Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 05:41, курсовая работа
Цель исследования: разработать и апробировать методы активизации познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения литературному чтению.
Гипотеза исследования: если интегрировать уроки литературы с другими предметами из этого цикла, например, музыкой, ИЗО, а также историей, то познавательная активность учащихся на уроках чтения повысится.
Задачи исследования:
. Раскрыть сущность понятия «познавательная деятельность».
. Рассмотреть приемы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения, выступающих как условие успешности обучения.
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной деятельности младших школьников
§1. Сущность понятия познавательной деятельности в психолого-педагогической литературе
§2. Приемы и методы активизации познавательной деятельности на уроках литературного чтения
§3.Задачи литературного чтения, основанные на требованиях ФГОС начального общего образования
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная работа по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературного чтения
§1.Интегрированный урок как способ активизации познавательной деятельности младших школьников
§2. Анализ программ по литературному чтению
§3. Работа над текстами художественных произведений (экспериментальная работа)
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Учитель ставит перед собой задачу воспитать не просто читателя, а эмоционально отзывчивого читателя, умеющего сопереживать, активизировать свои чувства. Переживание нравственных ситуаций, как известно, способствует превращению нравственных знаний в нравственные убеждения, которые определяют направленность действий, поведение личности.
Заключение
Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Психолингвист Леонтьев А.А. считает, что на занятиях литературного чтения можно использовать различные методы и формы работы, направленные на всестороннее развитие личности маленького читателя. Непосредственное чтение литературных произведений органично переплетается с рисованием, лепкой, сочинительством, драматизацией. Задания ставят детей в активную позицию, пробуждая интерес, развивает воображение и фантазию, способствует эмоциональной отзывчивости. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове [15].
Литературное чтение - это учебная дисциплина, цель которой состоит в приобщении младшего школьника к миру искусства слова, в обучении правильному и выразительному чтению, а так же в формировании умения понимать замысел автора произведения и составлять собственное мнение. Истинное чтение - это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве» [30: 52]. Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость. Цель курса литературного чтения - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности.
Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели.
Достижению этой цели способствует организованное в процессе обучения осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.
В основе данного курса лежит единый методологический подход изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики художественной образности. Как известно, небогатый еще нравственный опыт младшего школьника обогащается нравственным опытом, почерпнутым из рассказов, сказок, стихов. Активная нравственная позиция может вырабатываться лишь при освоении опыта человеческих отношений, и не обязательно только своих, но и чужих. Например, поступок героя художественного произведения может служить наглядным впечатляющим примером, образцом поведения. Через и посредством литературных произведений учеником не только усваиваются нравственные знания, но и формируются нравственные чувства.
Таким образом, определив для себя возможности уроков чтения в нравственном развитии личности школьника, мы закономерно приходим к выводу о необходимости формировать интерес детей к произведениям литературы с нравственной тематикой, т.е. формировать осознанное эмоционально-познавательное отношение к нравственным поступкам, потребность понять этот поступок, внутренне пережить его. Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: литературу, живопись, музыку, скульптуру, архитектуру, театр, кино.
Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства.
Сущностной характеристикой нашей методической системы является побуждение детей к деятельности, направленной на овладение навыками полноценного чтения, новыми умениями. Последние вызывают в ученике активный поиск путей решения проблем, удовлетворения возникшего интереса в каждом конкретном случае в чтении художественной, научно-популярной и научно-художественной литературы.
Исследуя осознанное восприятие текста младшими школьниками как одного из показателей сознательного чтения, мы исходили из того, что принцип развивающего обучения предполагает наряду с развитием всех психических процессов и развитие личности в целом.
Список литературы
1. Аристова Л.П. Активность учения школьника. - М.: Просвещение, 1968. - 98 с.
2. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальная школа. - 1991. - №8. - С. 48-51.
. Белкин Е.Л. Управление познавательной деятельностью. - Ярославль, 1978.
4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М. - 1968. - 308 с.
5. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе. - 1996. - № 5. - С. 150-154.
. Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Н.Е. Веракса. - М.: ПЕРСЭ, 2003. - 144 с.
. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург 1997.
. Герасимов С.В. Познавательная активность и понимание // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 14-15.
. Глинская Е.А., Титова А.В. Межпредметные связи в обучении. - Тула, 1980. - 44 с.
. Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся // Советская педагогика. - 1966. - № 3.
. Горностаева З.Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности // Открытая школа. - 1998. - №2. - С. 38-42.
. Давыдов В.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени / В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 3-18.
. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения. - М.: Просвещение, 1978. - 82 с.
. Данилюк Д.Я. Учебный предмет как интегрированная система // Педагогика. - 1997. - № 4. - С.24-28.
. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М.: 1961. - 127 с.
. Коломенских Я.Л. Детская психология / Я.Л. Коломенских, Е.А. Панько. - Минск, Университетское, 1988. - 223 с.
. Короткова Н.В. Моделирование на уроках литературного чтения // Начальная школа. - 2004. - №11. - С. 76-80.
. Кошкина И.В., Целимбровская Г.Б. Интеграция в начальной школе: Уроки изобразительного искусства // Начальная школа. - 2003. - №10. - С. 82-85.
. Круговых Н.В. Через уроки чтения - к воспитанию и развитию // Начальная школа. - 2000. - №6. - С. 44-46.
. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Основные принципы и методы экспериментального курса «Литература как предмет эстетического цикла» // Начальная школа. - 1999. - №7. - С. 49-52.
. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. О новом учебно-методическом комплекте по литературному чтению // Начальная школа. - 2002. - №3. - С. 3-7.
. Леонтьев А.А. Чтение как понимание // Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / Моск. псих.-соц.ин-т. - М., 2001.
