Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 20:35, курсовая работа
Культура поведения помогает общению человека с окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность. Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье, детском саду, школе. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Ведь социальные нормы и правила основаны на уважительном и тактичном отношении к личности другого человека, а усвоенные с детства они становятся полезными и привычными.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ СЕМЕЙНОГО ЭТИКЕТА……………………………………......5
1.1 Правила семейного этикета………………………………………………….5
1.2Особенности семейного воспитания………………………………………..11
1.3 Обучение детей правилам семейного этикета……………………………..18
1.4 Роль учителя в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………………..21
Выводы по главе 1……………………………………………………………….27
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ СЕМЕЙНОГО ЭТИКЕТА ………………………………………28
2.1Диагностика уровня сформированности знаний о семейном этикете и семейном воспитании у детей ………………………………………………….28
2.2 Программа мероприятий по ознакомлению детей с правилами семейного этикета……………………………………………………………………………32
Выводы по главе 2……………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..43
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..52
Семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. [18, с.68]
Семья для ребенка - это место
рождения и основная среда обитания.
В семье формируются все
Семья - это определенный морально-психологический климат, для ребенка - это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости...
Есть определенная специфика се
Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И сидя за школьной партой, ученик мысленно и чувственно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих ею проблем.
По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, движется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда - замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия. Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.
Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит - различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети - мамы, папы - бабушки и дедушки - прабабушки и прадедушки. И несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.
Семья - важнейший институт социализации личности
На протяжении какого-то времени
семья вообще является для ребенка
единственным местом получения такого
опыта. Семью можно рассматривать
в качестве модели и формы базового
жизненного тренинга личности. Как
правило, тип взаимоотношений, сформированный
в родительской семье, моделируется
на свою семью. В семейных отношениях
между родителями и детьми важным
выступает использование
- в результате
- по механизму социального
Также важными условиями рациональных
взаимоотношений выступает
Семья выступает и как социальный инс
Основная, первая функция семьи - репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:
- воспитательная - социализация молодого
поколения, поддержание
- хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
- экономическая - получение материальных
средств одних членов семьи
для других, экономическая поддержка
несовершеннолетних и
- сфера первичного социального
контроля - моральная регламентация
поведения членов семьи в
- духовного общества - развитие
личностей членов семьи,
- социально-статусная - предоставление
определенного социального
- досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
- эмоциональная - получение психологической
защиты, эмоциональной поддержки,
эмоциональная стабилизация
Задачи семьи состоят в том, чтобы:
- создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
- стать социально-экономической
и психологической защитой
- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
- научить детей полезным
- воспитать чувство
Главная задача семьи - выполнение родителями функций воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т.е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов.
Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Целью семейного воспитания явл
Содержание семейного воспитани
Семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее общие из них: Там же.
- гуманность и милосердие к растущему человеку;
- вовлечение детей в
- открытость и доверительность отношений с детьми;
- оптимистичность
- последовательность в своих
требованиях (не требовать
- оказание посильной помощи
своему ребенку, готовность
Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.
Всеобъемлющее влияние родителей
на детей, а также содержание и характер
этого влияния объясняются методами и механиз
Подкрепление - формирование типа поведения, который отвечает ценностным представлениям семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Идентификация - признание ребенком родителей, их авторитета, подражание им, в большей или меньшей степени ориентация на их пример поведения, отношений с окружающими, деятельности и т.д. Наказание - воздействие на ребенка, которое выражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания мудро выражен в русской пословице: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом». Наказать - значит помочь ребенку осознать свой поступок, вызвать чувство вины, раскаяния. С психологической точки зрения наказание - хорошо известное каждому человеку неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется скорее избавиться и никогда больше не переживать. Стимулирующая роль поощрения - ориентация на хорошее, доброе в развивающейся личности, закрепление стремления и продвижения ребенка в этом направлении. Переживание радости, удовлетворения от одобрения его усилий, стараний, достижений вызывает у ребенка бодрость, способствует благоприятному самочувствию.
Семейному воспитанию присущи и свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.