Экспериментальное исследование словаря детей 4-5 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 03:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение особенностей развития словаря детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие лексики и словаря.
2. Изучить характерные особенности словаря детей 4-5 лет.
3. Подобрать и апробировать методики по обследованию словаря детей средней группы детского сада.
4. Проанализировать результаты исследования словаря детей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоритические аспекты исследования словаря детей 4-5 лет 5
1.1. Общие понятия «лексики» и «словаря» 5
1.2. Онтогенез формирования словаря 6
1.3. Общая характеристика словаря детей 4-5 лет 12
Глава 2. Экспериментальное исследование словаря детей 4-5 лет 14
2.1. Характеристика детей группы исследования 14
2.2. Описание методики и процедуры исследования 17
2.3. Анализ результатов исследования 23
Заключение 29
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 829.85 Кб (Скачать файл)

Д.Б. Эльконин [45] указывал, что расширение жизненных отношений ребенка, усложнение его деятельности и общения со взрослыми на протяжении дошкольного  возраста приводят к постепенному росту  словаря. Он отмечал, что установление средних количественных показателей  в отношении абсолютного состава  словаря и его прироста чрезвычайно  затруднено ввиду того, что условия  жизни оказывают на развитие словаря  большое влияние.

В литературе отмечаются некоторые  расхождения в отношении абсолютного  состава словаря и его прироста.

С.Н. Цейтлин [ 4, с.28 ] приводит такие средние цифры для словаря детей в возрасте от 1,6 до 6 лет: к полутора годам у ребенка насчитывается около 100 слов, к 2 годам - 300-400, к 3 годам -1000-1100, к 4 годам - 1600, к 5 годам - 2200 слов.

По данным Логиновой В.И. [ 18, с.56 ] в 1 год ребенок активно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3-3,5 тысяч слов.

Бутон Ш. [ 2, с.127 ] приводит такие данные о росте словаря: 1 год - 9 слов, полтора года - 39 слов, 2 года - 300 слов, 3 года б месяцев - 1110 слов, 4 года - 1926 слов.

А.В.Захарова [ 14 ] приводит данные о  соотнесении частей речи в словаре 6-ти летнего ребёнка: имя существительное - 42,3%, глагол - 30%, наречие - 10,3%, имя прилагательное - 8,4%, частицы - 3,9%, местоимение - 2,4%, числительное - 1,2%, союз - 0,3%.

По данным А.Н.Гвоздева [7], в словаре  четырёхлетнего ребёнка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов, 0,9% междометий и частиц.

Анализируя количественные данные, мы видим своеобразие формирования словаря у детей с нормальным речевым развитием.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребёнок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Относительно объёма словаря у детей того или иного возраста до сих пор не существует достаточно обоснованных данных. Объём живого индивидуального словаря - объект, трудно поддающийся измерению.

 

1.3. Общая характеристика  словаря детей 4-5 лет

 

В этом возрасте заметно  увеличивается активный словарь  детей за счет слов, обозначающих свойства и качество предметов, действия с  ними, их функциональные признаки. Дошкольники  начинают подбирать слова с противоположным  (антонимы) и близким (синонимы) значением, употребляют обобщающие слова.

К 5 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 2000 – 2500. Но наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что  обусловлено рядом факторов,  в том числе и средой, в которой  живет,

воспитывается  и обучается  ребенок.

В усвоении грамматического  строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать  названия предметов с прилагательными  в роде, числе и падеже, ориентироваться  на окончания слов (красный шар, красная шапка, красное платье); начинают активно использовать в речи предлоги (в, над, под, между, около).

Речь становится связной  и последовательной. Происходит переход  от ситуативной речи к контекстной. Развивается как диалогическая, так и монологическая речь. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам, игрушкам.

Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, которая заключается в том, что  ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в  другом – неправильно. Типична и  обратная замена звуков (шапка –  сапка, жук – зук и т.д.).

У многих детей наблюдается  несовершенное произношение сонорных звуков (л, р), что обусловлено недостаточным  развитием речедвигательных механизмов. Вместе с тем у детей наблюдается  особая чувствительность, восприимчивость  к звукам речи.

Дети овладевают правильным произношением практически всех звуков родного языка. Однако у некоторых  из их наблюдается нечеткое произношение свистящих, шипящих и сонорных. Таким  детям необходима помощь логопеда.

У дошкольников 4-5 лет формируется  осознание своих произносительных умений.

Выводы по 1 главе: Изучение психолого-педагогической литературы показало. Что слово - это основной элемент языка и речи, обладающий единством лексического, грамматического, психологического значения и выполняющий определенные функции.

