Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 18:40, реферат
Предметом исследования являются активные методы обучения иностранному языку.
Целью моей дипломной работы является изучение активных методов обучения иностранному языку в современной школе. Цель достигается посредством выполнения следующих задач:
проанализировать специфику обучения иностранному языку;
определить понятие «активные методы обучения» дать их классификацию;
охарактеризовать этапы подготовки учителя к уроку с использованием активных методов обучения.
Введение
Глава 1. Теоретические основы организации обучения иностранному языку
Базовые понятия организации обучения иностранному языку
Классификация методов обучения современной дидактики
Глава 2. Экспериментальная работа по организации обучения иностранного языка
2.1 Анализ учебного процесса на уроке английского языка в средней школе
2.2 Проблема активности личности в обучении
2.3. Характеристика основных активных методов обучения
2.4 Применение активных методов на уроках иностранного языка
Заключение
Библиографический список
Сoдержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы организации обучения иностранному языку
Глава 2. Экспериментальная работа по организации обучения иностранного языка
2.1 Анализ учебного процесса на уроке английского языка в средней школе
2.2 Проблема активности личности в обучении
2.3. Характеристика основных активных методов обучения
2.4 Применение активных
методов на уроках
Заключение
Библиографический список
Введение
Наше время характеризуется поиском новых форм, методов и приемов обучения. Современная школа нуждается в методах обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности. Современное обучение направлено на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен. В методике преподавания иностранных языков в настоящее время всё острее встаёт вопрос заинтересованности учащихся в учебном процессе, в их реальном участии в различных мероприятиях. Это обусловлено тем, что главная задача изучения иностранного языка — умение общаться с носителями языка — зачастую в школе не достигается. Существует ряд причин, по которым учащиеся бывают недостаточно мотивированы и заинтересованы в изучении иностранного языка, и задача каждого педагога - постоянно поддерживать и повышать интерес учащихся к уроку. Одним из способов завладеть вниманием школьников являются нестандартные формы проведения уроков — они привлекают внимание учащихся, повышают их интерес к предмету и способствуют лучшему усвоению материала. К нестандартным формам проведения уроков можно отнести уроки-экскурсии, тематические уроки, дидактические игры, и, конечно, работу в группах. Важное место здесь занимают активные методы обучения языку, которые становятся все популярнее. Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Н. М. Клейменова отмечает, что знания, добытые эмпирическим путем, являются наиболее глубокими и основательными. Таким образом, очевидно, что, чтобы обучение иностранному языку было эффективным, необходимо иначе строить урок, привлекать внимание учащихся, а главное — мотивировать их на самостоятельное изучение языка.
Изучая публикации по теме исследования, можно отметить, что учителя школ не пренебрегают активными методами обучения и стараются внедрять их на своих занятиях с учащимися. Н. М. Клейменова, С. С. Куклина и Е. Л. Бердникова, Е. А. Павлова, А. Ю. Юсупова отмечают в своих статьях всю важность деятельностного подхода к обучению и выделяют основные принципы, по которым учитель должен строить свой урок с использованием активных методов обучения.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку.
Предметом исследования являются активные методы обучения иностранному языку.
Целью моей дипломной работы является изучение активных методов обучения иностранному языку в современной школе. Цель достигается посредством выполнения следующих задач:
Актуальность темы исследования обусловлена, в первую очередь, тем, что в современных условиях, когда школьнику необходимо усваивать большое количество материала за короткие сроки, учителю очень важно суметь мотивировать учащихся, по-настоящему заинтересовать их изучаемым предметом. Кроме того, специфика предмета «иностранный язык» требует несколько иных форм обучения, нежели другие теоретических предметы, так как цель учащегося при обучении иностранному языку— не просто знать материал предмета, но и уметь применять его непосредственно в языковой ситуации. Правильно задать языковые ситуации и заинтересовать учащихся своим предметом помогают активные методы изучения языка.
Глава 1. Теоретические основы организации обучения иностранному языку
Говоря о базовых понятиях организации обучения иностранному языку необходимо упомянуть о:
1.1.1 Цели и задачи обучения иностранному языку
Цель – это идеально представленный результат деятельности. То есть то, что хочет получить учитель в результате своих усилий.
Цель обучения – заранее планируемый результат деятельности по овладению языком, достигаемый с помощью различных приемов, методов и средств обучения. (
Виды целей обучения:
Задачи обучения – это объективное отражение целей обучения применительно к конкретному этапу и условиям занятий. В рамках одной и той же цели могут решаться разные задачи обучения. Это «средства для достижения цели»
Виды задач:
1.1.2 Содержание обучения иностранному языку
Пытаясь ответить на вопрос
"Чему учить?", мы говорим о содержании
обучения. Современная методика рассматривает
содержание как постоянно изменяющуюся
и развивающуюся категорию, которая включает
всё то, что вовлекается в деятельность
учителя, учебную деятельность учеников,
учебный материал и процесс его освоения.
Содержание обучения иностранным языкам
включает лингвистический, психологический,
методологический, социолингвистический
и социокультурный компоненты.
Лингвистический компонент охватывает:
Речевое высказывание в методике
обучения иностранному языку принимает
вид учебной единицы. Это может быть речевой
образец, типовое предложение, диалог-образец,
образец монологического высказывания
большей протяженности, чем предложение.
