Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 21:43, шпаргалка
История образования является одной из областей педагогики как науки и имеет тот же предмет(методологические основы, цели, принципы, содержание, методы и средства обучения и воспитания), но несколько иные задачи. Ее отличительный признак – не отражение устоявшегося, принятого и наиболее широко используемого современной педагогической наукой взгляда на методологические основы, цели, содержание, принципы, методы и средства обучения и воспитания, а прослеживание характера и особенностей их эволюции в истории развития общества, смены исторических эпох, возникновения новых педагогических теорий.
П. автор многочисленных трудов: «Лингардт и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Лебединая песня». П. считал, что воспитание должно дать детям из народа трудовую подготовку, развить духовные и физические силы, что в дальнейшем избавит их от нужды. П. разработал теорию элементарного образования. Содержание элементарного образования: физическое воспит (основа-стремление ребенка к движению); нравственное воспитание (любовь ребенка к матери); трудовое воспит (овладение приемами труда); умственное воспит (развитие познавательных способностей). По П. основная цель обучения-«возбуждение ума» детей к активной деятельности. П. предлагал строить процесс обучения в соответствии с естественным путем познания у ребенка. По его мнению существуют простейшие элементы всякого знания о вещах, усваивая которые человек познает мир. Эти элементы: число, форма, слово. Элементарное образование означало умение считать, измерять, владеть речью. Т.о. П. стремился упростить методику начального обучения.
Пишет произведение «Лебединая песнь». Педаг. идеи П. 1) идея природосообразности воспитания – (задача воспитания – способствовать саморазвитию всех способностей человека, ведущая роль обучения, особая роль нравственного воспитания) 2) идея элементарного образования – на основе наблюдения за практикой обучения, учения. В каждом предмете выделяет первонач., основ. элементы, на кот. строится весь процесс обучения. Проблема элементарного образования связана с содержанием образования. Элементы, сост. умственное образование – число. форма, слово). Задача школы – научить мыслить (опора на определенные фигуры, их форма, простейшее число- единица). Нравственное воспитание – любовь ребенка к матери, патриотизм; главная задача – сформировать гармонично развитого человека - основы закладываются в семье, а потом развиваются в школе. Физическое воспитание – развитие суставов, укрепление всех физич. сил и возможностей путем выполнения простейших движений 3) идея соединения обучения с производств. трудом – положительное влияние на умственное развитие, повышение познават. интересам. Задача труда – служить средством развития детей, формирование нравственных качеств. Труд должен быть разносторонним., связан с развитием промышленности, индустрии, приобщает к слож. видам деятельности, труд – основа для будущего профес. образования, элементы политехнизма – знакомство со всеми элементами производственной практики. 4) идея всестороннего гармоничного развития личности Образование д. основываться на наблюдении и опыте. Элементарное образование сводится к умению считать, измерять, владеть речью. Основа обучения – наглядность, постепенность, переход от части к целому, развитие практических навыков.
23)Теория воспитывающего
Гербарт пед-ку понимал как науку об искусстве восп-я, умеющего укреплять и отстаивать существующий строй. Цель восп-я: формирование нравственного чел-ка в соответствии с этической теорией. Должен был формироваться добродет-й чел-к. Гербарт имел ввиду воспитание людей, умеющих приспособиться к существующим отношениям, уважающих установленный порядок, подчиняющихся ему. У Гербарта отсутствует трудовое восп-е — стремился воспитать мыслителя, а не деятеля. Уделял большое внимание религиозному воспитанию. Нравственное восп-е основывается на деят-ти учителя по внедрению средствами обучения в сознание ученика моральных понятий. Цель обучения: развитие многосторонних интересов. Одни их них направлены на познание окружающей действительности, другие – общественной жизни. Высоко ценил изучение литературы, истории, древних языков, математики. Основными методами управления детьми считал угрозу, надзор, приказание, запреты, наказания, телесные наказания; вспомогательные — авторитет, любовь. Виды обучения по Гербарту: 1. Описательное — выявить опыт ребёнка и дополнить его; 2. Аналитическое — исправить и усовершенствовать мысли ученика; 3. Синтетическое — построение стройной системы мысли. Выделял типа школ: элементарная, городская, гимназия.
24)Педагогические взгляды А.
Немецкий педагог, либеральный
Развитие в детях
25)Марксистско-ленинское учение о всестороннем развитии личности
26)Движение за реформу школьного дела в конце 19 века
Конец XIX века отмечен вступлением
крупнейших стран Западной Европы и
США в такую стадию общественно-экономических
отношений, которая потребовала
научного и технического перевооружения
производства и совершенствования
социальных институтов. В этих условиях
стало более явным уже ранее
ощущавшееся несоответствие традиционной
школы, практики воспитания и обучения
новым экономическим и
Противоречия между состоянием школьного дела и новыми экономическими условиями вызвали появление педагогических движений, требовавших реформирования школы всех ступеней.
Основными поворотными моментами в истории школы явились создание в последней трети XIX века национальных систем народного образования, поиски направления и путей реформирования самой школы.
Перед всеми странами Западной Европы и США стояла одна и та же задача - привести школу в соответствие с экономическими и политическими требованиями эпохи.
Однако в каждой из национальных систем образования возникали и свои проблемы:
✓ в США - резкое отставание сельской школы от городской, не отвечающие требованиям времени учебные планы и программы средней школы;
✓ в Англии - децентрализация народного образования, переполненность массовых школ, крайний утилитаризм начального образования, традиционализм классического среднего образования;
✓ в Германии - сохранявшиеся догматизм и вербализм в содержании и методах обучения, интенсивное вмешательство церкви в дело народного просвещения;
✓ во Франции - заметное отставание от других западноевропейских стран в области развития профессионального образования.
