Метод демонстраций обычно
связан с демонстрацией приборов, опытов,
технических установок, кинофильмов, диафильмов
и др.
Такое подразделение средств
наглядности на иллюстративные и демонстрационные
является условным. Оно не исключает возможности
отнесения отдельных средств наглядности
как к группе иллюстративных, так и демонстрационных.
(Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп
или кодоскоп). Внедрение новых технических
средств в учебный процесс (телевидения,
видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет
возможности наглядных методов обучения.
При использовании наглядных
методов обучения необходимо соблюдать
ряд условий:
- применяемая наглядность должна соответствовать
возрасту учащихся;
- наглядность должна использоваться в
меру и показывать ее следует постепенно
и только в соответствующий момент урока;
- наблюдение должно быть организовано
таким образом, чтобы все учащиеся могли
хорошо видеть демонстрируемый предмет;
- необходимо четко выделять главное, существенное
при показе иллюстраций;
- детально продумывать пояснения, даваемые
в ходе демонстрации явлений;
- демонстрируемая наглядность должна
быть точно согласована с содержанием
материала;
- привлекать самих учеников к нахождению
желаемой информации в наглядном пособии
или демонстрационном устройстве.
1.2.3 Практические
методы
Практические методы обучения
основаны на практической деятельности
учащихся. Этими методами формируют практические
умения и навыки. К практическим методам
относятся упражнения, лабораторные и
практические работы.
Упражнения. Под упражнениями
понимают повторное (многократное) выполнение
умственного или практического действия
с целью овладения им или повышения его
качества. Упражнения применяются при
изучении всех предметов и на различных
этапах учебного процесса. Характер и
методика упражнений зависит от особенностей
учебного предмета, конкретного материала,
изучаемого вопроса и возраста учащихся.
Упражнения по своему характеру
подразделяются на устные, письменные,
графические и учебно-трудовые. При выполнении
каждого из них учащиеся совершают умственную
и практическую работу.
По степени самостоятельности
учащихся при выполнении упражнений выделяют:
- упражнения по воспроизведению известного
с целью закрепления - воспроизводящие упражнения;
- упражнения по применению знаний в новых
условиях - тренировочные упражнения;
Если при выполнении действий
ученик про себя или вслух проговаривает,
комментирует предстоящие операции, такие
упражнения называют комментированными.
Комментирование действий помогает учителю
обнаруживать типичные ошибки, вносить
коррективы в действия учеников.
Рассмотрим особенности применения
упражнений.
Устные упражнения способствуют
развитию логического мышления, памяти,
речи и внимания учащихся. Они отличаются
динамичностью, не требуют затрат времени
на ведение записей.
Письменные упражнения используются
для закрепления знаний и выработки умений
в их применении. Использование их способствует
развитию логического мышления, культуры
письменной речи, самостоятельности в
работе. Письменные упражнения могут сочетаться
с устными и графическими.
К графическим упражнениям
относятся работы учащихся по составлению
схем, чертежей, графиков, технологических
карт, изготовление альбомов, плакатов,
стендов, выполнение зарисовок при проведении
лабораторно-практических работ, экскурсий
и т.д.
Графические упражнения выполняются
обычно одновременно с письменными и решают
единые учебные задачи. Применение их
помогает учащимся лучше воспринимать,
осмысливать и запоминать учебный материал,
способствует развитию пространственного
воображения. Графические работы в зависимости
от степени самостоятельности учащихся
при их выполнении могут носить воспроизводящий,
тренировочный или творческий характер.
К учебно-трудовым упражнениям
относятся практические работы учащихся,
имеющие производственно-трудовую направленность.
Целью этих упражнений является применение
теоретических знаний учащихся в трудовой
деятельности. Такие упражнения способствуют
трудовому воспитанию учащихся.
Упражнения являются эффективными
только при соблюдении ряда требований
к ним: сознательный подход учащихся к
их выполнению; соблюдение дидактической
последовательности в выполнении упражнений
- сначала упражнения по заучиванию и запоминанию
учебного материала, затем - на воспроизведение
- применение ранее усвоенного - на самостоятельный
перенос изученного в нестандартные ситуации
- на творческое применение, с помощью
которого обеспечивается включение нового
материала в систему уже усвоенных знаний,
умений и навыков. Крайне необходимы и
проблемно-поисковые упражнения, которые
формируют у учащихся способность к догадке,
интуицию.
Лабораторные работы - это проведение
учащимися по заданию учителя опытов с
использованием приборов, применением
инструментов и других технических приспособлений,
т.е. это изучение учащимися каких-либо
явлений с помощью специального оборудования.
Проводятся лабораторные работы
в иллюстративном или исследовательском
плане.
Разновидностью исследовательских
лабораторных работ могут быть длительные
наблюдения учащихся за отдельными явлениями,
как-то: над ростом растений и развитием
животных, над погодой, ветром, облачностью,
поведением рек и озер в зависимости от
погоды и т.п. В некоторых школах практикуются
в порядке лабораторной работы поручения
школьникам сбора и пополнения экспонатами
местных краеведческих музеев или школьных
музеев, изучение фольклора своего края
и др. В любом случае учитель составляет
инструкцию, а ученики записывают результаты
работы в виде отчетов, числовых показателей,
графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа
может быть частью урока, занимать урок
и более.
Практические работы проводятся
после изучения крупных разделов, тем
и носят обобщающий характер. Они могут
проводиться не только в классе, но и за
пределами школы (измерения на местности,
работа на пришкольном участке).
Особый вид практических методов
обучения составляют занятия с обучающими
машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.
Такова краткая характеристика
методов обучения, классифицируемая по
источникам знания. Ее неоднократно и
достаточно обоснованно подвергали критике
в педагогической литературе. Главным
ее недостатком считается то, что данная
классификация не отражает характер познавательной
деятельности учащихся в обучении, не
отражает степень их самостоятельности
в учебной работе. Тем не менее именно
эта классификация пользуется наибольшей
популярностью у учителей-практиков и
ученых-методистов.
Глава 2. Экспериментальная
работа по организации обучения иностранного
языка
2.1 Анализ учебного
процесса на уроке английского
языка в средней школе
Анализ учебного процесса на
уроке английского языка – это размышление,
о чем было занятие, как оно было проведено,
что удалось учителю, а что нет. Не менее
важно принимать во внимание, как ученики
реагировали на образовательный процесс
и тот стиль, которым им преподнесли материал.
Иначе говоря, благодаря анализу
урока английского языка, учитель всегда
будет знать, над чем еще нужно поработать,
что, безусловно, стимулирует не только
профессиональный рост, но и позволяет
корректировать курс преподавательского
фрегата по «океану знаний» с учетом любых
реакций пассажиров-учеников.
Вы будете удивлены, узнав, насколько
много существует планов и схем анализа.
Могут быть рассмотрены самые разные позиции: педагогические,
психологические, физиолого-гигиенические,
деятельность учителя/ученика и т.д. Но
наиболее часто используется обобщенная
модель анализа:
- 4 цели. В зависимости от учебного материала учитель определяет цели (практическую, образовательную, развивающую, воспитательную), тип и место урока в общей системе .
- Технические средства. Преподавателю стоит продумать, какое оснащение ему понадобиться: языковая наглядность (записи на доске, текст учебника и т.д.) и техническая наглядность: аудио- и видеозаписи.
- Ход урока включает разные этапы и их характеристики:
организационный момент, фонетическая
зарядка, работа с учебником, , контроль домашнего задания, повторительные и подготовительные упражнения, введение нового учебного материала, контроль понимания, тренировочные задания, контроль усвоения физкультминутки, заключение и подведение
итогов и т.д. Важно правильно подобрать
упражнения и давать четкие и понятные
задания и примеры. Преподаватель мотивирует
учащихся и работает с каждым из них, а
так же проверяет, усвоился ли материал.
Поглядывайте на часы и контролируйте
время, чтобы любой из этапов не затянулся
в ущерб остальным.
- Домашнее задание. Напишите домашнее задание на доске и убедитесь, что всем ученикам понятно, что и как
нужно делать дома.
- Анализ методики педагога затрагивает
то, насколько хорошо или плохо учитель
провел занятие: был ли контакт с классом, организация фронтальной, групповой,
самостоятельной и индивидуальной форм
работ, эффективно ли использовались таблицы,
учебники и т.д., насколько объективными
были оценки, был ли преподаватель тактичен
и т.д.
- Важно оценить реакцию учащихся: их работу и поведение.
- Следует также упомянуть, был ли класс чистым и проветренным, комфортная ли была атмосфера.
- Выводы и рекомендации . Учитель указывает недостатки занятия и предлагает пути их преодоления.
Самоанализ урока английского
языка чем-то напоминает его анализ. Учитель
или ученик описывает, что и как он делал
в течение 45 минут, на что эта деятельность
была направлена и каких результатов он
добился.
Схема самоанализа обычно охватывает
следующие аспекты:
- Класс, предмет, тема и структура
урока и его тип;
- Краткая характеристика класса:
одаренные, слабоуспевающие, дети со слабым
здоровьем;
- Цели и содержание занятия,
как их донесли до учеников;
- Рациональность распределения
времени;
- Нужны ли были учебники, тетради,
кассеты, диски на занятие;
- Как был проведен контроль знаний;
- Комфортная ли была психологическая
атмосфера;
- Оценка учителя: слабые и сильные
стороны, выводы, перспективы.
Несомненно, чаще всего именно
учитель занимается самоанализом урока
английского языка, чтобы держать руку
на пульсе учебного процесса, располагать
реальной картиной усвоения знаний и не
допустить дезертирства из общего строя
успевающих учеников.
В данном случае основу анализа
положен типовой урок иностранного языка
как компонент профессиональной компетентности
учителя иностранного языка, содержащий
все стандартные этапы: цели урока, организационный
момент, контроль домашнего задания, повторительные
и подготовительные упражнения, введение
нового учебного материала, контроль понимания,
тренировочные задания, контроль усвоения.
В зависимости от цели каждого данного
урока число и порядок следования его
компонентов могут меняться, поэтому анализ
урока следует начать с установления целей,
которые поставил себе учитель.
Анализируя ход урока, необходимо
выделять следующие элементы:
- Учебно-методические задачи урока: введение,
закрепление, активизация англоязычного
материала, итогово-контрольная работа.
- Тематика содержания учебных материалов:
текст, устная тема, упражнения, ситуации,
методические приемы, языковой материал.
- Оснащение урока: ТСО, наглядность, дидактические
материалы, в том числе используемые компоненты
учебно-методического комплекса.
- Место урока в изучении темы (урок открывает,
продолжает, завершает учебную тему …).
- Целевая установка: ориентация на формирование
развития навыков и умений англоязычной
речевой деятельности (аудирования, говорения - монологической, диалогической речи), чтения, письма; ориентация на овладение учащимися аспектами языка (произношением, лексикой, грамматикой); комплексные пели урока (обучение общению на английском языке, обучение познавательной деятельности с использованием английского языка).
- Воспитательные цели урока: нравственное,
эстетическое, трудовое воспитание, воспитание
цивилизованной личности, культуры мышления,
общения, чувств и поведения.
- Общеобразовательные цели урока: познавательные,
страноведческие, лингвострановедческие,
развивающие; развитие лингвистического
мышления.
- Соответствие целей урока его месту в
изучении учебной темы, требованиям программы
обучения английскому языку и учебного
плана для данного класса.
- Подготовка учебного помещения (кабинета
английского языка) к занятию.
- Подготовка учащихся к занятиям, оборудование
их рабочих мест.
- Учебная атмосфера в классе (кабинете):
переключение учащихся на предмет «английский
язык»; использование материалов, рассказывающих
о странах изучаемого языка (Великобритания,
США, Австралия etc.);
- Организационный момент: эффективность
переключения учащихся на предмет «английский
язык»; беседа учителя с учащимися на английском
языке; вопросы учителя классу о готовности
к работе; сообщение о характере (плане)
работы на данном уроке; ориентирование
учащихся на достижение практических
(коммуникативных, познавательных), воспитательных,
общеобразовательных целей; речевая зарядка;
установление контакта учителя с учащимися;
использование микробеседы учителя с учащимися; применение других педагогических и методических приемов для создания в классе творческой, деловой, доброжелательной атмосферы; использование в ходе речевой разминки материалов по учебной теме урока и ориентирование речевой разминки на достижение целей урока.
- Фонетическая зарядка: ориентация на
достижение основных практических целей
урока; подготовка учащихся к работе с
новым языковым материалом; развитие фонетических
навыков.
- Домашнее задание: проверка задания на
уроке, контроль его в ходе работы над
новым учебным материалом; качество выполнения
домашнего задания; фиксирование случаев
невыполнения задания до начала его проверки;
комментирование учителем выполнения
задания, использование форм его проверки;
способы компенсации недоработки на текущем
(следующем) уроке; обеспечение формирования
навыков и умений; учет трудностей, возникающих
у учащихся при выполнении домашнего задания; обобщение типичных ошибок; разъяснение причин, вызывающих эти ошибки; использование эффективного способа их преодоления; исправление ошибок; атмосфера корректности и доброжелательности в ходе проверки домашнего задания.
- Введение нового материала: форма введения
нового материала; использование индуктивного
(дедуктивного) способа; использование
доски, ТСО, материала учебника; использование
предметной, изобразительной наглядности,
истолкования, дефиниции, комментария,
переноса, контекста, ситуации для семантизации нового материала; соответствие ступени обучения
характеру языковых единиц, трудности
вводимого материала, цели его усвоения;
обеспечение овладения учащимися ориентировочной
основой действий, усвоения знаний при
объяснении нового языкового материала; контроль понимания новых языковых единиц; использование учащимися языковых единиц в контексте предложений.
- Обеспечение усвоения нового языкового
материала: использование языковых, условно-речевых
и речевых упражнений для различных видов
речевой деятельности; соблюдение рационального
соотношения разных типов упражнений
(языковых, условно-речевых и речевых),
устных и письменных, программированных
и непрограммированных, проблемных и непроблемных; применение ТСО и изобразительной наглядности.
- Обучение аудированию: приемы, использованные учителем для достижения поставленной цели; методическая обоснованность этапов работы с аудиотекстом; организация подготовки к восприятию текста (снятие языковых трудностей, обучение языковой догадке, антиципции; постановке целевого задания, стимулирующего интерес к восприятию); использование магнитофона (проигрывателя); рациональное использование прослушивания; использование зрительной, изобразительной, картинной наглядности и языковых и смысловых опор; результат работы.
- Обучение говорению: подбор речевого
материала, речевых ситуаций, диалога-образца,
текста (устного, письменного), использование
наглядности, ТСО; организация помощи
учащимся и управление построением диалогических
(монологических) высказываний; применение
различных видов опор (плана, логико-синтаксической
схемы, ключевых слов, зачина и концовки
и др.); эффективность игровых приемов
и проблемных заданий, использованных
учителем.
- Обучение чтению: формирование навыков
техники чтения и умений понимать читаемое;
использование разнообразных приемов,
заданий и упражнений на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах; правильность решения задачи каждого этапа работы над текстом; применение рациональных методических приемов для контроля понимания (заданий найти правильный ответ на вопрос из ряда данных, воспроизвести контекст на основе ключевых слов, озаглавить абзацы и т. д.); использование контекста как базы для развития устной речи, целесообразность такого использования текста на данной ступени обучения; эффективность упражнений.
- Обучение письму: правильность использования
приемов и заданий; в соответствии с целью обучения (письменного
пересказа, сочинения, расширения реплик
в диалоге, написания письма, аннотации;
перевода, составления плана с последующим
реферированием, выборки наиболее значимых
предложений, составления конспекта в
процессе чтения на основе плана, тезисов,
ключевых слов и словосочетаний).
- Использование форм классной работы:
соотношение фронтальной и групповой
работы; работы в парах и индивидуальной
работы; рациональность применения разнообразных
форм заданий; формы учебного взаимодействия
(ученик – учитель, ученик – книга, ученик
– магнитофон, ученик – диапозитив или
рисунок, ученик – реалии страны изучаемого
языка, ученик – ученик).
- Средства учета, контроля и оценки: степень
овладения учащимися англоязычным материалом,
навыками и умениями англоязычной речи;
эффективность вопросно-ответной работы,
выполнения упражнений и заданий, тестирования,
работы с рисунками, раздаточным материалом.
- Задание к следующему уроку: контроль
понимания задания; рекомендации к его
выполнению, частичное выполнение его
в классе с учащимися; включение разных
видов речевой деятельности; правильность
соотношения между формальными, рецептивными,
репродуктивными и продуктивными видами
заданий; закрепление усвоенного материала;
подготовка учащихся к следующему уроку.
- Заключительный этап урока: беседа учителя
с учащимися; ответы на вопросы, не входящие
в план урока; развернутая оценка работы
каждого учащегося; выставление оценок.
- Соблюдение общедидактических принципов: сознательности, практической направленности, перехода от простого к сложному, от известного к неизвестному, от конкретного к абстрактному. Реализация методических принципов: коммуникативной направленности обучения англоязычной речи, устной основы (устного опережения), функциональности и др.
- Индивидуализация обучения на уроке:
использование нескольких видов презентации
учебного материала одновременно, учет
личностных интересов в выборе заданий,
разного уровня подготовки и разной скорости
усвоения нового материала при выборе
заданий для разных групп учащихся; стимулирование
дискуссии, обсуждения; применение дифференцированных форм
поощрения и порицания в зависимости от
личностных характеристик учащихся.
- Учитель и класс: общая атмосфера занятия
(оптимистическая, активная, деловая, доброжелательная);
контакт учителя с классом; уровень профессиональной
подготовки учителя, владения методикой
обучения английскому языку; личные качества
учителя как педагога; выразительность
речи учителя, тон, стилистическая корректность,
отсутствие (наличие) языковых ошибок,
тембр голоса.
- Понимание классом (группой) целей выполняемых
учебных действий; инициативность учащихся
в общении с учителем, с соучениками; спонтанный
характер вопросов, предложения о выборе
учебных действий; предложение своих решений;
высказывание своих мнений; стремление
пользоваться английским языком; отсутствие
боязни допустить ошибку; оценка учащимися
учителя как специалиста, симпатия к учителю;
высокая оценка мнения учителя; готовность
выполнить учебные задания.
- Использование родного (русского) языка
в речи учителя и учащихся: использование
учителем родного языка для разъяснения
учащимся инструкции, когда, по его мнению,
учащиеся не знают определенных слов и
словосочетаний, а их употребление оправдано
ситуацией; дублирование на родном языке
своих наиболее сложных для понимания
высказываний; постоянное использование
английского языка как средства общения
с учащимися; применение родного языка как основы мыслительной деятельности учащихся для того, чтобы побудить учащихся говорить только на английском языке; использование родного языка в целях
экономной семантизации, для разъяснения наиболее трудного материала, истолкования реалий, иллюстрации и более доступного понимания стилистических, фразеологических особенностей языка, решения сложных психологопедагогических задач, оказания помощи учащимся в подготовке самостоятельных высказываний, сопоставления результата ошибки в англоязычной речи, ее влияние на понимание в общении с аналогичной ошибкой в родной речи; дублирование своих высказываний на родном языке англоязычными; способы поощрения предпочтительного или постоянного использования учащимися английского языка; использование родного языка учащимися (постоянно или только тогда, когда им не хватает необходимых языковых средств)
- Рациональное использование времени
на уроке: время говорения учителя и учащихся
в минутах; время, затраченное на организационный момент,
контроль домашнего задания, презентацию
нового материала, его коррекцию, тренировочные
задания, итоговый контроль, объяснение
домашнего задания, заключительную часть
урока; время говорения на родном и английском
языках, соответствие распределения времени
на уроке
по плану занятия.
Отметим, что основные показатели
профессиональной компетентности учителя
английского языка включают в себя необходимость
умения развивать у учащихся коммуникативное
и межличностное общение, компонентами
которого являются лингвистическая, тематическая,
социокультурная, учебно-познавательная
компетенции
Коммуникативная компетенция
предполагает не только формирование
таких личностных качеств как общительность,
открытость во взаимодействии с другими
людьми, но и развитие у учащихся практических
умений, способности управлять своей учебной
деятельностью. Учителю необходимо создать
условия для проявления самостоятельности
и творчества учащихся в решении коммуникативных
задач, тем самым позволяя учащимся увидеть
свой рост, свои достижения. В совокупном
единстве учитель иностранного языка
решает не только коммуникативные, но
и познавательные, духовно-нравственные,
развивающие и другие задачи.
В трудовой деятельности профессионально
компетентного учителя английского языка
необходимо присутствие рефлексивного
компонента. Показатели этой компетенции
характеристика реальных учебных возможностей
ученика, способность определить тип урока
в соответствии с поставленными задачами
и содержанием учебного материала, обосновать
отбор его содержания и оптимальность
выбранных методов и приемов обучения,
т.е. умело соотнести теорию обучения с
практикой, способность проецировать
полученные данные на индивидуальные
возможности конкретной личности учащегося
и конкретные условия обучения.
Таким образом, одним из инструментов
компетенции самосовершенствования учителя
иностранного языка является самоанализ
урока. Именно он дает возможность формировать
и развивать творческую сознательность,
которая проявляется в умении сформулировать
и поставить цели своей деятельности и
деятельности учеников.
2.2 Проблема активности
личности в обучении
Проблема активности личности
в обучении – одна из актуальных в психологической,
педагогической науке, так и в образовательной
практике.
Проблема активности личности
в обучении как ведущий фактор достижения
целей обучения, общего развития личности,
профессиональной ее подготовки требует
принципиального осмысления важнейших
элементов обучения (содержания, форм,
методов) и утверждает в мысли, что стратегическим
направлением активизации обучения является
не увеличение объема передаваемой информации,
не усиление и увеличение числа контрольных
мероприятий, а создание дидактических
и психологических условий осмысленности
учения, включения в него учащегося на
уровне не только интеллектуальной, но
личностной и социальной активности.
Уровень проявления
активности личности в обучении
обусловливается основной его логикой,
а также уровнем развития учебной мотивации,
определяющей во многом не только уровень
познавательной активности человека,
но и своеобразие его личности.