Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 12:37, контрольная работа
Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам , которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.
Шмели исключительно полезны тем, что опыляют цветы клевера, который практически не опыляется другими насекомыми. У шмелей весной летают только самки – основательницы семей. Поэтому уничтожение в это время только одного шмеля равносильно уничтожению целой семьи. И ни в коем случае нельзя допускать, чтобы дети убивали шмелей.
Земноводные животные – лягушки, жабы, тритоны уничтожают насекомых-вредителей сельского и лесного хозяйства и поэтому относиться к ним надо бережно. А ведь лягушку иногда убивают только за то, что она лягушка. Тритонов отлавливают и пытаются содержать дома одного в искусственных условиях. Они обычно погибают и их лучше не брать.
Небольшую пользу приносят серая и зеленая жабы. Они отличаются от лягушек более массивным телом, короткими задними конечностями и, как все сумеречные животные, вертикальной формой зрачка. У жаб бугорчатая кожа, которая является их видовым признаком. Она не является источником бородавок у человека, как думают некоторые.
Жабы
связаны с водой только в период
размножения и часто
У детей уже в семье необходимо выбрать правильное отношение к пресмыкающимся, к змеям и ящерицам. Змей часто путают с ящерицами, особенно с безногими. Основным отличительным признаком ящериц являются подвижные веки. У змей веки сросшиеся, неподвижные. Взгляд змеи кажется стеклянным.
В лиственных и смешанных лесах встречается безногая ящерица – медяница, или веретиница ломкая. Так как у нее отсутствуют конечности, а в окраске преобладает серовато-желтоватый оттенок, ее часто отождествляют со змеей-медянкой. Тем не менее медяница, или веретиница, имеет подвижные веки и все другие признаки ящериц. Она совершенна безвредна для человека. Животное полезное, так как уничтожает вредителей в лесной подстилке. Оно становится все более редким и должно подлежать особой охране.
Чаще других в средней полосе встречается медянка и уж. Они относятся к семейству ужовых и ядовитых зубов не имеют. Уж обитает вблизи водоемов и отличается от других змей двумя яркими пятнами на голове. Пятна могут быть оранжевого, желтого, белого или голубого цвета. За это ужа называют «змеей с ожерельем». Медянка отличается двумя или четырьмя полосками из темных точек, расположенными вдоль тела серо-медной окраски.
Очень полезно подойти с ребенком и спокойно понаблюдать за греющимся на солнцепеке пресмыкающимся, понаблюдать, как оно уползает. Ни в коем случае нельзя внушать детям страх перед змеей, тем более безобидной и в основном полезной.
В средней полосе обитает только одна ядовитая змея – гадюка. Животное становится постепенно все более редким, так как исчезают подходящие для него места обитания. Гадюка приносит пользу, уничтожая мышевидных грызунов. Яд животных собирается и используется для изготовления лекарств (для этого змеи содержатся в специальных змеепитомниках). Однако в народе прочно бытует убеждение в чрезвычайной опасности гадюки, при встрече животное стараются убить. Родителям необходимо знать, что укус гадюки опасен, если только что проснувшееся после зимней спячки животное укусит больного или маленького ребенка в лицо. В других случаях укус гадюки только болезнен. Пострадавшего необходимо срочно доставить в больницу и никаких народных способов оказания первой помощи не применять.
Обычно при появлении человека гадюка старается скрыться и сама никогда не нападает первой. Змея отличается копьевидной формой головы, вертикальной формы зрачка, тупым, коротким хвостом, крестообразным рисунком на голове и зигзагообразной полосой на спине. Пусть ребенок умеет отличить гадюку по внешнему виду от других змей, знает, что она полезна, уничтожать ее нельзя, но и брать в руки тоже нельзя. Только в исключительном случае, если змея обитает в непосредственной близости от дома, дачи, ее необходимо незаметно для ребенка уничтожить.
А что можно сказать о птицах? За единичным исключением все они полезны. В соответствии с Законом об охране природы, они подлежат особой охране в стадии гнездования.
Небольшую
роль в уничтожении насекомых-
Все синицы хорошо отличаются от других птиц по белым пятнам-«щечкам» на голове и по способу поиска пищи: они часто подвешиваются вниз головой.
Очень полезными для деревьев и кустарников птицами являются также дятлы и поползни.
Большого
пестрого дятла обычно обнаруживают
по стуку. Он долбит кору деревьев в
поисках личинок жуков-
Их зимующих птиц желательно показать ребенку (черная птица с «серым платком» на голове), сорок, ворон. Обычно птицы выдают себя громкими криками: «Гал-ка, гал-ка» - кричит галка свое имя, сорока стрекочет, вороны каркают.
