Экспериментальная работа по формированию выразительной речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретическая разработка и практическая апробация речевых занятий по формированию выразительности речи старшего дошкольного возраста
Гипотеза исследования: эффективность работы по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста, определяется:
использованием игровых приемов на занятиях по развитию речи;
реализацией подборки речевого материала на занятиях.
поддерживать интерес к театрализованным играм через создание атрибутов, использование музыкального сопровождения.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Особенности формирования выразительности речи у старших дошкольников
1.2 Возможности театрализованной деятельности в формировании выразительности речи у старших дошкольников
1.3 Методы организации работы на речевых занятиях по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
2. Экспериментальная работа по формированию выразительной речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр
2.1 Содержание эксперемантальной работы по выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
2.2 Организация работы по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста на речевых занятиях
2.3 Результаты экспериментальной работы по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Чижикова.docx

— 104.85 Кб (Скачать файл)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Пушистый хвост – краса

Кто это? (Лиса)

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся. (Гриб)

    5. Просмотр мультфильма «Под грибом» и беседа по содержанию сказки.

Воспитатель: А теперь мы покажем, какая история произошла с нашими героями в лесу…

         По окончании формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика характеристик выразительности речи по той же методике, что и в констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы.

 

2.3 Результаты экспериментальной работы по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

 

Целью данного этапа исследования является определение эффективности предлагаемых нами методически разработанных занятий с элементами театрализованных игр, направленных на формирование выразительности речи.

Для чего была проведена серия диагностических тестов по методике И.Ф. Павалаки «Исследование выразительности речи».

Задачи итогового этапа:

  1. провести повторную диагностику по методике констатирующего этапа;
  2. вывести полученные результаты в сравнительный анализ и сделать соответствующие выводы;
  3. разработать рекомендации педагогам и родителям по формированию выразительности речи.

Проведенные занятия с элементами театрализованных игр, логоритмические упражнения и телесно-ориентированные игры к концу формирующего эксперимента уже дали положительные результаты. Наблюдая за детьми в различных инсценировках, да и в диалогах между собой у детей явно становилась речь выразительнее. Проявилась мимика, дети стали жестикулировать руками при разговорах между собой. Дети как бы «артистичнее» стали общаться между собой, принимая на себя ту или иную роль в своих играх.

Проведенное повторное исследование подтвердило наше наблюдение. Сравнительная таблица результатов в начале и повторного тестирования характеристик выразительности речи по методике И.Ф. Павалаки «Исследование выразительности речи» представлены в Таблице 4.

Из Таблицы 4 видно, что уровень выразительности старших дошкольников значительно повысился. Высокий уровень выразительности после проведения специально разработанных занятий и упражнений выявлен у 12 ребят, а было всего 3. Средний уровень теперь характерен для 5 дошкольников, вместо 7.

 

Таблица 4

Результаты по проведенным методикам в конце эксперимента

Имя, Ф

Всего баллов

Уровень выразительности речи

в начале экспер.

в конце экспер.

в начале экспер.

в конце экспер.

1

Диана Б.

8

15

средний

высокий

2

Ксения Г.

10

12

высокий

высокий

3

Маша Е.

3

8

низкий

средний

4

Ира Ф.

2

10

низкий

высокий

5

Тимур К.

7

13

средний

высокий

6

Миша Г.

3

7

низкий

средний

7

Саша Г.

9

15

высокий

высокий

8

Илья П.

8

14

средний

высокий

9

Валя З.

6

12

средний

высокий

10

Олеся К.

3

7

низкий

средний

11

Юлия К.

8

14

средний

высокий

12

Витя Ф.

3

7

низкий

средний

13

Коля Г.

2

8

низкий

средний

14

Лариса П.

9

15

высокий

высокий

15

Роман П.

6

12

средний

высокий

16

Серёжа С.

3

9

низкий

высокий

17

Дарья С.

5

11

средний

высокий

18

Женя Т.

2

3

низкий

низкий


 

 

       Как видим из Таблицы 4 уровень выразительности старших школьников значительно повысился. Высокий уровень выразительности после проведения специально разработанных занятий и упражнений выявлен у 12 ребят, а было всего 3. Средний уровень теперь характерен для 5 дошкольников, вместо 7.

Только один ребёнок не поднялся выше низкого уровня, хотя необходимо отметить, что по баллам у него оценка стала выше, но до среднего чуть-чуть не дотянул. Это можно объяснить тем, что у мальчика явно выражено нарушение речи. Ребенок очень плохо разговаривает, не произносит много звуков, «гнусавит». Здесь требуется специалист не только по развитию произношения, но и другие специалисты, такие как ЛОР, психолог, невропатолог, возможно и социолог, так как социально-педагогические условия развития детей не обследовались, однако факторами затруднения речи могут быть любые.

Проведенное экспериментальное исследование показало, что для занятий театрально-игровой деятельностью в целях формирования выразительности в дошкольном учреждении необходима развивающая предметно-пространственная среда. Без этого очень сложно проводить театрализованные занятия по развитию характеристик выразительности речи. Так же при разработке занятий с элементами театрализованных игр необходимо учитывать индивидуальные психолого-педагогические особенности дошкольников. Активное участие родителей так же способствует успешному формированию выразительности речи.

Экспериментальное исследование подтвердило эффективность разработанных нами занятий с элементами театрализованных игр и упражнений, направленных на формирование выразительности речи.

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование показало, что театрализованные игры, при соблюдении определенных условий: учет индивидуальные психолого-педагогические особенности; применение эффективных способов формирования выразительности речи и организация активного участия родителей в процессе формирования выразительности речи у старших дошкольников, являются эффективным средством формирования выразительности речи старших дошкольников. Что собственно и подтверждает выдвинутую гипотезу в исходном положении.

Уровни выразительности речи старших дошкольников в начале эксперимента

 

Сравнительный анализ уровней выразительности речи в начале и в конце экспериментального исследования

         По результатам работы были сформированы методические рекомендации родителям и педагогам по формированию выразительности речи:

Рекомендации

  1. Работа по формированию выразительности речи у дошкольников должна вестись на всех занятиях: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад.
  2. Родители должны работать дома над формированием выразительности речи следуя данным логопедом или воспитателем рекомендациям.
  3. Для развития просодических компонентов речи можно использовать вербальные и невербальные тренинги, театрализованные игры и различные логоритмические упражнения.
  4. Проводить работу по формированию мелкой моторики, формировать тонкие движения пальцев рук.
  5. Развивать чувство и восприятие ритма
  6. Научить детей выражать эмоции при помощи мимики, для этого можно использовать: «Удивилки» - поднять брови; «Поразилки» - поднять брови, открыть рот; «Улыбалки», «Хмурилки» - нахмурить брови; «Сердилки» - нахмурить брови, надуть щеки; «Огорчалки» - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз и т.п.
  7. Проводить логоритмические минутки. Например, зарядка: А - руки в стороны вверх. О - руки соединить. И - руки развести в стороны. У - руки вперед, назад, вместе.
  8. Научить детей повышать и понижать голос. Например упражнение «Укачивание» (имитация укачивания куклы): А – А – А - А.
  9. Для развития интонации и выразительности в экспрессивной речи использовать упражнения, направленные на развитие силы и высоты голоса. Например повествовательные, восклицательные или вопросительные предложения.
  10. Родителям и педагогам уделять должное внимание упражнениям, играм, инсценировкам на развитие чувства темпа, ритма, мелодики и интонации.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы и экспериментальное исследование по проблеме формирования выразительности речи у старших дошкольников средствами театрализованных игр и сделаны соответствующие выводы.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что старший дошкольный возраст это период интенсивного формирования личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности. Привычку к выразительной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией.Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.

Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение.

В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях.

Театрализованная деятельность позволяет детям старшего школьного возраста решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формировать выразительную речь. Театрализованные игры помогают всесторонне развивать ребенка и не случайно в примерных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел, организация театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность – важнейшее средство формирования выразительной речи, а так же развития внимания, всех процессов памяти, мышления, познавательных и творческих способностей, формирования нравственных и этических форм поведения, способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Существует множество способов и методов формирования выразительности речи. Для формирования выразительности речи используют различные логоритмические упражнения, все упражнения и тренировки проводятся в форме игры, так как игра является одним из наиболее доступным и понятным методом для детей. Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи.

Экспериментальное исследование подтвердило эффективность разработанных нами занятий с элементами театрализованных игр и упражнений, направленных на формирование выразительности речи.

Таким образом, гипотеза о том, что процесс формирования выразительности речи средствами театрализованных игр у старших дошкольников будет проходить успешнее, если работу по организации театрализованных игр строить с учетом индивидуальных психолого-педагогические особенностей, при этом применять эффективные способы формирования выразительности речи у старших дошкольников и организовывать активное участие родителей в процессе формирования выразительности речи, нашла сове подтверждение.

По результатам работы были сформированы методические рекомендации родителям и педагогам по формированию выразительности речи у старших дошкольников.

Предлагаемые методические рекомендации могут быть использованы для оптимизации коррекционной работы в условиях специальных дошкольных учреждений и семьях, с детьми со стертой формой дизартрии, для студентов дефектологических факультетов педагогических университетов, на курсах повышения квалификации педагогических кадров.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Антипова A.M. Просодия //Лингвистический энциклопедический словарь – М.: Гардарики. 2006 - 276 с.
  2. Алмазова E.С. О возрастных, особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи. – М.: Сфера, 2003 - 189 с.
  3. Артемова Е.Э.Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Автореф. дис, ... канд. пед. наук. – М.: Просвещение, 2005 - 189 с.
  4. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 2001. –127 с.
  5. Антипина Е.П. Театрализованные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Творческий центр «Сфера», 2006 – 168 с.
  6. Бородич А.М. Методика формирования речи детей. – М.: 2001 – 126 с.
  7. Батурина Г. И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 176 с.
  8. Витт П.В. Информация об эмоциональных Состояниях к в речевой интонации //Вопросы психологии. 2006 – №3 – 56 с.
  9. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО. 2002. – 458 с.
  10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 2001 – 210 с.
  11. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).
  12. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2006 – 136 с.
  13. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. – М.: 2003 – 132 с.
  14. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: АПН РСФСР, 2002. – 156 с.
  15. Жуковская Р.И. «Игры и трудовые занятия в детском саду» - М.: Владос, 2002 – 156 с.
  16. Запорожец А.В. Избранные психологические труды– М.: ТЦ Сфера, 2001 – 562 с.
  17. Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с детьми. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001 – 138 с.
  18. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. – М.: Просвещение, 2002. – 191 с.
  19. Кряжева Н.Л., Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – М.: Ярославль: Академия развития, 2002. – 208 с
  20. Кравцов Г.Г. Психологическая готовность к школе - М.: Знание 2000 – 77 с.
  21. Лагутина А.В., О работе воспитателя в группе для детей с ОНР // Дошк. воспитание. – 2006. - № 11. – С. 76-80.
  22. Лагутина А.В., О готовности к обучению чтению детей 4-5 лет с нарушениями речи // Логопед в детском саду. – 2006. - №6(15). – С. 27-31.
  23. Левина Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. – М.: Наука, 2004. – 219 с.
  24. Лопатина Л.В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – М.: СПб., 2001 – 189 с.
  25. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003 – 189 с.
  26. Максаков А.Н., Правильно ли говорит ваш ребёнок. – М.: Школьная Пресса, 2006. - 128 с.
  27. Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001 – 169 с.
  28. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие;. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.
  29. Нищева Н.В., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – М.: СПб., 2005. – 213 с.
  30. Павалаки И.Ф. «Темпо-ритмическая организация движений и речи дошкольников». Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М.: 2006 – 156 с.
  31. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л. Театрализованные игры в детском саду. – М.: М.: Школьная пресса, 2003 – 136 с.
  32. Ромусник М.Н. Комплексный подход в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Логопед в дет. саду. – 2006. - № 1. – С. 39-43.
  33. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С. 61-63; 2003. №2. С.129-130.
  34. Сохин Ф.А., Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников – М.: МОДЭК МПСИ, 2002 – 240 с.
  35. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. //Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 2001 – 221 с.
  36. Теплов Б.М. Избранные труды. В двух томах. Том 1 – М.: Педагогика.2001 – 340 с.
  37. Технология проблемно-развивающего обучения. Использование элементов орфопедагогики педагогов-новаторов: Т. А. Боровик, В.А. Жилина, Т. Э. Тютюнниковой. – М.: ТЦ «Сфера», 2006 – 312 с.
  38. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Задачи речевого развития; Особенности развития связной речи; Формирование образной речи. – М.: Сфера. 2009 - 2040
  39. Чернова Т.В. Организация взаимодействия логопеда с родителями старших дошкольников с ОНР / Т.В. Чернова, И.Ю. Лебеденко // Дошк. педагогика. – 2007. - № 2. – С. 48-51.
  40. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М.: Гном – Пресс, 2001 – 189 с.
  41. Шевцова Е.Е., Забродина Л.В.Технологии формирования интонационной стороны речи. – М.: АСТ.2008 – 222 с.
  42. Швачкин Н.Х. Развитие первых слов ребенка – М.: НПО «МОДЭК», 2001 – 138 с.
  43. Эльконин Д.Б. Избранные произведения. – М.: Просвещение, 2000. – Т.1.

Информация о работе Экспериментальная работа по формированию выразительной речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр