Экспериментальное изучение общения дошкольников со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования являются социально-психологические механизмы, влияющие на развитие и коррекцию сферы общения дошкольного возраста.
Цель заключается в изучении основных социально-психологических механизмов, которые позволяют осуществить коррекцию сферы общения.
Задачи исследования:
1) Анализ различных подходов к проблеме общения дошкольников со сверстниками.
2) Проведения исследования, направленного на изучение общительности детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение.
Глава 1: Теоретические основы развития общения детей дошкольного
возраста со сверстниками.
1.1 Исследование общения дошкольников со сверстниками в зарубежной
психологии.
1.2 Анализ проблемы общения дошкольников со сверстниками в
отечественной психологической науке.
1.3 Развитие форм общения дошкольника со сверстниками в онтогенезе.
1.4 Отличительные особенности общения дошкольников со сверстниками.
Глава 2: Экспериментальное изучение общения дошкольников со
сверстниками.
2.1 Организация и методика исследования.
2.2 Диагностика общения дошкольников со сверстниками.
2.3 Развитие общения дошкольников со сверстниками.
2.4 Анализ результатов формирующих воздействий, направленных на
развитие общения дошкольников со сверстниками.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Общение детей дошкольного возраста со сверстниками.doc

— 629.00 Кб (Скачать файл)

Для изучения общения  большое значение имело так же сопряжение его со смежными науками: с одной стороны, с лингвистикой, семиотикой, теорией информации, с другой - с педагогикой и этикой. Исследования в этих областях показали, какую важную роль общение играет во временном и пространственном аспектах повседневной жизни людей.

Общение не только формируется  как осознанная деятельность ребенка, но, в первые полгода его жизни оно приобретает «статус ведущей деятельности», «позволяет ему накапливать новые знания и умения и постепенно подготавливает его переход к новому виду ведущей деятельности, более высокой по своему уровню. Появление же новой ведущей деятельности неизбежно влечет за собой перестройку предыдущей формы общения с окружающими людьми...» [12].

Позднее в семилетнем возрасте, у ребенка «возникает сознание себя как существа социального и  своего места в системе доступных ему общественных отношений» [10]. Соответственно развивается и общение, становясь, все более сложным и богатым по формам, и не только межличностным, но и групповым.

Таким образом, общение  есть первый вид деятельности, которым  овладевает человек в онтогенезе, и уже это одно достаточно показывает значение общения в человеческой жизни, как условия успешного осуществления всех других видов деятельности. А.Н. Леонтьев писал: «Общение в своей исходной внешней форме, в форме совместной деятельности или " форме общения речевого или даже только мысленного составляет необходимое и специфическое условие развития человека в обществе» [10].

Рассмотрим общение  как особый вид деятельности и  его специфику в дошкольном возрасте. Наиболее комплексные исследования в этой области принадлежат М.И. Лисиной.

М.И. Лисина рассматривает  общение «... как взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений  и достижения общего результата. Общение  всегда связано с деятельностью, и само может рассматриваться как особый вид деятельности». В данной работе, вслед за М.И. Лисиной, понятия «общение» и «коммуникативная деятельность» будут использоваться как синонимы [8]. Общение не сводится к только наблюдаемым актам людей, оно в них обнаруживается. Как любая деятельность, общение побуждается особыми потребностями и мотивами, завершается особым результатом. Поэтому можно представить структурные компоненты коммуникативной деятельности следующим образом:

1) предмет общения - другой человек;

2) потребность в общении  состоит в стремлении к познанию других людей, а через них и с их помощью к самопознанию;

3) коммуникативные мотивы - то ради чего предпринимается  общение; 

4) действие общения  - единица коммуникативной деятельности, Ў целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него

как свой объект (инициативные акты и ответные действия);

5) задачи общения - цель, на достижение которой в  данных конкретных условиях направлены  разнообразные действия общения;

6) средства общения  - это операции, с помощью которых  осуществляются действия общения; 

7) продукты общения  - образования материального и  духовного характера, создающиеся  в процессе общения. 

Обобщая результаты широких  психологических исследований процесса формирования потребности и способности ребенка к общению, М.И. Лисина выделила:

три категории мотивов его общения - деловые, познавательные, личностные;

три категории средств общения - экспрессивно-мимические, преобразованные  локомоции (движения) и предметные действия, речевые высказывания;

четыре основные формы общения - непосредственно-эмоциональное общение  со взрослым (первые полгода жизни), деловое общение, выражающее стремление ребенка к практическому сотрудничеству со взрослым в конкретных ситуациях, форма общения связанная с овладением речью и разворачивающаяся на основе познавательных мотивов

(период «почему»), форма общения,  связанная с преобладанием личностных  мотивов, т.е. потребностью в  оценивании другого и самого  себя.

Продуктом общения ребенка является формирование у него образа самого себя и установление взаимоотношений с окружающим миром.

М.И. Лисина подчеркивает, что «процессы  общения у ребенка суть не реакции, стимулируемые и подкрепляемые» окружающими, а активные действия...». Возникновение общения в онтогенезе является «переходом от реактивности к активности, от реакций к актам деятельности» [8]. Вполне закономерно с этой точки зрения, что нарушение потребности и способности ребенка к общению медицина рассматривает как патологическое явление, именуемое «аутизмом», и ищет способы лечения этой болезни [9]. Общение тесно связано с другими психическими функциями и образованиями, зависит от них и, в то же время, оказывает формирующее влияние на их развитие.

В своих работах М.И. Лисина и А.Г. Рузская (1974) выделили основные виды мотивов вступления ребенка-дошкольника в общение со сверстником (то, ради чего предпринимается общение):

— деловые;

— познавательные;

— личностные [13].

