Шпаргалки по "Истории педагогики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 21:43, шпаргалка

Краткое описание

История образования является одной из областей педагогики как науки и имеет тот же предмет(методологические основы, цели, принципы, содержание, методы и средства обучения и воспитания), но несколько иные задачи. Ее отличительный признак – не отражение устоявшегося, принятого и наиболее широко используемого современной педагогической наукой взгляда на методологические основы, цели, содержание, принципы, методы и средства обучения и воспитания, а прослеживание характера и особенностей их эволюции в истории развития общества, смены исторических эпох, возникновения новых педагогических теорий.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 106.63 Кб (Скачать файл)

Платон  оценивал воспитание как важнейший  фундамент всей жизни человека. Воспитание, по Платону, надо начинать с раннего  возраста. По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение  ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет, т. е. человек, который стоит на пороге мира идей. При этом необходима тесная духовная связь между наставником  и учеником (что впоследствии стали  именовать "платонической любовью").

Платон  требовал разностороннего воспитания для всех.

В трактате "Государство" Платон, говоря об идеалах и программе разностороннего  воспитания, по сути, развивает афинскую педагогическую традицию. Он полагает, что надлежит обеспечить "для  тела гимнастику, для души музыку". В трактате "Законы" Платон изложил  свои педагогические воззрения, особенно выделив социальные функции воспитания - "сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться  или начальствовать".

В идеальном обществе, которое представлено в "Законах", руководитель дела образования  является первым лицом государства. Государство опекает будущих  матерей, заботясь, чтобы они вели здоровый образ жизни. Платон провозглашает принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) обучения: "Стар и млад должны по мере сил получить образование". В программе он сделал попытку соединить достоинства спартанского и афинского воспитания, соблюдая при этом "золотую середину". Особое внимание он предлагал уделять физическому воспитанию, в частности, спортивным упражнениям и танцам.

Платон  полагает, что при обучении следует  обеспечить "свободу призвания",т. е. учитывать личные склонности. Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен еще в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-то детские сооружения. И воспитатель должен каждому из них дать небольшие орудия - подражания настоящим.

В программу всеобщего образования  входили обучение грамоте, началам  математики, начатки трудовой подготовки посредством работы с "малыми инструментами - воспроизведением настоящих". Программа подобного обучения была предназначена лишь для свободных граждан общества.

Весьма  привлекательными выглядят у Платона  идеи игрового обучения, а также  принцип воспитывающего обучения.

Хотя  Платон не оставил специальных трактатов  по воспитанию, в дальнейшем его  с полным основанием считали выдающимся мыслителем в области воспитания и обучения.

Сократ

Сократ  - крупнейший представителем философии  софистов. Его главным дидактическим  достижением можно назвать майэвтику ("повивальное искусство") – диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.

Суть  педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди  жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование.

Счастье состоит, прежде всего, в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И напротив, сосредоточение на личных интересах, противопоставление их интересам своих ближних ведет  к душевному разладу и дисгармонии  с обществом.

Сократ - один из основоположников учения о  доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь для проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает  себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может  и чего он не может".

Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование.

Учительская деятельность для Сократа была дороже жизни. Когда перед ним встал  выбор, сохранить жизнь или отказаться от такой деятельности, Сократ принял яд цикуты.

Сократ  излагал свое учение в любой аудитории, будь то городская площадь или  аллеи Ликея. Он один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - так называемого сократического метода. Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение мощных душевных сил ученика. В таком "повивальном искусстве" он видел основное предназначение учителя. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь "самозарождению" истины в сознании ученика.

9)Раннехристианские взгляды на воспитание

В восточных провинциях Римской империи  в I веке н. э. возникают раннехристианские общины, отражавшие надежду наиболее угнетенных слоев народа на приход Мессии, Спасителя.

В первые три столетия нашей эры  христиане подвергались преследованиям со стороны государственной власти Римской империи прежде всего за отказ признавать божественность императоров. Со времени императора Константина I Великого (ок. 285 - 337), когда Миланским эдиктом (313) христианство было признано равноправной религией, христиане-учителя получили возможность свободно преподавать в тривиальных и грамматических школах и толковать античную историю, литературу и философию с позиций христианского вероучения.

Основными способами обучения в христианских общинах были:

✓ устные и письменные назидания,

✓ совместное чтение отрывков из библейских книг,

✓ составление и произнесение проповедей,

✓ разучивание молитв, псалмов, притч,

✓ чтение вслух переводов священных текстов с древнееврейского на арамейский и греческий

Особое  значение в христианских общинах  придавалось созданию у их членов внутреннего настроя, эмоциональной  приподнятости, отношения к учению как богоугодному делу.

Руководители  первых христианских общин одновременно являлись и воспитателями, поэтому  их называли "учителями праведности". Содержание образования ориентировалось  на Библию - собрание канонических сочинений, состоящее из Ветхого Завета и  Нового Завета:

✓ первая часть - иудейские священные тексты II и I тысячелетий до н. э., в том числе притчи царя-мудреца Соломона, содержание которых было положено в основу воспитания;

✓ вторая часть своими евангельскими и апостольскими текстами служила собственно христианскому обоснованию целей и содержания воспитания.

Таким образом, к концу Римской империи  начала складываться принципиально  новая форма воспитания - христианское воспитание. Для него были характерны:

✓ особое внимание к личности человека, его душе;

✓ приоритет веры над знанием, наукой;

✓ понимание обучения Священному Писанию как богоугодного дела;

✓ неразрывная связь образования с нравственным воспитанием;

✓ осознание воспитывающей роли труда и важности осуществления с ранних лет трудового воспитания.

10)Монастырские школы

В раннем Средневековье практически  все грамотные люди принадлежали к одному сословию – духовенству, обучение которых проходило в  школах: монастырских, соборных или приходских.

  Монастырские школы давали наиболее  полное образование по сравнению  с другими. Большим плюсом обычно  была возможность доступа к  монастырской библиотеке. Изредка  существовали школы, созданные  обычными священниками в своих  приходах, такие школы назывались  приходскими. Там обучали только  подростков, и уровень образования  там был минимален. 

  Различались внутренние школы  - закрытые, интернатного типа, где обучались монахи и будущие служители церкви, и внешние школы, располагавшиеся вне монастырской ограды, которые предназначались для мирян, не всегда стремившихся впоследствии получить духовный сан.

  Внешние монастырские школы посещали  мальчики 7-15 лет. Им преподавались  основы грамотности, богослужебное  пение, реже предметы тривиума; они изучали чтение на латыни, письмо, счет. Педагогики как таковой  еще не было, ее в известной  мере заменяли мысли о религиозно-нравственном  воспитании детей, содержавшиеся  в богословской литературе.

  Внутренние монастырские школы  давали более высокий уровень  образования: здесь прежде всего, изучался латинский язык, преподавались тривиум, а часто и квадривиум, теология. В лучших школах преподавались медицина, греческий язык, чтение античных авторов. Отличительной особенностью образования в монастырских школах было преобладание кропотливого труда по книгописанию и переводу рукописей.

  Схема школьной программы была  такой: сначала изучалось чтение, счет и церковное пение, затем  грамматика с чтением доступных  авторов и элементами остальных  свободных наук. Для немногих  способных проводились индивидуальные  занятия по богословию. Многие  монастырские школы уже начинают  специализироваться на отдельных  науках, но все же главной заботой монастырей было богословие. Почти в каждом монастыре существовали мастерские по переписке: составлялись и переписывались комментарии к Священному Писанию.

11)Воспитательная  система рыцарства

В 9-10 в. в период оконч-го разруш. рим общ-ва, кавалерия стала преобладающей воен силой, и кажд. король, барон, лорд счит. необх-ым иметь при себе рыцарей. По соц статусу рыц-во предст. высшее сословие и б. тождественно феодалам. Рыц. черты: неустрашимое муж-во, личная гордость, самоуваж., учтиво соблюд. слова чести, дикая свирепость и т.п. Восп. сист. рыц-ва предусматр 2 этапа: - восп. пажа (7-14 лет) - восп оруженосца (14-21). Восп пажа нач-сь в доме круп. феодала, где обучением юного рыцаря заним-сь придвор. челядь и дворцовая прислуга. Паж начинал с простых услуг при замке, чаще с прислужив-я дамам. В более старшем возр. он прислуживал за столом. Те же обяз-ти он выполнял и в кач-ве оруженосца+услуги своему господину. Заканчивал оруженосец тем, что служил личным адъютантом властелина, сопровождая его в битвах и на турнирах. Начала войны предполагали овладение основами воен. иск. Юношей приучали ездить верхом, владеть щитом, носить меч, бросать копье, метать дротик. Бой на копьях на турнирах был глав. подготовит. упр. к войне. Ближе к заверш. службы на 1-й план выдвиг-сь религ. восп. В 21 год происходило посвящение в рыцари: будущий рыц должен  пройти ч/з обряд очищения, его меч благословлялся священником. Образоват. компонент занимал в рыцар. восп-и крайне небольшое место. В целом прогр. обуч. вкл. след: изуч. фр. яз. (яз рыцарей), чт-е литры, игру в шахматы, сочинение и пение собств.стихов, игру на муз. инстр., владение копьем, фехтование, езду верзом, плавание. Идеал рыцар восп-я, предполагавший овладение различ. умениями и навыками, широкой к-рой и высокой, по тогдашним представлениям, нравств-ти, стал впоследствии эталоном гуманистич. восп-я эпохи Возрож., т.к. именно в нем прослеживалась идея разностор. разв-я лич-ти.

12)Средневековые  университеты

В XII в. как результат возросшей  потребности в научном знании и людях, им обладающих, – ученых – начался процесс образования  на базе соборных школ в крупнейших городах Западной Европы высших школ – университетов. Первоначально  понятие «университет» означало корпорацию преподавателей, профессоров  и студентов, «схоларов», целью которой является изучение и приумножение единого христианского знания.

Первые  университеты появились в Болонье (1158), Париже (1215), Кембридже (1209), Оксфорде (1206), Лиссабоне (1290). Именно в этих учебных  заведениях были сформулированы основные принципы академической автономии, разработаны демократические правила  управления высшей школой и ее внутренней жизнью. Так, университеты имели ряд  привилегий, дарованных им римским  папой: выдача разрешений на преподавание, присуждение ученых степеней (ранее  это было исключительным правом церкви), освобождение студентов от военной  службы, а само учебное заведение  от налогов и т. п. Ежегодно в университете избирались ректор и деканы.

В XIII в. открылось еще 25 университетов, среди которых университеты в  Праге (1347), Пизе (1343), Флоренции (1349) и  др. К XV в. в Европе насчитывалось  около 60 университетов.

Обычно  в структуру университета входили четыре факультета: артистический, юридический, медицинский и богословский. В средневековых высших школах устанавливалась иерархия: старшим считался богословский факультет, затем юридический, медицинский и артистический факультеты. На этом основании артистический факультет, где изучалось «семь свободных искусств», в некоторых историко-педагогических исследованиях называют младшим или подготовительным, вместе с тем правила университета этого не предполагали. На богословском факультете изучали главным образом Священное Писание и «Сентенции» Петра Ломбардского (нач. XII в. – 1160), обучение длилось около 12 лет, студенты, продолжая обучение, могли преподавать сами и занимать церковные должности, в конце обучения им присваивались звания магистра теологии, а затем лиценциата (преподавателя, допущенного к чтению лекций, но еще не защитившего докторскую диссертацию).

На  юридическом факультете рассматривалось  римское и католическое право, через  четыре года обучения студенты получали степень бакалавра, а еще через  три года – лиценциата. Обучение на медицинском факультете включало изучение трудов Гиппократа, Авиценны, Галена и других известных врачей. По истечении четырех лет обучения студентам присваивалась степень  бакалавра, и в течение двух лет  они должны были заниматься врачебной  практикой под руководством магистра. Затем после пяти лет обучения им позволялось сдавать экзамены на звание лиценциата.

На  основе школьного курса тривиума студенты артистического факультета изучали  квадриум, особенно подробно геометрию и астрономию, кроме того, в курсе обучения рассматривали схоластику, труды Аристотеля, философию. Через два года студенты получали степень бакалавра, подготовка магистра длилась от трех до десяти лет. Главной целью обучения на всех факультетах было достижение ученых степеней.

Информация о работе Шпаргалки по "Истории педагогики"