. Лушина Е.А. Уроки-исследования // Начальная школа. - 2001. - №8. - С. 62-65.
. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. - М.: Изд. Центр «Академия»; Высшая школа, 1999. - 272 с.
. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. 3-е изд., стереотип. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 364 с.
. Марданова Е.У. Мы не хотим войны: Урок чтения в 1 классе. // Начальная школа. - 2003. - №5. - С. 12-14.
. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя / А.К. Маркова, Г.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 191 с.
. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка / Н.А. Менчинская. - М.: Институт практической психологии, 1998. - 448 с.
. Мерзляков И.Б. Урок чтения в 3 классе // Начальная школа плюс До и После. - 2002. - №6. - С. 57.
. Миронова Е.А. Развитие читательского интереса у младших школьников // Начальная школа. - 2011. - №8. - С. 74-75.
. Орлов Ю.И. О месте отдельного слова в художественном анализе текста // Начальная школа. - 2001. - №2. - С. 50-52.
. Павлова Л.А. Курс по выбору «Живое слово педагога» для студентов-бакалавров // Начальная школа. - 2008. - №7. - С. 83-
. Панфилова И.П. Элементы лингвистического анализа текста в обучении младших школьников // Начальная школа. - 2009. - №3. - С. 15-17.
. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М.: Просвещение, 1980. - 124 с.
. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010. - 191 с.
. Раицкая Г.В. Шаг навстречу к искусству слова // Начальная школа. - 2001. - №2. - С. 53-55.
. Решетникова И.П. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов // Начальная школа. - 2006. - №3. - С. 61-.
. Сандалова Э.Ф., Жукова И.Л. Разжечь огонь любознательности. Вовлечение детей в чтение научно-познавательной литературы // Начальная школа. - 2000. - №4. - С. 25-28.
. Санжадаева Г.С., Александрова С.В. Межпредметная проектная задача. «Листопад». 2 кл. // Начальная школа. - 2011. - №8. - С. 52-54.
. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению // Начальная школа. - 2005. -№4; 5; 6.
. Сейфулина С.А. Развитие литературных способностей детей младшего школьного возраста // Начальная школа + до и после. - 2002. - №8. - С. 29.
. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М., 1998. - 358 с.
. Семенов С.Н. Развитие творческих способностей в процессе обучения (философско-методологические проблемы). - Уфа: Гилем, 1998.
. Сильченкова Л.С. Работа над крупнообъёмным произведением на уроках классного чтения // Начальная школа. - 1987. - №3. - С. 25-29.
. Сильченкова Л.С. Один из вариантов работы с крупнообъемным произведением. 2 класс // Начальная школа. - 1989. - №6. - С. 25-28.
. Занков Л.В. Система начального образования. Литературное чтение // Начальная школа. - 2002. - №5. - С. 10-11.
. Скороходова Е.Н. Мир искусства на уроках чтения. 2-4 классы // Начальная школа. - 2005. - №3. - С. 20-23.
. Соколова Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий // Начальная школа. - 2004. - № 3. - С. 21-23.
. Степанова А.И. Методика изучения крупнообъемных произведений (Деление текста на части и составление плана) // Начальная школа. - 2001. - №12. - С. 6-10.
. Строгонова Л.В. Литературный аспект курса «Литературное чтение» // Начальная школа. - 2012. - №4. - С. 45-49. (система Занкова: авторы Свиридова, Чуракова)
. Тарасова И.А. Анализ или интерпретация? Размышления о путях работы с художественным текстом на уроке чтения // Начальная школа. - 2003. - №10. - С. 32-35.
. Тикунова Л И. Литературное чтение: Словарь для учителей и родителей. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2003.
. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся средней школы. - М.: Просвещение, 1978. - 223 с.
. Усманова А.И. Интегрированный урок русского языка и чтения // Начальная школа. - 2000. - №6. - С. 46-49.
. Федеральный государственный стандарт начального общего образования // Вестник образования России. - 2010. - №2. - С. 43-47.
. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.
. Филина Н.М. К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»: План урока чтения в 3 классе // Начальная школа. - 2003. - №12. - С. 25-27.
. Фомина Л.Н. Материалы к урокам чтения // Начальная школа. - 2001. - №2. - С. 102-104.
. Фролова Л.А. Использование современных технологий в образовательном процессе // Начальная школа. - 2008. - №7. - С. 94-96.
. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособия для учителей. - М.: Гуманист.Изд. центр «Владос», 2000. - 320 с.
. Царева С.Е. Проектирование уроков как средство формирования профессиональной компетентности будущих учителей// Начальная школа. - 2008. - № 9. - С. 72-80.
. Черемисина Н.А. Как подготовить сжатое изложение текста // Начальная школа. - 2009. - №1. - С. 46-51.
. Шарапова О.В. Особенности нравственного воспитания на уроках чтения // Начальная школа. - 2008. - №1. - С. 42-45.
. Швачко И. Современные технологии в образовании // Начальная школа. - 2004. - №4. - С. 53-55.
. Штурбина Н.А. Поиск путей повышения эффективности уроков чтения и литературно-творческое развитие учащихся // Начальная школа. - 2002. - №11. - С. 67-.
. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности. - М.: Просвещение 1979. - 55 с.
. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 1971. - 102 с.
. Чуйкова Н.Г. Индивидуальные и групповые задания // Литература в школе. - 1981. - № 6.
. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс. Ч. 1, 2. - М.: Федоров, 2002.
. Чуракова Н.А. О курсе «Литературное чтение» для 1 класса четырехлетней начальной школы // Начальная школа. - 2000. - №9. - С. 9-11.
. Яковлева В.И. О беседах по художественному произведению // Начальная школа. - 1989. - №7. - С. 19-24.