Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 12:37, контрольная работа
Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам , которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.
Воспитатель: Да, самое главное – на улице не хватает сейчас тепла. А как мы ухаживаем за растениями и птицами в уголке природы?
Дети: Поливаем, рыхлим, рассаживаем, моем, кормим и поим птиц.
Воспитатель: А если мы перестанем это делать? Что произойдет?
Дети: Все завянет и погибнет.
Воспитатель: Все, что живет в уголке природы, зависит от нас. Растение не может само себя полить, и животное – само себя кормить. Мы взяли их к себе и обязаны заботиться о них, должны нести за них ответственность. А в природе дождь, солнце, ветер сами поят и кормят растения и животных. Сама природа ухаживает за своими «детьми» - животными и растениями и дает им свет, тепло, воду.
Послушайте загадку: Весной веселит, летом – ходит. Осенью питает, зимой согревает.
Что это?
Дети: Лес.
Воспитатель: А почему вы так решили?
Дети: В лесу весной радостно, летом – прохладно, осенью лес кормит своих жителей семенами и плодами, зимой – дровами которыми топят печки.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Мы с вами уже знаем, что леса бывают разными: хвойными, лиственными, смешанными. У меня в вазе веточки деревьев из смешанного леса, а на доске вы видите изображения этих деревьев. Сейчас каждый из вас подойдет ко мне и возьмет по одной ветке, какую хочет. И отнесет эту веточку к тому дереву, на котором она росла. (Воспитатель спрашивает, а дети объясняют, почему они поставили веточки к этому дереву.)
Воспитатель: (обобщает) Молодцы! Вы хорошо знаете породы деревьев. Умеете их определять по почкам, коре, листьям. А теперь давайте заглянем с вами в лес. (Показывает картину с изображением леса.) на первый взгляд он кажется пустынным, одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело. И мы сейчас представим этот дом в виде высокой пирамиды, построим ее. Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать все живое?
Дети: Тепло, свет.
Воспитатель: А что нам дает тепло, свет?
Дети: Солнце.
Воспитатель: Да, солнце – основа жизни. (Ставит солнце в основание пирамиды). Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных?
Дети: Вода, земля.
Воспитатель: Да, нужна земля и вода. (Ставит землю). И тогда вырастет растительный мир (Ставит деревья). Но растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без…
Дети: Насекомых.
Воспитатель: Да, заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром растений и опыляют их (Ставит насекомых). И вдруг в лесу кто-то запел, защелкал, зачирикал. Кто же это?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Правильно, птицы. Заселим лес птицами (Ставит птиц). Вот мы и составили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселить. Проверим это? Убираем солнце – рушим пирамиду. Катастрофы делать не будем. В природе все взаимосвязано, одно без другого жить не может. Наша пирамида будет молчать, ничего не подскажет. А вы подумайте и скажите, что будет, если убрать верхний этаж – птиц?
Дети: Много разведется насекомых, которые съедят растения.
Воспитатель: А если убрать насекомых?
Дети: Некому будет опылять растения.
Воспитатель: А если убрать растения?
Дети: Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет.
Воспитатель: Поставим пирамиду жизни. И никогда ничего не будем разрушать в ней, ведь одно без другого в природе существовать не может. И постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой. Занятие мы закончим прослушиванием стихотворения Я. Аким «Береги свою планету».
Есть одна планета-сад в этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных.
Лишь на ней
увидишь ландыши в траве
И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно.
Береги свою планету, ведь другой на свете нету.
Консультация для родителей.
Формы работы по ознакомлению дошкольника с природой.
Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах, на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, в повседневной жизни (в труде, опытах, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).
На занятиях
под руководством воспитателя формируется
система элементарных знаний у всех
детей группы в соответствии с
требованиями программы, в определенной
системе и последовательности развиваются
их основные познавательные процессы
и способности. В повседневной жизни,
во время наблюдений, игр, труда у
дошкольников накапливаются конкретные
чувственные представления о
природе ближайшего окружения. Занятия,
как принципиально иная форма
обучения, обладают другими возможностями.
Чувственные представления
Занятия имеют определенную дидактическую цель.
Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор метода зависит от типа занятий, от его основной задачи.
На протяжении
дошкольного периода
На занятиях этого типа дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, о приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения. Обучение детей на таких занятиях осуществляется через наблюдения, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ воспитателя, показ диафильмов и кинофильмов.
Углубленно-познавательный тип занятий строится на конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений за объектами природы, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей в природном сообществе. На занятиях этого типа педагог использует картины, модели, делает яркие сообщения, включает игровые проблемные ситуации, использует труд детей в природе.
Цель занятий обобщающего типа – выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе сформулировать обобщенное представление.
Комплексные занятия – это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. В труде, играх дети учатся творчески применять полученные знания на практике, а это способствует более легкому и быстрому формированию личностного отношения к тому содержанию, которое заключено в занятии.
