Экспериментальная работа по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературного чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 05:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать и апробировать методы активизации познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения литературному чтению.
Гипотеза исследования: если интегрировать уроки литературы с другими предметами из этого цикла, например, музыкой, ИЗО, а также историей, то познавательная активность учащихся на уроках чтения повысится.
Задачи исследования:
. Раскрыть сущность понятия «познавательная деятельность».
. Рассмотреть приемы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения, выступающих как условие успешности обучения.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной деятельности младших школьников
§1. Сущность понятия познавательной деятельности в психолого-педагогической литературе
§2. Приемы и методы активизации познавательной деятельности на уроках литературного чтения
§3.Задачи литературного чтения, основанные на требованиях ФГОС начального общего образования
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная работа по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературного чтения
§1.Интегрированный урок как способ активизации познавательной деятельности младших школьников
§2. Анализ программ по литературному чтению
§3. Работа над текстами художественных произведений (экспериментальная работа)
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

диплом (3).docx

— 74.64 Кб (Скачать файл)

Работая на уроке литературного чтения, ребёнок создает свое что-то новое. Весь этот творческий, познавательный процесс должен пройти четыре важных этапа. Если он понял, что и как нужно выполнять, попытался решить проблему, то он получит свой результат, который непременно должны увидеть как можно большее число людей. Если ребёнок уверен, что учитель с его творением познакомит одноклассников, родителей, то ему захочется самому творить и придумать что-то новое. Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания [16].

При чтении литературных сказок можно предложить учащимся:

) нарисовать иллюстрацию  к прочитанному произведению;

) вылепить героя  из пластилина;

) разыграть сценку;

) сочинить сказку  с таким же началом или похожими  персонажами;

) подобрать загадку  к сказке, нарисовать отгадку;

) подобрать пословицы  и поговорки по различным темам.

На уроках чтения сказок разных народов можно предложить такие задания:

) составить рисуночный  диафильм;

) найти крылатое  выражение в сказке;

) придумать счастливую  концовку к сказке;

) дать толкование  слову, работа со словарём по  расширению активного словарного  запаса учащихся.

При ознакомлении с жанром басни, предложить такие виды заданий:

) выразительное  чтение басни и ее драматизация;

) придумать экспозицию  басни;

) составление литературной  мозаики;

) составление характеристики  героев с опорой на выборочное  чтение;

) разгадывание кроссвордов.

Для развития творческой активности на уроке использовать и такие виды заданий:

) Составление и  доработка текстов. Перед вами текст «Сказка об одуванчике». Ваша задача подобрать к именам существительным имена прилагательные. Сделать так, чтобы описание стало ярким.

) Использовать в  работе творческие пересказы, которые  предполагают передачу текста  с какими-либо изменениями:

добавить то, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;

заменить рассказчика дальше;

изменить грамматическое время глагола;

придумать, как могли разворачиваться события дальше.

Творческий пересказ тренирует гибкость читательского взгляда, приучает видеть позицию разных героев, сопереживать им.

Также можно использовать и такие формы работы как:

) подобрать дополнительный  материал об авторе произведения;

) подготовить выставку  книг одного из авторов;

) найти дополнительный  материал в энциклопедии;

) сочинения сказок, считалок, потешек, стихотворений.

Сочинения, например, на различные темы приближают автора к самораскрытию, самовыражению личности.

Проведённая работа по развитию познавательной активности на уроках литературного чтения даёт свои результаты. Ученики демонстрируют индивидуальные и неповторимые творческие решения стоящих перед ними задач.

Работа по формированию и развитию познавательной активности осуществляется не только через уроки литературного чтения, но и через внеклассные мероприятия, праздники. «Мама, папа, я - читающая семья», сотрудничество с сельской и школьной библиотекой, предметные недели и различные конкурсы и викторины.

Учащимся нравятся нестандартные задания, задания творческого характера. Школьники стараются сами доходить до правильного ответа, решать «хитрые» вопросы. Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка желание понять существенные связи и отношения в изучаемом предмете. Важно, чтобы на это была направлена активность, чтобы ребенок испытывал удовлетворение от самого процесса анализа вещей [17].

 

§3. Задачи литературного чтения, основанные на требованиях ФГОС начального общего образования

 

На смену примерным программам начального общего образования внедрили новую систему образования - ФГОС второго поколения [59] .

Новые требования как основа познавательной деятельности учащихся не только улучшили, но и усовершенствовали подход к изучению материала. В связи с этим система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования:

• развитие личности школьника, его творческих способностей;

• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

• воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе окружающему миру.

Одним из приоритетных направлений стандартов второго поколения выступает формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества, носителями которых являются культура и искусство. Прикосновение к литературе и искусству способствует развитию духовно-нравственных представлений, формированию эстетических понятий, становлению личности ребенка [18].