В старшем дошкольном возрасте существенно преобразуется характер взаимодействия со сверстником и, соответственно, процесс познания ровесника: ровесник, как таковой, как определенная индивидуальность становится объектом внимания ребенка. Своеобразная переориентация стимулирует развитие периферических и ядерных структур образа ровесника. У ребенка расширяется представление об умениях и знаниях партнера, появляется интерес к таким сторонам его личности, которые прежде не замечались. Все это способствует выделению устойчивых характеристик сверстника, формированию более целостного его образа.

1.3 Развитие форм общения дошкольников со сверстниками в онтогенезе.

Для того чтобы определить, является ли тот или иной вид взаимодействия общением, можно опираясь на следующие  четыре критерия, предложенные М.И. Лисиной.[8]

Первый критерий: общение  предполагает внимание и интерес  к другому, без которых любое взаимодействие невозможно. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.

Общение – это не просто безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему. Эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера является вторым критерием общения.

Третьим критерием общения  являются инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Поскольку общение – процесс взаимный, человек должен быть уверен, что его партнер воспринимает его и относиться к его воздействиям. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание – наиболее характерный момент общения.

Четвертым критерием  общения является чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер. Изменение своей активности (настроения, слов, действий) под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности.

В совокупности перечисленные  критерии могут свидетельствовать  о том, что данное взаимодействие есть общение. Однако общение – не просто внимание к другому или выражение отношения к нему. Оно всегда имеет свое содержание, которое связывает. Уже само слово «общение» говорит об общности, сопричастности. Такая общность всегда образуется вокруг какого-то содержания или предмета общения. Это может быть совместная деятельность, направленная на достижение результата, или тема разговора, или обмен мнениями по поводу какого-либо события, или просто ответная улыбка. Главное – чтобы этот предмет общения, это содержание были общими для людей, вступивших в общение.

 

Таблица № 1.

Развитие общения  со сверстниками у детей дошкольного возраста (по М.И. Лисиной).

Общение

Примерная дата появления  в онтогенезе

Параметры форм общения (ведущий компонент выделен шрифтом).

Место общения в системе  общей жизнедеятельности ребенка.

Содержание потребности  в общении

Ведущий мотив общения.

Средства общения

Значение формы общения в общем развитии психики

Эмоционально-практическая.

2 года

Контакты с ровесниками  представляют собой недолгие эпизоды, вкрапленные в игру рядом.

Соучастие в шалостях, забавах.

Самовыражение.

Поиск доброжелательного  внимания сверстника.

Личностно-

деловой.

Эмоциона-

ная разрядка).

Деловой.

Экспрессивно-мимические. Предметные действия.

Речь (в начале этапа-5%, в конце-75%

всех контактов)

Развитие представления  о своих возможностях,

расширение диапазона  эмоций,

инициативности.

Ситуативно-деловая

4 года

Сверстники становятся предпочтительным партнером по сравнению  со взрослым. Общение развертывается на фоне совместных видов деятельности.

Сотрудничество ровесников

Признание сверстниками успехов ребенка. Поиск доброжелательного внимания.

Деловой, личностный познавательный

Ситуативная речь (85% контактов). Экспрессивно- мимические средства.

Развитие самосознания (представления о своих возможностях), инициативы, творческого начала.

Внеитуативно-деловая

6-7 лет

Общение развертывается на фоне сюжетно-ролевой игры и игр с правилами, а также других видов коллективной деятельности.

Сотрудничество.

Уважение.

Доброжелательное внимание, сопереживание, взаимопонимание.

Деловой.

Личностный.

Познавательный.

Речь.

Развитие самопознания. Овладение правилами и нормами взаимоотношений. Формирование избирательных взаимоотношений, готовности к школе.


 

 

М.И. Лисина считала, что к двум годам складывается первая форма общения со сверстниками – эмоционально-практическая. Новая потребность в общении со сверстниками занимает четвертое место, вслед за потребностью в активном функционировании, общении со взрослыми и в новых впечатлениях. Содержание ее состоит в том, что ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. Общение сводиться к беготне, веселым крикам, забавным движениям и отличается раскованностью и непосредственностью.

Детей привлекает сам процесс совместных действий: сооружение построек, убегание и пр. Именно в процессе и заключается  для малыша цель деятельности, а  результат ее не важен. Мотивы такого общения заключается в сосредоточенности детей на самовыражении. Хотя малыш стремиться подражать ровеснику и возрастает интерес детей друг к другу, образ ровесника для ребенка очень не четкий, потому что их совместные действия поверхностны.

Общение с товарищами сводиться  к отдельным эпизодам. Дети долго  играют одни. А для установления контактов широко используют все  действия, которыми овладели в общении  со взрослыми – жесты, позы, мимику. Эмоции ребят очень глубоки и  интенсивны.

В возрасте с четырех до шести  лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. В 4 года потребность в общении со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связано с тем, что бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении.

Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д.

У детей ярко проявляются склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость в оценке товарищей. На пятом году жизни дети постоянно спрашивают об успехах товарищей, требуют признать собственные достижения, замечают неудачи других детей и пытаются скрыть свои промахи. Дошкольник стремиться привлечь внимание к себе. Ребенок не выделяет интересов, желаний товарища, не понимает мотивов его поведения. И в то же время проявляет пристальный интерес ко всему, что делает сверстник.

Таким образом, содержание потребности  в общении составляет стремление к признанию и уважению. Контакты характеризуются яркой эмоциональностью.

Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается довольно редко, у небольшого числа детей шести-семи лет, но у старших дошкольников четко намечается тенденция к ее развитию. Усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, т.е. умения видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями.

Информация о работе Экспериментальное изучение общения дошкольников со сверстниками