Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 14:32, реферат
Данная работа состоит из введения, основной части, включающей 2 вопроса, и заключения. Первый вопрос раскрывает основные понятия, задачи, содержание и методы эстетического воспитания. Во втором - рассматривается вопрос о формировании основ эстетического воспитания с раннего детства до старшего дошкольного возраста в детском саду.
Я считаю, что в наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна.
Введение
3
1.
Эстетическое воспитание – одно из основных направлений
в дошкольной педагогики.
3
1.1.
Основные понятии эстетического воспитания
3
1.2.
Задачи эстетического воспитания
3
1.3.
Содержание и методы эстетического воспитания
5
2.
Формирование основ эстетического воспитания в детском саду
6
3.
Заключение
10
4.
Список литературы
11
П Л А Н
Введение |
3 | ||
1. |
Эстетическое воспитание – одно из основных направлений в дошкольной педагогики. |
3 | |
1.1. |
Основные понятии эстетического воспитания |
3 | |
1.2. |
Задачи эстетического воспитания |
3 | |
1.3. |
Содержание и методы эстетического воспитания |
5 | |
2. |
Формирование основ эстетического воспитания в детском саду |
6 | |
3. |
Заключение |
10 | |
4. |
Список литературы |
11 |
Введение.
В своем реферате по теме "Эстетическое воспитание в детском саду" я хочу рассмотреть сущность и содержание эстетического воспитания, проследить его взаимосвязь со всеми сторонами воспитания, а также, проследить с какого момента закладываются основы эстетического вкуса и чувств.
Данная работа состоит из введения, основной части, включающей 2 вопроса, и заключения. Первый вопрос раскрывает основные понятия, задачи, содержание и методы эстетического воспитания. Во втором - рассматривается вопрос о формировании основ эстетического воспитания с раннего детства до старшего дошкольного возраста в детском саду.
Я считаю, что в наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Так как, эстетическое воспитание развивает способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, воспитывает стремление самому учувствовать в преобразовании окружающего мира и развивает творческие способности детей.
Чтобы человек мог заполнить свободное время интересным и содержательным делом, нужно с раннего детства развивать у него стремление к прекрасному, воспитывать уважение к национальным традициям, культурным ценностям, любовь и гордость к родному краю, своей стране, к замечательной родине – Казахстан.
«Воспитание – великое дело: им решается участь человека»
В.Г. Белинский
1. Эстетическое воспитание
– одно из основных направлений
в дошкольной педагогики.
1.1. Основные определения
Воспитание как социальное явление отражает свойственное человеческому обществу объективное явление передачи общественно-исторического опыта от старшего поколения к младшему, формирования личности человека и подготовки его к участию в трудовой, культурной и общественной жизни.
Эстетическое воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью её эстетического развития, то есть формирование эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках людей) и в искусстве. Развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты.
Искусство – ядро и генеральное средство эстетического воспитания, которое, однако, ведется и с помощью дизайна, и с помощью эстетических аспектов различных форм деятельности, несущих в себе эстетическое содержание.
Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловлен -
ная их соответствием или несоответствием потребностям человека
1.2. Задачи эстетического воспитания в детском саду.
Гармоническое развитие ребёнка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимает вопрос эстетического воспитания. Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитии творческих способностей.
Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла. Эстетическое воспитание средствами искусства обозначается термином «художественное воспитание».
Эстетическое воспитание не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми её сторонами.
Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное совершенствование которой во многом зависит от эстетического воспитания.
Художественные впечатления раннего детства сильны и остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь. Для успешного художественного развития ребенка педагогу необходимо правильно использовать в соответствии с возрастом различные формы и виды детских занятий и развлечений.
Эстетическое воспитание тесно связано с современностью, во многом определяются ею. Эстетическое освоение действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовывать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.
Всегда найдутся способы привлечения каждого ребёнка к общественной полезной деятельности с помощью посильного труда, занятий, игры. Чем теснее познавательный процесс связан с эстетическими переживаниями, тем глубже его восприятие и полноценнее результаты.
Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста определяются общей целью воспитания, возрастными возможностями детей. Исходя из цели эстетического развития и современных условий в детском саду, выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания:
В эту группу задач входит развитие эстетических эмоций и чувств детей: эмоционально отзывчивости на все прекрасное или безобразное, комическое или трагическое и т.д.
Приобщение детей к активной эстетической и художественной деятельности:
а) формирование первичных умений и навыков исполнительной художественной деятельности;
б) формирование умения воспринимать и использовать разные средства выразительности того или иного вида искусства;
в) воспитание у детей навыков и умений активно вносить элементы прекрасного в быт, природу, в собственный облик, в отношении с окружающими людьми.
к этой группе задач относится развитие общих и специальных художественно-творческих способностей. Например, в ИЗО деятельности относятся особая деятельность творческого воображения, особая зрительная чувствительность, глазомер, хорошая зрительная память, специальная умелость руки, эмоциональная чувствительность и т.д.
Решение задач эстетического воспитания тесно связана с формированием у детей таких качеств, как инициативность, умение предвидеть определенные результаты, стремиться к ним, умение мечтать.
Расширяя рамки художественного воспитания, приближая его к жизни, всё чаще ставятся вопросы: что такое эстетическое воспитание? В чем его сущность? В каких фор -
мах и какими методами его надо осуществлять?
1.3. Содержание и методы эстетического воспитания.
Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, вкусов, интересов.
Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы и организации её очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности.
Осваивая окружающую действительность и искусство, у детей формируются знания о прекрасном. Под руководством взрослых дети осваивают основные эстетические критерии возвышенного и низменного, трагического и комического и т.д. Через произведения искусства: стихи, песни – у детей закрепляется знание о прекрасном, дети овладевают эстетической оценкой: прекрасного или некрасивого, уродливого, безобразного.
Знание о красивом формируется с раннего детства через предметы быта. Которые окружают детей, игрушки, произведения искусства. Постепенно к старшему дошкольному возрасту, дети овладевают понятием прекрасного и применяют его к явлениям природы, жизни, к оценке деятельности людей и их поступков. Дети начинают понимать, какие поступки оцениваются как прекрасные, какие как безобразные.
На протяжении дошкольного возраста формируются также знания о музыке: вокальной и инструментальной, разнообразии её тематики, жанре, структуре отдельных произведений, средствами музыкальной выразительности, различных музыкальных инструментах. Дети знакомятся с казахскими и народными песнями и танцами, хороводами, произведениями классической и современной музыки.
В содержании эстетического воспитания особое значение имеет формирование у детей элементарных знаний о художественной литературе: произведениями казахской, русской и зарубежной. Дети приобретают знания о стихах, рассказах, фольклоре.
Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с именами известных казахских и русских писателей, художников, композиторов.
Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания включается и приобретение детьми эстетических навыков и умений. В музыкальной деятельности дети овладевают навыками культуры слушания музыки, а также несложными исполнительскими навыками.
В изобразительной деятельности дети приобретают навыки и умения наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать индивидуальные и общие свойства.
В детском саду предусмотрено формирование у детей навыков и умений изображать с помощью различных материалов отдельные предметы, сюжеты, составлять декоративные композиции. При этом дети овладевают навыками и умениями четко передавать основную форму, величину, строение предмета, его цвет, стремясь создать образ более выразительным.
Большая работа проводится в детском саду по обучению детей и техническим навыкам: рисовать красками. Углём, фломастерами, карандашом, мелками и т.д.; сочетать разные материалы.
Далее я хочу рассмотреть вопрос, как все богатое содержание эстетического воспитания можно воплотить в реальность и с помощью какого «инструмента» это можно сделать.
По выражению А.С. Макаренко, – метод – это инструмент прикосновения к личности, способы, с помощью которых совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанников.
Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраст ребенка, а также немалую роль играет уровень подготовки, мастерство и способности педагога.
Использование методов и приемов в воспитании зависит от того, какие качества, способности педагог хочет развить у ребенка. В одном случае необходимо развить инициативу и самостоятельность, которые нужны при выполнении любой деятельности, в другом – специальные способности, связанные с музыкальной, изобразительной, словесно-художественной практикой.
Основными методами эстетического воспитания, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, практических действий, являются: