Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 03:00, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей развития словаря детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие лексики и словаря.
2. Изучить характерные особенности словаря детей 4-5 лет.
3. Подобрать и апробировать методики по обследованию словаря детей средней группы детского сада.
4. Проанализировать результаты исследования словаря детей.
Введение 3
Глава 1. Теоритические аспекты исследования словаря детей 4-5 лет 5
1.1. Общие понятия «лексики» и «словаря» 5
1.2. Онтогенез формирования словаря 6
1.3. Общая характеристика словаря детей 4-5 лет 12
Глава 2. Экспериментальное исследование словаря детей 4-5 лет 14
2.1. Характеристика детей группы исследования 14
2.2. Описание методики и процедуры исследования 17
2.3. Анализ результатов исследования 23
Заключение 29
Список литературы 31
Д.Б. Эльконин [45] указывал, что расширение
жизненных отношений ребенка, усложнение
его деятельности и общения со
взрослыми на протяжении дошкольного
возраста приводят к постепенному росту
словаря. Он отмечал, что установление
средних количественных показателей
в отношении абсолютного
В литературе отмечаются некоторые
расхождения в отношении
С.Н. Цейтлин [ 4, с.28 ] приводит такие средние цифры для словаря детей в возрасте от 1,6 до 6 лет: к полутора годам у ребенка насчитывается около 100 слов, к 2 годам - 300-400, к 3 годам -1000-1100, к 4 годам - 1600, к 5 годам - 2200 слов.
По данным Логиновой В.И. [ 18, с.56 ] в 1 год ребенок активно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3-3,5 тысяч слов.
Бутон Ш. [ 2, с.127 ] приводит такие данные о росте словаря: 1 год - 9 слов, полтора года - 39 слов, 2 года - 300 слов, 3 года б месяцев - 1110 слов, 4 года - 1926 слов.
А.В.Захарова [ 14 ] приводит данные о соотнесении частей речи в словаре 6-ти летнего ребёнка: имя существительное - 42,3%, глагол - 30%, наречие - 10,3%, имя прилагательное - 8,4%, частицы - 3,9%, местоимение - 2,4%, числительное - 1,2%, союз - 0,3%.
По данным А.Н.Гвоздева [7], в словаре четырёхлетнего ребёнка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов, 0,9% междометий и частиц.
Анализируя количественные данные, мы видим своеобразие формирования словаря у детей с нормальным речевым развитием.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребёнок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Относительно объёма словаря у детей того или иного возраста до сих пор не существует достаточно обоснованных данных. Объём живого индивидуального словаря - объект, трудно поддающийся измерению.
В этом возрасте заметно
увеличивается активный словарь
детей за счет слов, обозначающих свойства
и качество предметов, действия с
ними, их функциональные признаки. Дошкольники
начинают подбирать слова с
К 5 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 2000 – 2500. Но наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет,
воспитывается и обучается ребенок.
В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться на окончания слов (красный шар, красная шапка, красное платье); начинают активно использовать в речи предлоги (в, над, под, между, около).
Речь становится связной
и последовательной. Происходит переход
от ситуативной речи к контекстной.
Развивается как диалогическая,
так и монологическая речь. Дети
могут участвовать в
Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, которая заключается в том, что ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом – неправильно. Типична и обратная замена звуков (шапка – сапка, жук – зук и т.д.).
У многих детей наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков (л, р), что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи.
Дети овладевают правильным произношением практически всех звуков родного языка. Однако у некоторых из их наблюдается нечеткое произношение свистящих, шипящих и сонорных. Таким детям необходима помощь логопеда.
У дошкольников 4-5 лет формируется
осознание своих
Выводы по 1 главе: Изучение психолого-педагогической литературы показало. Что слово - это основной элемент языка и речи, обладающий единством лексического, грамматического, психологического значения и выполняющий определенные функции.
С помощью речи, слов ребёнок осознает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера.
Развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребёнок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Относительно объёма словаря у детей того или иного возраста до сих пор не существует достаточно обоснованных данных. Объём живого индивидуального словаря - объект, трудно поддающийся измерению.
В процессе изучения особенностей развития словаря детей средней группы мы выявили, что на пятом году жизни у ребёнка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Дети начинают выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию.
Изучение особенностей развития словаря детей средней группы проводилось в детском саду № 187 г. Хабаровска. В исследовании участвовало 19 детей.
Характеристика детей, участвующих в исследовании:
Средний возраст детей, участвующих в эксперименте 4-5 лет, все они из благополучных семей.
Карен К. 5 лет. Легко возбудимый, нервный, неуравновешенный ребенок. Замкнутый, малообщительный. Во время игр с детьми излишне подвижен, трудно управляемый, агрессивен. Дома Вова очень подвижный, легко возбудимый, бывает, что кричит на своих родителей, дерется со своим младшим братом.
Вахтанг Б. 4, 7 лет. Необщительный, мало разговорчивый мальчик. На вопросы предпочитает отвечать односложными ответами "да, нет, не знаю". На занятиях не принимает никакого участия, взгляд "отсутствующий". От индивидуального задания старается "увильнуть". С детьми общается мало. Дома, по словам мамы, Сеня любит спокойно играть со своими игрушками. Всегда помогает маме, откликается на просьбы о помощи с желанием.
Леша Ш. 5 лет. Спокойный уравновешенный. После поступления в группу долго не мог найти контакт с детьми, избегал общения со взрослыми. Сейчас свободно общается со своей подругой из группы. С другими детьми и взрослыми длительного общения избегает. Дома Леша капризен, предпочитает настольные игры, рисование.
Катя У. 4, 5 лет. Общительная девочка, любит быть у всех на виду. Обществу сверстников предпочитает общество взрослых. В группе старается занять лидирующее положение. На занятиях быстро утомляется. Дома Катя спокойный, уравновешенный, общительный ребёнок. У неё много подруг, которых она часто приглашает в гости.
Вика Н. 5 лет. Застенчивая девочка. С взрослыми общается с нежеланием. На занятиях неусидчива, отвлекается, работает только в начале занятия. В общении с детьми излишне подвижна, но управляема. Дома играет, в основном со старшим братом, шумные игры.
Света Б. 5 лет. Рассудительная, уравновешенная девочка. Предпочитает играть в настольно - печатные игры. Легко общается со сверстниками. При общении со взрослыми застенчива. Дома любит общаться с мамой, помогает ей во всём.
Женя Б. 4, 9 лет. Общительная, эмоциональная девочка. Легко общается со взрослыми, и со сверстниками. Любит организовывать игры. На занятиях спокойна, рассудительна. Дома предпочитает спокойные настольные игры, любит рисовать, раскрашивать картинки.
Галя Д. 4, 3 лет. Подвижный ребёнок. Общению со взрослыми предпочитает общение с детьми. В группе у нее много друзей, дети ее любят. Дома бывает капризна. Очень любит играть со своим старшим братом в подвижные игры. На просьбы родителей отзывается, особенно любит помогать бабушке. Любит рисовать.
Алина П. 4 года. Очень артистичная, общительная, эмоциональная девочка. Легко воспринимает новый материал. На занятиях занимается с удовольствием. Дома предпочитает играть со старшей сестрой в сюжетно – ролевые игры.
Катя С. 4, 6 лет. Малоподвижная девочка. Легко, свободно, с желанием общается только с двумя своими подругами. На занятиях занимается с желанием. Дома ведёт себя спокойно, любит играть со своими игрушками.
Коля Б. 4 года. Необщительный, мало разговорчивый мальчик. На вопросы предпочитает отвечать односложными ответами "да, нет, не знаю". На занятиях не принимает никакого участия, взгляд "отсутствующий". От индивидуального задания старается "увильнуть". С детьми общается мало. Валя Ш. 5 лет. Спокойная уравновешенная девочка. С детьми и взрослыми длительного общения избегает. Дома Валя капризна, предпочитает настольные игры, рисование.
Жаля У. 4 года. Общительная девочка, любит быть у всех на виду. Обществу сверстников предпочитает общество взрослых. В группе старается занять лидирующее положение. На занятиях быстро утомляется. Дома Катя спокойный, уравновешенный, общительный ребёнок.
