Экологическая культура личности и пути ее формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

В современном, сложном, полном противоречивых тенденций мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Они угрожают самим основам цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества. Осознание школьниками экологических проблем составляет важный аспект современности. Система целенаправленного воздействия на человека по формированию чувства гражданского долга и моральной ответственности за состояние окружающей среды, бережного отношения к природе и ее ресурсам - важнейшая мера преодоления экологической опасности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты формирования экологической культуры личности ………………6
Сущность понятия «Экологическая культура»……………………….….6
Пути формирования экологической культуры личности…...………….19
Выводы по перовой главе……………………………………………………….25
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по формированию экологической культуры старшеклассников……….26
Констатирующий этап эксперимента………………………………………......26
Формирующий этап эксперимента…………………………...………………...27
Контрольный этап эксперимента…………………….…………………………28
Выводы по второй главе……………………………………………………..….29
Заключение ………………………………………………………………………30
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Итоговая Курсовая работа.docx

— 60.35 Кб (Скачать файл)

Вывод:  проанализировав  результаты тестирования выявили, что  уровень сформированности экологической  культуры учащихся чуть ниже среднего. Результаты тестирования показали, что учащиеся недостаточно знают экологический материал. 6 человек из 10 тестируемых вообще не знают такой науки, как «Экология».

Распределение по баллам. Средний балл – 8.

11-15 баллов – набрал 1 учащийся

7-10 баллов – 3 учащихся

5-6 баллов – 4 учащихся

3-4 баллов – 2 учащихся

Полученные данные свидетельствуют  о том, что только 4 учащихся из 10 набрали средний балл, что соответствует низкому уровню.

 

 

 

 

 

 

2.2.Формирующий этап эксперимента

 

Исходя из результатов  констатирующего эксперимента, составлен  план работы по формированию экологической культуры учащихся.

Цель:  повышение уровня  экологической культуры старшеклассников.

Работа с  учащимися:

  1. Провести эко-беседу на тему «Завтра может не быть».
  2. Провести экологическую викторину «Эта хрупкая планета по имени Земля».
  3. Организовать конкурс на лучшее мини-сочинение «Что случилось бы на земле, если бы все птицы исчезли».

Вывод: В ходе беседы школьники познакомились   с причинами сокращения биологического разнообразия  Земли,  с природоохранными движениями и организациями, со стратегиями сохранения жизни в природе. Также  респонденты активно  принимали участие в экологическом турнире. Далее учащиеся  написали мини-сочинение, лучшие из них были отмечены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Контрольный этап эксперимента

 

Цель: выявить уровень  сформированности экологической культуры старшеклассников в форме тестирования.

Вывод:  После проделанной  работы повторное тестирование показало, что уровень сформированности экологической культуры повысился.

Распределение по баллам. Средний  балл – 8.

11-15 баллов – набрал 5 учащийся

7-10 баллов – 4 учащихся

5-6 баллов – 1 учащихся

3-4 баллов – 0 учащихся

По результатам данного  тестирования выявили что, пол класса набрали высокие баллы. 9 учащихся из 10 набрали средний и высокий  баллы.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что примененные  методы и приемы являются эффективными для достижения высокого уровня  сформированности экологической культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

 

Была проведена опытно-экспериментальная работа, систематизировались и оформлялись полученные данные, анализировались результаты и предварительные выводы.

Экологическая культура школьников в процессе экспериментальной работы значительно повысились, благодаря проведенной работе.

Необходимо отметить, что  значимость практической работы состоит в том, что именно использовав определенные методы и приемы в работе с детьми, мы достигли высоких результатов.

Данное исследование может  быть использовано как одно из составляющих в практической работе учителей общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования в процессе экологического воспитания подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В процессе работы подтвердилась  актуальность темы исследования. Проблема повышения экологического культурного  уровня человечества стоит сейчас как  никогда остро, так как она  связана с безопасностью нашей  дальнейшей жизни. Поэтому, как отмечает академик Н. Н. Моисеев, «спасти окружающую среду человечество сможет при условии  осознания каждым ответственности  за судьбу нашего общего дома – планеты Земля». Опасность самоуничтожения человечества в результате бездумного потребительского природопользования требует пересмотра взглядов на отношение людей к природе, на характер их взаимодействия с природной средой, ставит перед обществом, школой, педагогической наукой проблему поиска путей формирования экологической культуры личности с детства.

Сложившаяся экологическая  обстановка в мире, близость экологической  катастрофы становит перед человечеством  важнейшую задачу - сохранение экологических  условий жизни в биосфере. В  связи с этим остро встаёт вопрос об экологической грамотности и  экологической культуре нынешнего  и будущего поколений. У нынешнего  поколения эти показатели находятся  на крайне низком уровне, что подтвердило тестирование учащихся 10 классов.

Проделанная работа привела нас к следующим выводам:

- экологическое образование в контексте концепций устойчивого развития приобретает статус системообразующего фактора образования в целом определят: его стратегическую цель и ведущие направления;

- экологическое воспитание школьников - приоритетное направление в работе школы, осуществляется на межпредметной основе с учётом возраста учащихся;

- конечная цель экологического воспитания школьников - формирование экологической культуры;

- теоретические основы экологического воспитания достаточно разработаны и определены цели, задачи, принципы, указаны основные формы и методы работы по формированию экологической культуры;

- современная школа располагает всеми возможностями для ведения внеклассной работы по экологическому воспитанию учащихся;

- умелая организация практической деятельности учащихся, изменения содержания, использование и оптимальное содержание традиционных и инновационных форм, активных методов и приёмов работы, межпредметность, непрерывность и последовательность во внеклассной работе - пути успешного решения задач экологического воспитания;

- экологические знания школьников в процессе экспериментальной работы значительно повысились.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Авдеева Н.Н. Экологическое образование и воспитание. /Н.Н. Авдеева, Вестн. Образования,  2006. № 11. С. 67-69.
  2. Баландин, Р. К. Природа и цивилизация. / Р. К. Баландин, Л. Г. Бондарев. – М.: Мысль, 2004.
  3. Глазачев, С. Н. Экологическая культура учителя./ С. Н. Глазачев. – М.: Современный писатель, 2005.
  4. Дежникова Н.С. Экологическая культура, грани воспитания. /Биология в школе. 1995.- № 3.- С. 20-23.
  5. Деребо, С.Д. Экологическая педагогика и психология. / С.Д. Деребо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону, 2006.
  6. Жестова, Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся. / Н.С. Жестова М.: Просвещение, 2007.
  7. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. / А.Н. Захлебный - М.: Педагогика, 2000.
  8. Зверев, И.Д. Экологическое образование школьников. / И.Д.  Зверев,  И.Т. Суравегина. - М., Педагогика, 2003.
  9. Кучер, Т.В.  Экологическое воспитание учащихся. / Т.В.  Кучер - М.: Просвещение, 2006.
  10. Кириллова, З.А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы. Воспитание школьников.- 2005, N5, с. 25-45.
  11. Лещинский, В. И. Путь к экологической культуре школьников. / В. И. Лещинский. – Воронеж: Изд-во им. Е. А. Болховитинова, 2001. 
  12. Моисеев, Н. Н. Экологическое образование и экологизация образования / Н. Н. Моисеев / Биология в школе. – 2006,  № 3. – С. 29-32.
  13. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Вузов. / А. Б. Орлов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 
  14. Проблемы экологического образования школьников. Пособие для слушателей экологической школы. – Н. Новгород – 2001.
  15. Реймерс, Н. Ф. Начала экологических знаний. /  Н. Ф. Реймерс. – М.: МНЭПУ, 2003. 
  16. Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии: Монографи/ В. В. Сериков. – Волгоград: Перемена, 1999.
  17. Суравегина,  И.Т.  Методическая система экологического образования. / И.Т.  Суравегина  /Советская педагогика.-1988, N9, C. 31-35

 

 

 

 

 


Информация о работе Экологическая культура личности и пути ее формирования