных искусств.

Появление университетов постепенно вымещало схоластику, перерождавшуюся  в «науку пустых слов». Университеты порождали интеллектуальную деятельность, служили двигателем прогресса науки  и техники, культуры и искусства.

 

57. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения в Западной Европе

 

Период возрождения XV–XVII вв. характеризуется трехуровневым образованием: начальное обучение, повышенное и высшее образование.

Школы начального обучения были полностью  под церковным началом. Среди них наблюдалась конкуренция протестантских и католических школ. Со стороны протестантов Лютер и Кальвин провозгласили идею всеобщего элементарного обучения детей горожан Катехизису на родном языке. Существовали отдельные школы для мальчиков и девочек, их действия регламентировались специальными документами. Католики, в свою очередь, создали «Катехизис собора», принятый Тридентским вселенским собором. В этом документе говорилось о повсеместном открытии католических учебных заведений для низших слоев населения и знати. В католических и протестантских начальных школах изучали кроме религиозных основ, чтение, письмо, счет, церковное пение.

Информация о работе Шпаргалка по педагогике