Выделяют 4 макросферы общения, являющиеся
исходным фактором для определения сфер
практического использования языка. В
свою очередь, данные сферы соотносятся
с определенными типами речи, а именно:
Поскольку содержание обучения зависит
от целей обучения, то и отбор его проводится
с учетом выдвинутых целей. Первым элементом
содержания обучения, подлежащим отбору,
является тематика. Без знания тематики
нельзя отобрать ни словарь, ни текст.
Ведущим компонентом при отборе языкового
материала (лексики, грамматики, фонетики)
является словарь. Он отбирается в первую
очередь, ибо набор лексики определяет
фонетические и грамматические минимумы
Психологический
компонент содержания обучения включает
формируемые навыки и умения, обеспечивающие
учащимся пользование изучаемым языком
в процессе общения. К таковым относятся
произносительные, лексические, грамматические,
орфографические навыки, навыки техники
чтения и письма. На их основе развиваются
умения понимать речь на слух (аудирования),
говорения, чтения, письменной речи. Речевые
умения обеспечивают при решении речевых
задач развитие творческой деятельности,
в которой принимают участие интеллектуальная
и эмоциональная сферы.
Методологический компонент содержания
обучения связан с овладением учащимися
приемами учения, познанием нового для
них предмета, развитием навыков и умений
самостоятельной работы. Он предусматривает
обучение рациональным приемам учения,
формирование умений пользоваться учебником,
грамматическим справочником, словарем,
звуко и видеозаписью, ЭВМ. Учащихся следует
учить переносу знаний, навыков, умений,
приобретенных при изучении родного языка
и других предметов, а также приемам выполнения
заданий по письму, чтению, устному сообщению
и т.д. Очень важно помочь им правильно
организовать свою самостоятельную работу,
проводить самоконтроль, самоанализ учебной
деятельности. Таким образом, методологический
компонент содержания обучения включает
такие аспекты академического труда, как:
• планирование собственной учебной деятельности;
• выбор оптимальных средств решения
поставленных задач;
• использование учащимися различных
технологий работы со справочной и учебной
литературой в процессе выполнения учебной
задачи;
• осуществление самоконтроля и самокоррекции
в процессе учебной деятельности.
Социолингвистический
компонент содержания обучения предполагает
развитие способностей осуществлять разные
виды речемыслительной деятельности и
выбирать лингвистические средства, адекватные
условиям ситуации общения, целям, социальным
и функциональным ролям партнеров по общению.
К области социолингвистического компонента
относится, в том числе, умение организовать
педагогическое общение и учитывать конкретную
педагогическую ситуацию.
Социокультурный
компонент содержания обучения заключается
в овладении учащимися национально-культурной
спецификой страны изучаемого языка и
умении осуществлять процесс общения
в соответствии с этой спецификой. Современная
концепция языкового образования делает
важный акцент на необходимости не ограничивать
изучение языка его вербальным кодом.
Речь идет о формировании в сознании обучаемого
«картины мира», свойственной носителю
этого языка как представителю определенного
социума. Особую актуальность приобретает
проблема моделирования образовательного
процесса как активного «диалога культур»,
призванного обеспечить естественную
интеграцию культурно-мировоззренческих
ценностей мировой цивилизации с одной
стороны, и конкретного социума, представителем
которого является учащийся, с другой
стороны. При этом речь идет не о подавлении
культурной самобытности учащегося, а
об органическом сочетании общечеловеческих
ценностей и ценностей, присущих конкретному
социуму.
Таким образом, содержание обучения иностранным
языкам охватывает:
1.1.3 Принципы обучения иностранному языку
Принципы обучения - это исходные
положения, которые в своей совокупности
определяют требования к учебному процессу
в целом и его составляющим (целям, задачам,
методам, средствам, организационным формам,
процессу обучения). Они относятся к числу
базисных категорий методики, реализация
которых в учебном процессе обеспечивает
его эффективность.
Сколько существует принципов обучения?
Однозначного ответа на этот вопрос нет.
В разных работах приводятся сведения
почти о 40 принципах обучения. Не существует
и общепринятой классификации принципов.
Одним из возможных подходов к классификации
принципов обучения является содержание
базисных для методики наук, на которые
преподаватель ориентируется в своей
работе. К числу таких наук относятся дидактика,
лингвистика, психология.
Принципы Обучения
Дидактические: Сознательность,
Активность, Наглядность, Прочность, Доступность
и посильность, Межпредметная координация,
Межкультурное взаимодействие, Профессиональная
компетентность преподавателя.
Лингвистические: Системность,
Концентризм, Разграничение лингвистических
явлений на уровне языка и речи, Функциональность,
Стилистическая дифференциация, Минимизация
языка.
Психологические: Мотивация,
Поэтапность в формировании речевых навыков
и умений, Учет индивидуально-психологических
особенностей личности учащихся, Учет
адаптационных процессов.
Собственно
методические: Коммуникативност
Среди дидактических принципов важное
значение придается реализации на занятиях
принципов сознательности и наглядности,
а среди психологических - принципу мотивации
обучения, поскольку овладение языком
будет малоэффективным без учета интересов
учащихся и целенаправленного воздействия
на мотивационно-побудительную сферу
деятельности обучающегося, которая определяет
его поведение.
Информация о работе Экспериментальная работа по организации обучения иностранного языка