Летом птиц можно определять по голосам. Для этого желательно несколько раз послушать записи голосов птиц в природе и др. и посмотреть соответствующую иллюстрацию определителя. Нередко птица поет свое имя или его отдельные слоги. Чаще всего в лесу можно услышать голос зяблика, имеющий на конце «росчерк» или «запятую». С высокой сосны или ели раздаются звуки, напоминающие звонкую капель: «Тетенька, тетенька» - это поет пеночка-теньковка, одна из самых небольших и очень полезных птиц леса. «Худо тут, худо тут» - кричит удод.
Голоса птиц – это прекрасная музыка леса. Родителям желательно научиться ее слушать и по возможности учить этому детей.
Всех высоко летающих мелких птиц обычно именуют ласточками. Однако среди них есть ласточки и стрижи. Стрижи имеют длинные серпообразные крылья, летают обычно очень высоко, небольшими стайками с пронзительными криками «стри-и», за что и получили свое название.
Ласточки имеют крылья более короткие, летают гораздо медленнее и ниже. Среди них есть городские, или воронки, которые имеют белое надхвостье, и деревенские, или косатки, отличаются длинными косицами на хвосте. Отличаются и гнезда ласточек. У городских они шарообразные и расположены на каменных постройках, у деревенских – открытые и на деревянных постройках.
Всех птиц описать трудно, но есть смысл остановиться еще на одной группе, представители которой часто попадают в поле зрения людей – дневных хищных птицах. Они очень полезны, так как в их питании преобладают мышевидные грызуны. Этих птиц необходимо повсеместно охранять. Четырнадцать видов дневных хищных птиц занесены в Красную книгу СССР: беркут, скопа, сокол-сапсан, белохвостый орган и др.
Научными исследованиями доказано, что ястребы (тетеревятник и перепелятник) в основном полезны. В их питании имеется всего 5-8 % мелких певчих птиц. Отличаются они от других видов хищников по поперечной полосатости на груди. Своими повадками они напоминают кошек. Ястребы никогда не парят в открытом пространстве, а выслеживают свою добычу, спрятавшись в густой кроне дерева, из которой вылетают, чтобы схватить пролетавшую птицу.
В поймах рек, над населенными пунктами, над опушками леса парят канюк, или сарыч, которого легко узнать по веерообразному хвосту и громкому канючанью, и коршун черный, его можно в полете определить по хвосту, имеющему форму вилочки. Это полезные дневные хищные птицы.
В летнее время дети нередко находят гнезда птиц и выпавших из них птенцов. Гнезда ни в коем случае нельзя трогать. Выпавших из гнезда птенцов брать домой и пытаться выкармливать тоже не следует. Выкормить можно только птенцов ворон и сорок.
Крупные млекопитающие животные знакомы детям по книжкам. Поэтому полезно пополнить их знания сведениями о мелких млекопитающих. Например, важно отличать насекомоядных животных от мышевидных грызунов. Насекомоядные (еж, крот, землеройка) чрезвычайно полезные животные, имеющие заостренную голову с удлиненным в виде хоботка носом. Под термином «мышевидные грызуны» обычно понимают большое число видов мышек и полевок. Это опасные вредители сельского и лесного хозяйства, с которыми постоянно ведется борьба в государственном масштабе. Мыши (домовая, полевая, лесная) отличаются длинным хвостом, составляющим более половины длины тела. Полевки (обыкновенная, рыжая) имеют короткий хвостик.
Мышей
и полевок часто можно
Издавна плохой славой в народе пользуются летучие мыши, а между тем это очень полезные зверьки. Они играют такую же роль в уничтожении насекомых ночью, какую птицы днем. Летучие мыши должны подлежать особой охране. Летучая мышь «гигантская вечерница» занесена в Красную книгу СССР. Особой охране должны подлежать места обитания летучих мышей, чаще всего расположенные в дуплах крупных деревьев, и с этой целью необходимо сохранить дуплистые деревья.
Иногда летучая мышь падает на землю и попадает в руки детей. Следует провести с ребятами беседу о пользе животного и необходимости бережного к нему отношения. Как и в других случаях, желательно животное рассмотреть и выпустить.
В возрасте 5-6 лет ребенку свойственно собирательство. Иногда дети собирают моллюсков из-за их раковин, бабочек для коллекций и др. Собирательство необходимо направить в правильное русло. Уничтожать животных в целях собирательства ни в коем случае нельзя. С ребенком можно собирать опавшие листья и составлять из них букеты, желуди и шишки. Интересные по форме сухие корни или ветки идут для различных поделок на тему «Природа и фантазия».
Исследовательские
устремления ребенка
Если приобретать рыбок в магазине, то лучше остановиться на ярко окрашенных вуалехвостах, кометах, золотых рыбках. Дети любят барбусов, скалярий, гуппи.
Очень
подходящими для домашнего
В доме можно содержать небольшую кошку или собачку. Родители должны показать детям, как надо обращаться с животными, кормить их.
Недопустимо выбрасывать животное. В таком случае оно может принести вред природе. Именно бездомные кошки виноваты в том, что около жилья человека обитает небольшое количество