Многочисленные концепции
и течения в общественно-
Среди этих течений наиболее известными были движения сторонников:
✓ "свободного воспитания",
✓ "трудовой школы",
✓ "школы действия",
✓ "социальной педагогики",
✓ "прагматической педагогики",
✓ "прогрессивного воспитания".
Весьма трудным представляется
дать классификацию всех течений, поскольку
в их концепциях были и общие идеи,
и специфические, присущие каждому
из них особенности. 4. Проблема модернизации
содержания и методов образования
и воспитания вызывала бурные споры
как между представителями
27)Теория
позитивизма. Педагогические
Герберт Спенсер (1820 - 1903) - выдающийся английский философ, социолог, психолог:
Философию Спенсер понимал как максимально обобщенное знание законов явлений, считая, что она отличается от частных наук только количественно, степенью обобщенности знания. Спенсер исходил из деления мира на познаваемое и непознаваемое. Наука способна познавать лишь сходства, различия и другие отношения между чувственными восприятиями, но не в состоянии проникнуть в их сущность;
✓ в социологии Спенсер - основоположник органической школы. Основным законом социального развития считал закон выживания наиболее приспособленных обществ, а из своей концепции эволюции выводил наибольшую приспособленность "дифференцированного" (разделенного на классы) общества;
✓ в области психологии, соединив принципы ассоцианизма с эволюционной теорией, выдвинул концепцию, согласно которой сознание - это процесс, развивающийся по общим законам биологической эволюции и выполняющий функцию приспособления организма к среде. В соответствии с этим факты сознания рассматривались Спенсером под углом зрения их корреляции не с нервной деятельностью, а с внешними по отношению к организму связями. Основными элементами сознания считал чувствования, разновидностью которых являются эмоции и ощущения, преобразующиеся путем усложнения в психические продукты высшего порядка.
Педагогические идеи Спенсера, связанные с пропагандой утилитарного, естественнонаучного образования, были созвучны общественным настроениям конца XIX века и оказали большое влияние на развитие педагогики, особенно в Англии и США.
Свои педагогические воззрения Спенсер изложил в серии статей, посвященных проблемам содержания образования, умственного, нравственного и физического воспитания. Позднее эти статьи были изданы в виде отдельной книги.
Спенсер резко критиковал европейскую школу середины XIX века за ее отставание от уровня науки и нужд практической жизни. Задача школы, по Спенсеру, состоит в первую очередь в том, чтобы вооружать человека знаниями, связанными с основными видами его деятельности. Таких видов человеческой деятельности Спенсер насчитывал пять. Они направлены на:
✓ самосохранение,
✓ добывание средств к жизни,
✓ воспитание потомства,
✓ выполнение социальных обязанностей,
✓ досуг.
Именно к ним школа и должна готовить молодежь, обучая физиологии с гигиеной, логике, математике, физике, химии, геологии, биологии, социологии, психологии, истории, литературе, иностранным языкам и некоторым видам искусств. Связь учебных предметов с определенными видами деятельности имеет в трактовке Спенсера утилитарный характер.
Касаясь дидактических проблем, Спенсер требовал, чтобы:
= содержание и методика обучения соответствовали этапам умственного развития ребенка;
= обучение шло от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от практики к теории.
Подобно
Ж.Ж. Руссо, Спенсер считал необходимым
ставить ребенка в положение
исследователя, учить его делать
самостоятельные выводы. Само учение
должно при этом возбуждать у ребенка
интерес и чувство
Рекомендуемая
Спенсером методика нравственного
воспитания основана на утилитаристском
понимании сущности морали: нравственно
то, что ведет к полезным для
человека последствиям, не нанося вреда
другим людям. Отсюда - высокая оценка
метода естественных последствий в
процессе нравственного воспитания:
ребенок на своем опыте должен
видеть последствия хороших или
дурных поступков. Применение такого метода,
по Спенсеру, способствует установлению
дружеских отношений между
Значительное внимание Спенсер уделял вопросам физического воспитания детей - правильному питанию, закаливанию организма, систематическим физическим упражнениям. Резко выступал против умственного перенапряжения у детей.
28)Возникновение и развитие экспериментальной педагогики
Введение в научный арсенал педагогики и психологии опытных методов исследования явилось весьма важным фактором дальнейшего развития этих наук.
Направление было представлено группой немецких ученых во главе с Эрнстом Мейманом (1862 - 1915) и Вильгельмом Августом Лаем (1862 - 1926). Благодаря им стали создаваться научно-экспериментальные лаборатории и был введен в научный обиход термин "педагогический эксперимент". Целью представителей этого направления было получение опытным путем необходимых достоверных данных для усовершенствования педагогического процесса.
Экспериментальная педагогика старалась опираться:
✓ на результаты изучения детей с помощью эмпирических методов, таких как наблюдение, анкетирование;
✓ на данные тестов на определение возрастных возможностей детей, которые были впервые разработаны французским психологом Альфредом Бине (1857 - 1911);
✓ на изучение поведения ребенка в различных учебных и внеучебных ситуациях, использование разработанной американским психологом Эдуардом Торндайком (1874 - 1949) системы количественного измерения уровня интеллектуального развития ребенка с помощью стандартных тестов. Эксперименталисты полагали, что использование этих методик дает возможность выработать педагогические и психологические нормативы, на основе которых можно организовать процесс обучения и воспитания объективно и научно.