Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 03:00, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей развития словаря детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие лексики и словаря.
2. Изучить характерные особенности словаря детей 4-5 лет.
3. Подобрать и апробировать методики по обследованию словаря детей средней группы детского сада.
4. Проанализировать результаты исследования словаря детей.
Введение 3
Глава 1. Теоритические аспекты исследования словаря детей 4-5 лет 5
1.1. Общие понятия «лексики» и «словаря» 5
1.2. Онтогенез формирования словаря 6
1.3. Общая характеристика словаря детей 4-5 лет 12
Глава 2. Экспериментальное исследование словаря детей 4-5 лет 14
2.1. Характеристика детей группы исследования 14
2.2. Описание методики и процедуры исследования 17
2.3. Анализ результатов исследования 23
Заключение 29
Список литературы 31
Низкий уровень развития активного словаря.
Костя Ж. 5 лет.
1.Активный словарь.
1.1. Конкретные существительные.
Посуда: кружка, сахарница, ножи, тарелка.
Одежда: шапка, носки, платок.
Обувь: сапоги, сандалии, тапки.
Животные: лев, волк, слон, лось, крокодил, лиса, медведь.
Мебель: стул, кровать.
Овощи: помидор, огурец, морковка, свекла.
Птицы: павлин, петух, курицы, гуси, сова, утка, аист.
Транспорт: грузовик, автобус, велосипед.
Фрукты: сливы, апельсин, груша.
1.2. Обобщающие понятия: животные, овощи, птицы.
1.3. Существительные, обозначающие части тела, части предметов.
Части тела: нос, рот, глаза, руки.
Части одежды: рукав.
Части автомобиля: не названо.
1.4. Название профессий: строитель.
1.5. Глагольный словарь.
Употребление глаголов при
Кто как передвигается? Не названо.
Кто как кричит? Не названо.
1.6. Прилагательные.
Название цветов: коричневый, голубой, розовый.
Название формы: круглый, квадратный.
Средний уровень развития активного словаря.
Миша Б. 5 лет.
1.Активный словарь.
1.1.Конкретные
Посуда: кружка, ножи, тарелка, кастрюля.
Одежда: не названо.
Обувь: сапоги, тапки, ботинки.
Животные: слон, лось, крокодил, лиса, медведь.
Мебель: стол, стул, полка, кровать.
Овощи: огурец.
Птицы: петух, индюк, сова, утка, голубь.
Транспорт: велосипед.
Фрукты: сливы, вишни, груша.
1.2. Обобщающие понятия: одежда, животные.
1.3. Существительные, обозначающие части тела, части предметов.
Части тела: голова, руки, шея, ноги.
Части одежды: не названо.
Части автомобиля: не названо.
1.4. Название профессий: почтальон, строитель, врач.
1.5. Глагольный словарь.
Употребление глаголов при
Кто как передвигается? Не названо.
Кто как кричит? Не названо.
1.6.Прилогательные.
Название цветов: не названо.
Название формы: круглый.
Низкий уровень развития активного словаря.
Марина Л. 5 лет.
1.Активный словарь.
1.1. Конкретные существительные.
Посуда: кружка, тарелка.
Одежда: шапка, носки, чулки, платок.
Обувь: сапоги, ботинки.
Животные: тигр, волк, носорог, медведь.
Мебель: стул, кровать, шкаф.
Овощи: помидор, огурец, лук, редиска.
Птицы: снегирь, петух, гуси, орел, утка, голубь.
Транспорт: автобус.
Фрукты: не названо.
1.2. Обобщающие понятия: овощи, животные, мебель, посуда.
1.3. Существительные, обозначающие части тела, части предметов.
Части тела: глаза, нос, рот, руки, шея, голова.
Части одежды: рукав, пуговица.
Части автомобиля: не названо.
1.4. Название профессий: швея, повар, шофер.
1.5. Глагольный словарь.
Употребление глаголов при
Кто как передвигается? Птицы летают.
Кто как кричит? Не названо.
1.6. Прилагательные.
Название цветов: оранжевый.
Название формы: круглый, прямоугольный.
Средний уровень развития активного словаря.
Лиза Н. 5 лет.
1.Активный словарь.
1.1. Конкретные существительные.
Посуда: чашка.
Одежда: шапка, чулки.
Обувь: не названо.
Животные: лев, лиса, жираф, медведь.
Мебель: не названо.
Овощи: помидор, огурец, лук.
Птицы: петух, журавль, курицы, гуси, орел, утка.
Транспорт: не названо.
Фрукты: не названо.
1.2.Обобщающие понятия: животные, фрукты, посуда.
1.3. Существительные, обозначающие части тела, части предметов.
Части тела: не названо.
Части одежды: не названо.
Части автомобиля: не названо.
1.4. Название профессий: шахтер, продавец.
1.5. Глагольный словарь.
Употребление глаголов при
Кто как передвигается? Человек ходит, лягушка прыгает.
Кто как кричит? Ворона каркает, лягушка квакает, собака гавкает.
1.6. Прилагательные.
Название цветов: розовый, голубой, фиолетовый, коричневый.
Название формы: круглый, овальный.
Низкий уровень развития активного словаря.
Света Ж. 5 лет.
1.Активный словарь.
1.1. Конкретные существительные.
Посуда: не названо.
Одежда: носки, рубашка, костюм.
Обувь: сапоги, туфли, ботинки.
Животные: волк, лось, кенгуру, лиса, медведь.
Мебель: стол, стул, полка, кровать.
Овощи: не названо.
Птицы: петух, курицы, индюк, голубь.
Транспорт: не названо.
Фрукты: апельсин, груша, крыжовник.
1.2.Обобщающие понятия: одежда, животные, мебель, фрукты.
1.3. Существительные, обозначающие части тела, части предметов.
Части тела: голова, шея, руки, ноги, глаза.
Части одежды: воротник, пуговица.
Части автомобиля: колесо.
1.4. Название профессий: учитель, машинист, продавец.
1.5. Глагольный словарь.
Употребление глаголов при
Кто как передвигается? Не названо.
Кто как кричит? Кошка мяукает.
1.6. Прилагательные.
Название цветов: коричневый, розовый, голубой, оранжевый.
Назание формы: круглый, треугольный, квадратный.
Низкий уровень развитии активного словаря.
Никита Ф. 5 лет.
1.Активный словарь.
1.1. Конкретные существительные.
Посуда: не названо.
Одежда: шапка.
Обувь: сапоги, сандалии, тапки, туфли.
Животные: лев, волк, рысь, носорог, олень, жираф, медведь.
Мебель: кровать.
Овощи: помидор, огурец, морковка.
Птицы: не названо.
Транспорт: грузовик, автобус, самолет, велосипед.
Фрукты: вишня, груша.
1.2. Обобщающие понятия: не названо.
1.3. Существительные, обозначающие части тела, части предметов.
Части тела: голова, глаза, рот, шея, живот, руки, ноги.
Части одежды: пуговица.
Части автомобиля: дверца, колеса, руль.
1.4. Название профессий: врач, столяр, шофер.
1.5. Глагольный словарь.
Употребление глаголов при
Кто как передвигается? Змея ползает. Обезьяна прыгает.
Кто как кричит? Не названо.
1.6. Прилагательные.
Название цветов: розовый, коричневый.
Название формы: не названо.
Низкий уровень развития активного словаря.
Алина М. 4 года.
1.Активный словарь.
1.1.Конкретные
Посуда: чашка, кастрюля.
Одежда: не названо.
Обувь: туфли, тапки, ботинки.
Животные: лев, тигр, лиса, жираф, медведь.
Мебель: стол, кровать, шкаф.
Овощи: не названо.
Птицы: павлин, петух, курицы, индюк, голубь, аист.
Транспорт: не названо.
Фрукты: апельсин, груша.
1.2. Обобщающие понятия: посуда, животные, мебель, птицы.
1.3. Название профессий: не названо.
1.4. Прилагательные.
Название цветов: синий, черный, зеленый, белый, красный.
Низкий уровень развития активного словаря.
Приложение 6
Таблица № 1
Уровни знания названий предметов, обобщающих понятий, названий детенышей животных
Фамилия, имя ребенка |
« назови предметы» |
« назови части предметов» |
« назови одним словом» |
« назови детенышей животных» |
Вахтанг Ш. |
5 |
3 |
4 |
3 |
Максим К. |
5 |
4 |
5 |
5 |
Леша Д. |
5 |
4 |
5 |
5 |
Вика А. |
5 |
4 |
5 |
5 |
Стас Н. |
5 |
4 |
5 |
5 |
Катя М. |
5 |
3 |
4 |
4 |
Максим К. |
5 |
4 |
5 |
4 |
Катя А. |
5 |
5 |
5 |
5 |
Ваня П. |
5 |
4 |
4 |
4 |
Полина Б. |
5 |
3 |
4 |
5 |
Карен Г. |
5 |
4 |
5 |
5 |
Женя А. |
5 |
3 |
4 |
5 |
Артем К. |
5 |
3 |
4 |
4 |
Арина Н. |
5 |
5 |
5 |
5 |
Галя С. |
5 |
4 |
5 |
5 |
Настя Г. |
5 |
3 |
4 |
4 |
Ваня П. |
5 |
3 |
4 |
4 |
Жаля А. |
4 |
3 |
3 |
4 |
Коля Г. |
3 |
2 |
2 |
3 |
Таблица № 2
Уровни знания названий профессий, антонимов, запаса прилагательных и глаголов
Фамилия, имя ребенка |
«назови профессии» |
« назови какой какая, какое, какие » |
« Скажи наоборот» |
« Скажи, кто что делает » |
Вахтанг Ш. |
4 |
2 |
2 |
3 |
Максим К. |
4 |
3 |
3 |
4 |
Леша Д. |
5 |
3 |
4 |
4 |
Вика А. |
4 |
2 |
4 |
4 |
Стас Н. |
5 |
2 |
4 |
4 |
Катя М. |
4 |
2 |
3 |
4 |
Максим К. |
4 |
3 |
3 |
4 |
Катя А. |
5 |
4 |
4 |
5 |
Ваня П. |
5 |
3 |
4 |
4 |
Полина Б. |
4 |
3 |
4 |
4 |
Карен Г. |
5 |
4 |
4 |
5 |
Женя А. |
4 |
2 |
3 |
4 |
Артем К. |
4 |
3 |
3 |
4 |
Арина Н. |
5 |
4 |
4 |
5 |
Галя С. |
5 |
3 |
4 |
5 |
Настя Г. |
4 |
2 |
3 |
4 |
Ваня П. |
5 |
3 |
3 |
4 |
Жаля А. |
4 |
2 |
2 |
3 |
Коля Г. |
4 |
1 |
2 |
3 |
Информация о работе Экспериментальное исследование словаря детей 4-5 лет