Настя Н. 4, 6 лет. Застенчивая девочка. С взрослыми общается с нежеланием. На занятиях неусидчива, отвлекается, работает только в начале занятия. В общении с детьми излишне подвижна, но управляема.
Галя Б. 4 года. Рассудительная, уравновешенная девочка. Предпочитает играть в настольно - печатные игры. Легко общается со сверстниками. При общении со взрослыми застенчива. Дома любит общаться с мамой, помогает ей во всём.
Арина Б. 5 лет. Общительная, эмоциональная девочка. Легко общается со взрослыми, и со сверстниками. Любит организовывать игры. На занятиях спокойна, рассудительна. Дома предпочитает спокойные настольные игры, любит рисовать, раскрашивать картинки.
Артем Д. 4 года. Подвижный ребёнок. Общению со взрослыми предпочитает общение с детьми. В группе у него много друзей, дети его любят. Дома бывает капризен. Любит рисовать.
Женя П. 4,5 лет. Очень артистичная, общительная, эмоциональная девочка. Легко воспринимает новый материал. На занятиях занимается с удовольствием. Дома предпочитает играть со старшей сестрой в сюжетно – ролевые игры.
Полина С. 5 лет. Малоподвижная девочка. Легко, свободно, с желанием общается только с двумя своими подругами. На занятиях занимается с желанием. Дома ведёт себя спокойно, любит играть со своими игрушками.
Для исследования словаря детей нами были использованы методики, разработанные Т.И Гризик, И.Д.Коненковой и Архиповой.
В ходе исследования решались
следующие задачи, может ли ребенок
называть предметы и их основные части,
их качества и свойства, действия и
функции, некоторые профессии людей,
детенышей животных; обозначать различные
действия соответствующими глаголами;
подбирать прилагательные к существительным,
использовать антонимы. Для этого
предлагается 8 заданий. Результаты изучения
состояния словаря ребенка
Задание 1. Назови предметы
Ребенку показывали картинку,
на которой изображено шесть предметов:
ботинки, чайник, дом, грузовая машина,
платье, стул. Последовательно задавались
следующие вопросы: «Что носят на
ногах? В чем заваривают чай? Где
живут люди? Что помогает людям
перевозить грузы ? Что носят девочки?
На чем сидят люди?» Ребенок
внимательно слушает взрослого,
находит соответствующую
Ответ оценивался следующим образом: «5» - если ребенок называл все шесть предметов; «4» - если ребенок назвал от пяти до трех предметов; «3» - если ребенок назвал менее трех предметов; « 2» - если ребенок назвал два предмета; «1» - если ребенок говорит неадекватные ответы или слова замены.
С целью выявления знаний детьми названий частей предметов использовалось следующее задание.
Задание 2. Назови части предметов
Ребенку последовательно показывались четыре картинки с изображением стула, чайника, дома, грузовой машины. При этом картинки, с которыми ребенок не работал, закрывались листом бумаги. Предлагалось ребенку назвать предмет и его части .Если ребенок затруднялся, педагог указкой показывал части изображенных предметов, что помогало их выделить . Например: « стул - спинка, сиденье, ножки», « чайник - ручка, носик, дно, крышка», « дом - крыша, окно, дверь, крыльцо, труба, стены», « машина - кузов, кабина, колеса, окно, фары, дверца».
Ответы детей оценивались следующим образом: « 5» - если ребенок назвал у стула и чайника все части, у дома и машины шесть-пять частей; «4» - если ребенок назвал у стула три части, у чайника три части, у машины и дома четыре-три части; «3» - если ребенок назвал у стула две части, у чайника две части, у дома и машины три части; «2» - если ребенок назвал у стула одну часть, у чайника одну часть, у машины две части; «1» -если ребенок отвечает неадекватные ответы и помощь не требуется.
Занятие 3. Назови одним словом
Слова- обобщения
Предлагаемые темы: « одежда», «обувь», « овощи», « фрукты», « мебель», « животные». Детям показывают картинки с изображением пяти предметов, соответствующих слову - обобщению (см. Приложение 1). Попросить ребенка посмотреть на изображенные предметы и назвать их одним словом. При этом ребенок не называет конкретные предметы, относящиеся к обобщенному понятию.
Информация о работе Экспериментальное исследование словаря детей 4-5 лет