Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 19:23, курсовая работа
В современном, сложном, полном противоречивых тенденций мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Они угрожают самим основам цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества. Осознание школьниками экологических проблем составляет важный аспект современности. Система целенаправленного воздействия на человека по формированию чувства гражданского долга и моральной ответственности за состояние окружающей среды, бережного отношения к природе и ее ресурсам - важнейшая мера преодоления экологической опасности.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты формирования экологической культуры личности ………………6
Сущность понятия «Экологическая культура»……………………….….6
Пути формирования экологической культуры личности…...………….19
Выводы по перовой главе……………………………………………………….25
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по формированию экологической культуры старшеклассников……….26
Констатирующий этап эксперимента………………………………………......26
Формирующий этап эксперимента…………………………...………………...27
Контрольный этап эксперимента…………………….…………………………28
Выводы по второй главе……………………………………………………..….29
Заключение ………………………………………………………………………30
Библиографический список
За свою многовековую историю человечество слишком привыкло жить, в сущности, без развитого экологического мышления, без экологической этики и без осознанной экологически ориентированной деятельности.
Обращаясь к проблеме формирования
современной экологической
Большой, если не сказать наиболее значимый вклад в данный вопрос внесли наши отечественные философы в силу того, что им присущ в значительной степени, ставший традиционным интерес к взаимоотношениям человека как с его социальной, так и с природной средой. Так, великий русский философ Н. А. Бердяев особо отмечал: все социальные перемены в судьбе человечества непременно связаны с отношением человека к природе, отсюда кроме прочего следует необходимость исследовать генезис экологической культуры на общечеловеческом уровне. [16]
Более развернуто трактовал интересующий культурно-этический вопрос В. С. Соловьев. Он писал, что возможно троякое отношение человека к внешней природе: страдательное подчинение ей в том виде, в каком она существует, затем длительная борьба с нею, покорение ее и пользование ею как безразличным орудием и, наконец, утверждение ее идеального состояния - того, чем она должна стать через человека. Безусловно, нормальным и окончательным, подчеркивает далее В.С. Соловьев, следует признать только третье, положительное отношение, в котором человек пользуется своим превосходством над природой не только для своего, но и для ее - природы - возвышения.
Детализируя эти мировоззренческие,
пронизанные экокультурным
За страдательным типом
Нарастающее техническое и интеллектуальное
могущество индивида и человечества
в целом в конце концов привело
к подрыву стабильности биосферы
и к тому глобальному экологическому
кризису, который мы сейчас имеем. На
возникающую угрозу первоначально
указывали выдающиеся, наиболее дальновидные
мыслители. Среди них Н. Ф. Федоров
- он весьма определенно и жестко
указывал: мир идет к концу, цивилизация,
эксплуатирующая природу, не восстанавливающая
ее, может привести только к такому
итогу. В начале второй половины нашего
века коллективные исследования ученых
на основании тревожных
С мировоззренческой точки зрения
и с позиции культуры эти прогнозы
выдержаны в духе «экологического
пессимизма». Конечно, такой культурный
императив является тупиковым. Духовный
пессимизм вообще характерен для
кризисных, переходных ситуаций, в недрах
которых с неизбежностью
В интересующей нас области - человек
и окружающая его социальная и
природная среда - происходит становление
прогрессивного современного типа экологической
культуры, который многие авторитетные
специалисты справедливо
Здесь также весьма важно отметить и подчеркнуть: становление гуманистического типа экологической культуры невозможно без истинной демократизации общества, без преобразования в этом направлении социальных отношений, без всеохватывающей гуманизации отношений между людьми, между странами и народами, без гуманизации всего мирового сообщества. Этому процессу нет альтернативы.
Обращаясь к экологически ориентированным
социальным и производственным отношениям,
следует сказать, что эти понятия,
впрочем, как и другие категории
и понятия экологической
Очевидны серьезные сдвиги и
в социально-политических сферах, сопровождающих
становление нового типа экологической
культуры. Высшие законодательные и
исполнительные государственные органы
уделяют все большее внимание
экологии, укрепляется юридическая
база экологических отношений; начали
функционировать многие национальные
и международные экологические
организации и учреждения, в том
числе и наделенные властными
полномочиями; широкое развитие получили
всевозможные экологические движения
и партии, представители которых
в ряде стран заняли ключевые посты
в государственных структурах; вполне
допустимо констатировать наличие
профессионального отношения к
проблеме «человек-общество-природа»
в средствах массовой информации.
Можно привести немало других свидетельств
социальной переориентации общества,
произошедших в данной области за
последние десятилетия. Как уже
было сказано, непременным признаком
высокой экологической культуры
является наличие определенных моральных
и правовых норм. Здесь важную роль
приобретает формирование ответственности
как способности к
В научной литературе обычно выделяют
две стороны в системе
В содержании экологических отношений
выделяют два структурных элемента
- социально-экологические
Экологическая деятельность характеризуется как интегративное понятие, охватывающее различные виды человеческой деятельности как в материальной, так и в идеальной сферах, связанные с познанием, освоением, преобразованием и сохранением природной среды. Рассмотрим этот аспект более подробно.
Понятием экологическая
Таким образом, это, с одной стороны,
наиболее обширная область человеческой
деятельности, а с другой - та область,
которая лежит в основе исходного,
первичного жизнеобеспечения человека.
Совершенно ясно, что человек занимался
экологической деятельностью с
самого своего возникновения на Земле.
Она последовательно
Еще одним важным аспектом, входящим в круг экологической культуры личности, является проблема содержания процесса воспитания и образования экологической культуры личности. Это содержание, по мнению Б.Т.Лихачева, строится на следующих основаниях.
Одной составляющей являются собственно
экологические и связанные
Развитие нового экологического мышления
как центральной подсистемы экологической
культуры связано с нашим осознанием
бесперспективности и, более того, гибельности
ориентации на господство преобразовательного
типа, технократического стиля
Современное экологическое мышление должно быть «демократичным», основываться на общечеловеческих ценностях, ориентированных на историческую перспективу, а не на сегодняшний корыстный интерес.
Важной составляющей нового типа мышления
является его обращение к глубокому,
серьезному осмыслению экологической
ситуации в мире, необходимости привлечения
для экологических нужд достижении
научно-технической революции, в
том числе наивысших
В нашей стране нетрудно видеть насколько мы и в сознании и в действиях пассивны, а то и безразличны в социальном отношении. Между тем каждому очевидно не только то, что политические страсти оттесняют на задний план экологическую проблему, но и то, что перманентный в последнее время социальный кризис усугубляет эту действительно жизненно важную проблему.
Наконец, говоря об экологическом
мышлении, необходимо сказать о соответствующем
ему мировоззрении. Проблема «человек-общество-природа»
уже по самому определению столь
значительна и объемна, что не
только ее грамотное решение, но и
даже исходная ее постановка невозможна
без развитого и зрелого
Информация о работе Экологическая культура личности и пути ее формирования