Изучение произведений классиков отечественной детской литературы приобщает учащихся к культурному наследию народов России, приучает размышлять об истории своей Родины, сегодняшнем дне и будущем страны. Так постепенно будет формироваться гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, ее народ и историю.

Цель курса литературного чтения - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности.

Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели.

Достижению этой цели способствует организованное в процессе обучения осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.

В основе данного курса лежит единый методологический подход изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики художественной образности [19].

Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: литературу, живопись, музыку, скульптуру, архитектуру, театр, кино.

Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства.

Задачами курса литературного чтения являются:

) расширение представлений  детей об окружающем мире и  внутреннем мире человека, человеческих  отношениях, духовно-нравственных и  эстетических ценностях, формирование  понятий о добре и зле;

) развитие отношения  к литературе как явлению национальной  и мировой культуры, как средству  сохранения и передачи нравственных  ценностей и традиций; расширение  представления детей о российской  истории и культуре;

) создание условий  для постижения школьниками многоплановости  словесного художественного образа  на основе ознакомления с литературоведческими  понятиями и их практического  использования;

) воспитание культуры  восприятия художественной литературы  разных видов и жанров; обогащение  мира чувств, эмоций детей, развитие  их интереса к чтению; осознание  значимости чтения для личного  развития; формирование потребности  в систематическом чтении, в том  числе для успешности обучения  по всем учебным предметам;

) развитие речевых  навыков школьников, связанных с  процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).

Работа с текстом, содержание которой отражено в программе, предусматривает:

) принципиальную целостность  художественного образа, важность, «не случайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии;

) возможность личностного  восприятия, «индивидуального» прочтения  художественного образа; возможность  различной аналитической интерпретации  деталей художественного произведения;

) необходимость сочетания  понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и  эмоционального (сопереживать); при  этом ведущую роль играют чувства  как основа интереса к чтению (наслаждение красотой слова и  удовольствие ученика от своего  растущего умения понимать ее).

Большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и пр.), так и вне его содержания в справочной литературе. Школьники учатся использовать ресурсы библиотек, осуществлять поиск информации в сети Интернет; записывать, фиксировать ее с помощью инструментов ИКТ. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей.

В сфере предметных учебных действий особое внимание уделяется различным видам речевой и читательской деятельности, таким как аудирование (слушание), чтение вслух и чтение про себя, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменного общения).

Прививается понимание разного типа информации в научном (понятие) и художественном тексте (образ).

Курс направлен также на воспитание умения осуществлять творческую деятельность, решать творческие задачи, импровизировать, инсценировать, разыгрывать воображаемые ситуации [20].

При решении задачи развития речевой деятельности собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место, как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения.

В курсе «Литературное чтение» актуализируются межпредметные связи с такими курсами, как «Русский язык», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство». Так, программа 1 класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение».

Интеграция с русским языком прослеживается как на уровне усвоения общих понятий, так и на уровне понимания смысла текста, его анализа, собственного сочинения.

Так, например, тема «Сезонные изменения в природе», изучаемая в рамках школьного курса «Окружающий мир», знакомит младших школьников с приметами осени: похолоданием, изменением цвета листвы, отлетом птиц и т.д., - акцентирует внимание на действиях людей в это время года, на необходимости собрать урожай, подготовиться к зиме.

Художественная литература рассказывает об осени в восприятии человека, о буйстве красок и красоте увядающей природы, грусти расставания и радостном предчувствии перемен, вечно возрождающейся природе и конечности жизни человека .… Одна из вечных тем искусства «Человек и осень» не может исчерпать себя, поскольку предметом изображения являются не изменения природы сами по себе, а бесконечные вариации восприятия этих изменений человеком, обладающим индивидуальным, но ценным и интересным для остальных людей опытом.

Учащиеся получают представление о связи литературы с музыкой (например, в главе учебника для 2 класса «Завязка, тайны искусства...»). Это делает все обсуждаемые проблемы общими для всей художественной культуры.

В учебниках с 1 по 4 класс заложена единая логика развития мысли и познания.

Учащиеся приобщаются к работе с книгой, овладевают умением понимать содержание прочитанного и работать с текстами разного типа.

Программа раскрывает основные подходы и стержень работы, оставляя учителю простор для творчества [21].

 

Выводы по 1 главе

 

Познавательная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, решению задач научно-технического процесса, развитию духовных ценностей народа.

Процесс познавательной деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, это удается далеко не каждому, поскольку подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не всегда достаточна. Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и процесс длительного (усвоения) устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий.

В процессе учения, в своей учебно-познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе межсубъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса. Решение её в значительной мере обусловлено познавательным интересом [34].

 

Глава 2. Экспериментальная работа по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературного чтения

 

§1. Интегрированный урок как способ активизации познавательной деятельности учащихся

 

Познавательная деятельность ребёнка возможна лишь там, где созданы определённые условия для её развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса [22].

Информация о работе Экспериментальная работа по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературного чтения