Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 19:23, курсовая работа
В современном, сложном, полном противоречивых тенденций мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Они угрожают самим основам цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества. Осознание школьниками экологических проблем составляет важный аспект современности. Система целенаправленного воздействия на человека по формированию чувства гражданского долга и моральной ответственности за состояние окружающей среды, бережного отношения к природе и ее ресурсам - важнейшая мера преодоления экологической опасности.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты формирования экологической культуры личности ………………6
Сущность понятия «Экологическая культура»……………………….….6
Пути формирования экологической культуры личности…...………….19
Выводы по перовой главе……………………………………………………….25
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по формированию экологической культуры старшеклассников……….26
Констатирующий этап эксперимента………………………………………......26
Формирующий этап эксперимента…………………………...………………...27
Контрольный этап эксперимента…………………….…………………………28
Выводы по второй главе……………………………………………………..….29
Заключение ………………………………………………………………………30
Библиографический список
Таким образом, для поддержания именно нового типа экологической культуры общество нуждается в специальных социальных институтах в широком понимании данного научного термина. Прежде всего это научные и управленческие учреждения и предприятия экологического профиля. Далее, это социальные институты, деятельность которых намного обширнее непосредственно природоохранных задач, но которые тем не менее оказывают на них постоянное и сильное влияние. Среди таковых - средства массовой информации, от которых в значительной степени зависят формирование массового экологического сознания, исполнение просветительной функции, являющейся важнейшим фактором формирования экологической культуры в целом. Поэтому, как нам представляется, активное участие в просветительной работе средств массовой информации преподавателей вузов и школ, аспирантов и студентов -их профессиональный и нравственный долг. Социальные институты, в той или иной мере занятые проблемой взаимодействия общества и природы, - тот «механизм», который поддерживает и развивает экологическую культуру общества.
Среди социальных экологических институтов
первостепенное место, безусловно, занимает
система образования и
Во второй половине XX века весь мир
стал осознавать всю пагубность экологического
невежества, творимого человеком
во имя погони за все расширяющимся
потреблением, развитием промышленного
и сельскохозяйственного
Критерием эффективности экологической культуры нужно считать не только знания и приобретенные качества по охране окружающей среды, но и активное экологическое поведение, направленное на сбережение и приумножение природных богатств страны.
Эта активность в современных условиях проявляется по-разному. Прежде всего она отражается в росте заинтересованности людей в решении экологических проблем. Уже существуют различные формы «зеленого» движения, самодеятельных организаций, выступающих за соблюдение экологической культуры, против нарушения предприятиями санитарных правил, против бездеятельности органов власти и наплевательского отношения к природной среде и среде обитания человека со стороны различных министерств и ведомств. [9]
«Зеленое» движение прошло три стадии. На первой – природоохранной – его сторонники добивались создания национальных парков, оазисов нетронутой природы, осуществления мер по максимальному сбережению того, что создано в процессе естественного развития земли. На второй стадии – средозащитной – вырабатывались активные меры, помогающие природе сохранить имеющееся или восстановить то, что в недавнем прошлом существовало в натуре: леса, озера, пруды и т.д. И на третьей стадии – собственно экологической – «зеленое» движение выступило инициатором формирования активной экологической политики, которая в своей основе была направлена на экономические, социальные и культурные изменения, необходимые для выживания человечества и сохранения природы.
Говоря о формах экологической культуры, О.Н.Яницкий выделяет консервационизм, экологизм, утилитаризм и «глубокую экологию».
Консервационизм акцентирует внимание на культурных, этических и эстетических аспектах охраны природы. Консервационисты настаивают на сохранении уникальных природных ландшафтов, именуемых памятниками природы. Консервационизм как движение был элитарным действием, направленным на создание национальных парков.
Экологизм (биосциентизм), возникший
под влиянием новой науки о
растительных сообществах, стремился
соединить охрану природы с целями
эффективного хозяйствования. Была выдвинута
идея заповедников как эталонов нетронутой
природы, необходимых для научного
развития сельскохозяйственного
Утилитаристы выдвинули лозунг: «Природу – на службу человеку!» Согласно этой доктрине, заповедники не нужны и должны быть превращены в образцовые сельскохозяйственные предприятия. Утилитаризм господствует и поныне, не только в России, но и в остальном мире. Альтернативой утилитаризму является «глубокая экология» (А.Наес). Ее главные принципы: человек – часть природы, и они имеют равные права; нужна защита разнообразия и симбиозов в природе и обществе; необходимо оппонирование любым загрязнителям и расхитителям ресурсов; нужен учет сложности живых систем; нужны децентрализация и местная автономия. [17]
Эти архетипы экологической культуры
многократно опосредованы – городской
и сельской культурой, политическим
режимом, местными обычаями и условиями.
Существенно, что названные типы
культур не только берутся на вооружение
различными социальными силами, но
и выступают в качестве ориентиров
экологической политики. Одновременно
эти типы служат идеологической основой
и моральным оправданием
Но экологическая культура не будет полной, если ей не овладеют еще две активные социальные силы – государство и организаторы производства, экономических отношений. Их вклад в ее создание можно выделить в виде важных акций.
