Экспериментальная работа по формированию выразительной речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретическая разработка и практическая апробация речевых занятий по формированию выразительности речи старшего дошкольного возраста
Гипотеза исследования: эффективность работы по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста, определяется:
использованием игровых приемов на занятиях по развитию речи;
реализацией подборки речевого материала на занятиях.
поддерживать интерес к театрализованным играм через создание атрибутов, использование музыкального сопровождения.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Особенности формирования выразительности речи у старших дошкольников
1.2 Возможности театрализованной деятельности в формировании выразительности речи у старших дошкольников
1.3 Методы организации работы на речевых занятиях по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
2. Экспериментальная работа по формированию выразительной речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр
2.1 Содержание эксперемантальной работы по выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
2.2 Организация работы по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста на речевых занятиях
2.3 Результаты экспериментальной работы по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Чижикова.docx

— 104.85 Кб (Скачать файл)

Основные условия успешного формирования выразительности речи у старших дошкольников, это:

  1. учет индивидуальные психолого-педагогические особенности;
  2. применение при проведении театрализованных игр эффективных способов формирования выразительности речи у старших дошкольников;
  3. организация активного участия родителей в процессе формирования выразительности речи у старших дошкольников.

Два первых условия были выполнены при разработке занятий с элементами игр, направленных на формирование выразительности речи. Третье условие – организация активного участия родителей в процессе формирования выразительности речи у старших дошкольников, было выполнено в процессе формирующего эксперимента.

Для активного привлечения родителей были проведены консультации и даны рекомендации по занятиям дома. Подготовлены «информационно-программные листы» и розданы родителям для занятий дома. В Приложении 3 подробно описаны и упражнения и рекомендации родителям. Так же, для занятий дома с детьми, родителям были предложены упражнения для развития выразительности речи, которые проводились и в с детьми в садике, такие как «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Горка», «Трубочка», «Часики», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка». Эти упражнения подробно описаны в Приложении 2.

По предлагаемым упражнениям родители занимались дома с детьми по формированию выразительности речи, разучивали роли из сказок, которые были включены в занятия, например «Под грибом», «Волшебный чай», «Теремок», «Путешествие с Незнайкой». К таким сказкам, как «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок» - дома дети с родителями учились дома изображать героев этих сказок. В подготовке занятий родители так же принимали активное участие, они изготавливали атрибуты, декорации, элементы костюмов. Так были созданы условия по театрально-игровой деятельности.

Все занятия проводились поэтапно: от знакомства с литературным произведением через работу над ролью (техникой речи, интонацией, позой, жестом) до показа стендового театра и постановки произведения. На наш взгляд в процессе формирования выразительности речи посредством театрализованных игр, важнейшим условием является работа над образом, ролью, во взаимодействии с другими детьми происходит развитие и творческое становление личности ребенка, усвоение им социальных норм поведения, формируются выразительность речи и высшие произвольные психические функции.

Особая роль в перспективном планировании отводилась играм-драматизациям, ведь именно в них особенно ярко проявляется выразительность речи. В этом виде деятельности все умения детей направлены на создание игровой ситуации, на более точное и эмоциональное воплощение взятой на себя роли, на умение ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами и переживаниями.

Прежде, чем драматизировать сказку, дети учились рассказывать ее по ролям, заучивая с начала с родителями дома, затем рассказывая в садике, находя нужные интонации. Для формирования интонационной выразительности речи мы использовали специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков.

В садике, вся указанная работа проводилась на специально организованных занятиях, в совместной деятельности воспитателей и детей. Занятия по были включены в блок занятий познавательного цикла и проводились регулярно: 1 раз в неделю. В структуру этих занятий включены упражнения на формирование у детей интонационной выразительности речи, развитие эмоций, движений, жестов, мимики.

Успешному формированию выразительности речи детей способствовал установившийся контакт с родителями наших воспитанников. Мы стремились достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к формированию выразительности речи детей, а стали активными союзниками и помощниками в организации их художественно-речевой деятельности. Многие родители участвовали в создании декораций к детским спектаклям, изготавливали вместе с ребятами костюмы, помогали в заучивании текста ролей. Дома проводили занятия по формированию выразительности речи по разработанным нами информационно-программным листам. Одной из интересных форм работы, которой нам удалось достичь, является привлечение родителей для участия в театрализованных представлениях в качестве актеров – бабушек и дедушек.

В процессе проводимой работы по формированию выразительности речи проводились различные игры. Во всех предложенных нами занятиях и играх дети с удовольствием принимали участие.

Например предложенный комплекс артикуляционных упражнений «Утро с котиком Мурзиком» проводился каждое утро с просмотром слайдов.

Так в упражнении, под названием Театральный конкурс, использовались сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок». Это упражнение направлено на развитие мимики. Детям по жребию доставались персонажи из сказки, включая даже деревья, пеньки, речки, ведра и т.д. Воспитатель читает текст сказки, а дети должны изобразить этот текст пользуясь только средствами пантомимы: показывая телом, мимикой, движениями, любыми жестами и позами и чем угодно.

Когда воспитатель читал сказку, все персонажи оживали, и было очень весело, дети изображали своих «героев, кто как мог. Им очень понравилось пантомима.

Упражнение – игра «Крокодил», телесно-ориентированная игра, проходила примерно так же как и «Театральный конкурс». Только все дети делились на две группы. Ведущий загадывает первое слово «крокодил», затем его показывает. Одна команда сообща и тайно загадывает фразу, затем выбирает игрока из другой команды. Текст сообщается одному/двум представителям из противоположной команды. Их задача – донести этот текст до своей команды, пользуясь только средствами пантомимы: показывая телом, мимикой, движениями, любыми жестами и позами и чем угодно по одному слову. Команда отгадчиков говорить может: она помогает вопросами и наводящими фразами, но их партнеры могут только использовать тело и лицо и кивать головой «Да», «Нет». Фразы не обязательно должны иметь смысл. Чем нелепее фраза тем интереснее. Загадывать можно разных животных.

На занятиях с элементами театрализованных игр по формированию интонационной выразительности использовались приемы для формирования выразительности речи, такие как выразительное проговаривание букв (восклицательно, повествовательно, вопросительно) с применением мимики (грусть, улыбка). Такие приемы использовались на занятии «Волшебный чай».

«Воспитатель: Дети, с каких слов начинаются все русские народные сказки?

Дети: Все сказки начинаются со слов: Жили-были…

Воспитатель: Сегодня, я вас тоже хочу пригласить в сказку, но эта сказка необычная. В одном сказочном королевстве жил-был король. И звали его – «О». Он был очень важный и говорил так – «О-О-О» (руки округлить перед грудью – в форме буквы «О»). Дети, как говорил король?

Дети: «О-О-О»

Воспитатель: У него была жена, королева. Она была добрая, нежная и ласковая. И звали ее – «И». Она всем улыбалась и говорила: «И-И-И» (растопыренные ладони приставить к краям губ). И даже, когда она была строгая, голос у нее все равно звучал нежно – «И-И-И». Дети, как говорила королева?

Дети: «И-И-И»

У них были дочка-принцесса и сынок-принц. Принцессу звали – «А», а принца – «Э». С утра до вечера они бегали в королевском саду и радуясь кричали: принцесса – «А-А-А» (руки округлить над головой), дети, как кричала принцесса?

Дети: «А-А-А»

Воспитатель: принц кричал – «Э-Э-Э» (руки развести в стороны, ладони округлить), как кричал принц?

Дети: «Э-Э-Э»

Воспитатель: Однажды они попали под холодный, проливной дождь и простудились. Они стали кашлять и чихать и никто не мог их вылечить. Король издал указ и приказал своим секретарям свинкам его напечатать: «О-О-О!»

Воспитатель: Кто хочет быть секретарями – свинками? (3-е детей исполняют роли свинок, имитируя работу на печатной машинке).

        Свинки:

Как на пишущей машинке

Три хорошенькие свинки:

Туки – туки – туки - тук! (тихо, медленно)

Туки – туки – туки - тук! (тихо, медленно)

И постукивают, И похрюкивают:

Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк! (громко, быстро)

Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк! (громко, быстро)

 

Логопед: В королевском лесу жили волки. Они выли – «Ы-Ы-Ы». Услышали они как хрюкают свинки, и вышли на охоту

Волки:

Вышли волки на охоту.

Бродят волки по болоту.

Между прочим, говорят

Поросят они едят.

Ы – Ы – Ы……..

Дети изображают повадки волков и рычат громким, низким голосом. Свинки визжат высоким голосом, разбегаясь в разные стороны.

Воспитатель: У короля был верный слуга – филин, он все сообщал королю, что происходит у него в королевстве. Он говорил – «У-У-У» (вытянуть руки перед грудью в форме овала). Полетел филин с указом в поисках доктора, а вечером сообщил королю, что секрет лечения знает мудрый змей, который живет в дремучем лесу, под волшебным деревом.

Давайте дети сходим к мудрому змею и спросим его совета, как помочь выздороветь принцу с принцессой.

Воспитатель: Отправляемся в путь. Перед нами волшебное море, чтобы перебраться на другой берег нужно преодолеть «звуковые волны» (показывает схемы).

Мы будем произносить первый звук слова змей, глядя на эту схему.

 

Какой это звук? «З». Сначала мы произносим звук «З» глядя на «волны» громко, плавно проводя в воздухе указательным пальцем. Затем следя по схеме взглядом, потом по воображаемой «волне» с разной силой голоса произносим звук «З» - тихо, громко, тихо (дети выполняют задание). 
 

 

В конце занятия детям предложили показать: Какой был король? Какой была королева? Какое было настроение и какое оно стало? Дети показывают короля, королеву и какое у них настроение.»

На театрализованном занятии по развитию выразительности связного высказывания на основе сказки В. Сутеева «Под грибом» (Приложение 6), помимо упражнений, включенных в занятие дети инсценировали мультфильм, который просматривали на занятии. Конечно, инсценировка была подготовлена заранее. С детьми занимались дома родители, разучивали роли. В процессе занятия использовались логоритмические упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие мимики, жеста и элементы пантомимики, формирование эмоциональной лексики. В занятие так же были включены: коррекционно-развивающая игра на развитие слухового внимания «Не зевай, по порядку выбегай!» и театральные этюды «Доскажи и покажи».

Ниже приведём фрагмент данного занятия.

«Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в лес. А чтобы попасть туда, нужно произнести следующую волшебную чистоговорку.

Дети:

          ЕС-ЕС-ЕС – мы идем в лес.

Су-су-су – тихо осенью в лесу.

ЕС-ЕС-ЕС – опустел осенний лес.

Су-су-су – грибы берем в лесу.

ЕС-ЕС-ЕС – листву роняет лес.

Стве-стве-стве – грибы спрятались в траве.

 

2. Логоритмическое упражнение под  музыку «Грибы» (Т. Попатенко, М. Пляцковский  «Грибы»).

Воспитатель: А теперь возьмем корзинки с лукошками и пойдем собирать грибы.

Дети:

         Мы идем дорожками

Узкими тропинками.

Мы идем с лукошками,

Мы идем с корзинками

Золотым осенним днем

За грибами в лес идем.

Крепкий подберезовик

Вырос под березою.

Красный подосиновик

Вылез под осиною.

Золотым осенним днем

Мы грибы в лесу берем.

С полными лукошками,

С полными корзинами.

Мы идем дорожками,

Мы идем тропинками.

Золотым осенним днем

Мы грибы домой несем

3. Пальчиковая гимнастика «Много  мы грибов набрали».

Дети:

Много мы грибов набрали, а потом пересчитали:

1 – лисичка, 2 – свинушка,

3 – опята, 4 – чернушка,

5 – пузатый боровик,

6 - малышка моховик,

7 – как шляпа, черный груздь,

8 – я назад вернусь.

Подберезовик хорош,

Подосиновик пригож.

А 10 будет белый –

Всей корзины нашей гвоздь.

Вы внимательно искали.

Много мы грибов набрали.

А теперь назад пойдем

И корзины унесем.

4. Упражнения на развитие мимики, жеста и элементы пантомимики.

(Дети одевают шапочки-маски.)

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки о лесных жителях и изобразите их повадки.

          Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке (Муравьи)

Маленький мальчишка

В сером ярмячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (Воробей)

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки. (Мышка)

Когда дождик капает,

Она в болоте квакает.

Кто это квакушка?

Зеленая…. (Лягушка).

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Зимой беленький,

А летом серенький.

Никого не обижает,

А всех сам боится. (Заяц)

Информация о работе Экспериментальная работа по формированию выразительной речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр