Экологическое воспитание детей в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 12:37, контрольная работа

Краткое описание

Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам , которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

экологическое воспитание.docx

— 128.30 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 


 

Экологическое воспитание детей в  семье


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Экология – это наука о взаимоотношениях  живых организмов между собой и с окружающей средой.

Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе.

Действительность - это составная часть такого воспитания, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода – морских свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой детишек. Поэтому ребенку ничего не остается, как оторвать крылья, затем ноги и наконец, голову своей жертве или живьем наколоть ее на иголочку. Таким образом, воспитательные мероприятия учат не любить, а уничтожать живое, причем очень жестоко.

Очень часто  с детьми разучивают стихотворения  о природе, содержание которых противоречит экологически правильному поведению.

Ходим, ходим по лужку,

Собираем  по цветку:

Красный, белый, синий цвет…

Замечательный букет. (М. Бычкова)

Я кузнечика  словил,

В банку с  травкой посадил.

Пусть покажет, как трещит,

Как усами  шевелит. (В. Митько)

Колкую, зеленую

Сбили топором.

Из лесу душистая

К нам приходит в дом.

 

 

 

А между тем  стали редкими многие обычные  когда-то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и  ягодами природные угодья, смываются  водой и уносят в воздух плодотворные частицы почвы.

Загрязнена  вода, воздух, почва. Взрослые, которые  повинны в экологических бедах, когда-то тоже были детьми. Надо что-то предпринимать, чтобы новые выпускники могли избежать многих ошибок, приводящих к экологическим бедствиям.

Под экологическим  воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения  и к природе, и к людям, которые  живут рядом, и к потомкам , которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.

Родители, воспитатели, окружающие, понимая это, должны учить  детей не только восхищаться посаженным, выросшим цветком, но и посадить его.  Не только любоваться рыбками в аквариуме, но и разводить их, ухаживать за ними, не только наслаждаться вкусным  яблоком, но и посмотреть на труд людей, создающих это помогая природе, совершенствуя ее, помочь людям. Не только совать красивый гриб боровик, но срезать его так, чтобы сохранить эту красоту, эту ценность. Этот дар природы для других. в период дошкольного детства, в процессе целенаправленного педагогического воздействия, у детей можно сформировать начала экологической культуры, сознания, осознанного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение.

Для детей 6 лет характерен особый интерес к  окружающему миру, поэтому именно этот период жизни необходимо использовать для воспитания у них любви  к природе.

Не боясь, что ребенок прольет воду на подоконник, опрокинет вазон, нужно поручать малышу ухаживать за комнатными растениями и животными. Пусть руки детей постоянно трудятся,а душа радуется работе рук, и мысли добрые, творят добрые дела.

Формы работы по экологическому воспитанию дошкольников:

  1. Наблюдение - наиболее значительный метод работы. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы, окраска, строение, запах, но и связь с внешней средой. Можно сказать, что формирование у дошкольников начал экологической культуры в первую очередь строится на наблюдении.
  2. Слово – тоже важный метод, его правильное использование в различных формах работы с детьми (чтение книг, рассказов, вопросы к текстам, пересказ детей, беседа о прочитанном).
  3. Элементарные опыты. Практические методы (игра, труд в природе, на огороде).

Систематически  используются литературные произведения В. Бианки. Сюжеты произведений В. Бианки доступны и привлекательны для детей старшего возраста. Значительное место в методике отведено творческим процессам: рисованию детьми иллюстраций к рассказам и сказкам В. Бианки и изготовлению с помощью взрослого самодельных книг, составлению рассказов о природе с их последующим оформлением в книжечки. Мы взрослые, с ранних лет должны воспитывать детей через культуру и красоту. Красоту мы видим, прежде всего, в природе, искусстве и в самом человеке, в его внутреннем мире и его созидательных действиях.

Консультация для родителей

 

Экология

и

мы.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В начале 21 века решаются вопросы, затрагивающие  интересы всего человечества. Одна из главных проблем – экология. Если взрослый человек испытывает зависимость  от природы, то ребенок погружен в  эту стихию еще в большей степени, ведь он еще пытается управлять собой, чтобы изменять окружающую его природу  и ее собственную. И в этом он зависит  от взрослых. Именно в детстве человек  повышенно внимателен к отношению окружающих  к чему бы ни было. Задача сегодняшнего дня – воспитать планетарный патриотизм у детей. И это совсем не громкие слова. Это норма выживания, основа самоуважения.

Физическая активность ребенка – естественная потребность в преодолении препятствий. Процедуры закаливания в детском саду и дома, укрепление здоровья – важные шаги в экологическом воспитании.

Психическая активность – это деятельность, направленная на познание окружающего мира, в том числе самого себя, своих отношений с другими. Все виды психической активности формируют личность ребенка. Важное значение имеет понимание ребенком того, что человек, живущий в обществе, имеет права и обязанности перед окружающим миром и населяющими его людьми. Такие абстрактные слова, как «духовность», «ответственность», «нравственность», в повседневной жизни имеют вполне конкретное проявление. Дети дошкольного возраста интересуются образцами поведения. Психологи знают о явлении – запечатления. Взрослые своим примером обучают ребенка правилам поведения. В возрасте 3-4 лет у малыша осуществляется впечатление образцов поведения и взаимодействия окружающих.

Поэтому во взаимоотношениях должна быть экология: чуткость, вежливость, забота и внимание, бережное отношение к  чувствам и мыслям другого, бережное к вещам и предметам. Поведение окружающих по отношению к ребенку вызываю разнообразные чувства – радость, гордость, обиду и многое другое. Уметь адекватно проявить свои чувства, рассказать о них, не обижая собеседника, настоять на своем или тактично уступить – все это можно рассматривать как экологию чувств, как поведение, сберегающее собственное и чужое здоровье, улучшающее качество жизни.

Экология пространства – это тоже обучающая ситуация: не сорить, не шуметь, эстетичное оформление помещения, не шумная обстановка (гармония линий, красок, стиля; чистота и порядок, отсутствие «лишних» вещей и предметов), культура громкого звука (речи, музыки, телевизора и др.).

Если внимательно относиться к  потребностям ребенка. Очень важно  обращать внимание на усилия, которые  прилагает ребенок (именно на усилия, старания, а не только на результат), чтобы научиться быть отзывчивым, помогающим, заботливым как по отношению  к себе, так и по отношению к  миру с населяющими его людьми. Поощрение может быть разнообразным  и не обязательно материальным. Например, не стоит забывать о развивающей  силе чувства взрослости. Эффективной  мерой поощрения в семье может  стать поощрение путем расширения прав ребенка: награждение почетной обязанностью, делом, для которого ребенок  вполне «взрослый». Наказание должно носить, пожалуй, еще более творческий характер, ибо обычно оно фиксирует неверный поступок, а должно направляться на внутренние причины, приведшие ребенка к ошибочному действию. Тогда-то и оказывается, что не так уж много детских поступков требуют действительно наказания, но такой подход требует много терпения, мудрости от взрослого. Наказание не должно быть частым, чтобы негативное поведение не получало подкрепления (фиксируя свое внимание на проступке ребенка, мы тем самым ребенка, мы тем самым фиксируем и внимание ребенка на этом действии, таким образом осуществляться тренировка того, чего на самом деле хотим избежать). И тогда малыш быстро усваивает, что внимание  родителей можно привлечь лишь наказуемым  поведением, а вот старания никак не подкрепляются (взрослый часто убежден, что так и должно быть – ребенок обязан быть хорошим, знать, как это делается, всегда стараться и вообще уметь это делать без всякого напоминания). Для ребенка чрезвычайно важно отношение родителей к его победе над самим собой! Ценно уважение взрослого к поступку малыша, который в чем-то преодолел себя, поборол, например, желание что-то оставить только себе!

В одном из интервью актер З. Гердт  рассказывал, что, будучи молодым человеком, однажды он прогуливался с компанией  сверстников по дворикам и, докурив  сигаретку, захотел очень изящным, эффектным движением выбросить  ее в мусорный бак так, чтобы это  увидела вся разнополая компания. Ему удалось выполнить задуманное, только никто из ребят этого не увидел. Разочарование трудно передать: эта невозвратность, горечь упущенного момента! И в этот миг из открытого  окна раздается звонкий, счастливый голос: «Я видела! Я видела!».

Поощрять можно и нужно все  стороны поведения ребенка. Воспитывает  малыша не столько отрицательное, сколько  положительное подкрепление. И эти  аспекты составляют экологию отношений (воспитания).

 

 

 

 

 

 

 

 


Экологическая пирамида


 

 

 

Цель:

  • Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе весной, учить устанавливать взаимосвязь между весенним изменением в живой природе, изменениями среди обитателей уголка природы и повышением температуры воздуха;
  • Познакомить детей с экологической пирамидой – цепочкой;
  • Убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга;
  • Закрепить умение различать деревья и кустарники по веткам и почкам: развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, выражаться точно словами;
  • Воспитывать детей, способных понять природу, беречь ее, любить;
  • Воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы;
  • Совершенствовать экологические знания.

 

Ход занятия.

Воспитатель:

Уж тает снег, бегут ручьи

В окно повеяло  весною…

Засвищут  скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чистота небесная лазурь,

Теплей и  ярче солнцем стало.

Пора метелей  злых и бурь

Опять надолго  миновала.

О чем написано, ребята, это прекрасное стихотворение  русского поэта Алексея Николаевича  Плещеева?

Дети:   О весне.

Воспитатель: Правильно, о весне. Оно так и называется – «Весна». А до нас весна дошла? Какой сейчас идет месяц?

Дети: Дошла. Апрель.

Воспитатель: И какие признаки весны мы с вами наблюдаем?

Дети: Снег потемнел, тает, стал рыхлым, мокрым. День становится длиннее, а ночь короче. Солнце греет теплее. Небо чаще бывает синим, кучевыми облака. На реках начался ледоход. Деревья просыпаются, набухают почки.

Воспитатель: Да, действительно, все эти явления природы происходят весной. Некоторые из них мы наблюдаем на прогулке. А в группе у нас уголок природы, наблюдая и работая в котором в котором мы убеждаемся, что наши растения  и животные тоже радуются весне, чувствуют ее приход. Что мы заметили?

Дети: Растения лучше растут, расцвела герань, бальзамин, посажена рассада, попугаи стали больше и энергичнее щебетать.

Воспитатель: Действительно, усилился рост растений, появилось много новых ростков, некоторые зацвели. Но вот у нас все зелено, а на улице нет. Почему?

Дети: Не хватает солнца, воды, тепла.

Информация о работе Экологическое воспитание детей в семье