Одно из стратегических направлений
– внедрение малоотходных и там,
где это возможно, безотходных
технологических процессов, которые
позволяют сократить или
И, наконец, экологическая культура проявляется в поведении всех людей (а не только активистов «зеленого» движения или деятелей политики и производства). Люди по-разному участвуют в охране природной среды. Формы этого участия иногда трудно выделить из сферы трудовой или повседневной деятельности человека, ибо они часто выступают как момент этой деятельности. Бесспорно одно: общественное сознание – примерно 40% опрошенных – поддерживает «зеленую инициативу» (Н.А.Сосунова, 1996).
Однако нельзя ограничиться только этим. Ведь многие экологические процессы протекают вне зависимости от конкретного человека, общественных организаций, экологического просвещения и воспитания.
Отношения между обществом и природой серьезно обострились, угрожая его экологическому благополучию, здоровью, его будущему. Особенно это характерно для регионов с высоким уровнем промышленного производства и индустриальным сельским хозяйством.
Основные трудности связаны
с противоречиями, возникающими между
проводимой экономической политикой
и условиями, необходимыми для формирования
экологической культуры. Но их можно
преодолеть. Деятельность по устранению
возможных негативных экологических
последствий на производстве проявляется
по-разному: и в создании безотходной
технологии, и в сооружении очистных
сооружений, и в постоянном поиске
средств предохранения от вредного
побочного воздействия
Очень важно также устранить сложившееся противоречие между использованием окружающей, в основном природной, среды и отношением людей к характеру ее использования.
Во-первых, очевидно и бесспорно, что соседство с живой природой, с представителями животного мира делает жизнь человека богаче, насыщеннее. И поэтому градостроители должны взять на вооружение один из принципов современной экологии, согласно которому устойчив и продуктивен мозаичный ландшафт, т.е. чередование преобразованных и естественных участков.
Нельзя считать окончательно отверженными концепции «город-сад», «город-природа», «зеленый город» и т.д.
Во-вторых, создание заповедников, заказников,
позволяя сохранить нетронутыми
растительный и животный мир и
защитить жизнь редких или исчезающих
представителей фауны и флоры, нуждается
в более согласованном развитии
с хозяйственным освоением
В-третьих, огромную и все возрастающую по своему значению роль играют природовосстановительные и природообогащающие работы: озеленение, садоводство, создание водоемов. Но посадить дерево – это, как известно, еще полдела. Главное – вырастить его. К сожалению, ставить знак равенства между числом высаженных и «взрослых» растений не приходится. И такая ситуация часто объясняется не только недостатками агротехники, ухода, но и небрежным, а иногда и бездушным отношением жителей.
И, наконец, ряд проблем связан с
развитием экологического контроля.
Уже много сделано в этом направлении.
В ряде городов созданы системы
контроля за состоянием водного и
воздушного бассейнов, за правильным использованием
среды обитания человека (зеленые
насаждения и т.д.), за утилизацией
отходов и т.д. Мерой контроля
в определенной степени являются
установленные нормы
Забота об окружающей среде обходится
дорого и не дает немедленного эффекта.
С утилитарной точки зрения затраты
на охрану природы и ее рекультивацию
могут оказаться
Таким образом, противоречие между
экологическим сознанием и
В настоящее время, в переломную эпоху в истории Земли, когда стихийная эволюция природы уступает место сознательному, целенаправленному ее регулированию, открываются реальные возможности для управления биосферой в интересах человека. Но непременной предпосылкой для этого служит научный подход к самой производственной деятельности и социальным отношениям. Человечество может избавиться от «экологического загрязнения», лишь избавившись, так сказать, от «социального загрязнения».
Мир второй природы, расширяющаяся
сфера научно-технической
Выводы по первой главе
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить следущее. Проблема повышения экологического культурного уровня человечества стоит сейчас как никогда остро, так как она связана с безопасностью нашей дальнейшей жизни. Поэтому спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома – планеты Земля.
Опасность самоуничтожения человечества в результате бездумного потребительского природопользования требует пересмотра взглядов на отношение людей к природе, на характер их взаимодействия с природной средой, ставит перед обществом, школой, педагогической наукой проблему поиска путей формирования экологической культуры личности с детства.
Очевидно, что в настоящее время необходим поиск методов и способов формирования экологической культуры подрастающего поколения.
Глава II. Практическая работа по формированию экологической культуры старшеклассников
Организация успешной работы по формированию экологической культуры старшеклассников невозможно без определения начального уровня экологических знаний школьников.
Экспериментальная работа проводилась на базе МОБУ СОШ №1 с.Малояз с участием 10 класса в количестве 10 учащихся.
Цель: выявить уровень сформированности экологической культуры старшеклассников в форме тестирования.
Информация о работе Экологическая культура личности и пути ее формирования