Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 14:32, реферат
Данная работа состоит из введения, основной части, включающей 2 вопроса, и заключения. Первый вопрос раскрывает основные понятия, задачи, содержание и методы эстетического воспитания. Во втором - рассматривается вопрос о формировании основ эстетического воспитания с раннего детства до старшего дошкольного возраста в детском саду.
Я считаю, что в наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна.
Введение
3
1.
Эстетическое воспитание – одно из основных направлений
в дошкольной педагогики.
3
1.1.
Основные понятии эстетического воспитания
3
1.2.
Задачи эстетического воспитания
3
1.3.
Содержание и методы эстетического воспитания
5
2.
Формирование основ эстетического воспитания в детском саду
6
3.
Заключение
10
4.
Список литературы
11
Практическое применение методов и приемов находятся в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей и строится дифференцированно, с учетом продвинутости всего коллектива и каждого ребенка в отдельности.
В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное художественное развитие детей.
Таким образом, эстетическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, труду, искусству, жизни. Методы эстетического воспитания помогают воспитать человека, и направлены на обучение думать, искать, пробовать и находить решение.
2. Формирование основ эстетического
воспитания в детском саду
В своей работе я хотела бы проследить, когда закладываются основы эстетического воспитания раннего детства и дошкольного возраста.
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему – сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.
Чувство – особая форма отношения
человека к явлениям действительности,
обусловленная их соответствием или несоответствием
потребностям человека.
"Ничто ни слова, ни мысли, ни даже поступки
наши не выражают так ясно и верно нас
самих и наши отношения к миру, как наши
чувствования: в них слышен характер не
отдельной мысли, не отдельного решения,
а всего содержания души нашей и ее строя"1
– говорил К.Д.Ушинский.
Особую группу чувств составляют
высшие чувства: эстетические, нравственные
и интеллектуальные.
Формирование
эстетических чувств начинается с раннего
детства. Дошкольный возраст - это период
первоначального фактического складывания
личности. Дети дошкольного возраста с
большим желанием строят замки и крепости
из снега, мокрого песка или кубиков, забивают
гвозди, с не меньшим старанием рисуют
карандашами, красками или мелом. Родители
должны всегда поддерживать, а не тормозить
эти естественные потребности детей.
Воспитание у детей устойчивого интереса к труду, желание понять красоту окружающего мира начинается именно в семье. Ребенок еще только научился сидеть, сделал первые шаги - и уже в этом возрасте можно закладывать основы эстетического воспитания.
К концу дошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Их вызывает красивая, мелодичная и спокойная музыка (колыбельная), веселая песня, бодрый марш. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется чем-то блестящим:украшенной елкой, брошкой и т.д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: "Как красиво!" Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: "какой красивый красный мяч", "как нарядно одета кукла" и так далее.
Очень быстро дети начинают и сами отличать явно некрасивое, дисгармоничное от мелодичного, гармоничного, особенно в воспринимаемых звуках.
Необходимо пробуждать у малышей интерес к произведениям художественной литературы. Во время рассказа детям коротеньких художественных и народных стишков ("ладушки-ладушки", "водичка, водичка, умой мое личико" и так далее) у детей развивается умение вслушиваться в звуки, чувство ритма, слуховая чувствительность и эмоциональная выразительность голоса.
Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого. В этом возрасте родители своим примером могут воспитать у ребенка любовь к чистоте и порядку. Очень важно уже в этот период обращать внимание детей на красоту окружающего мира в самых доступных ее проявлениях. Взрослые должны научить своего ребенка радоваться хорошей постройке товарища, красивому букету, нарядно одетой кукле - все это будет прививаться при непосредственном влиянии мамы и папы.
Оценочное отношение взрослых сказывается и на формировании эстетических чувств детей. Общий эмоциональный тон (некрасиво поет, нравится), характерный для младших дошкольников, сменяется у старших более определенными и дифференцированными эстетическими оценками: "Какая грустная музыка, даже хочется
плакать", " Какая у тебя безобразная шляпа, как горшок".
Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив - детский сад, который берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросы эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: столы, пособия - должно воспитывать своей чистотой, аккуратностью и чистотой.
Еще одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства. Большое значение в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народно-декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров: дымковскими игрушками, резьбой по дереву, вышивкой и другими. Тем самым прививая ребенку любовь и уважение к труду.
Эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация. Эстетические чувства развиваются на занятиях изобразительной деятельностью, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры и т.д.
Очень важную роль в создании эстетической среды играет музыка. Она должна звучать как на музыкальных занятиях, так и включаться в другие виды деятельности. Музыка, начиная звучать на утренней зарядке, создает у детей бодрое настроение, активизирует и повышает их жизненный тонус.
Игры с пением и хороводами строятся на произведениях казахского национального и народного творчества, являясь прекрасным материалом нравственно-эстетического воспитания детей. Усваивая национальные и народные образы, дети начинают чувствовать красоту напевов, выразительность языка - все это способствует формированию музыкально-эстетического вкуса.
Получая разнообразные музыкальные впечатления, дети стремятся к самостоятельному музицированию, подбирая полюбившиеся мелодии на детских инструментах.
Один из актуальных вопросов современности – изучение исторического наследия казахского народа, успешное применение его основных идей и содержания в учебно-воспитательном процессе, в повседневной жизни.
Особенностью программы в детском саду является содержание нравственно-эстетического воспитания – воспитание всесторонне развитой личности, с национальной психологией и самосознанием, проникнутой уважением к традициям и обычаям своего народа; красиво, знающего язык своего народа, духовно богатого человека.
Народное достояние – это, призывающие ребенка к светлым чувствам, колыбельные песни матери, наполненные мудрости пословицы-поговорки, загадки-скороговорки, волшебные сказки, вызывающий неиссякаемый интерес к играм.
У каждого народа в воспитании своих потомков есть национальные особенности. Отсюда задача сегодняшнего дня – брать на вооружение эти замечательные традиции народов и широко использовать их в воспитательном процессе. Тем самым, формируя у детей самосознание с целью нравственно-эстетического воспитания любви к родной земле, своей стране, к замечательной родине – Казахстану и способствуя расширению знания детей о народных традициях, которые явятся основой приобщения их к народной культуре. Воспитание чувств национальной гордости, дружбы и взаимосвязи с другими народами.
Также одним из важнейших средств эстетического воспитания является природа - вечный источник разнообразных эстетических переживаний. Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик, поэтому на экскурсиях, прогулках взрослые должны обращать внимание детей на своеобразие красок природы, учить слышать "живой" голос леса, поля. Прогулки должны создавать у детей радостное настроение. Необходимо дать воспитанникам почувствовать удовольствие от пребывания на природе: прохладно, поют птицы, шумят деревья. Совместное рассматривание с детьми понятных детям проявлений красоты в природе, ярко выраженное восхищение взрослого при виде маленькой пушистой собачки, красивой лужайки, заходящего солнца вызывают у ребенка соответствующие эмоциональные переживания и постепенно формируют у него дифференцированное отношение к окружающему, понимание красивого. Малыш начинает потом уже и сам выделять в окружающем наиболее красивые явления: "посмотрите, какие красивые цветы несет дядя!"
Живая природа - это удивительный, сложный и многогранный мир, особое место в котором отведено животным. Знания о животных дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого или кинофильм. Но особое значение в дошкольном возрасте имеет непосредственное общение с животными. Поэтому в детском саду специально создаются уголки природы. Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умения обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. Наблюдения помогают детям систематически знакомиться с миром животных и проявлять свое внимательное отношению к нему. Они начинают замечать не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном начинают находить интересное. Уход за живыми обитателями уголка формирует у детей эстетическое восприятие и отношение, умение создавать красоту самому и с уважением относиться к труду другого человека.
Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки и другие.
Очень большое значение имеет
подбор игрушек и уход за ними. Рваная
или грязная кукла не только некрасива,
но и воспитывает равнодушие к этой игрушке.
Пример воспитателя, его эмоциональная
отзывчивость на красивое особенно необходимы
детям для становления их собственного
эстетического вкуса.
Немалую роль играют занятия
по ознакомлению детей с художественной
литературой. Через веселые рассказы,
стихи, басни дети осваивают категорию
комического и смешного, с их помощью можно
развить у ребенка чувство юмора.
Юмор - форма комического, в которой предметы,
события и их поступки изображаются в
смешном виде.
У ребенка очень важно воспитывать чувство юмора с самого раннего детства, оно способствует душевному здоровью, помогает противостоять трудностям и невзгодам. К. Чуковский писал в книге "От двух до пяти": "...Это задача немалая - воспитать в ребенке юмор, то драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами."1
Исследователи - психологи С.П.Рубинский, М.М.Конина считают, что развивать у детей способность замечать и понимать смешное - значит развивать у них гибкость ума и сообразительность. Для того, что бы понять комическое, ребенку нужно мысленно восстановить правильное положение вещей, сделать ряд умозаключений, сопоставить с окружающей действительностью. Это обогащает мысль и фантазию.
Чувство комического у детей
в значительной степени отличается от
данного чувства взрослого человека. Оно
возникает в результате раскрытия доступных
им противоречий в чем либо. Первые проявления
чувства комического у детей в элементарной
форме можно наблюдать очень рано. Маленькому
ребенку доступны самые примитивные, чисто
внешние формы комического, основанные
на несоответствии привычке, ожиданию.
Способность замечать отклонения от нормы
и воспринимать их как комические появляются
в результате формирования у малышей достаточно
устойчивых представлений о внешнем виде
предметов, людей, животных, об их движениях.
Дети младшего и среднего дошкольного
возраста легче всего воспринимают комическое
в поведении животных, близких им по возрасту
сказочных персонажей, ровестников. Труднее
- в поведении взрослых. Так как они являются
для детей образцом разумного, поэтому
смешное в их поведении дети не замечают,
считая это нормой.
В старшем дошкольном возрасте ребенок
может заметить уже более тонкие несоответствия,
часто смеется над нелогичностью действий
и поступков взрослых. В этом возрасте
дети с удовольствием слушают смешные
сказки, стихи, пытаются сами создавать
комические ситуации в рисунках и сказках.
"У ребенка есть великая потребность смеяться. Дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности - одна не из последних задач воспитания"2 - писал К.Чуковский.
Формированию у детей дошкольного возраста чувство юмора способствуют произведения лучших детских писателей: Чуковского, Маршака, Носова и др., раскрывающие различные по своей сложности комические моменты.
Необходимо постепенное усложнение комического содержания. Вначале используются произведения, где ярко выражены комические ситуации, в основе которых лежит одушевление предметов, незнание героями элементарных правил поведения, известных детям.
Затем подбираются произведения
более сложные, содержащие комизм, основанный
на нелогичности поступков, показе каких-либо
отрицательных качеств персонажа.
Для воспитания чувства юмора незаменимы
"перевертыши - педагогически ценные
познавательные произведения. Они закрепляют
у ребенка правильное понимание действительности.
Они не только забава, но и полезный умственный
труд.
Перевертыши - это произведения, где их
герои действуют вопреки своим реальныи
свойствам и качествам. Замечательным
мастером перевертышей был К.Чуковский.
Стихи о перевернутом мире по своей природе
шалость, комическая игра, вольность, они
подводят ребенка к первоосновам юмора.
Это новая ступенька в познании, так как
ребенок утверждается в житейском опыте,
он явственно ощущает вздор, знает, что
на самом деле все не так.