Дополнительно к занятиям во всех группах проводятся целевые прогулки. Начиная со средней группы, организуются экскурсии. По содержанию экскурсии условно делят на природоведческие (в парк, в лес, на реку, на луг,) и экскурсии на сельскохозяйственные объекты (в поле, сад, огород) с целью ознакомления с трудом взрослых. Преимущество экскурсий-занятий в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формулировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе.
Экологизация развивающего предметного окружения
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для познавательного, эколого-эстетического развития ребенка, его оздоровления, формирования нравственных качеств ребенка, экологически грамотного поведения, экологизация различных видов деятельности ребенка.
Любая развивающая
предметная среда состоит из разнообразных
элементов. Каждый из них выполняет
свою функциональную роль. Так, например:
для познавательного развития ребенка,
формирования экологически грамотного
поведения используется зона релаксации.
Она представляет собой уголок с
разнообразными комнатными растениями,
аквариумами. Предназначена она
для отдыха детей, самостоятельных
игр, выработки навыков ухода
за растениями систематических наблюдений
за объектами живой природы. Аквариум
рассматривается как
Разнообразный видовой состав растений зоны релаксации предназначен не только для выработки у дошкольников навыков ухода, но и расширяет знания детей о географическом аспекте (разные страны, континенты), экологическом (растения произрастают в разных условиях), биологическом (растения различных жизненных форм: кустарниковые, травянистые). Экологические особенности отражены на специальных табличках.
Традиционными являются сад, огород. Они дают возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, их значении в нашем рационе. Разные виды растений, выращиваемых на огороде (овощные культуры, злаковые, лекарственные, дикорастущие) позволяют расширить знания детей об условиях их произрастания.
Для решения задачи экологизации различных видов деятельности ребенка созданы условия для самостоятельных дидактических игр, с природным материалом, использование природного материала на занятиях.
Важным делом,
в котором участвуют
Большие возможности в воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру, развитии фантазии, речи заложены в играх, прежде всего в дидактических постановках.
Таким образом, экологизация развивающей природной среды в дошкольном учреждении способствует его содержанию: познавательного, нравственно-ценностного, деятельностного.
Влияние природного окружения на развитие ребенка.
Люди все разные. Увлечения, интересы, мысли, чувства, желания – у каждого свои, но каждый человек, без исключения, так или иначе связан неразрывными узами с природой. У каждого есть своя история, свой особый случай. Может быть это ночь, проведенная на берегу, или ежик, живший неделю дома, а может быть всего-навсего цветок, распустившийся в комнате посреди зимы.
У Виталия Бианки, тонкого знатока природы, есть замечательные слова: «Растения, животные, леса и горы, моря и ветра, дожди и зори – весь мир вокруг нас говорит с нами всеми своими голосами».
Насколько богаче
и счастливее жизнь тех людей,
которые умеют слушать и
Вечер ясен и тих;
Спят в туманах поля;
В голубых небесах
Ярко пышет заря.
Наши дети смотрят на цветы, деревья, но это еще ничего не значит. Их нужно ввести в мир природы, сделать его понятным, интересным, необходимым. Каждый день мы бываем на прогулке с детьми, ходим мимо кустов, деревьев, цветочных клумб, порой безучастные ко всему, что нас окружает, а потом удивляемся, почему ребенок сломал березку, растоптал цветы на клумбе, обломал кустарник. Почему? Потому, что мы не научили их сохранять и охранять посадки, своими руками сажать растения, наблюдать за их ростом, ухаживать. Рассказывая о природе своим детям, мы открываем перед ними сказочный мир жизни растений и животных, учим любить и внимательно относиться ко всему, что их окружает.
Маленькие дети очень любознательны, их интересует все. Вот внимание ребенка привлекла птица. Птицу не возьмешь в руки, она улетит, как только сделаешь к ней один шаг. Птица все делает по-своему: поет песни, что-то клюет, скачет на веточке. Взрослые должны быть готовы ответить на все вопросы, заметить и поддержать внимание ребенка узнать новое и понять непонятное. Ответ должен заключать не только необходимые сведения, но и заставить ребенка думать, сопоставлять, размышлять, задавать новые вопросы. Уметь подумать, поставить вопрос так, чтобы малышу было интересно, чтобы ему захотелось услышать ответ. Великим мастером таких удивительных вопросов и ответов был писатель В. Бианки. Даже в его многочисленных рассказах и сказках звучит заманчивый вопрос «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?», «Кто что поет?». Ребенок не может найти точных и тонких слов, чтобы выразить свое отношение к природе, но чувствовать он может. Стихи не могут не подействовать на него, на его чувства и эмоции, поэтому чаще надо читать стихи таких классиков, как Пушкин, Никитин, Есенин, белорусских поэтов Коласа и Купалы.