Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 00:18, курсовая работа
Б.М. Неменского говорит о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов"
Век информационных технологий принес с собой новые возможности воспитания и одновременно требования к последнему. В наше время существует множество факторов воспитания, и они весьма разнообразны, их можно разделить на целенаправленные и нецеленаправленные. Нецеленаправленных факторов становится все больше: это уже не только природа, общество, друзья, улица, религия, искусство, но и множество медиа-факторов. Ребенок, живущий в век информационных технологий, попадает в активную разнообразную медиа-среду, представленную телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и др. Это является серьезнейшей проблемой, особенно в дошкольном и школьном возрасте, когда активно ид
СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………….…....……...2
ВВЕДЕНИЕ…………………………..…………………………….………...3
ГЛАВА I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания школьников……………………………………………………………….……..5
1.1. Понятие эстетического воспитания …………………….…………..5
1.2. Психологические аспекты эстетического воспитания в среднем школьном возрасте ………………………………………………………….........8
1.3. Методы эстетического воспитания…………………………….…. 10
ГЛАВА II. Компьютерная графика как средство эстетического воспитания………………………………………………………………....……14
2.1. Роль компьютерной графики в процессе эстетического воспитания среднего школьного возраста………………………………….……….…..…..14
2.2. Анализ методик обучения компьютерной графике…………….....17
2.3.Разработка программы кружка «Компьютерная графика»……….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…...23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….….….…..24
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..……..26
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ МАКСИМА
ТАНКА»
ФАКУЛЬТЕТ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Курсовая работа по методике преподавания
компьютерной
графики:
«Эстетическое
воспитание ребенка
средствами компьютерной
графики»
Выполнила:
студентка 4 курса 407 группы
Романчик
Алина Анатольевна
Научный руководитель:
преподаватель
Лифанова
Татьяна Ивановна
Минск-2011
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ…………………………..………………
ГЛАВА
I. Теоретические подходы
к проблеме эстетического
воспитания школьников……………………………………………………
1.1. Понятие эстетического воспитания …………………….…………..5
1.2.
Психологические аспекты эстетического
воспитания в среднем школьном возрасте
…………………………………………………………........
1.3.
Методы эстетического воспитания…………………………….….
10
ГЛАВА
II. Компьютерная графика
как средство эстетического
воспитания……………………………………………………
2.1.
Роль компьютерной графики в
процессе эстетического
2.2. Анализ методик обучения компьютерной графике…………….....17
2.3.Разработка программы кружка «Компьютерная графика»……….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….….….…..24
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим".
Б.М. Неменского
ВВЕДЕНИЕ
Б.М. Неменского говорит о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов"
Век
информационных технологий принес с
собой новые возможности
Суть — эстетического воспитания состоит в формировании у воспитуемых системы эстетических взглядов, отношений и качеств, необходимых как для воспитания эстетических ценностей общества, так и для деятельности по законам красоты во всех видах и сферах человеческой деятельности путем воздействия на эстетические качества учеников, в том числе средствами компьютерной графики.
В настоящее время все большее число ученых проявляют интерес к проблемам эстетического воспитания детей. В их числе: Т.И. Власова, А.В. Гулыга, Г. Джибладзе, А.И. Комарова, В.Н. Максимова, Л.П. Печко, М.С. Чванова, и др.
Цель исследования —выявить возможности компьютерной графики как средства эстетического воспитания.
Задачи исследования:
Объект исследования: эстетическое воспитание школьников средствами компьютерной графики.
Предмет исследования: процесс эстетического воспитания школьников средствами компьютерной графики.
Методы исследования: теоретические: теоретический анализ научно – педагогической, психологической, эстетической и специальной литературы по технологиям компьютерной графики, изучение и обобщение передового опыта; эмпирические: опросно-диагностический метод (беседы); наблюдение.
Гипотеза
исследования: эстетическое воспитание
эффективно, если использовать в учебной
деятельности средства компьютерной графики.
Глава I.
Теоретические подходы
к проблеме эстетического
воспитания школьников.
1.1. Понятие эстетического воспитания.
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, трагическое учит сочувствию, комическое помогает бороться с недостатками.
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого"aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы - материалисты(Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Н. Винер Концевой М.П. Н.Г. Чернышевский, Л.С. Выготский, В.А.Сухомлинский, Ф.М. Достоевский, Г.Костоев, Том Хантер и другие.
В
использованной литературе имеется
множество различных подходов к
определениям понятий, выбору путей
и средств эстетического
Рассмотрим некоторые из них.
Н.Г. Чернышевский
"Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день"
Л.С. Выготский
Можно смело утверждать, что сегодня компьютерная графика является значимым фактором современной эстетической среды (организации материально-предметного и духовного окружения человека). В этом и заключается первостепенное значение компьютерной графики для эстетического воспитания ребенка.
В.А.Сухомлинский
Современные компьютерные системы дают ребенку реальную возможность реализовать себя не только в качестве зрителя, но и непосредственно войти в творческую лабораторию создателя мультфильмов. Важность этого заключается в том, что "невозможно до конца войти в художественное произведение, будучи совершенно чуждым технике его языка. И поэтому известное минимальное техническое ознакомление со строем всякого искусства непременно должно входить в систему общего образования" [5, с. 291].
Совершенно прав один из крупнейших философов современности, утверждая, что "невозможно понять рисунок, ничего не зная о технике, в которой он выполнен. Невозможно постичь фильм, ничего не смысля в технике съемки и монтажа" [7, c.1].
Г.Костоев
Все новое и непривычное вызывает закономерную настороженность и опасения. Не является исключением и компьютерная графика, особенно в своих педагогических приложениях. Такие опасения можно только приветствовать в качестве первого шага к построению действительно эффективной системы ее использования в области эстетического воспитания. Нельзя только ограничиваться этим первым шагом и надо стараться отделить действительные угрозы от иллюзорных.
Компьютерная графика служит для украшения реального мира, и ее педагогическое использование должно осуществляться в этом же направлении не только в постановке перспективных целей, но и для каждого отдельного случая. Это в полной мере отвечает и особенности детского возраста, которая "состоит в том, что непосредственная сила конкретного переживания для ребенка гораздо значительнее, чем сила воображаемой эмоции [5, с. 277].
Таким образом, важнейшая задача системы эстетического воспитания видится в том, чтобы сформировать эстетическую культуру личности, адекватную реалиям и вызовам современного информационного общества. Компьютерное искусство стало существенной реалией жизни человека. Мы все сталкиваемся с его произведениями практически в любой сфере деятельности. Современный ребенок обречен на их эстетическое, семантическое, смысловое освоение. Задача воспитания - оптимизировать это освоение в управляемом педагогическом процессе в целях гармонического развития творческой личности.
Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.
Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Хотим
сделать выводы, проблема младшего
поколения на сегодняшний день —
эстетическое воспитание детей. Дети перестали
интересоваться искусством, забыли что
такое музеи, многие из них не читают
книжек. Уже многие ученые работают над
этой проблемой например Л.С. Выготский
он считае, что сегодня компьютерная графика
является значимым фактором современной
эстетической среды над этим и работают
педагоги, как научить детей эстетическому
воспитанию средствами компьютерной графики.
1.2. Психологические аспекты эстетического воспитания в среднем школьном возрасте
Мы уже отметили, что очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась.
Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и школьного возраста. [15, c. 7-26]
Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) - переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.
Характерная особенность
Стоит обратить внимание классного руководителя на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность их внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Однако если классный руководитель создает трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.
Информация о работе Эстетическое воспитание ребенка средствами компьютерной графики