С помощью речи, слов ребёнок осознает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре  ребенка рано появляются слова конкретного  значения, позднее – слова обобщающего  характера.

Развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребёнок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Относительно объёма словаря у детей того или иного возраста до сих пор не существует достаточно обоснованных данных. Объём живого индивидуального словаря - объект, трудно поддающийся измерению.

В процессе изучения особенностей развития словаря детей средней  группы мы выявили, что на пятом году жизни у ребёнка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом  развитии. Дети начинают выделять и  называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать  простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию.

 

Глава 2. Экспериментальное  исследование словаря детей 4-5 лет

2.1. Характеристика  детей группы исследования

 

Изучение особенностей развития словаря детей средней группы проводилось в детском саду № 187 г. Хабаровска. В исследовании участвовало 19 детей.

Характеристика детей, участвующих в исследовании:

Средний возраст детей, участвующих в эксперименте 4-5 лет, все они из благополучных семей.

Карен К. 5 лет. Легко возбудимый, нервный, неуравновешенный ребенок. Замкнутый, малообщительный. Во время игр с детьми излишне подвижен, трудно управляемый, агрессивен. Дома Вова очень подвижный, легко возбудимый, бывает, что кричит на своих родителей, дерется со своим младшим братом.

Вахтанг Б. 4, 7 лет. Необщительный, мало разговорчивый мальчик. На вопросы предпочитает отвечать односложными ответами "да, нет, не знаю". На занятиях не принимает никакого участия, взгляд "отсутствующий". От индивидуального задания старается "увильнуть". С детьми общается мало. Дома, по словам мамы, Сеня любит спокойно играть со своими игрушками. Всегда помогает маме, откликается на просьбы о помощи с желанием.

Леша Ш. 5 лет. Спокойный уравновешенный. После поступления в группу долго не мог найти контакт с детьми, избегал общения со взрослыми. Сейчас свободно общается со своей подругой из группы. С другими детьми и взрослыми длительного общения избегает. Дома Леша капризен, предпочитает настольные игры, рисование.

Катя У. 4, 5 лет. Общительная девочка, любит быть у всех на виду. Обществу сверстников предпочитает общество взрослых. В группе старается занять лидирующее положение. На занятиях быстро утомляется. Дома Катя спокойный, уравновешенный, общительный ребёнок. У неё много подруг, которых она часто приглашает в гости.

Вика Н. 5 лет. Застенчивая девочка. С взрослыми общается с нежеланием. На занятиях неусидчива, отвлекается, работает только в начале занятия. В общении с детьми излишне подвижна, но управляема. Дома играет, в основном со старшим братом, шумные игры.

Света Б. 5 лет. Рассудительная, уравновешенная девочка. Предпочитает играть в настольно - печатные игры. Легко общается со сверстниками. При общении со взрослыми застенчива. Дома любит общаться с мамой, помогает ей во всём.

Женя Б. 4, 9 лет. Общительная, эмоциональная девочка. Легко общается со взрослыми, и со сверстниками. Любит организовывать игры. На занятиях спокойна, рассудительна. Дома предпочитает спокойные настольные игры, любит рисовать, раскрашивать картинки.

Галя Д. 4, 3 лет. Подвижный ребёнок. Общению со взрослыми предпочитает общение с детьми. В группе у нее много друзей, дети ее любят. Дома бывает капризна. Очень любит играть со своим старшим братом в подвижные игры. На просьбы родителей отзывается, особенно любит помогать бабушке. Любит рисовать.

Алина П. 4 года. Очень артистичная, общительная, эмоциональная девочка. Легко воспринимает новый материал. На занятиях занимается с удовольствием. Дома предпочитает играть со старшей сестрой в сюжетно – ролевые игры.

Катя С. 4, 6 лет. Малоподвижная девочка. Легко, свободно, с желанием общается только с двумя своими подругами. На занятиях занимается с желанием. Дома ведёт себя спокойно, любит играть со своими игрушками.

Коля Б. 4 года. Необщительный, мало разговорчивый мальчик. На вопросы предпочитает отвечать односложными ответами "да, нет, не знаю". На занятиях не принимает никакого участия, взгляд "отсутствующий". От индивидуального задания старается "увильнуть". С детьми общается мало. Валя Ш. 5 лет. Спокойная уравновешенная девочка. С детьми и взрослыми длительного общения избегает. Дома Валя капризна, предпочитает настольные игры, рисование.

Жаля У. 4 года. Общительная девочка, любит быть у всех на виду. Обществу сверстников предпочитает общество взрослых. В группе старается занять лидирующее положение. На занятиях быстро утомляется. Дома Катя спокойный, уравновешенный, общительный ребёнок.

Настя Н. 4, 6 лет. Застенчивая девочка. С взрослыми общается с нежеланием. На занятиях неусидчива, отвлекается, работает только в начале занятия. В общении с детьми излишне подвижна, но управляема.

Галя Б. 4 года. Рассудительная, уравновешенная девочка. Предпочитает играть в настольно - печатные игры. Легко общается со сверстниками. При общении со взрослыми застенчива. Дома любит общаться с мамой, помогает ей во всём.

Арина Б. 5 лет. Общительная, эмоциональная девочка. Легко общается со взрослыми, и со сверстниками. Любит организовывать игры. На занятиях спокойна, рассудительна. Дома предпочитает спокойные настольные игры, любит рисовать, раскрашивать картинки.

Артем Д. 4 года. Подвижный ребёнок. Общению со взрослыми предпочитает общение с детьми. В группе у него много друзей, дети его любят. Дома бывает капризен. Любит рисовать.

Женя П. 4,5 лет. Очень артистичная, общительная, эмоциональная девочка. Легко воспринимает новый материал. На занятиях занимается с удовольствием. Дома предпочитает играть со старшей сестрой в сюжетно – ролевые игры.

Полина С. 5 лет. Малоподвижная девочка. Легко, свободно, с желанием общается только с двумя своими подругами. На занятиях занимается с желанием. Дома ведёт себя спокойно, любит играть со своими игрушками.

 

2.2. Описание  методики и процедуры исследования

 

Для исследования словаря  детей нами были  использованы методики, разработанные Т.И Гризик, И.Д.Коненковой и Архиповой.

В ходе исследования решались следующие задачи, может ли ребенок  называть предметы и их основные части, их качества и свойства, действия и  функции, некоторые профессии людей, детенышей животных; обозначать различные  действия соответствующими глаголами; подбирать прилагательные к существительным, использовать антонимы. Для этого  предлагается 8 заданий. Результаты изучения состояния словаря ребенка представлены в таблицах № 1 и 2 задания предлагается оценивать по 5- бальной системе.

Задание 1. Назови предметы

Ребенку показывали картинку, на которой изображено шесть предметов: ботинки, чайник, дом, грузовая машина, платье, стул. Последовательно задавались следующие вопросы: «Что носят на ногах? В чем заваривают чай? Где  живут люди? Что помогает людям  перевозить грузы ? Что носят девочки? На чем сидят люди?» Ребенок  внимательно слушает взрослого, находит соответствующую картинку, называет предмет.

Ответ оценивался следующим  образом: «5» - если ребенок называл  все шесть предметов; «4» - если ребенок  назвал от пяти до трех предметов; «3» - если ребенок назвал менее трех предметов; « 2» - если ребенок назвал два предмета; «1» - если ребенок говорит неадекватные ответы или слова замены.

С целью выявления знаний детьми названий частей предметов использовалось следующее задание.

Задание 2. Назови части предметов

Ребенку последовательно  показывались четыре картинки с изображением стула, чайника, дома, грузовой машины. При этом картинки, с которыми ребенок  не работал, закрывались листом бумаги. Предлагалось ребенку назвать предмет  и его части .Если ребенок затруднялся, педагог указкой показывал части изображенных предметов, что  помогало их выделить . Например: « стул - спинка, сиденье, ножки», « чайник - ручка, носик, дно, крышка», « дом - крыша, окно, дверь, крыльцо, труба, стены», « машина - кузов, кабина, колеса, окно, фары, дверца».

Ответы детей оценивались  следующим образом: « 5» - если ребенок  назвал у стула и чайника все  части, у дома и машины шесть-пять частей; «4» - если ребенок назвал у  стула три части, у чайника  три части, у машины и дома четыре-три  части; «3» - если ребенок назвал у  стула две части, у чайника  две части, у дома и машины три  части; «2» - если ребенок назвал у  стула одну часть, у чайника одну часть, у машины две части; «1» -если ребенок отвечает неадекватные ответы и помощь не требуется.

Занятие 3. Назови одним словом

Слова- обобщения

Предлагаемые темы: « одежда», «обувь», « овощи», « фрукты», «  мебель», « животные». Детям показывают картинки с изображением пяти предметов, соответствующих слову - обобщению (см. Приложение 1). Попросить ребенка посмотреть на изображенные предметы и назвать их одним словом. При этом ребенок не называет конкретные предметы, относящиеся к обобщенному понятию.

Информация о работе Экспериментальное исследование словаря детей 4-5 лет