Эстетическое воспитание ребенка средствами компьютерной графики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 00:18, курсовая работа

Краткое описание

Б.М. Неменского говорит о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов"
Век информационных технологий принес с собой новые возможности воспитания и одновременно требования к последнему. В наше время существует множество факторов воспитания, и они весьма разнообразны, их можно разделить на целенаправленные и нецеленаправленные. Нецеленаправленных факторов становится все больше: это уже не только природа, общество, друзья, улица, религия, искусство, но и множество медиа-факторов. Ребенок, живущий в век информационных технологий, попадает в активную разнообразную медиа-среду, представленную телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и др. Это является серьезнейшей проблемой, особенно в дошкольном и школьном возрасте, когда активно ид

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………….…....……...2
ВВЕДЕНИЕ…………………………..…………………………….………...3

ГЛАВА I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания школьников……………………………………………………………….……..5
1.1. Понятие эстетического воспитания …………………….…………..5
1.2. Психологические аспекты эстетического воспитания в среднем школьном возрасте ………………………………………………………….........8
1.3. Методы эстетического воспитания…………………………….…. 10

ГЛАВА II. Компьютерная графика как средство эстетического воспитания………………………………………………………………....……14
2.1. Роль компьютерной графики в процессе эстетического воспитания среднего школьного возраста………………………………….……….…..…..14
2.2. Анализ методик обучения компьютерной графике…………….....17
2.3.Разработка программы кружка «Компьютерная графика»……….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…...23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….….….…..24
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..……..26

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

      Значимой особенностью мышление  подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их послушный ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает пора кризисной ситуации «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.

       Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.

       Исследования внутреннего мира  подростков показывают, что одной  из самых главных моральных  проблем среднего школьного возраста  является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями поведением.

       В этом возрасте подросток  весьма подражателен. Это может  привести его к ошибочным и  даже аморальным представлениям  и поступкам. Подростки - мальчики  склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне зеленые местные хулиганы. Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость - подлостью, любовь к себе - насилием над другими. Девочки подростки отличаются тем, что они физически отличаются от мальчиков ранним взрослением и хотят общаться с мальчиками более старшего возраста. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно - положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые девочки подростки считают идеальной работу проститутки, спекуляцию, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями. Многие подростки, как мальчики, так и девочки, не желают связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще. Идеал честного труженика перестал быть привлекательным.

       Классному руководителю нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность не только преодолеть отчуждение, но и наладить хорошие отношения в системе:

    школа                 семья                общество              ребенок.

    Организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «класс».[1, c. 34–43] 

    1.3. Методы эстетического воспитания

    В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде.

    Эстетическое  восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В  основе его лежит эмоциональный  отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания.

    Методы  эстетического воспитания очень  разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов  деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога.

    Эстетическую  информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения). Поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкально-образного построения фортепьянной пьесы. В дальнейшем, чтобы помочь ребенку вслушиваться в звуки, вглядываться в краски и формы предмета, педагог направляет его внимание на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение. Например, при просмотре телепередачи взрослый предлагает ребенку обратить особое внимание на отдельные персонажи, их поведение, повадки.[17, c. 7-26]

    По  тому, как дети получают эстетическую информацию (знакомятся непосредственно с произведением искусства, слушая музыкальную пьесу, песню, сказку, рассматривая картины, или через воспитателя, который рассказывает, объясняет, задает вопросы), методы и приемы эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные.

    Меняются  методы и в зависимости от форм организации деятельности. На художественных занятиях педагог дает точные указания, показывает или предлагает детям  самим найти приемы исполнения и  т. д. На занятиях художественной лепкой детей обучают приемам, позволяющим им самим составить предмет из отдельных частей или из целого материала (глина, пластилин) вылепить отдельные детали. Следовательно, обучение носит достаточно прямой характер. В самостоятельной деятельности ребенка руководство взрослого сводится к косвенному воздействию, он лишь напоминает, побуждая к действиям, или исправляет ошибки. [17, c. 7-26]

    Существо  методов эстетического воспитания зависит также от возраста детей. Приобщая малышей к прекрасному, воспитатель обращает его внимание на то, какие листья осенью, как хорошо, если в комнате порядок, чистота. Перед старшими ставится иная задача — посильного, но активного «преобразования» окружающего мира под руководством взрослого. Они должны не только наблюдать и оценивать, но уметь оформить уголок для игр, сделать гербарий и т. д. Таким образом, на практике применяются методы формирования наблюдательности, самостоятельных действий, планирования своей деятельности и реализации замысла. В зависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремлений детей методы усложняются.

    Педагогическая  наука и практика определяют ряд  наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

    — метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

    — метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для  преобразования окружающей среды и  выработки навыков культуры поведения;

    — метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;

    — метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению  к безобразному в окружающем мире. [14, c. 288]

    В современной педагогической науке особая роль принадлежит методике художественного обучения на занятиях, предусматривающей необходимость создания поисковых «проблемных» ситуаций, дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.

    Известные дидакты М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер пишут по этому поводу: «...любой метод предполагает поставленную цель, соответствующую ей деятельность (систему действий), необходимые средства, процесс изменения объекта, достигнутую цель (результат применения метода)» .

    Цель  эстетического воспитания и его конкретные задачи сформулированы в «Программе воспитания в детском саду». Художественная деятельность соответствует различным видам искусства, литературы и направлена на приобщение детей к рисованию, лепке, пению, танцам, театрализованным играм и т. д. К используемым при этом средствам можно отнести литературные, музыкальные произведения, иллюстрации, малые скульптуры, принадлежности кукольных, теневых театров, художественные материалы для аппликаций и т. д. Они помогают усвоению разных способов действий, в ходе которых возникает процесс эстетического развития ребенка. Полученные результаты свидетельствуют о достигнутой цели. При ознакомлении с ними оценивается развитие каждого ребенка.

    Таким образом, при разучивании произведений или решении художественных задач следует активно применять способы, позволяющие целенаправленно руководить сенсорной ориентировкой детей, их эмоциональным восприятием, целостным и дифференцированным, самостоятельными, творческими действиями.

    Разносторонний  характер действий педагога вызывает соответствующую реакцию у детей. Например, объяснительно-иллюстративный метод вызывает исполнительские, репродуктивные действия («Нарисуй, как я показываю». — Ребенок точно следует указаниям). Метод объяснительно-побуждающий ориентирует на самостоятельный поиск

    В современной педагогической практике широко применяются творческие задания, являющиеся наиболее эффективным методом  развития творческих способностей дошкольников. Воспитатель вызывает у ребят  желание импровизировать. Выполнение этих условий позволяет сделать обучение существенным фактором, стимулирующим творческий процесс. [17, c. 7-26]

    Важным  условием художественной деятельности детей являются их самостоятельные  действия, которые, в свою очередь, находятся  во взаимосвязи с действиями взрослых.

    Отдельные методы носят противоречивый характер. Но приемы, их составляющие, как бы дополняют  друг друга. Вот некоторые из них:

    — слово воспитателя (пояснения, указания) и наглядные-методы, заключающиеся  в демонстрации произведений искусства, показе приемов исполнения;

    — приемы развития сознательного отношения, умения анализировать, сопоставлять и  приемы, побуждающие к эмоциональным  переживаниям;

    — показ действий, которым надо точно  следовать, и приемы, формирующие  способы самостоятельных действий;

    — приемы, направленные на упражнение, тренировку в навыках, и творческие задания, предполагающие оригинальность, своеобразие  исполнения, выдумку, вариативность.

    В целом лишь комплекс всевозможных методов  может обеспечить полноценное художественное развитие ребенка. [17, c. 7-26]

 

    Глава II. Компьютерная графика  как средство эстетического  воспитания 

    2.1. Роль компьютерной графики в процессе эстетического воспитания среднего школьного возраста

    Красота человека проявляется в процессе общения, в умении обратиться к людям, тепло улыбаться, красиво стоять, сидеть, идти. Человек привлекателен, если во внешнем облике, отражается его прекрасная внутренняя сущность. Такой человек совершенствует себя и других по законам красоты.

    На  эстетический аспект воспитание ребенка большое влияние оказывает сказка, с ее увлекательным и волшебным миром. Эстетические чувства формируются и проявляются в творческой деятельности. По средством рисования, лепки из пластилина, танца.

    Для дошкольного и школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы и кино.[14, c. 288]

    От  современной медиа-среды никуда не деться, поэтому с ней нужно  научиться сотрудничать или хотя бы нейтрализовывать ее негативные воздействия. Факторы медиа-среды воздействуют на развитие ребенка не систематично, не контролируемо, не преднамеренно, но оказывают влияние, воспитывают ребенка, способствуют формированию его мировоззрения. Медиа-среда включает в себя все разнообразие средств массовой информации и современных технологий, с которыми соприкасается ребенок. Одним из первых и важных представителей медиа-пространства являются мультипликационные (анимационные) фильмы. Под мультфильмами мы будем понимать не только произведения, созданные по технологии умножения, но и все современные произведения, созданные посредством компьютерной графики, «ожившие», которые мы можем отнести к понятию «мультфильм».

      Мультфильм как один из факторов  медиа-среды в любом случае  оказывает на ребенка влияние, но это влияние не всегда понятно, поскольку просмотр мультфильмов зачастую неконтролируемый и нецеленаправленный со стороны взрослых. Родители включают ребенку мультфильм, часто не преследуя никаких воспитательных целей и не оценивая воспитательный потенциал мультфильма, что может привести к весьма нежелательным последствиям.

    Мультфильм  – это продукт не только медиа-среды, но и один из видов искусства. Общепризнанно  воспитывающее влияние искусства  на формирование личности ребенка [4, с. 287]. Между тем мультфильм обладает большим воспитательным потенциалом. Перед телевизором ребенок проводит достаточно много времени: до нескольких часов день. А если учесть, что дошкольники изучают мир постоянно, то такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно. 

    Дети  через мультфильмы получают положительные  эмоции, радуются, сопереживают, плачут. Дошкольники очень впечатлительны, и не всегда могут отличать «действительность  от созданий воображения» [16, с. 576]. Поэтому дети начинают доверять мультфильму, принимая его как часть реальности, воспринимать те жизненные ценности и установки, которые в нем содержатся. Мультфильмы «играют важную роль в формировании представлений и мире» [1, с.35] Для детей искусство – это форма познания и освоения мира, это старший товарищ, который показывает, «что такое хорошо, а что такое плохо», какие последствия, наказания могут последовать за неправильными действиями, какие положительные результаты – за правильными действиями. Ребенок через мультфильмы учится, узнает много нового: новые явления, названия, слова, юмористические ситуации.

Информация о работе Эстетическое воспитание ребенка средствами компьютерной графики