Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 21:43, шпаргалка
История образования является одной из областей педагогики как науки и имеет тот же предмет(методологические основы, цели, принципы, содержание, методы и средства обучения и воспитания), но несколько иные задачи. Ее отличительный признак – не отражение устоявшегося, принятого и наиболее широко используемого современной педагогической наукой взгляда на методологические основы, цели, содержание, принципы, методы и средства обучения и воспитания, а прослеживание характера и особенностей их эволюции в истории развития общества, смены исторических эпох, возникновения новых педагогических теорий.
Эпохе Возрождения, охватывавшей три с лишним столетия (XIV - XVI) человечество обязано признанием самоценности личности. Педагоги-просветители эпохи Возрождения подвергли критике пороки воспитания и определили новый, гуманный принцип воспитания. Франсуа Рабле (1494 - 1553) - французский писатель, в своем романе "Гаргантюа и Пантагрюэль" дал типичную картину воспитания того времени - отказ от физических и умственных нагрузок, порождающий лень, болезни, скуку. В романе представлен и идеал гуманистического воспитания, заключающийся в заботе о подготовке к жизни сильного физически, образованного и хорошо воспитанного юноши. Эразм Роттердамский (1469 - 1536) в сатирическом произведении "Похвала Глупости" высмеял невежество, тщеславие, лицемерие. Провозгласив природное равенство людей, он в своих педагогических сочинениях заявил о необходимости развития активности и врожденных способностей ребенка через трудовую деятельность, призывал учитывать силы и возможности ребенка при обучении, заинтересовать его учением. Томмазо Кампанелла (1568 - 1639) написал трактат-утопию "Город Солнца" (1602), где дал образец общества, основанного на равенстве. В трактате описаны те педагогические принципы, на которых строится воспитание: изучение наук, истории, традиций и обычаев; занятия искусством, ремеслами, общественно-полезным трудом; физическое развитие путем занятий гимнастикой, бегом, играми. Томас Мор (1478 - 1535) - английский мыслитель, в своем труде "Золотая книжка, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия" (1516) изложил свои взгляды на воспитание. Первостепенной задачей он считает воспитание высокой нравственности, в духе той морали, которая отвечает интересам общества и каждого человека. Скромность, добродетель, трудолюбие, доброта - важнейшие нравственные черты, отличающие гармонично развитого человека. Государственные школы призваны развить в учениках духовные силы, предоставив возможность заниматься науками, искусствами, соединив обучение с трудом. Обучать нужно на родном языке всех: и мальчиков, и девочек. Главными идеями педагогов-гуманистов являлись:
✓ забота о гармоничном развитии ребенка, основанном на его активности;
✓ стремление к нравственному, физическому, умственному совершенствованию детей;
✓ любовь к детям;
✓ отказ от физических наказаний;
✓ приобщение к труду.
Педагогика гуманизма смогла реализоваться лишь спустя несколько столетий, а в XV - XVI вв. школы продолжали оставаться схоластическими, типично средневековыми.
15)Школы в эпоху Возрождения
В
массовом своем проявлении практика
образования в эпоху
В Западной Европе особое распространение
получили латинские (городские)
школы. В низших латинских школах
осуществлялось элементарное обучение,
главным предметом был
Из латинских школ постепенно развилась средняя классическая школа– гимназия, просуществовавшая без значительных изменений вплоть до конца XIX в. Первые гимназии появились в Германии. Одной из известнейших стала гимназия педагога Иоганна Штурма (1507–1589), которая объединяла все ступени образования – начальную, среднюю и высшую – и предполагала 10 ступеней обучения. Позднее эта школа была преобразована в Академию, а в 1621 г. на ее базе был открыт Страсбургский университет. Основу обучения в этой школе составляли древние языки, классическая античная литература, особенно произведения Цицерона, предметы тривиума. Таким образом, содержание образования было гуманитарным и отчетливо иллюстрировало тенденции, которые начали в это время складываться внутри гуманистического течения.
Бесспорной заслугой гуманизма
эпохи Возрождения стоит
Витторино да Фельтре (1378-1446) XV век - итальянский педагог-гуманист. В 1423 организовал при дворе герцога Мантуанского школу, в которой учились дети герцога и его приближённых, а также дети бедных родителей, содержавшиеся за счёт Фельтре. В школе занимались 80 воспитанников. Самим названием — «Дом радости» — Фельтре подчёркивал отличие своей школы от средневековой. Стремилась развить «ум, тело и сердце». Обучались совместно мальчики и девочки, что было нововведением. Здесь изучались древние языки, римская и греческая литература, музыка, математика, в преподавании которой применялись наглядные пособия и практические работы. Хорошо было поставлено физическое воспитание: дети занимались верховой ездой, плаванием, гимнастикой, фехтованием. Ввёл новые методы преподавания, использовал в обучении элементы игры, отказался от схоластич. диспутов, телесных наказаний. Порядок поддерживался с помощью надзора и личного примера воспитателей. Школа Фельтре пользовалась широкой известностью, а его самого называли «первым школьным учителем нового типа». Педагогических сочинений не оставил, его деятельность известна по воспоминаниям учеников.
16)Состояние школьного дела в Европе в 17 веке
Семнадцатый век, с которого традиционно начинают отсчет Нового времени, в значительной мере сохранил многие социально-экономические устои и особенности духовной жизни Средневековья.
Состояние
школьного дела в начале Нового времени
мало чем отличалось от эпохи Реформации
и Контрреформации: в течение XVII—XVIII
вв. в основном укреплялись и
В содержании образования,
В содержание повышенного
Может быть самым специфичным
явлением в организации
Содержание образования в
В годы Тридцатилетней войны
особенно пострадали народные
школы, что было связано с
разрушением многих сельских
населенных пунктов и мелких
городов. Значительное число
Однако, как бы это парадоксально ни казалось, но именно в тяжелейшие годы накануне и во время войны в немецких протестантских княжествах зародились многие плодотворные идеи, касавшиеся всех сторон деятельности народных школ: всеобщность обучения, обучение на родном языке, при сохранении в школах религиозного духа выдвижение на передний план реальных знаний, упорядочение самого учебного процесса, создание дидактических пособий для учителей и учебников для учащихся и др.
17)Взгляды
Коменского на обучение и
Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог-демократ, выдающийся общественный деятель XVII века.
Он
родился в Южной Моравии (Чехословакия)
в семье члена общины Чешских
братьев. Образование получил
Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию. Последние издания его иллюстрированного учебника латинского языка, дававшего одновременно сведения об окружающем мире, относятся ко второй половине XIX века
Коменский был основоположником педагогики Нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей - "Материнская школа", "Великая дидактика", "Новейший метод языков", "Пансо- фическая школа" и др. - рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.
Коменский признает божественное происхождение природы и человека и приписывает им божественные атрибуты.
Вершина божественного творения, "чистейший образец своего создателя" - человек. Он есть "самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение" ("Великая дидактика"), это микрокосмос в макрокосмосе. Он создан для познания предметов, нравственной гармонии и любви к Богу. Человек, созданный Богом по своему образу и подобию, обладает его качествами, в нем заложены исключительные и безграничные возможности и задатки. В этом утверждении Коменского содержится новый, передовой и смелый взгляд по сравнению со средневековым, когда человек объявлялся порочным и греховным от рождения. От рождения человек не имеет никаких знаний и идей. Врожденным является стремление человека к знанию. Душа, как часть божественного духа, способна к познанию. Ступени познания: чувственное познание; обобщение, абстракция, научное знание; осмысление, проверка практикой, мудрость.
Характеризуя познание мира в его единстве, Коменский намечает такую последовательность:
человек прежде всего должен знать, что что-либо существует (ознакомление),
далее - что это такое по своим свойствам и причинам (понимание), и наконец, знать, как использовать свое знание.
Отсюда вытекает представление Коменского о том, чему должны учить школы:
во-первых, теории, во-вторых, практике.
Этим
путем можно воспитать пансофа-
в ней все происходит целесообразно,
царят гармония и порядок,
все протекает постепенно,
природа не терпит ничего бесполезного.
Человек, являющийся частицей природы, подчиняется ее общим законам и развивается по естественным законам. У каждого периода жизни ребенка имеются свои природные закономерности. Воспитание ребенка должно идти сообразно с его, ребенка, природой. "Нет необходимости что- либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять, что он имеет заложенным в себе самом".
Важнейшие черты педагогической теории Я.А. Коменского:
✓ демократизм,
✓ гуманизм,
✓ народность.
Коменский называет школу мастерской человечности, мастерской гуманизма.
С его точки зрения,
✓ обучать детей целесообразнее в школах, а не в семье;
✓ основное назначение школы состоит в том, чтобы распространить всеобщую мудрость;
✓ в школе всеобщей мудрости обучаются все всему, что нужно для настоящей и будущей жизни;